Курсовая: Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФОУВПО
УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
НА ТЕМУ: ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОХОДОВ
МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ В СИСТЕМЕ
БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Выполнил: студент гр. _________
Научный руководитель: _________________
ЕКАТЕРИНБУРГ 2002
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________________________3
ИЗ ИСТОРИИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ (КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
__________________________________________________________7
ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ:
ПРОБЛЕМА ЧРЕЗМЕРНО БОЛЬШОЙ СФЕРЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ________9
СОХРАНЯЮЩАЯСЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ _______ 14
НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ __________________________17
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ:
ОПЫТ
ФРГ____________________________________________________________________________20
ОПЫТ
США___________________________________________________________________________24
ОПЫТ
ШВЕЙЦАРИИ__________________________________________________________________26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________________ 28
НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ __________________________________________________30
БИБЛИОГРАФИЯ _______________________________________________________________ 31
Введение
Одной из важнейших особенностей России является наличие в её политическом,
экономическом и правовом пространстве такого понятия, как федерализм в
отношениях между центральными органами власти и органами власти субъектов
Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними исходя из
принципов централизма и децентрализации. Причём это состояние должно в свою
очередь в наибольшей степени обеспечивать единство государственных и
общественных интересов, прежде всего интересов населения, проживающего на
территории субъектов Федерации и входящих в них административно-
территориальных образований.
Бюджетный федерализм как общественное понятие должен употребляться также и в
отношении унитарных государств, поскольку он характеризует в основном
экономический аспект межбюджетных отношений. Исходя из вышеизложенного,
наиболее приемлемым и более отражающим экономическую природу этого понятия
могло бы быть следующее определение: «Бюджетный федерализм – это отношения
между центральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов государства, а также органами местного самоуправления,
возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных
прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств,
исходя из принципа сочетания интересов участников бюджетного процесса и
населения на всех уровнях бюджетной системы».
[1] Из данного определения легко выводятся принципы бюджетного федерализма:
соответствие финансовых ресурсов власти и управления выполняемым ими функциям
и обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов
нижестоящих бюджетов;
законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных
полномочий между центральными, региональными и местными органами власти и
управления;
наличие формализованных методов регулирования межбюджетных отношений и
предоставления финансовой помощи;
перераспределение средств между соответствующим бюджетом в целях сочетания
общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в
административно-территориальных образованиях страны, и уменьшение степени
региональных различий в уровне социально-экономического развития;
самостоятельность бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную систему
государства, которая предполагает самостоятельность составления, утверждения,
исполнения бюджета и контроля за его исполнением;
равноправие соответствующих элементов бюджетной системы страны в межбюджетных
отношениях и наличие специальных процедур, обеспечивающих это равноправие.
Для федерального государства особенно уязвимыми являются такие факторы, как
неравномерность в развитии экономической базы территорий и требования равных
прав с субъектами-донорами, утрата факторов экономической интеграции регионов
в единое экономическое пространство страны, неопределённость статуса
федеральной собственности, противоречивость принципов распределения
компетенции между органами исполнительной и законодательной власти всех
уровней.
Проблема федерализма сегодня, бесспорно, занимает одно из центральных мест в
реализации перехода России к рыночной экономике. И непонимание этого
губительно для экономической реформы. Проведение анализа кризисных явлений в
российской экономике без учёта географического фактора и экономической
региональной специализации не позволяет подойти системно к решению проблемы.
Смысл современного федерализма в России я вижу в предоставлении наибольшей
свободы, наибольших демократических прав и условий развития регионам России,
но делать это надо крайне осторожно.
И в то же время один из самых трудных аспектов российского федерализма
заключается в нахождении баланса полномочий между регионами и центром, т.е.
определении степени политической и экономической самостоятельности каждого
региона. Понятно стремление регионов расширить свои полномочия, повысить свой
социально-политический статус, увеличить объем решаемых задач. Но это
стремление не должно быть самоцелью, оно должно соответствовать реальной
необходимости.
Понятие «федерализм» достаточно многогранно и противоречиво. Можно говорить о
политической, правовой, экономической и социальной сторонах федерализма.
Однако, сердцевиной системы федерализма в России являются бюджетная и
фискальная системы.
Поэтому тема бюджетного федерализма, как система принципов бюджетного
устройства федеративного государства, становится остро актуальной.
Осуществляемые экономические преобразования в России постоянно подвергаются
резкой критике, и нередко отрицается всякий позитивный результат. Объяснение
подобного взгляда может служить то, что происходящие в российском обществе,
экономике и государстве изменения действительно характеризуются
незавершённостью, противоречивостью и разнонаправленностью.
Реформы в России не дают ожидаемого эффекта потому, что базируются на не
соответствующих отечественным реалиям классических и неоклассических
экономических теориях, не учитывают институционально-эволюционных
особенностей страны.
Фундамент выхода из кризиса мне видится в развитии федеральных отношений.
В последнее время становится всё более заметным, что противоречивость
социально-экономической стороны реформационных процессов в России
сопровождается нарастанием различных скорее скрытых, чем открытых форм
противоборства по линии «федеральный Центр – субъекты федерации». Это
касается, прежде всего, широкого и важного круга вопросов, отнесённых к
предметам совместного ведения: разграничение государственной и муниципальной
собственности, приватизации, инвестиционной политики, природопользования и
экологии, реализации основных направлений политики социальной защиты
населения, межбюджетным отношениям и т.д.
Получив право законодательства и региональной собственности, отдельные
руководители регионов ищут средства против экономических трудностей, не
всегда учитывая общенациональные интересы. Этим размываются устои
государственности.
Неурегулированность федеративных отношений уже сейчас превратилась в тормоз
реформ.
Центральной задачей в становлении реального российского федерализма видится
не просто собирание земель, а формирование правовых и экономических
механизмов, способных обеспечить интеграцию региональных хозяйственных
комплексов в единое рыночное экономическое пространство.
Экономические показатели, характеризующие межбюджетные отношения,
(трансферты, налоговые поступления, отношение к собственности) отражают
процесс ослабления связей регионов в системах общероссийского экономического,
политического и правового пространства. Нужна прочная система
законодательства и, в частности, механизмы разграничения полномочий между
Федерацией и её субъектами.
На сегодняшний день можно говорить о завершении определённого периода
развития федеративных отношений в России.
В этот период была сформирована политико-правовая основа, нормативная
(законодательная) база федеральных отношений (Конституция РФ, Федеративный
договор, конституции республик, договоры о разграничении предметов ведения и
взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами власти регионов, учредительные документы
субъектов, двусторонние соглашения регионов и Центра о разграничении
полномочий и предметов ведения в отдельных сферах деятельности и др.),
позволяющая обеспечить правовое единство в отдельных вопросах статуса
регионов и в то же время в какой-то степени учитывать реальные различия,
политические и социально-экономические особенности субъектов.
И если процесс заключения отдельных договоров и соглашений регионов с Центром не
привёл к нарушению территориальной целостности страны, если мы сохранили общее
экономическое и правовое пространство, если смогли урегулировать разные по
напряжённости конфликты и противостояния, то нам в определённой степени удалось
на практике реализовать принцип федерализма «единство через многообразие».
[2]
В то же время ещё много нерешённых проблем в федеральных отношениях. Реальные
процессы становления федерализма во многом не охвачены правовой базой.
Правовое поле федерализма в России следует развивать не только на уровне
федеральной законодательной базы, но и на уровне законодательной деятельности
субъектов Российской Федерации. И очень важно, чтобы правовое поле строилось
адекватно требованиям развития экономики регионов и страны в целом.
Развитие федеральных отношений должно включать и создание эффективной системы
государственного регулирования экономикой и социальной сферой.
Жизнеспособность и действенность российского федерализма прямо зависит от
того, как решается на практике проблема распределения полномочий и
сопряжённой с ней ответственности между Российской Федерацией и её субъектами
прежде всего в социально-экономической сфере. На данном этапе развития
федеральных отношений в России акцент смещается с политического на экономико-
правовой аспект.
И конструкцией, которая способна цементировать государственно-политическую
систему в России, является бюджетный федерализм. Именно здесь наглядно
проявляются противоречия между Центром и регионами, столкновение их
интересов, нежелание или неумение учитывать интересы сторон,
неурегулированность бюджетных полномочий, неравноправность регионов в
отношениях с федеральным Центром.
На этом фоне наиболее выпукло выглядят проблемы существующей системы
разграничения доходов между уровнями бюджетной системы России, которые
одновременно являются проблемами всей системы российского бюджетного
федерализма.
Вот эти проблемы:
1) чрезмерно большая и неэффективная сфера бюджетного регулирования;
2) практика многоканального финансирования одних и тех же бюджетных
потребностей субъектов Федерации;
3)сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений;
4) отсутствие целевой направленности финансовой поддержки регионов;
5) текущий характер бюджетного выравнивания;
6)отсутствие взаимосвязи процесса определения трансфертов с проводимыми
реформами и др.
В своей работе я постараюсь наиболее полно и развёрнуто указать пути решения
этих и других проблем.
Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ законодательства)
Бюджетный федерализм проявляется в нормативно-законодательном определении
налоговых и бюджетных взаимоотношений между разными уровнями бюджетов, между
консолидированными налогоплательщиками и разными уровнями бюджетов, в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|