на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма

Курсовая: Проблемы разграничения доходов между бюджетами разных уровней в системе бюджетного федерализма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФОУВПО

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИНСТИТУТ ПРАВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

НА ТЕМУ: ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ДОХОДОВ

МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ В СИСТЕМЕ

БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Выполнил: студент гр. _________

Научный руководитель: _________________

ЕКАТЕРИНБУРГ 2002

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________________________3

ИЗ ИСТОРИИ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ (КРАТКИЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

__________________________________________________________7

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ:

ПРОБЛЕМА ЧРЕЗМЕРНО БОЛЬШОЙ СФЕРЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ________9

СОХРАНЯЮЩАЯСЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ _______ 14

НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ __________________________17

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ:

ОПЫТ

ФРГ____________________________________________________________________________20

ОПЫТ

США___________________________________________________________________________24

ОПЫТ

ШВЕЙЦАРИИ__________________________________________________________________26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________________________ 28

НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ __________________________________________________30

БИБЛИОГРАФИЯ _______________________________________________________________ 31

Введение

Одной из важнейших особенностей России является наличие в её политическом,

экономическом и правовом пространстве такого понятия, как федерализм в

отношениях между центральными органами власти и органами власти субъектов

Федерации по поводу полномочий и функций, разграниченных между ними исходя из

принципов централизма и децентрализации. Причём это состояние должно в свою

очередь в наибольшей степени обеспечивать единство государственных и

общественных интересов, прежде всего интересов населения, проживающего на

территории субъектов Федерации и входящих в них административно-

территориальных образований.

Бюджетный федерализм как общественное понятие должен употребляться также и в

отношении унитарных государств, поскольку он характеризует в основном

экономический аспект межбюджетных отношений. Исходя из вышеизложенного,

наиболее приемлемым и более отражающим экономическую природу этого понятия

могло бы быть следующее определение: «Бюджетный федерализм – это отношения

между центральными органами государственной власти и органами государственной

власти субъектов государства, а также органами местного самоуправления,

возникающие в ходе бюджетного процесса, основанные на разграничении бюджетных

прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств,

исходя из принципа сочетания интересов участников бюджетного процесса и

населения на всех уровнях бюджетной системы».

[1] Из данного определения легко выводятся принципы бюджетного федерализма:

соответствие финансовых ресурсов власти и управления выполняемым ими функциям

и обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов

нижестоящих бюджетов;

законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных

полномочий между центральными, региональными и местными органами власти и

управления;

наличие формализованных методов регулирования межбюджетных отношений и

предоставления финансовой помощи;

перераспределение средств между соответствующим бюджетом в целях сочетания

общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в

административно-территориальных образованиях страны, и уменьшение степени

региональных различий в уровне социально-экономического развития;

самостоятельность бюджетов разных уровней, входящих в бюджетную систему

государства, которая предполагает самостоятельность составления, утверждения,

исполнения бюджета и контроля за его исполнением;

равноправие соответствующих элементов бюджетной системы страны в межбюджетных

отношениях и наличие специальных процедур, обеспечивающих это равноправие.

Для федерального государства особенно уязвимыми являются такие факторы, как

неравномерность в развитии экономической базы территорий и требования равных

прав с субъектами-донорами, утрата факторов экономической интеграции регионов

в единое экономическое пространство страны, неопределённость статуса

федеральной собственности, противоречивость принципов распределения

компетенции между органами исполнительной и законодательной власти всех

уровней.

Проблема федерализма сегодня, бесспорно, занимает одно из центральных мест в

реализации перехода России к рыночной экономике. И непонимание этого

губительно для экономической реформы. Проведение анализа кризисных явлений в

российской экономике без учёта географического фактора и экономической

региональной специализации не позволяет подойти системно к решению проблемы.

Смысл современного федерализма в России я вижу в предоставлении наибольшей

свободы, наибольших демократических прав и условий развития регионам России,

но делать это надо крайне осторожно.

И в то же время один из самых трудных аспектов российского федерализма

заключается в нахождении баланса полномочий между регионами и центром, т.е.

определении степени политической и экономической самостоятельности каждого

региона. Понятно стремление регионов расширить свои полномочия, повысить свой

социально-политический статус, увеличить объем решаемых задач. Но это

стремление не должно быть самоцелью, оно должно соответствовать реальной

необходимости.

Понятие «федерализм» достаточно многогранно и противоречиво. Можно говорить о

политической, правовой, экономической и социальной сторонах федерализма.

Однако, сердцевиной системы федерализма в России являются бюджетная и

фискальная системы.

Поэтому тема бюджетного федерализма, как система принципов бюджетного

устройства федеративного государства, становится остро актуальной.

Осуществляемые экономические преобразования в России постоянно подвергаются

резкой критике, и нередко отрицается всякий позитивный результат. Объяснение

подобного взгляда может служить то, что происходящие в российском обществе,

экономике и государстве изменения действительно характеризуются

незавершённостью, противоречивостью и разнонаправленностью.

Реформы в России не дают ожидаемого эффекта потому, что базируются на не

соответствующих отечественным реалиям классических и неоклассических

экономических теориях, не учитывают институционально-эволюционных

особенностей страны.

Фундамент выхода из кризиса мне видится в развитии федеральных отношений.

В последнее время становится всё более заметным, что противоречивость

социально-экономической стороны реформационных процессов в России

сопровождается нарастанием различных скорее скрытых, чем открытых форм

противоборства по линии «федеральный Центр – субъекты федерации». Это

касается, прежде всего, широкого и важного круга вопросов, отнесённых к

предметам совместного ведения: разграничение государственной и муниципальной

собственности, приватизации, инвестиционной политики, природопользования и

экологии, реализации основных направлений политики социальной защиты

населения, межбюджетным отношениям и т.д.

Получив право законодательства и региональной собственности, отдельные

руководители регионов ищут средства против экономических трудностей, не

всегда учитывая общенациональные интересы. Этим размываются устои

государственности.

Неурегулированность федеративных отношений уже сейчас превратилась в тормоз

реформ.

Центральной задачей в становлении реального российского федерализма видится

не просто собирание земель, а формирование правовых и экономических

механизмов, способных обеспечить интеграцию региональных хозяйственных

комплексов в единое рыночное экономическое пространство.

Экономические показатели, характеризующие межбюджетные отношения,

(трансферты, налоговые поступления, отношение к собственности) отражают

процесс ослабления связей регионов в системах общероссийского экономического,

политического и правового пространства. Нужна прочная система

законодательства и, в частности, механизмы разграничения полномочий между

Федерацией и её субъектами.

На сегодняшний день можно говорить о завершении определённого периода

развития федеративных отношений в России.

В этот период была сформирована политико-правовая основа, нормативная

(законодательная) база федеральных отношений (Конституция РФ, Федеративный

договор, конституции республик, договоры о разграничении предметов ведения и

взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами власти регионов, учредительные документы

субъектов, двусторонние соглашения регионов и Центра о разграничении

полномочий и предметов ведения в отдельных сферах деятельности и др.),

позволяющая обеспечить правовое единство в отдельных вопросах статуса

регионов и в то же время в какой-то степени учитывать реальные различия,

политические и социально-экономические особенности субъектов.

И если процесс заключения отдельных договоров и соглашений регионов с Центром не

привёл к нарушению территориальной целостности страны, если мы сохранили общее

экономическое и правовое пространство, если смогли урегулировать разные по

напряжённости конфликты и противостояния, то нам в определённой степени удалось

на практике реализовать принцип федерализма «единство через многообразие».

[2]

В то же время ещё много нерешённых проблем в федеральных отношениях. Реальные

процессы становления федерализма во многом не охвачены правовой базой.

Правовое поле федерализма в России следует развивать не только на уровне

федеральной законодательной базы, но и на уровне законодательной деятельности

субъектов Российской Федерации. И очень важно, чтобы правовое поле строилось

адекватно требованиям развития экономики регионов и страны в целом.

Развитие федеральных отношений должно включать и создание эффективной системы

государственного регулирования экономикой и социальной сферой.

Жизнеспособность и действенность российского федерализма прямо зависит от

того, как решается на практике проблема распределения полномочий и

сопряжённой с ней ответственности между Российской Федерацией и её субъектами

прежде всего в социально-экономической сфере. На данном этапе развития

федеральных отношений в России акцент смещается с политического на экономико-

правовой аспект.

И конструкцией, которая способна цементировать государственно-политическую

систему в России, является бюджетный федерализм. Именно здесь наглядно

проявляются противоречия между Центром и регионами, столкновение их

интересов, нежелание или неумение учитывать интересы сторон,

неурегулированность бюджетных полномочий, неравноправность регионов в

отношениях с федеральным Центром.

На этом фоне наиболее выпукло выглядят проблемы существующей системы

разграничения доходов между уровнями бюджетной системы России, которые

одновременно являются проблемами всей системы российского бюджетного

федерализма.

Вот эти проблемы:

1) чрезмерно большая и неэффективная сфера бюджетного регулирования;

2) практика многоканального финансирования одних и тех же бюджетных

потребностей субъектов Федерации;

3)сохраняющаяся индивидуализация межбюджетных отношений;

4) отсутствие целевой направленности финансовой поддержки регионов;

5) текущий характер бюджетного выравнивания;

6)отсутствие взаимосвязи процесса определения трансфертов с проводимыми

реформами и др.

В своей работе я постараюсь наиболее полно и развёрнуто указать пути решения

этих и других проблем.

Из истории бюджетного федерализма в России (краткий анализ законодательства)

Бюджетный федерализм проявляется в нормативно-законодательном определении

налоговых и бюджетных взаимоотношений между разными уровнями бюджетов, между

консолидированными налогоплательщиками и разными уровнями бюджетов, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.