на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Доклад: Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее

Доклад: Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее

ПЕЧАТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конец 80-х – начало 90-х годов нашего столетия стало началом

возрождения системы печати Русской православной церкви. Причем ее

становление происходит с использованием богатого

опыта издательской деятельности Русской православной церкви прошлого века.

Чтобы понять, в каком направлении идет и, очевидно, будет происходить развити

е церковной периодики, необходимо обратить

ся к издательскому опыту прошлого.

Формирование системы печати РПЦ относится

к началу XIX века, и уже к середине его Русская православная церковь

располагала широкой сетью периодических изданий, рассчитанных на самые широкие

группы населения. Здесь были и сугубо научные издания, богословские,

ориентированные на ученых богословов и на высшую

церковную иерархию, веропроповеднические; издания,

выполняющие задачи религиозно-нравственного

просвещения, катехизисные, рел

игиозно-назидательные, официально-хроникальные и пр.

Причем развитие системы происходило и на пространственном уровне. К концу

века церковные журналы начали выходить не только в Петербурге, Москве,

Казани, признанных религиозных центрах, но и во многих других городах:

Рязани, Ярославле, Одессе, Харькове. В 46 городах издавались «Епархиальные

ведомости».

Возникновение широкой сети изданий Русской православной церкви обусловлено целым

рядом причин, главные из которых были обнародованы

в первых номерах многих изданий, вышедших в это время. Так, в книге 1-й

вышедшего в 1899 году нового богословского журнала «Вера и церковь» было

заявлено, что он будет отвечать «на запросы религиозной мысли и духовной жизни

современного общества и противодействовать

рационализму и неверию». «Православный собеседник»

появление церковных периодических изданий объяснял необходимостью сближения

православия и мирской жизни. По своему характеру и

по типу все издания отчетливо дифференцировались по задачам и по тем группам

аудитории, к которым они адресовались.

Характер церковного официоза имел еженедельник «Церковные ведомости», орган

Святейшего и Правительствующего Синода. Практически каждый

,его номер состоит из трех рубрик: «Высочайшие повеления», «Высочайшие

награды», «Высочайшая благодарность». К нему примыкал «Прав

о-

славный благовестник», который был, правда, органом

Православного миссионерского общества, но

пользовался высочайшим покровительством императрицы.

Богословскую науку представляли журналы, которые в основном выходили при

Духовных академиях. Одним из старейших академических богословских изданий был

журнал «Христианское чтение», который выходил при Духовной академии

Санкт-Петербурга и появился еще в 1-й четверти XIX ве

ка. В нем, как и во многих других журналах подобного типа, было 5 отделов:

творения Святых отцов, изыскания и рассуждения касательно христианской религии,

христианское учение, духовная история, назидательные размышления.

«Богословский вестник» – орган Московской духовной академии. Выходил 1 раз в

месяц. В журнале также было 5 отделов: творения Святых отцов в русском

переводе, исследования и статьи по богословским, философским и историческим

наукам, «Из современной жизни»– обозрение событий и

мероприятий в церковной и гражданской жизни, сведения о духовных потребностях

настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии, критика, рецензии,

библиография по богословским наукам; приложения – диссертации, протоколы

заседаний Совета Академии.

Харьковская Духовная академия издавала журнал «Вера и разум» – 1884–1917 гг.

В журнале было 3 отдела: церковный, философский и «Листок для Харьковской

епархии», заменяющий епархиальные ведомости. Периодичность журнала – 2 книжки

в месяц.

Академические богословские журналы были посвящены в основном изысканиям в

области богословской мысли. Но такой академизм не вполне соответствует

характеру периодических изданий и, конечно, эти

издания .могли быть рассчитаны только на очень

узкий круг читателей. Поэтому постепенно и уже существующие издания начинают

уходить от своей узкой направленности (это видно хотя бы по рубрикам

«Богословского вестника» «Веры и разума») и

появляются новые, тоже богословского характера, но ориентированные более на

связь с мирской жизнью. Таков журнал «Вера и

церковь» (Москва) – духовный, богословско-апологетичес

кий журнал. Здесь можно было прочитать такие статьи, как «Честь – современное

понятие о ней и их оценка с христианской точки зрения», «Библейская гигиена и

макробиотика», «Пособие студентам к повторению

догматико-апологетического курса лекций по богословию» и др.

.Но сам характер богословского академического

издания не мог, конечно, удовлетворить потребности популяризации сложных

богословских проблем. А такая потребность существовала. Поэтому в 1902 году в

Петербурге начал изда

ваться церковно-общественный журнал «Православное русское слово», который

заявлял, что, в отличие от ряда других духовных органов, которые служат

«академической богословской науке» и предлагают

чтение «не всегда приноровленное к насущным вопросам и живым интересам

«общества», он предпримет ряд мер для «большей связи с обществом».

В то же время возникает новый тип так называемого народного церковного журнала,

ориентированного на все возрастные категории и предназначенного в основном для

семейного чтения, для чтения в храмах (храм как дом и все прихожане – единая

семья), для чтения в школах. Это такие журналы, как «Домашняя беседа для

народного чтения», «Доброе слово» – еженедельный

духовно-нравственный и патриотический журнал,

«Духовная беседа» – веропроповеднический,

религиозно-нравственный сборник, духовно-народный журнал «Кормчий», который

адресовался каждой –православно-русской семье» и был, кроме того, «одобрен

как полезное чтение для солдат» и рекомендован «к выписке для российской

артиллерии».

К народным журналам относилась также целая группа журналов, предназначенных для

воскресного чтения (воскресенье в христианской религии особый день – служения Б

егу). Поэтому для этих целей и под таким названием издавались многие

народные журналы: «Воскресенье», «Воскресный день», «Воскресный

благовестник» и др. По характеру публикаций и по целевым установкам они были

религиозно-назидательные и предназначались больше для семейного чтения.

Развивается сеть изданий, ориентированных на детскую аудиторию, в основном на

учеников церковно-приходских школ, число таких школ по России постоянно

увеличивается и появляется необходимость в охвате

и этой аудитории. Креме того, у изданий этого типа

существуют и другие целевые установки, многие из них играли роль учебных

пособий для детей, обучающихся в церковно-приходских школах:

«Церковно-приходская школа»; «Приходская жизнь»,

«Православный собеседник». Здесь даются, кроме прочих материалов, обзоры

церковных постановлений о крещении и миропомазании, различные полезные знания

из истории православия, поучения Святых отцов и др.

Борьбе с сектантством и расколом посвящалась группа и

зданий миссионерского, разъяснительного характера: «Миссионерское обозрение»,

«Миссионерский сборник», «Православный путеводитель». Православное

миссионерское общество в Москве издавало журнал

«Миссионер».

Большую группу изданий составляли журналы, рассчитанные на людей, и

нтересующихся философскими проблемами религии, ее историческими корнями, – в

основном на интеллигенцию

и думающих людей из других сословий. К таким изданиям можно отнести: «Веру и

разум», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», «Чтения в Обществе

любителей древней письменности», «Чтения Московского Общества Истории и

Древностей Российских», «Стран-пик», «Душеполезное чтение»; «Православное

обозрение», например, которое издавалось под редакцией священника

Н. А. Сергиевского, кроме материалов

догматического, нравственного, церковно-исторического и назидательного содержа

ния, публиковало лучшие произведения иностранной богословской литературы.

Остались незабытыми и средние слои духовенства. Причем здесь было множество

изданий, которые были рассчитаны как на действующих священнослужителей, ведущих

службы в многочисленных храмах по всей России, так и на людей, посвятивших себя

монашеству. Иллюстрированный ежемесячный журнал

«Монастырь», который издавался в Нижнем Новгороде, был адресован православному

русскому монашеству, духовенству и паломникам. Паломникам предназначались и

другие журналы, в числе которых еженедельный иллюстрированный журнал «Русский

паломник» (издатель А. Поповицкий) с приложением

(журнал «Светочь»)

1885–1917 гг.

В помощь священнослужителям, работающим в войсках, также издавались

специальные журналы, например, «Вестник военного духовенства», выходивший в

Санкт-Петербурге с 1889 г., с 1911 г. расширил круг аудитории и стал

называться «Вестником военного и морского духовенства». Издавался, как и все

остальные церковные издания, до 1917 года.

Надо отметить,, что в системе церковной печати

прошлого века и дореволюционного периода преобладали издания журнального типа,

хотя многие из них все равно именовались газетами. Непосредственно же газетных

изданий (в 2–4 полосы) было очень немного. К та

кому типу изданий в основном относились «Епархиальные ведомости».

Помимо «толстых» журналов, которые, как правило, состояли из 2–3-х, а то и более

книг, существовали и «тонкие», издания более массового характера: народные, для

семейного чтения, церковно-педагогические, методические и др. Некоторые из этих

изданий выходили с иллюстрациями, материалы в них

излагались живым популярным языком.

Как видно из дат, обозначающих годы издания многих

журналов и газет, все они закончили свое существование в 1917 году, и этот год,

а также последующий 1918-й можно считать временем полного распада когда-то

мощной системы церковной печати. Все церковные «контрреволюционные»

издания были закрыты еще до завершения работы Поместного Собора (в 1918

году) на котором Патриархом был избран Тихон. Каким-то чудом удалось

сохраниться только «Православному церковному календарю», который продолжал

издаваться и издается до сих пор без перерыва. Оч

евидно, это связано с тем, что он имеет сугубо информационный характер и

сообщает только хронологию церковных праздников,

дат поминовения и пр.

На смену им приходят новые советские антирелигиозные издания: газеты – «Церковь

и революция», «Наука и религия», «Безбожник». Начинают издаваться

общественно-политические журналы: «Красная новь», «Пролетарская революц

ия». В 1925 году появляется ежемесячный научно-методический журнал

«Антирелигиозник», который являлся органом Центрального Совета Союза

воинствующих безбожников. Его задача состояла в «руководстве всей

научно-методической работой Союза воинствующих безбожников как в области

пропаганды атеизма, так и в области организации безбожного движения». В 1930

году начинается издание журнала «Воинствующий атеизм», который ставит себе

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.