Доклад: Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее
ПЕЧАТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Конец 80-х – начало 90-х годов нашего столетия стало началом
возрождения системы печати Русской православной церкви. Причем ее
становление происходит с использованием богатого
опыта издательской деятельности Русской православной церкви прошлого века.
Чтобы понять, в каком направлении идет и, очевидно, будет происходить развити
е церковной периодики, необходимо обратить
ся к издательскому опыту прошлого.
Формирование системы печати РПЦ относится
к началу XIX века, и уже к середине его Русская православная церковь
располагала широкой сетью периодических изданий, рассчитанных на самые широкие
группы населения. Здесь были и сугубо научные издания, богословские,
ориентированные на ученых богословов и на высшую
церковную иерархию, веропроповеднические; издания,
выполняющие задачи религиозно-нравственного
просвещения, катехизисные, рел
игиозно-назидательные, официально-хроникальные и пр.
Причем развитие системы происходило и на пространственном уровне. К концу
века церковные журналы начали выходить не только в Петербурге, Москве,
Казани, признанных религиозных центрах, но и во многих других городах:
Рязани, Ярославле, Одессе, Харькове. В 46 городах издавались «Епархиальные
ведомости».
Возникновение широкой сети изданий Русской православной церкви обусловлено целым
рядом причин, главные из которых были обнародованы
в первых номерах многих изданий, вышедших в это время. Так, в книге 1-й
вышедшего в 1899 году нового богословского журнала «Вера и церковь» было
заявлено, что он будет отвечать «на запросы религиозной мысли и духовной жизни
современного общества и противодействовать
рационализму и неверию». «Православный собеседник»
появление церковных периодических изданий объяснял необходимостью сближения
православия и мирской жизни. По своему характеру и
по типу все издания отчетливо дифференцировались по задачам и по тем группам
аудитории, к которым они адресовались.
Характер церковного официоза имел еженедельник «Церковные ведомости», орган
Святейшего и Правительствующего Синода. Практически каждый
,его номер состоит из трех рубрик: «Высочайшие повеления», «Высочайшие
награды», «Высочайшая благодарность». К нему примыкал «Прав
о-
славный благовестник», который был, правда, органом
Православного миссионерского общества, но
пользовался высочайшим покровительством императрицы.
Богословскую науку представляли журналы, которые в основном выходили при
Духовных академиях. Одним из старейших академических богословских изданий был
журнал «Христианское чтение», который выходил при Духовной академии
Санкт-Петербурга и появился еще в 1-й четверти XIX ве
ка. В нем, как и во многих других журналах подобного типа, было 5 отделов:
творения Святых отцов, изыскания и рассуждения касательно христианской религии,
христианское учение, духовная история, назидательные размышления.
«Богословский вестник» – орган Московской духовной академии. Выходил 1 раз в
месяц. В журнале также было 5 отделов: творения Святых отцов в русском
переводе, исследования и статьи по богословским, философским и историческим
наукам, «Из современной жизни»– обозрение событий и
мероприятий в церковной и гражданской жизни, сведения о духовных потребностях
настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии, критика, рецензии,
библиография по богословским наукам; приложения – диссертации, протоколы
заседаний Совета Академии.
Харьковская Духовная академия издавала журнал «Вера и разум» – 1884–1917 гг.
В журнале было 3 отдела: церковный, философский и «Листок для Харьковской
епархии», заменяющий епархиальные ведомости. Периодичность журнала – 2 книжки
в месяц.
Академические богословские журналы были посвящены в основном изысканиям в
области богословской мысли. Но такой академизм не вполне соответствует
характеру периодических изданий и, конечно, эти
издания .могли быть рассчитаны только на очень
узкий круг читателей. Поэтому постепенно и уже существующие издания начинают
уходить от своей узкой направленности (это видно хотя бы по рубрикам
«Богословского вестника» «Веры и разума») и
появляются новые, тоже богословского характера, но ориентированные более на
связь с мирской жизнью. Таков журнал «Вера и
церковь» (Москва) – духовный, богословско-апологетичес
кий журнал. Здесь можно было прочитать такие статьи, как «Честь – современное
понятие о ней и их оценка с христианской точки зрения», «Библейская гигиена и
макробиотика», «Пособие студентам к повторению
догматико-апологетического курса лекций по богословию» и др.
.Но сам характер богословского академического
издания не мог, конечно, удовлетворить потребности популяризации сложных
богословских проблем. А такая потребность существовала. Поэтому в 1902 году в
Петербурге начал изда
ваться церковно-общественный журнал «Православное русское слово», который
заявлял, что, в отличие от ряда других духовных органов, которые служат
«академической богословской науке» и предлагают
чтение «не всегда приноровленное к насущным вопросам и живым интересам
«общества», он предпримет ряд мер для «большей связи с обществом».
В то же время возникает новый тип так называемого народного церковного журнала,
ориентированного на все возрастные категории и предназначенного в основном для
семейного чтения, для чтения в храмах (храм как дом и все прихожане – единая
семья), для чтения в школах. Это такие журналы, как «Домашняя беседа для
народного чтения», «Доброе слово» – еженедельный
духовно-нравственный и патриотический журнал,
«Духовная беседа» – веропроповеднический,
религиозно-нравственный сборник, духовно-народный журнал «Кормчий», который
адресовался каждой –православно-русской семье» и был, кроме того, «одобрен
как полезное чтение для солдат» и рекомендован «к выписке для российской
артиллерии».
К народным журналам относилась также целая группа журналов, предназначенных для
воскресного чтения (воскресенье в христианской религии особый день – служения Б
егу). Поэтому для этих целей и под таким названием издавались многие
народные журналы: «Воскресенье», «Воскресный день», «Воскресный
благовестник» и др. По характеру публикаций и по целевым установкам они были
религиозно-назидательные и предназначались больше для семейного чтения.
Развивается сеть изданий, ориентированных на детскую аудиторию, в основном на
учеников церковно-приходских школ, число таких школ по России постоянно
увеличивается и появляется необходимость в охвате
и этой аудитории. Креме того, у изданий этого типа
существуют и другие целевые установки, многие из них играли роль учебных
пособий для детей, обучающихся в церковно-приходских школах:
«Церковно-приходская школа»; «Приходская жизнь»,
«Православный собеседник». Здесь даются, кроме прочих материалов, обзоры
церковных постановлений о крещении и миропомазании, различные полезные знания
из истории православия, поучения Святых отцов и др.
Борьбе с сектантством и расколом посвящалась группа и
зданий миссионерского, разъяснительного характера: «Миссионерское обозрение»,
«Миссионерский сборник», «Православный путеводитель». Православное
миссионерское общество в Москве издавало журнал
«Миссионер».
Большую группу изданий составляли журналы, рассчитанные на людей, и
нтересующихся философскими проблемами религии, ее историческими корнями, – в
основном на интеллигенцию
и думающих людей из других сословий. К таким изданиям можно отнести: «Веру и
разум», «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», «Чтения в Обществе
любителей древней письменности», «Чтения Московского Общества Истории и
Древностей Российских», «Стран-пик», «Душеполезное чтение»; «Православное
обозрение», например, которое издавалось под редакцией священника
Н. А. Сергиевского, кроме материалов
догматического, нравственного, церковно-исторического и назидательного содержа
ния, публиковало лучшие произведения иностранной богословской литературы.
Остались незабытыми и средние слои духовенства. Причем здесь было множество
изданий, которые были рассчитаны как на действующих священнослужителей, ведущих
службы в многочисленных храмах по всей России, так и на людей, посвятивших себя
монашеству. Иллюстрированный ежемесячный журнал
«Монастырь», который издавался в Нижнем Новгороде, был адресован православному
русскому монашеству, духовенству и паломникам. Паломникам предназначались и
другие журналы, в числе которых еженедельный иллюстрированный журнал «Русский
паломник» (издатель А. Поповицкий) с приложением
(журнал «Светочь») –
1885–1917 гг.
В помощь священнослужителям, работающим в войсках, также издавались
специальные журналы, например, «Вестник военного духовенства», выходивший в
Санкт-Петербурге с 1889 г., с 1911 г. расширил круг аудитории и стал
называться «Вестником военного и морского духовенства». Издавался, как и все
остальные церковные издания, до 1917 года.
Надо отметить,, что в системе церковной печати
прошлого века и дореволюционного периода преобладали издания журнального типа,
хотя многие из них все равно именовались газетами. Непосредственно же газетных
изданий (в 2–4 полосы) было очень немного. К та
кому типу изданий в основном относились «Епархиальные ведомости».
Помимо «толстых» журналов, которые, как правило, состояли из 2–3-х, а то и более
книг, существовали и «тонкие», издания более массового характера: народные, для
семейного чтения, церковно-педагогические, методические и др. Некоторые из этих
изданий выходили с иллюстрациями, материалы в них
излагались живым популярным языком.
Как видно из дат, обозначающих годы издания многих
журналов и газет, все они закончили свое существование в 1917 году, и этот год,
а также последующий 1918-й можно считать временем полного распада когда-то
мощной системы церковной печати. Все церковные «контрреволюционные»
издания были закрыты еще до завершения работы Поместного Собора (в 1918
году) на котором Патриархом был избран Тихон. Каким-то чудом удалось
сохраниться только «Православному церковному календарю», который продолжал
издаваться и издается до сих пор без перерыва. Оч
евидно, это связано с тем, что он имеет сугубо информационный характер и
сообщает только хронологию церковных праздников,
дат поминовения и пр.
На смену им приходят новые советские антирелигиозные издания: газеты – «Церковь
и революция», «Наука и религия», «Безбожник». Начинают издаваться
общественно-политические журналы: «Красная новь», «Пролетарская революц
ия». В 1925 году появляется ежемесячный научно-методический журнал
«Антирелигиозник», который являлся органом Центрального Совета Союза
воинствующих безбожников. Его задача состояла в «руководстве всей
научно-методической работой Союза воинствующих безбожников как в области
пропаганды атеизма, так и в области организации безбожного движения». В 1930
году начинается издание журнала «Воинствующий атеизм», который ставит себе
Страницы: 1, 2
|