на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Коммуникация

Контрольная: Коммуникация

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА

Дисциплина: фотожурналистика

Контрольная работа №1

Студент – Шарова Дарья Сергеевна (2 курс)

Ярославль

‏2002

1. Определите понятие «коммуникация» и назовите основные элементы

коммуникативной системы.

Коммуникация - Процесс, с помощью которого осуществляются и

развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а

также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени

[1].

Явление, обозначаемое ныне понятием " коммуникация ", существует столько,

сколько существует жизнь на Земле. Данные многих наук свидетельствуют о том,

что с возникновением жизни на Земле существовало общение живых существ в

процессе поиска источников воды и пищи и их добывания, в процессе

бессознательных и - с появлением человека - сознательных трудовых действий,

производства потомства, защиты от врагов. Коммуникация, таким образом,

является процессом ряда аудиовизуальных действий, направленных в самом общем

смысле на сообщение, содеяние, событие всего живого на Земле. Социальная

коммуникация, то есть коммуникация в человеческом обществе, распространяет

этот процесс и на сознание, согласие, сословие, совесть, сомыслие (смысл).

Коммуникация может осуществляться во всех формах общественного сознания -

науке, искусстве, религии, политике, праве, но явлением культуры она

становится в той мере, в какой в ее содержании выражена и репродуцируется

гуманистическая способность человека владеть им же достигнутым знанием и его

источниками.

Создатели Международной энциклопедии коммуникации рассматривают журналистику

как естественную историческую основу коммуникативистики. Вместе с тем, они

отмечают, что последняя, хотя и выросла на базе журналистики, превзошла в

силу новейших технических достижений ее традиционные возможности во

всеохватывающем научном познании информационных процессов. В этой связи ими

высказывается идея неизбежности перехода от журнализма к научной

специализации в области коммуникаций.

Стандартная модель массовой коммуникации, принятая большинством

исследователей, состоит из следующих элементов:

Контрольная: Коммуникация

Одним из основателей социологического направления теории массовой

коммуникации является Гарольд Лассауэлл. В его работах (как и в трудах Н.

Винера) информационные связи исследуются как неотъемлемые атрибуты жизненной

материи. Однако общественные структуры обладают своими специфическими

качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных

институтов, духовных ценностей и их идеологического обеспечения. Исходя из

этого, Г. Лассауэлл выделял три основные функции социально-коммуникативных

процессов: контроль за средой, корреляция всех компонентов общества для его

сохранения и развития, передача социального наследия другим поколениям. По

его мнению в демократических обществах рациональные выборы ценностей зависят

от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но

особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов и массы

рядовых людей.

2. Каковы две разновидности коммуникации с точки зрения осуществления ее

во времени и пространстве?

Понятия диахронной (из прошлого в будущее) и синхронной (в рамках одного

исторического периода) коммуникации были введены в теорию массовой

коммуникации, искусствознание, литературоведение и теорию журналистики, с

целью более точно определить роль передачи информации в пределах одного-двух

или же целого ряда бесконечного множества поколений.

Первая - коммуникация в пространстве, исторически одновременная со свершением

события. Вторая - коммуникация во времени, доносящая до новых поколений

информацию о тех или иных исторических событиях.

3. В чем отличие письменной (печатной), звуковой (аудио) и зрительной

(визуальной) коммуникаций?

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три

подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи,

книги)приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией

информации на бумажном листе (на ткани, полимерном полотне и так

далее), что не принципиально) с помощью типографской техники

воспроизведение текстов и изображений в черно-белом или цветном

варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию

в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов,

схем, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо

дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной

информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и так далее).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на

бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»),

способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и

аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного

ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, что в свою очередь дает

возможность получить целостную первичную ориентацию во всем объеме и

разнообразии информации. Во-вторых, можно пользоваться возможностями

«отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал

для внимательного и подробного чтения в удобное время.

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря

способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к

«извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в

обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или

смотреть телепередачи.

Однако у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим

средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны

передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени

оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность

выпуска номеров и книг.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является

радиовещание (от лат. Radiare «изучать, испускать лучи»). Наиболее

характерной его чертой является то, что носителем информации в данном

случае оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно

передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение

сигнала происходит в момент передачи. Отсюда возможность такой

оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в

момент совершения события, чего невозможно в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые

сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей

радиотехники стала возможной передача звука всех типов – звучащей

речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать

полнокровную звуковую картину мира. Характерным для радио является

вневизуальность. На первый взгляд это недостаток радио, на самом же

деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность

позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не

позволяет сделать это телевидение.

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы

возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук

воспринимается более полно и глубоко, поскольку он не «перебивается»

видеорядом. Вторая группа возможностей восприятия, связанная с

отсутствием видеоряда, - это активизация воображения слушателей,

позволяющая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного

образа.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные

свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно – передачу

можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в

том же порядке, которые заданы в студии.

Телевидение (греч. Tele «далеко» и лат. Viseo «видение»)

вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным

участником «триумвирата» СМИ в 60-х годах 20 века. Телевизионная

специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино.

От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью

радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал одновременно имеет

звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости

от характера передачи несет кинематографический характер. Как и на

радио, на телевидении возможна организация оперативных передач, как из

студии, так и с места событий. Аудиовизуальный синтез на телевидении

может приобретать разные формы – «аудио» и «видео» могут выступать и

на равных, но в необходимости случаях передачи делаются с акцентом

либо на звуковой ряд, либо на видеоряд.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный

«триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает

рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения

информации до аудитории. Однако при наличии специфических свойств

печать, радио и телевидение имеют нечто общее – это способность

донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно –

понятийную и эмоционально – образную информацию. Формы воплощения

понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств

коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение

на телевидении и в печати, вневизуальное – звуковое и словесное –

повествование на радио и в печати и так далее). Но есть и своеобразные

черты, принадлежащие только какому-либо одному средству.

При обращении читателя к прессе на первом месте оказываются

стремление глубже ориентироваться в происходящем, разбираться в

закономерностях жизни, затем – желание почерпнуть какую-либо утилитарно-

полезную информацию, с толком провести свободное время. Радио, прежде

всего, удовлетворяет стремление получать оперативную информацию,

которому сопутствует желание интересно провести свободное время, быть

включенным в движение жизни, получить практические советы. Мотивы

обращение к телевидению сходны с причинами обращения к радио, разница

лишь в том, что на первое место здесь выдвигается желание провести

у телевизора свободное время, а получение оперативной информации

уходит на второй план.

4. Какие основные сигналы лежат в основе коммуникативного действия,

осуществляемого посредством фотографии?

Фотография, наряду с книгой, кино, видео и магнитозаписью, лазерными дисками

с помощью определенной системы кодирования составляют социальную память

человечества. Эту систему кодирования, воспроизводства и трансляции

социального опыта, умений и знаний: систему, основанную на знаковой природе,

выдающийся наш мыслитель М. Мамардашвили называл культурой в науке или наукой

в смысле, качестве культуры. Развивая свою мысль, философ относил к культуре

единый срез, который проходит через все сферы человеческой деятельности

(художественную, нравственную, политическую, экономическую, правовую и т.д.)

Сюда можно добавить и журналистскую, публицистическую деятельность, которая

тесно связана как с художественным творчеством, так и с этикой, и политикой.

Формальным, типологическим признаком этого общего слоя, пласта является

определенный предметно-знаковый механизм, используемый в коммуникации. Это

может быть напечатанное, или записанное механическим или электронным способом

слово, аналогично запечатленные (в статике или динамике) зрительные образы и

картины.

Как следует из высказываний М. Мамардашвили, это общее в сферах человеческой

деятельности для того, чтобы стать культурой, должно осуществляться не просто

для поддержания и воспроизводства бытия, а лишь в случае стремления к истине,

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.