на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения

Министерство образования РФ

Кемеровский государственный университет

Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века

Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения.

Реферат по истории отечественной журналистики XIX века.

Выполнила:

студентка гр. Л – 015

Климова О.В.

Проверила:

КЕМЕРОВО, 2003 г.

Введение.

Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в

себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на

общественное сознание передовой России первой половины XIX века.

Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против

самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.

Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов

ни в коем случае не должны затушевывать исключительность, своеобразие их

движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы.

Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества, феодальных

институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть передового

дворянства. В целом же русское дворянство осталось крепостнически настроенным

и верным престолу консервативным сословием. Великая заслуга декабристов

заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов,

презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя

высоких и благородных идеалов.

Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была

нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно

воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация

образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не

легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и

была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали

среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и

Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях

того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у

передовых профессоров.

С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и

Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов,

ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский,

Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).

Формирование революционного мировоззрения декабристов.

Декабристы выросли и сформировались в условиях русской действительности, в их

мировоззрении отразились назревшие в русском историческом процессе очередные,

коренные по значению исторические задачи – уничтожение крепостного права и

ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к поколению,

родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они наблюдали сложную и полную

социальных противоречий русскую действительность, где ярко выражались

классовые контрасты, борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась

деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века.

Многие из будущих декабристов стали задумываться над положением дел в родной

стране еще на школьной скамье.

Такие передовые русские учебные заведения, как Московский университет, «школа

колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и Царскосельский лицей

явились «питомниками» декабристов. Тут, под воздействием русской

революционной традиции, лекций передовых русских ученых, а также вдумываясь в

произведения западноевропейских политических писателей и философов (Вольтер,

Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в подготовке французской революции,

работала над русской действительностью пытливая молодая мысль будущих русских

революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привилегий, о вреде

крепостничества, о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до

войны 1812г.

Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и

заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского

народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, покрытые

славой победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в угнетенное

положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право, произвол

самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой народ,

чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством, угнетенные

массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция, свирепствовала

«аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное общество

декабристов.

Сопоставление нравственных идеалов декабристов и Пушкина.

Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к

содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только

инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в

русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в

обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в

те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского, «русские завтраки» у

Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже чтение

книг — занятие традиционно связанное с уединением — становится формой

дружеского общения. Именно в это время возникло и активно жило «арзамасское

братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а летом 1817г.,

оказавшись в Петербурге, «Сверчок» стал его реальным участником.

К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым, М.Орловым,

Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре привели к распаду

литературного общества. Однако это не помешало Пушкину сблизиться с

Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы оказался для

Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного ленивца» в духе

героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского. Пушкина привлёк

декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах,

категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность

Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки,

высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила

Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин,

тем не менее, имел собственные этические представления.

Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма.

Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся ради общего

блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин

противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако

Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи.

Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём

сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы,

не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно свободный

человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил, это —

любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил

такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении

личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь

к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в известном

послании «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы.», 1818; I – С.307), или

в мадригале княгине Е.И.Голицыной (1817; I – С.281):

Краёв чужих неопытный любитель// И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моём// Где верный ум, где гений мы найдём?

Где гражданин с душою благородной,//Возвышенной и пламенно свободной?

Где женщина – не с хладной красотой,//Но с пламенной, пленительной, живой?

Где разговор найду непринужденный,//Блистательный, весёлый, просвещённый?

С кем можно быть не хладным, не пустым?// Отечество почти я ненавидел

Но я вчера Голицыну увидел// И примирён с отечеством моим.

В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный идеал,

он провозглашает установку жить в постоянном горении, «пламени», напряжении

страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.).

Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы, сближала

Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним сходством. Для

арзамасцев и поэтов их круга веселье и лень были лишь литературной позой:

Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту был

уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни,

прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик в

жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин

одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной жизни,

а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов

к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый крайностей:

счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и высокие

гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и просто

шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью сохранять

«золотую середину», обладая совершенным чувством меры.

Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие его не

могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели направить его на

путь «истинный», причём это пытались делать и «арзамасцы», и декабристы.

Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, Пушкин

порой назло всем демонстрировал мальчишество своего поведения. Но чем больше

позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его репутация «незрелого»

юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в круг участников тайных

декабристских обществ. Назойливые поучения наставников, с одной стороны, а с

другой - недоверие друзей - стали причиной лихорадочной нервозности,

напряжённости душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт

обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по

ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал

Н.Тургенева, однокурсника по Лицею М.Корфа, майора Денисевича и мн. других.

Многие дуэли удавалось «погасить», но не все — осенью 1819г. Пушкин стрелялся

с Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с

К.Ф.Рылеевым (точно не установлено).

Тайные общества декабристов.

Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.

Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось Союзом

Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов

отечества. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр

Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита

Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская

военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на

почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.

Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и программа и

устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение крестьян от

крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая – введение

в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у

декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждения они

отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа

более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная

борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное

общество и организовать в 1818 году второе – под названием Союз

Благоденствия.

Союз Благоденствия.

Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным обществом.

Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и

самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной, заговорщицкой

организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно

воздействовать на создание в стране передового «общественного» мнения,

которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.