Реферат: Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения
Министерство образования РФ
Кемеровский государственный университет
Кафедра журналистики и русской литературы ХХ века
Декабристы: тайные общества, журналы, особенности мировоззрения и поведения.
Реферат по истории отечественной журналистики XIX века.
Выполнила:
студентка гр. Л – 015
Климова О.В.
Проверила:
КЕМЕРОВО, 2003 г.
Введение.
Декабризм как историческое явление чрезвычайно многогранен. Он включает в
себя идеологию дворянских революционеров, оказавшую значительное влияние на
общественное сознание передовой России первой половины XIX века.
Родоначальники идейно осознанной и организованной политической борьбы против
самодержавия и крепостного права, декабристы навечно вошли в историю России.
Исторические и социально-политические закономерности выступления декабристов
ни в коем случае не должны затушевывать исключительность, своеобразие их
движения в целом, ту печать избранничества, которая легла на их судьбы.
Нельзя забывать о том, что с протестом против крепостничества, феодальных
институтов и произвола самодержавия выступила небольшая часть передового
дворянства. В целом же русское дворянство осталось крепостнически настроенным
и верным престолу консервативным сословием. Великая заслуга декабристов
заключалась в том, что они смогли подняться выше своих классовых интересов,
презреть сословные привилегии и пойти сознательно на явную гибель, во имя
высоких и благородных идеалов.
Русская культура, в самом широком смысле этого понятия, не только была
нравственной и духовной почвой для декабристов, но она непосредственно
воплощалась в них и ими была возведена на новую ступень. Репутация
образованнейших людей своего времени, закрепленная за декабристами, не
легенда и не поздний приговор потомков. Эта репутация сложилась при них и
была естественным началом того авторитета и влияния, которыми они обладали
среди своих современников. Многие из декабристов учились в Московском и
Петербургском университетах, Царскосельском лицее – лучших учебных заведениях
того времени, в чьих стенах царил дух вольномыслия; слушали частные курсы у
передовых профессоров.
С историей декабристского движения неразрывно связаны имена Пушкина и
Грибоедова, среди самих декабристов было немало известных писателей, поэтов,
ученых, художников (К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, А.А.Бестужев-Марлинский,
Н.А.Бестужев, Ф.П.Толстой).
Формирование революционного мировоззрения декабристов.
Декабристы выросли и сформировались в условиях русской действительности, в их
мировоззрении отразились назревшие в русском историческом процессе очередные,
коренные по значению исторические задачи – уничтожение крепостного права и
ликвидация самодержавия. Принадлежа в большинстве своем к поколению,
родившемуся на рубеже XVIII и XIX веков, они наблюдали сложную и полную
социальных противоречий русскую действительность, где ярко выражались
классовые контрасты, борьба старого с новым; в их среде постоянно обсуждалась
деятельность самодержавия и сложные международные столкновения начала века.
Многие из будущих декабристов стали задумываться над положением дел в родной
стране еще на школьной скамье.
Такие передовые русские учебные заведения, как Московский университет, «школа
колонновожатых» (будущая академия Генерального штаба) и Царскосельский лицей
явились «питомниками» декабристов. Тут, под воздействием русской
революционной традиции, лекций передовых русских ученых, а также вдумываясь в
произведения западноевропейских политических писателей и философов (Вольтер,
Руссо, Монтескье), сыгравших немалую роль в подготовке французской революции,
работала над русской действительностью пытливая молодая мысль будущих русских
революционеров. Мысли о несправедливости дворянских привилегий, о вреде
крепостничества, о деспотизме царя зародились у многих декабристов еще до
войны 1812г.
Отечественная война была воспринята декабристами как народная война и
заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского
народа, доблестно боровшегося за родину. Вернувшись на родину, покрытые
славой победой, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в угнетенное
положение горячо любимой родины. Всюду царило крепостное право, произвол
самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой народ,
чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством, угнетенные
массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция, свирепствовала
«аракчеевщина». В этой атмосфере и возникло первое тайное общество
декабристов.
Сопоставление нравственных идеалов декабристов и Пушкина.
Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к
содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только
инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в
русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в
обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в
те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского, «русские завтраки» у
Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже чтение
книг — занятие традиционно связанное с уединением — становится формой
дружеского общения. Именно в это время возникло и активно жило «арзамасское
братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а летом 1817г.,
оказавшись в Петербурге, «Сверчок» стал его реальным участником.
К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым, М.Орловым,
Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре привели к распаду
литературного общества. Однако это не помешало Пушкину сблизиться с
Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы оказался для
Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного ленивца» в духе
героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского. Пушкина привлёк
декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах,
категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность
Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки,
высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила
Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин,
тем не менее, имел собственные этические представления.
Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма.
Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся ради общего
блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин
противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако
Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи.
Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём
сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы,
не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно свободный
человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил, это —
любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил
такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении
личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь
к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в известном
послании «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы.», 1818; I – С.307), или
в мадригале княгине Е.И.Голицыной (1817; I – С.281):
Краёв чужих неопытный любитель// И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём// Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,//Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина – не с хладной красотой,//Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,//Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?// Отечество почти я ненавидел
Но я вчера Голицыну увидел// И примирён с отечеством моим.
В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный идеал,
он провозглашает установку жить в постоянном горении, «пламени», напряжении
страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.).
Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы, сближала
Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним сходством. Для
арзамасцев и поэтов их круга веселье и лень были лишь литературной позой:
Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту был
уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни,
прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик в
жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин
одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной жизни,
а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов
к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый крайностей:
счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и высокие
гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и просто
шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью сохранять
«золотую середину», обладая совершенным чувством меры.
Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие его не
могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели направить его на
путь «истинный», причём это пытались делать и «арзамасцы», и декабристы.
Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, Пушкин
порой назло всем демонстрировал мальчишество своего поведения. Но чем больше
позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его репутация «незрелого»
юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в круг участников тайных
декабристских обществ. Назойливые поучения наставников, с одной стороны, а с
другой - недоверие друзей - стали причиной лихорадочной нервозности,
напряжённости душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт
обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по
ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал
Н.Тургенева, однокурсника по Лицею М.Корфа, майора Денисевича и мн. других.
Многие дуэли удавалось «погасить», но не все — осенью 1819г. Пушкин стрелялся
с Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с
К.Ф.Рылеевым (точно не установлено).
Тайные общества декабристов.
Союз Спасения или Общество истинных и верных сынов отечества.
Первое тайное общество декабристов возникло в 1816г. Оно называлось Союзом
Спасения, а позже, после принятия Устава, - Обществом истинных и верных сынов
отечества. Основателем был молодой полковник генерального штаба Александр
Муравьев, членами – С.Трубецкой, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита
Муравьев, М.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и другие. Это была дворянская
военная молодежь, связанная узами тесной личной дружбы и сблизившаяся на
почве передовых идей времени. Всего насчитывалось 30 членов.
Это Общество имело писаный «статут», в котором были объединены и программа и
устав общества. Первое время целью считалось лишь освобождение крестьян от
крепостной зависимости, но вскоре к этой цели добавилась и другая – введение
в России конституционной монархии. Но как осуществить эти цели? Иногда у
декабристов возникали планы цареубийства, но после обсуждения они
отвергались; в обществе еще не было полного политического единодушия; группа
более радикальных членов боролась с более умеренными. Внутренняя идейная
борьба и неясность тактики заставили декабристов ликвидировать первое тайное
общество и организовать в 1818 году второе – под названием Союз
Благоденствия.
Союз Благоденствия.
Союз Благоденствия, как и Союз Спасения, был тайным революционным обществом.
Члены его также ставили перед собой целью борьбу с крепостным правом и
самодержавием. Но, в отличие от первой, узкой и малочисленной, заговорщицкой
организации они хотели значительно расширить ее численный состав и активно
воздействовать на создание в стране передового «общественного» мнения,
которое, по мысли декабристов, могло явиться решающей силой в подготовке
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|