“В табл.2 дана интерпретация рынка по трём показателям (цена, объем
торговли и открытая позиция).
Таблица 2
Интерпретация рынка ценных бумаг по показателям
|Цена |Объем торговли |Открытая позиция |Интерпретация |
| | | |рынка |
|Повышается |Повышается |Повышается |Прочный |
|Повышается |Снижается |Снижается |Ослабевающий |
|Снижается |Повышается |Повышается |Слабый |
|Снижается |Снижается |Снижается |Укрепляющий |
В таблице нашли отражение следующие принципы:
- объем торговли имеет тенденцию к увеличению, когда цены движутся в
направлении тенденции. При повышательной тенденции объем торговли
увеличивается при взлёте цен и снижается при падении. При
понижательной тенденции происходит обратное;
- противоположное сезонному увеличение открытой позиции при
повышательной тенденции свидетельствует о растущем рынке: новые
покупатели выходят на рынок. При понижательной тенденции увеличение
открытой позиции есть результат деятельности “медведей”: продавцы
уходят с рынка;
- при повышательной тенденции уменьшение открытой позиции указывает на
рынок “медведей”.
- при понижательной тенденции уменьшение открытой позиции указывает
на рынок ”быков”.
В техническом анализе существует ещё целый ряд методов, использующих
теорию
волн, теорию циклов и др., но ни один из методов не гарантирует
эффективного результата.” [6]
Глава 3. Прогнозирование конъюнктуры рыка, методы.
3.1. Виды прогнозов
“Прогнозирование – это научно обоснованные суждения о возможном
состоянии и будущем развитии того или иного объекта или отдельных его
элементов, а также об альтернативных путях, методах, сроках достижения
определённого состояния этого объекта. Принципами прогнозирования являются:
1. Системный подход;
2. научная обоснованность;
3. альтернативность и вариантность;
4. выделение генеральной цели, ведущего звена;
5. отражение объективных закономерностей;
6. достоверность.
К функциям прогнозирования относятся:
- научный анализ, который включает ретроспекцию (историю развития
объекта, идеи или события), диагноз (систематическое описание
объекта, идеи или события), проспекцию (разработка прогноза и оценка
его достоверности, точности и обоснованности);
- оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем социально-
экономического развития;
- установление причинно-следственных связей, их повторяемости в
определённых условиях и учёт неопределённости;
- мониторинг мирового опыта;
- оценка действия определённых тенденций и закономерностей в будущем;
- предвидение, т.е. опережающее отображение действительности, основанное
на познании действия экономических законов и теорий (с учетом новых
социально-экономических ситуаций и проблем развития рынка ценных
бумаг) в форме гипотез и предположений;
- разработка концепций развития рынка ценных бумаг.
Целью прогнозирования рынка ценных бумаг является исследование вариантов
развития и определение возможных перспектив с учётом факторов объективного
и субъективного характера. Задачи прогнозирования развития рынка ценных
бумаг следующие:
- определить будущее рынка ценных бумаг на основе научного анализа;
- выявить главные направления развития рынка ценных бумаг с позиции
научного предвидения;
- учесть различные факторы и обосновать конкретные способы их
регулирования.
Основные виды прогнозов развития рынка ценных бумаг классифицируются
по следующим критериям:
- по масштабу прогнозирования – мировой, национальный и региональный;
- по характеру прогнозируемых процессов – развития фондовых операций,
поведения отдельных участников рынка ценных бумаг и операций с
отдельными видами ценных бумаг;
- по функциональному признаку – поисковый (основан на условном
продолжении в будущее тенденций развития в прошлом и настоящем) и
нормативный (разрабатывается на базе заранее определённых целей, т.е.
от заданного состояния в будущем к существующим тенденциям его
изменения в свете определённой цели);
- по способам представления результатов – точечный (предполагает
единственное сочетание показателей) и интервальный (предполагает набор
показателей в заданных интервалах);
- по степени пространственной и временной согласованности результатов
прогнозов
одномерный (по отдельным объектам без последующего согласования
результатов), многомерный (по отдельным объектам с последующим
согласованием результатов), перекрёстный (с установлением причинно-
следственных связей и зависимостей и имитацией возможного
взаимодействия) и сквозной (с имитацией поведения совокупности
объектов);
- по срокам – краткосрочный, или текущий (на срок менее 1 года),
среднесрочный (на срок 1-3 года) и долгосрочный (на срок более 3
лет). Для построения краткосрочного, или текущего, прогноза
применяется технический анализ. Для разработки среднесрочного и
долгосрочного прогнозов эффективен фундаментальный анализ;
- по содержанию – конъюнктурный и исследовательский.
Цель конъюнктурного прогноза – определение возможностей проведения
фондовых операций, прежде всего покупки и продажи по наиболее выгодным
ценам. Конъюнктурный прогноз позволяет определить варианты рациональных
инвестиций. Различают статический и динамический подход к прогнозированию
конъюнктуры. Статический подход подразумевает рассмотрение экономических
явлений, по существу, без их изменения во времени, а динамический – в
процессе их изменения во времени. Горизонт конъюнктурного прогноза обычно
мал, т.к. ситуация на рынке ценных бумаг меняется очень быстро.
Основными направлениями конъюнктурного прогноза являются:
1. графическое моделирование, которое позволяет графически
определить возможные направления развития фондового рынка;
2. логическое моделирование;
3. машинная компьютерная имитация.
К основным этапам разработки конъюнктурного прогноза относятся:
- изучение тенденций и динамики развития рынка ценных бумаг;
- отслеживание колебаний спроса и предложения;
- установление основных причин колебания;
- выявление факторов, оказывающих определяющее влияние на колебания;
- определение будущих тенденций развития.
Конъюнктурные прогнозы широко используются участниками биржевых торгов
для планирования фондовых операций, выбора вариантов проведения торгов,
обработки схем инвестирования в ценные бумаги. Научно обоснованные
конъюнктурные прогнозы особенно эффективны в условиях стабильной экономики
с чётко прослеживающимися тенденциями. В условиях неустойчивого рынка
конъюнктурные прогнозы важны как инструмент вариантного регулирования
эффективности фондовых операций на бирже.
Цель исследовательского прогноза – научная систематизация информации о
состоянии объекта и закономерных причинно-следственных связях, определяющих
его изменения в будущем.” [5]
3.2. Методика прогнозирования
“ Методика прогнозирования фондового рынка включает совокупность
различных методов и приёмов разработки прогнозов. Основными методами
прогнозирования являются экспертные, логическое моделирование,
статистические (экстраполяция и интерполяция, индексный), нормативный,
фактографический, программно-целевой методы.
Экспертные методы прогнозирования достаточно широко применяются. Метод
Дельфи является самым распространенным методом экспертной оценки будущего.
Суть этого метода состоит в организации систематического сбора мнений
экспертов и их обобщения. Выработаны специальные математико-статистические
приемы обработки различных оценок в сочетании со строгой процедурой обмена
мнениями, обеспечивающей по возможности беспристрастность суждений. Ученые
предложили способ, повышающий эффективность метода путём его комбинации с
методами сетевого планирования.
Экспертами выступают высококвалифицированные специалисты или
коллективы профессиональных аналитиков, известных консалтинговых компаний и
агентств. Эксперты в процессе прогнозирования развития рынка ценных бумаг
опираются на так называемые методы тренда и методы анализа причинных
связей. На методах тренда построен пассивный прогноз, который основан на
изучении тенденций рынка ценных бумаг. На методах анализа причинных связей,
лежащих в основе фундаментального анализа, базируется целевой, или
условный, прогноз.
Операции с ценными бумагами предполагают глубокое знание
соответствующих рынков, умение анализировать их тенденции и прогнозировать
ситуацию в будущем. Все участники рынка ценных бумаг планируют свои
операции только после тщательного анализа.
Статистические методы прогнозирования развития рынка ценных бумаг
основаны на построении фондовых индексов, расчете показателей дисперсии,
вариации, ковариации, экстраполяции и интерполяции. Фондовые индексы
являются самыми популярными во всём мире обобщающими показателями состояния
рынка ценных бумаг. Индексы Доу-Джонса и “Стандард энд Пур” в США, индекс
“Рейтер” в Великобритании, индекс “Франкфуртер альгемайне цайтунг ” в
Германии и другие являются основными индикаторами, по которым можно судить
об общем состоянии рынка ценных бумаг и экономики страны в целом. По
фондовым индексам можно проанализировать изменение положения дел в
отдельных сегментах рынка ценных бума, на региональных и отраслевых
фондовых рынках, у отдельных эмитентов. Фондовые индексы показывают
изменение соотношения между текущим и предыдущем базисным состоянием
развития анализируемой части рынка ценных бумаг. Показатели дисперсии
позволяют судить об абсолютной колеблемости, а показатели – об
относительной колеблемости инвестиционного риска на рынке ценных бумаг.
Методы логического моделирования используются преимущественно для
качественного описания развития прогнозируемого объекта. Они основаны на
выявлении общих закономерностей развития рынка ценных бумаг и выделении
наиболее важных долгосрочных проблем перспективного развития, определении
главных путей и последовательности решения данных проблем. Логическое
моделирование включает:
1. Разработку сценариев, содержащих описание последовательности,
условий решений, взаимосвязей и значимости событий;
2. Метод прогнозирования по образу (корпоративный метод);
3. Метод аналогий.
Логическое моделирование на перспективу должно учитывать степень
детализации показателей и целей и основываться на комплексном, системном
подходе.
Экономико-математическое моделирование базируется на построении
различных моделей. Экономико-математическая модель – это определённая схема
развития рынка ценных бумаг при заданных условиях и обстоятельствах. При
прогнозировании используют различные модели (однопродуктовые и
многопродуктовые, статистические и динамические ,натурально-стоимостные,
микро- и макроэкономические, линейные и нелинейные, глобальные и локальные,
отраслевые и территориальные, дескриптивные и оптимизационные). Наибольшее
значение в прогнозировании имеют оптимизационные модели (модели
экстремума). Оптимизационные (или оптимальные) модели представляют собой
систему уравнений, которая кроме ограничений (условий) включает также
особого рода уравнение, называемое функционалом, или критерием
оптимальности. С помощью такого критерия находят решение, наилучшее по
какому-либо показателю.
Прогнозирование рынка ценных бумаг с помощью трендовых моделей
основано на разложении показателей, представленных временным рядом на три
Страницы: 1, 2, 3, 4
|