|- как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве |
|обеспечения |
|- подвержено ли это имущество порче |
|- каковы издержки по его хранению |
|- кто владелец (основной акционер или пайщик) компанией, сколько акций|
|(паев) он имеет |
|- какова основная продукция компаний (или каковы виды основных услуг) |
|- каков опыт и квалификация менеджеров |
|- прибыльна ли компания |
|- кто основные клиенты - поставщики и покупатели компаний |
|- на каких условиях продается товар (услуга)? |
|2. Вопросы об испрашиваемом кредите |
|- на какую сумму клиент хотел бы получить кредит |
|- как им определена эта сумма |
|- достаточно ли обосновано составлен прогноз финансовых потребностей |
|- учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить кредит, срок |
|службы активов, финансируемых с помощью кредита |
|- учитывают ли условия кредита способность клиента погасить кредит в |
|срок? |
|3. Вопросы о погашении кредита |
|- как клиент предполагает погашать кредит |
|- сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного |
|цикла |
|- имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита |
|- есть ли юридические лица готовые дать гарантию, поручительство |
|- каково их финансовое положение? |
|4. Вопросы об обеспеченности возврата кредита |
|- каков вид обеспечения |
|- кто владелец обеспечения |
|- где и под чьим контролем оно находиться |
|- как была осуществлена оценка имущества, предлагаемая в качестве |
|обеспечения? |
|5. Вопрос об отношениях клиента с другими банками |
|- услугами каких банков пользуется в настоящее время клиент |
|- обращался ли он за кредитом в другие банки |
|- почему клиент пришел именно в этот банк |
|- имеет ли клиент непогашенные кредиты, какова их сумма и сроки |
|погашения? |
На первом этапе кредитования банку предстоит выяснить:
А. Серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как
возможного партнера по бизнесу. Особенно это касается новых клиентов.
Б. Обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата
кредита. Банк может в случае необходимости сам выбрать свои требования к
кредитному предложению и ознакомить с ними заемщика.
В. Соответствие кредитного предложения кредитной политике банка и структуре
формирования его ссудного портфеля.
Банку следует воздержаться от предоставления ссуд предприятиям в тех
отраслях экономики, в которых банковским служащим, занимающимся
кредитованием, не хватает профессиональных знаний. Правда, банк в данном
случае может привлечь для оценки кредитного предложения компетентных
экспертов. Однако это приведет к увеличению затрат банка и не станет
гарантией от рисков, связанных с кредитованием
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов,
а также результатов бесед является определение характера заемщика и его
кредитоспособности. Кредитный инспектор, часто помогая Заемщику готовить
заявку, выясняет объем доходов и представляющих ценность активов (таких,
как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми
располагает заемщик для погашения кредита. Устные ответы клиента, как
правило, значительно больше информации, чем сведения, изложенные в
письменном виде.
Кредитные инспекторы придают значение не только размеру, но и
стабильности доходов заемщика (юридических и физических лиц). Они
предпочитают получать от клиента информацию о чистом доходе (т.е. доходе
после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике,
то сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для
проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности
работы в данной фирме.
Косвенным показателем размера и стабильности дохода служат данные о
среднедневном остатке на расчетном (депозитном) счете клиента. Эти данные,
представленные заемщиком, инспектор сопоставляет с информацией, полученной
из соответствующего банка.
Поддержание значительных остатков на расчетных (депозитных) счетах в
банках свидетельствует о надежности финансового положения клиента, его
финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый
кредит.
Кредитные инспекторы неодобрительно относятся к появлению так
называемой “пирамиде долга”, когда заемщик берет кредит в одной фирме или
банке для оплаты долга другому кредитору. Из поля зрения инспектора не
исчезает значительная и растущая задолженность клиента по кредитным
карточкам и частому возврату чеков, выписанных клиентом с его счета. На
основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении
клиента и его навыках управления денежными средствами.
На этом предварительном этапе работы по кредитованию инспектор сможет
определить порядочность клиента и достоверность представленной им
информации. После внимательного изучения всех документов, представленных
потенциальным заемщиком, проведения беседы, оценки нформации, полученной
на вопросы, кредитный инспектор по согласованию с руководством банка и
начальником отдела принимает решение о продолжении работы с клиентом или
отказе ему. Если принимается решение о продолжении работы с клиентом, то
инспектор комплектует кредитное досье (включая в него заявку и
сопроводительные документы, ответы на вопросы, записи бесед и т.д.) и
осуществляет тщательное изучение кредитоспособности клиента.
Перед принятием решения о выдаче кредита банк должен оценить
кредитоспособность, платежеспособность и финансовую устойчивость заемщика.
При этом отметим, что существуют различия в определении понятия
“платежеспособность” и “кредитоспособность”.
Платежеспособность предприятия - это его возможность и способность
своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. В то же время
кредитоспособность характеризуется лишь возможностью предприятия погасить
кредиторскую задолженность. Вместе с тем характеристика кредитоспособности
должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, поскольку
погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого
банком в залог по ссуде или благодаря использованию гарантии своевременного
возврата средств или даже за счет страхования погашения ссуды.
Применяемые в настоящее время и рекомендованные способы оценки
кредитоспособности опираются главным образом на анализ данных о
деятельности заемщика в предшествующем периоде. Кроме того, для оценки
возможностей предприятия погашать свои обязательства производится
сопоставление данных, имеющихся в отчетности, об обязательствах предприятия
и источниках средств для их погашения. Такое сопоставление может делаться
на основе данных об обязательствах предприятия и источниках средств для их
погашения не только в целом по суммам обязательств и источниках погашения,
но также по суммам обязательств и источников их погашения, приходящихся на
отдельные короткие периоды.
При различных вариантах оценки кредитоспособности их объединяет то,
что они основываются на данных отчетности и относятся к предшествующему
периоду. При всем значении такой оценки она не может исчерпывающем образом
характеризовать кредитоспособность заемщика в предстоящем периоде.
При использовании главным образом данных отчетности оценка
платежеспособности и финансовой устойчивости ссудозаемщика рассматривается
лишь как предварительная.
Проверки, осуществляемые аудиторскими организациями, используются для
оценки кредитоспособности заемщика. Полезность таких проверок снижается в
связи с тем, что в них используются данные отчетности.
Основные недостатки оценки кредитоспособности заемщиков связаны с
тем, что они основываются на данных отчетности, характеризующих состояние
дел в предшествующем периоде.
Целесообразно использовать зарубежный опыт прогнозирования
финансового состояния заемщика в предстоящем периоде, с тем, чтобы
принимать обоснованное решение о предоставлении ссуд.
При оценке кредитоспособности нужно учитывать предстоящие изменения
конъюнктуры, в том числе наличие реальных условий поступления средств
заемщику от реализации продукции, принимая во внимание возможность
реализации с учетом намечаемого уровня цен и предстоящих изменений
платежеспособного спроса на соответствующие виды продукции.
Значительные размеры процентных ставок сказываются на увеличении
расходов заемщиков, а соответственно и на их кредитоспособности.
Естественно, это необходимо учитывать при оценке кредитоспособности.
Состояние платежной дисциплины заемщика имеет немаловажное значение для
характеристики его кредитоспособности.
При оценке кредитоспособности предприятия следует рассматривать
неплатежи, в том числе суммы просроченных платежей - поставщикам, банку,
финансовым органам - как самостоятельную группу, а не распределять их в
различные виды кредиторской задолженности.
Повышение уровня кредитоспособности заемщиков связано с повышением их
ответственности за своевременное погашение ссуд и вместе с тем ужесточение
требовательности банков при кредитовании. В этом отношении заслуживает
внимания последовательное соблюдение принципов кредитования, что с
некоторых пор незаслуженно игнорируется.
Соблюдение принципов кредитования рассматривается в зарубежной
литературе как необходимое условие его целесообразной организации. Так, в
изданном в Англии руководстве по банковским услугам отмечается, что
ключевым словом, в котором сосредоточены требования при выдаче ссуд
заемщикам, является термин “PARTS”, включающий в себя:
Purpose - назначение, цель
Amount - сумма, размер
Repayment - оплата, возврат (долга и процентов)
Term - срок
Security - обеспечение. залог
1.2. Использование опыта зарубежных банков в области оценки
кредитоспособности заемщика.
Существует множество различных методик анализа финансового положения
клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга
банку. В практике банков США применяются “ Правила шести “Си”, в которых
критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися буквами “Си”
(табл. 2).
Таблица 2.
Шесть основных принципов кредитования (правила шести “Си”)
|Характер |Способность|Денежные |Обеспечени|Условия |Контроль |
|( Character) | |средства |е |(Conditions)|(Control) |
| |(Capacity) |(Cash) |(Collatera| | |
| | | |l) | | |
|Кредитная |Подлинность|Прибыль, |Право |Положение |Соответствующ|
|история |клиента и |дивиденды и|собственно|клиента в |ие законы в |
|клиента. |гарантов |объемы |сти на |отросли и |банковской |
|Опыт других |Копия |продаж в |активы, их|ожидаемая |деятельности |
|кредиторов, |устава, |прошлом |срок |доля на |и правила |
|связанных с |решений и |Достаточнос|службы |рынке |относительно |
|данным |других |ть |Вероятност|Сопоставлени|характера и |
|клиентом |документов |планируемог|ь |е |качества |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|