на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковский менеджмент

| |Управление издержками банка |

|Информационно-аналит|Создание информационно-аналитической |

|ическое обеспечение |системы планирования и реализации |

| |финансовых операций |

|Администрирование |Приведение организационной структуры банка,|

| |классификации и квалификации персонала в |

| |соответствие с выбранной стратегией |

| |развития банка |

Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке

Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент"

имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты

сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление

отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. Именно в

таком понимании финансовый менеджмент рассматривается в работах таких

известных авторов, как И.Т. Балабанов, И.Н. Герчикова, В.В. Ковалев, Л.П.

Павлова, Р.С. Сайфулин, Е.С. Стоянова, А.Д. Шеремет.[1]

В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент,

отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и

коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка

как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым

присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы,

как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов

государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской

системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с

позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких

авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель,

Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев1.

В процессе своей деятельности коммерческий банк исходит в основном из

микроэкономических факторов и устойчивости клиентов. Такой подход наиболее

актуален в современных условиях, так как первичным звеном в экономической

цепочке создания продукции (товаров, услуг) являются создатели материальных

ценностей. Соответственно и коммерческий банк для рыночной экономики

первичен, а Центробанк — конструктор перестройки банковской системы. Среди

исследователей этого направления финансового менеджмента в коммерческом

банке можно назвать О.В. Грядовую, Ю.С. Масленченкова, Л.А. Плотицину, К.Р.

Тагирбекова, В.Е. Черкасова1.

В работах отечественных авторов (М.З. Бор, Г.С. Панова, В.В. Пятенко,

В.Т. Севрук, В.М. Усоскин, Э.А. Уткин, Е.Б. Ширинская1) также представлен и

опыт зарубежных банков. Данный опыт, безусловно, важен, однако зарубежные

финансовые системы существенно отличаются от кредитно-банковской системы

России. Например, распространение опыта Федеральной резервной системы США

на российскую почву требует тщательной нелегкой адаптации, так как

отечественная банковская система в отличие от системы США построена по

территориальному принципу и основана на монопольном положении Центробанка

России, а не на экономическом районировании субъектов федерации и

экономики.

Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового

менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это

отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в

кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.

Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в

нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк — это

единственный экономический субъект, который системно управляет всеми

функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и

в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда

финансового менеджмента в коммерческом банке — это совокупность финансовых

отношений.

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: —

процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками

денежных средств банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: —

разработка и использование систем и методик рационального планирования и

реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных

средств).

Цель финансового менеджмента в коммерческом банке — определение

рациональных требований и методических основ построения оптимальных

организационных структур и режимов работы функционально-технологических

систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка

и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на

приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли при

условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого

банка, приведены в табл. 3.

Таблица 3

| Заданные параметры |Режим деятельности |

|Максимизация прибыли |Минимально допустимая нормативная |

|банка |ликвидность |

|Максимизация |Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость|

|ликвидности банка |финансовых операций банка |

|Сбалансированность |Норма прибыли, обеспечивающая рыночный |

|прибыльности и |доход. Управление ресурсной базой банка |

|ликвидности банка |на основе ее дифференциации по срокам, |

| |объемам и стоимости соответственно |

| |возможностям активных операций банка |

Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система

управления, состоит из двух подсистем:

. управляемой, или объекта управления;

. управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в

финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства,

находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых

операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке

являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который

посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет

целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают

движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая

сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект

управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона

процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах,

операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В

процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и

целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры

трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается

добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе финансового

менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми

операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице

4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями

по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки

устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

Таблица 4

|Финансовая устойчивость |Программирование банка на основе |

|банка |финансово-экономических нормативов |

| |деятельности банка (внешних и |

| |внутренних), программирование и |

| |стратегия деятельности банка |

| |Мониторинг и анализ деятельности |

| |банка, идентификация традиционных |

| |банковских рисков на основе |

| |балансовых обобщений |

| |Текущая оценка экономических выгод,|

| |операционно-стоимостный анализ |

| |банка и трансфертное |

| |ценообразование |

|Организационная устойчивость|Планирование деятельности банка: |

|банка |маркетинговая стратегия и |

| |бизнес-планирование подразделений |

| |банка |

| |Организационное построение банка |

| |(линейная, дивизионная, матричная |

| |структура; ориентация на услугу или|

| |клиента) |

| |Управление человеческим капиталом: |

| |мотивация, материальное |

| |стимулирование, раскрытие |

| |инновационного потенциала |

|Функциональная устойчивость |Специализация банка |

|банка | |

| |Универсализация банка |

|Коммерческая устойчивость |Продуктовая политика банка и |

|банка |функционально-технологическая |

| |поддержка продуктового ряда банка |

| |Финансовый менеджмент клиентуры |

| |банка и его развитие в |

| |инновационное направление |

| |деятельности банка на основе |

| |потребностей клиентов (рынка) или |

| |управление изменениями |

| |(реинжиниринг процессов |

| |обслуживания клиентов) |

|Капитальная устойчивость |Кредитно-инвестиционная политика |

|банка |банка |

| |Эмиссионно-учредительская и |

| |фондовая политика банка |

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами

формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с

организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими

подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской

деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами

финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке

большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического

обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации

деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации

технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к

проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Трехмерный классификатор финансового менеджмента в коммерческом банке

можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления

процессами формирования и использования денежных ресурсов.

1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке

комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных

ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и

управление процессами планирования, систематизации и комплексности

разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий;

мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов,

экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и

организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку

стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации;

оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных

структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.