на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Центральный банк, назначение, функции, операции

обязательств. Закон определяет верхнюю и нижнюю границы резервных

требований, в пределах которых центральный банк устанавливает

фактически действующие нормы в соответствии с состоянием кредитного

рынка и задачами текущей политики.

Центральный банк является главным банкиром и финансовым

консультантом правительства. В этой роли он :

- ведет счета правительственных учреждений и ведомств,

аккумулирует налоги и другие поступления и осуществляет платежи по

поручению казначейства;

- проводит операции по эмиссии и размещению на рынке новых

выпусков государственных займов;

- предоставляет прямой кассовый кредит по просьбе

правительства;

- покупает государственные ценные бумаги для собственного

портфеля;

- выступает советником правительства и других государственных органов

по финансовым и общеэкономическим вопросам.

Денежно-кредитная политика. Главной задачей денежно-кредитной

политики центрального банка является сохранение стабильной

покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичной

системы денежных платежей и расчетов. В то же время политика

центрального банка служит одной из важных составных частей

общеэкономического регулирования государства, направленного

на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных

спадов производства и безработицы .

Имеется три главных инструмента денежно-кредитной политики:

- изменение учетного процента ;

- изменение норм обязательных резервов банков;

- операции на открытом рынке ( покупка и продажа государственных

обязательств).

Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной

системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное

обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного

курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в

уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост

национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный

банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он

консультирует правительство в таких областях, как управление

национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме

того он является представителем правительства в финансовых

операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и

проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

Как агент правительства в фискальных делах центральный

банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и

фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает

из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами

и выступает от имени правительства на международном валютном

рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным

долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты

по ним, погашает их).

Центральный банк помогает правительству определить

наилучшии момент для выпуска облигации, их цену, доходность и

другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для

инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы

успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной

и своевременной информацией о состоянии экономики, движении

кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть

предельно информированным , банк иногда вынужден принимать решения

до того, как статистика потвердит предполагаемое событие. Поэтому

он проводит собственные исследования, результаты которых обычно

публикуются и представляют собой большой интерес для ученых,

экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.

Центральный банк управляет правительственными депозитами

(даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все

правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального

банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах

коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения

правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же

правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между

коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и

стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по

заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем

дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.

Еще одной обязанностью центрального банка, как агента

правительства являются контроль и защита обменного курса

национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото,

серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других

стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и

в качестве депозитария их активов.

Обменный курс - это цена национальной валюты на

международном валютном рынке или та пропорция, в которой она

обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом

спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк

должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих

стран. Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с

целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие

вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс

от падения, центральный банк снимает с инвалютного счета какую-то

сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым

баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает

инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса

национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется

наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором

- наличием инвалюты.

Центральный банк также выступает в роли депозитария,

хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он

может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным

банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и

продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно

центральным

банкам и правительствам других стран, а также международным

финансовым организациям типа Международного валютного фонда.

Одна из самых важных задач центрального банка - управлять

государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть,

которая представлена находящимися в обращении прямыми и

гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации,

выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации

выпущенные под правительственную гарантию государственными

корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций,

условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг,

быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой

кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета

над доходной за все годы). Как консультат правительства в

финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и

интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать

изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок

ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных

бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы

получить законченную картину, центральный банк консультируется с

коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными

дилерами.

Управление государственным долгом должно быть увязанно с

целями правительства (не входить в противоречие, например, с

фискальной политикой). Для центрального банка это может стать

серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить

без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено

с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с

вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.

Меры Нацбанка по перестройке платежной системы.

Главной проблемой банковской системы Украины в ближайшее

время остается преодоление галопирующей инфляции и стабилизация

национальной денежной единицы - гривни. Очевидно, что в таких

условиях исключительно монетарными факторами преодолеть инфляцию

невозможно, то есть стабилизация денежной системы невозможна без

стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной

национальной валюты.

Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины,

сложившаяся в конце 2000 г., может быть охарактеризована, как гипер-

стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с

инфляцией, среднемесячные темпы которой в 2000 г. составляли 42%. В

то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание

денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период

составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре

2000 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее

весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в

экономике Украины.

Национальный банк Украины принимает неотложные меры по

перестройке платежной системы, которые можно разделить на

технологические (внедрение электронных платежей), институционные

(создание региональных клиринговых расчетных центров),

организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что

повысит их ответственность за организацию расчетов, включая

дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию

конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно

обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов

предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства,

ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в

собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти

процессы, тем дольше нам прийдется обращаться к экстраординарным

мерам - взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением.

Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине -

вексель.

Одним из значительных проектов, призванных преодолеть часть

проблем в области внутренних расчетов, является внедрение

Национальным банком Украины новой системы межбанковских расчетов в

Украине с использованием электронных платежей. Основным

инструментом новой системы межбанковских расчетов является создание

сети расчетных палат, которые осуществляют региональные и

межрегиональные расчеты. На сегодня эта система апробирована в

Волынской, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Полтавской,

Одесской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской

областях и в Севастополе. Она продемонстрировала ускорение расчета

в несколько раз, то есть день в день. Этой системой пользуются до

80% банков. Центральная расчетная палата работает в двух режимах -

с документальным подтверждением (внутригородские расчеты) и без

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.