обязательств. Закон определяет верхнюю и нижнюю границы резервных
требований, в пределах которых центральный банк устанавливает
фактически действующие нормы в соответствии с состоянием кредитного
рынка и задачами текущей политики.
Центральный банк является главным банкиром и финансовым
консультантом правительства. В этой роли он :
- ведет счета правительственных учреждений и ведомств,
аккумулирует налоги и другие поступления и осуществляет платежи по
поручению казначейства;
- проводит операции по эмиссии и размещению на рынке новых
выпусков государственных займов;
- предоставляет прямой кассовый кредит по просьбе
правительства;
- покупает государственные ценные бумаги для собственного
портфеля;
- выступает советником правительства и других государственных органов
по финансовым и общеэкономическим вопросам.
Денежно-кредитная политика. Главной задачей денежно-кредитной
политики центрального банка является сохранение стабильной
покупательной силы денежной единицы и обеспечение эластичной
системы денежных платежей и расчетов. В то же время политика
центрального банка служит одной из важных составных частей
общеэкономического регулирования государства, направленного
на сохранение высокой рыночной конъюнктуры, недопущение кризисных
спадов производства и безработицы .
Имеется три главных инструмента денежно-кредитной политики:
- изменение учетного процента ;
- изменение норм обязательных резервов банков;
- операции на открытом рынке ( покупка и продажа государственных
обязательств).
Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной
системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное
обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного
курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в
уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост
национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный
банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он
консультирует правительство в таких областях, как управление
национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме
того он является представителем правительства в финансовых
операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и
проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.
Как агент правительства в фискальных делах центральный
банк дает ему советы, управляет некоторыми депозитными счетами и
фондами правительства, от имени правительства выпускает и изымает
из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами
и выступает от имени правительства на международном валютном
рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным
долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты
по ним, погашает их).
Центральный банк помогает правительству определить
наилучшии момент для выпуска облигации, их цену, доходность и
другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для
инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы
успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной
и своевременной информацией о состоянии экономики, движении
кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть
предельно информированным , банк иногда вынужден принимать решения
до того, как статистика потвердит предполагаемое событие. Поэтому
он проводит собственные исследования, результаты которых обычно
публикуются и представляют собой большой интерес для ученых,
экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.
Центральный банк управляет правительственными депозитами
(даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все
правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального
банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах
коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения
правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же
правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.
Центральный банк выпускает деньги и распределяет их между
коммерческими банками, изымает из обращения ветхие банкноты и
стершиеся монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по
заявкам, отражающим их потребности в денежной наличности, путем
дебетной записи на счетах коммерческих банков в центральном банке.
Еще одной обязанностью центрального банка, как агента
правительства являются контроль и защита обменного курса
национальной валюты. Банк правомочен покупать и продавать золото,
серебро, инвалюту, открывать счета в центральных банках других
стран, выступать в качестве агента иностранных центральных банков и
в качестве депозитария их активов.
Обменный курс - это цена национальной валюты на
международном валютном рынке или та пропорция, в которой она
обменивается на валюты других стран. Цена определяется балансом
спроса и предложения. Чтобы торговать валютой, центральный банк
должен иметь валютные счета в центральных банках соответствующих
стран. Когда правительство решает вторгнуться на валютный рынок с
целью изменить обменный курс национальной валюты (сейчас такие
вторжения бывают очень редко), если цель - удержать обменный курс
от падения, центральный банк снимает с инвалютного счета какую-то
сумму и покупает на нее национальную валюту, изменяя тем самым
баланс спроса и предложения. И наоборот, центральный банк скупает
инвалюту, если принято решение замедлить рост обменного курса
национальной валюты. В первом случае вторжение лимитируется
наличием национальной валюты на правительственных счетах, во втором
- наличием инвалюты.
Центральный банк также выступает в роли депозитария,
хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он
может хранить и золото, принадлежащее иностранным центральным
банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и
продаёт золото, используя инвалютный счет. Продается золото обычно
центральным
банкам и правительствам других стран, а также международным
финансовым организациям типа Международного валютного фонда.
Одна из самых важных задач центрального банка - управлять
государственным долгом, т.е. целенаправленно изменять ту его часть,
которая представлена находящимися в обращении прямыми и
гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации,
выпущенные самим правительством, а гарантированные - это облигации
выпущенные под правительственную гарантию государственными
корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций,
условия их выпуска и место размещения. Этот государственный долг,
быстро растущий во многих развитых странах, представляет собой
кумулятивный бюджетный дефицит (превышение расходной части бюджета
над доходной за все годы). Как консультат правительства в
финансовых вопросах центральный банк должен не только собирать и
интерпретировать экономическую информацию, но и чувствовать
изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке фондов на рынок
ценных бумаг, в уровне процента и ликвидности на рынке ценных
бумаг, в отношении инвесторов к новым выпускам и т.д. Чтобы
получить законченную картину, центральный банк консультируется с
коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными
дилерами.
Управление государственным долгом должно быть увязанно с
целями правительства (не входить в противоречие, например, с
фискальной политикой). Для центрального банка это может стать
серьезной проблемой. С одной стороны, правительство нельзя оставить
без наличных денег, а с другой - получение их может быть сопряжено
с необходимостью ослабить борьбу против бюджетного дефицита с
вытекающим отсюда падением доверия к национальной валюте.
Меры Нацбанка по перестройке платежной системы.
Главной проблемой банковской системы Украины в ближайшее
время остается преодоление галопирующей инфляции и стабилизация
национальной денежной единицы - гривни. Очевидно, что в таких
условиях исключительно монетарными факторами преодолеть инфляцию
невозможно, то есть стабилизация денежной системы невозможна без
стабилизации экономики, а последнее зависит от стабильной
национальной валюты.
Макроэкономическая ситуация в народном хозяйстве Украины,
сложившаяся в конце 2000 г., может быть охарактеризована, как гипер-
стагфляция, когда значительное падение производства сочетается с
инфляцией, среднемесячные темпы которой в 2000 г. составляли 42%. В
то же время Национальный банк проводит политику на сдерживание
денежной массы, рост которой в среднем за месяц на тот же период
составлял 27%. Некоторое улучшение ситуации наблюдалось в ноябре
2000 г., когда факт отсутствия кредитной эмиссии был наиболее
весомым, что стало реальным шагом в плане оздоровления ситуации в
экономике Украины.
Национальный банк Украины принимает неотложные меры по
перестройке платежной системы, которые можно разделить на
технологические (внедрение электронных платежей), институционные
(создание региональных клиринговых расчетных центров),
организационно-экономические (сертификация коммерческих банков, что
повысит их ответственность за организацию расчетов, включая
дисциплину платежей, а также будет способствовать созданию
конкурентной среды). При этом Правительство со своей стороны должно
обеспечить меры по максимальному ускорению разграничения финансов
предприятий и государства, внедрить реальный механизм банкротства,
ускорить процесс акционирования хозяйственных единиц, находящихся в
собственности государства. Чем медленнее будут внедряться эти
процессы, тем дольше нам прийдется обращаться к экстраординарным
мерам - взаимозачетам с их кредитно-эмиссионным подкреплением.
Внедрение цивилизованных платежных средств в Украине -
вексель.
Одним из значительных проектов, призванных преодолеть часть
проблем в области внутренних расчетов, является внедрение
Национальным банком Украины новой системы межбанковских расчетов в
Украине с использованием электронных платежей. Основным
инструментом новой системы межбанковских расчетов является создание
сети расчетных палат, которые осуществляют региональные и
межрегиональные расчеты. На сегодня эта система апробирована в
Волынской, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Полтавской,
Одесской, Сумской, Тернопольской, Харьковской, Черниговской
областях и в Севастополе. Она продемонстрировала ускорение расчета
в несколько раз, то есть день в день. Этой системой пользуются до
80% банков. Центральная расчетная палата работает в двух режимах -
с документальным подтверждением (внутригородские расчеты) и без
Страницы: 1, 2, 3, 4
|