перестает действовать механизм цены равновесия.
Специфика инфляции в России заключается в следующем:
рост и развитие инфляции происходили в условиях товарного голода на фоне
постоянно возникающих кризисов неплатежей, в том числе по банковским
структурам, которые достигли больших размеров:
инфляция сопровождалась наличием нереального валютного курса, который
формировался не рынком, а лишь его потребительской частью:
инвестиции в народное хозяйство не вкладывались из-за невозможности
формирования реального валютного курса в равной степени рынком
потребительским и рынком инвестиционным (здания, сооружения, земля);
инвестиционная сфера не могла формироваться, поскольку коммерческие банки
не имели реальных налоговых льгот, связанных с вложением в инвестиционный
процесс.
Инфляция вызывает сложные социально-экономические явления:
расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране,
а в конечном счете - рост стоимости жизни;
натурализацию процессов обмена, ослабление заинтересованности работников в
результатах своего труда;
реальные изменения в распределении валового национального продукта;
усиление социальной дифференциации из-за того, что у одних доходы
сохраняются, у других – увеличиваются, что в конечном итоге влияет на
мотивационный механизм;
низкий уровень удовлетворения спроса населения из-за обострения дефицита:
оседание денег на руках у населения, сберегательных банках и на счетах
предприятий:
опасность риска при инвестировании средств в проекты на долгосрочную
перспективу:
предпочтительный выбор посреднической деятельности по сравнению с
производственной, поскольку последняя связана с риском, в то время как
первая имеет более высокую скорость оборачиваемости:
неравномерный рост цен на товары и услуги из-за неравномерности изменения
доходов, динамики инвестирования:
изменение не только уровня цен и доходов, но и их соотношения. структуры,
географии.
Высокий уровень инфляции делает занятие бизнесом крайне рискованным,
поскольку предприниматели не знают, но каким ценам они будут продавать свой
товар или покупать сырье. В такой экономической ситуации падает объем
инвестиций, в том числе и иностранных, что сокращает доступ к иностранному
«ноу-хау». Одновременно становится невозможным вести международную торговлю
на какой-либо прочной основе, потому что реальная цена Импорта и экспорта
становится слишком неопределенной.
Ценность сбережений населения резко уменьшается, потому что, как правило,
ставки банковских процентов слишком низки для того, чтобы защитить
сбережения от инфляции.
Важнейшим фактором развития инфляции в современном обществе следует считать
инфляцию издержек, связанную с производством и предложением товаров, а
также с общеэкономическими рыночными условиями. Однако признание этого
фактора в качестве одной из первопричин инфляции заставляет обратить
внимание и на другие причины инфляции. Наиболее значимой из них является
фактор денежного обращения и платежеспособного спроса инфляция спроса.
Причины и механизмы возникновения инфляции издержек:
административно устанавливаемые цены:
нарушение механизма товарного предложения («шок предложения») в результате,
например, разрыва связей или других социально-экономических катастроф:
изменение отраслевой структуры спроса (инфляционный процесс возникает как
промежуточный между инфляцией спроса и инфляцией предложения), когда
инфляционный процесс вызывается в результате перемещения спроса из одной
отрасли в другую, приводит не к относительному изменению цен, а к их росту
в отраслях, спрос на продукцию которых повышается при одновременном
сохранении уровня цен в отраслях с падающим спросом.
Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате
инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем
удалось привести экономику к стабильности.
В конце XX столетия российская экономика претерпела одну из самых
глобальных в мире перестроек, пришла в состояние значительного спада.
Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей природе далека от
модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции
издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных реформ требовали
адекватного подхода к «лечению» экономики, характеризующейся уникальными
социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного
хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и
вооружений, полная монополизация и огосударствление, низкопроизводительное
сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, социальная и политическая
нестабильность.
В этих условиях Россия стоит перед необходимостью решения нескольких
взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:
политическая стабилизация, прежде всего на путях формирования российской
государственности;
социально-экономическая стабилизация и выход из жесточайшего и всеохватного
кризиса;
проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы
она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в
первую очередь — инфляционных.
Процессы инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и
распределения, в конечном счете сказываются на состояниях материального
производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих
сферах, оказывают на них негативное воздействие.
Инфляция постперестроечного периода определяется конкретными особенностями
развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных
механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической
системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп
населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких
кустарей.
Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы.
Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию
спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если
темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает
неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то
производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее.
До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не
проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную
политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным
экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном
хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики
государства и даже прямыми административными методами, в частности,
сокращением военных расходов, рационализацией производственных
капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части
производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования
части производственных капиталовложений на использование средств
предприятий, привлечением акционерного капитала и т.д., ломкой
монополистического структуры экономики. Все это необходимо дополнить
мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета,
стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления
конкуренции в экономике.
Кредитный риск в банковской деятельности.
Кредитная деятельность банка является одним из основополагающих
критериев , который отличает его от небанковских учреждений. В мировой
практике именно с кредитованием связан значительня часть прибыли банка.
Одновременно невозврат кредитов, особенно крупных, может привести банк к
банкротству, а в силу его положения в экономике, к целому ряду банкротств
связанных с ним предприятий, банков и частных лиц. Поэтому управление
кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики
выживания и развития любого коммерческого банка.
Портфель банковских ссуд подвержен всем основным видам риска,
которые сопутствуют финансовой деятельности: риску ликвидности, риску
процентных ставок, риску неплатежа по ссуде (кредитному риску).
Управление кредитным риском требует от банкира постоянного контроля
за структурой портфеля ссуд и их качественным составом. В рамках дилеммы
«доходность – риск» банкир вынужден ограничивать норму прибыли, страхуя
себя от излишнего риска. Он должен проводить политику рассредоточения
риска и не допускать концентрации кредитов у нескольких крупных
заемщиков, что чревато серьезными последствиями в случае непогашения
ссуды одним из них. Банк не должен рисковать средствами вкладчиков,
финансируя спекулятивные (хотя и высокоприбыльные) проекты. За этим
внимательно наблюдают банковские контрольные органы в ходе периодических
ревизий.
Кредитный риск зависит от внешних ( связанных с состоянием
экономической среды, с конъюнктурой ) и внутренних ( вызванных оши-
бочными действиями самого банка ) факторов. Возможности управления
внешними факторами ограничены, хотя своевременными действиями банк может
в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные потери.
Однако основные рычаги управления кредитным риском лежат в сфере
внутренней политики банка.
Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими ,
установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно
разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-
вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего
и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете
способность управлять риском зависит от компетентности руководства банка
и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором
конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений.
В этой работе речь пойдет в основном о зарубежном опыте управления
кредитным риском коммерческого банка. Это связано с тем, что современный
отечественный опыт кредитования во многом еще не сложился вследствие
небольшого срока развития системы коммерческих банков и , поэтому не
может быть в достаточной степени обобщен. Кроме того, изучение
зарубежного опыта и использование его в современной отечественной
банковской практике поможет снять многие проблемы наших банкиров, многие
из которых испытывают элементарный недостаток знаний.
В процессе управления кредитным риском коммерческого банка можно
выделить несколько общих характерных этапов:
- разработка целей и задач кредитной политики банка
- создание административной структуры управления кредитным риском и
системы принятия административных решений
- изучение финансового состояния заемщика
- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей
- разработка и подписание кредитного согашения
- анализ рисков невозврата кредитов
- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд
-мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации
залогов.
Далее будут рассмотрены некоторые вопросы из перчисленных выше, за
исключением вопросов создания административной системы управления
кредитным риском и работы с сомнительными и просроченными ссудами.
2.2 Кредитная политика банка.
Закон возлагает общую ответственность за кредитные операции на совет
директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому
предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие
принципы и ограничения кредитной политики.В крупных банках
разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым
руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура
меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило,
присутствуют в документах такого рода.
Прежде всего формулируется общая цель политики, например
предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна
соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости
кредитных ресурсов и административных издержек банка.
Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк
собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:
- преемлемые для банка виды ссуд
- ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться
- предпочтительный круг заемщиков
- нежелательные для банка заемщики по различным категориям
- география работы банка по кредитованию
- политика в области выдачи кредитов работникам банка
Страницы: 1, 2, 3, 4
|