ОВГЗ, инвесторы, как иностранные, так и отечественные, не очень ему
доверяют. Для этого существуют свои причины.
Во-первых, если Минфин будет повышать доходность при первичном
размещении ОВГЗ, это станет значительным бременем для бюджета как текущего,
так и следующих лет, из-за необходимости погашения высокодоходных
облигаций. Кроме того, обслуживание внутреннего долга происходит вместе с
внешним, который тоже имеет тенденцию к возрастанию.
Во-вторых, конверсии ОВГЗ, осуществленные как в минувших годах, не
прибавляют инвесторам оптимизма. Примеров такой ситуации великое множество,
взять хотя бы ситуацию в конце 1998г. в России с реструктуризацией
государственных казначейских обязательств. Весь долг собственникам таких
обязательств выплачивается в рублях, при этом 10% суммы кредиторы получают
денежной наличностью, 20% обменивают на новые бездоходные бумаги, 70%
заменяют на облигации с определенной датой погашения.
Еще одной из причин, которая отрицательно сказывается на рынке
государственных облигаций, является значительный риск девальвации гривны,
которая заставляет инвесторов вкладывать средства в валюты других стран, в
частности в американский доллар. Поскольку большинство государственных
облигаций продается и погашается за гривны, ожидаемый реальный доход от
вложения средств в ОВГЗ часто слишком низкий, а иногда вообще может
оказаться отрицательным.
Конечно, государство должно прилагать усилия в реанимации украинского
рынка ОВГЗ и достижении максимально возможных объемов торгов на нем, как
альтернативе иностранным займам у международных финансовых учреждениях. На
первых этапах, целесообразно расширить функции ОВГЗ, в частности разрешить
облигационерам-резидентам рассчитываться суммами ОВГЗ как налоговыми
платежами в рамках действующего законодательства. Это увеличит
привлекательность владения облигациями государства, а значит будет
стимулировать рост объемов торговли ними. Примеров применения такого
подхода есть много. В частности, известный аргентинский план “Вопех”, в
котором для нейтрализации кризиса была предусмотренная эмиссия в 1991году
10-годовых облигаций, номинированных в долларах США под 30% годовых,
которые принималось как налоговые платежи.
Как уже говорилось в работе, непоправимый вред украинскому рынку ОВГЗ
нанесли несколько конверсий. Как один из методов снижения отрицательных
следствий конверсии ОВГЗ, можно предложить конвертацию облигаций не только
по срокам, но и в паевые ценные бумаги, - при этом предложить их обмен на
акции инвестиционно привлекательных предприятий. Именно возможность
конверсии в цепной связи “облигации-акции” есть определяющей для расширения
финансово привлекательных характеристик облигаций, как инструмента ссудного
капитала. Конверсионная привилегия дает возможность более скоро продать
выпуск и, что очень важно – значительно снизить цену займа. Кроме того, в
Государственной программе приватизации год следует предусмотреть
возможность приобретения акций предприятий, которые приватизируются за счет
сумм, которые определяют размеры долга по ОВГЗ. Такие мероприятия открывают
возможности двойного выигрыша – снимается острота долговой проблемы и
запускается рынок паевого капитала.
В общем, необходимо было бы подготовить к рассмотрению в Верховной
Раде принятие законодательных актов, которые регулируют финансовое
поведение правительства на долговых рынках – как внутренних, так и внешних.
Деятельность государства, как эмитента может быть жестко урегулирована
законодательством. Надо также четко очертить и к определенной мере
ограничить полномочие НБУ. Национальный банк Украины, как генеральный агент
правительства в облигационных схемах может и должен быть дилером,
андерайтером, но никак не кредитором. Ведь вследствие действий по
поддержанию курса гривны и выполнению долговых обязательств правительства
может наблюдаться падение валютных резервов НБУ до критического уровня .
Но не все так плохо и определенные положительные тенденции на рынке ОВГЗ
все же наметились, но без взвешенных шагов и помощи консультантов из-за
границы процесс становления европейского уровня рынка государственных
обязательств может заморозится на много лет. От этого проиграет как
правительство так и все экономические субъекты Украины.
ЛІТЕРАТУРА
1. Барановський О. Ринок цінних паперів в Україні: стан, проблеми,
перспективи..// «Банківська справа». – № 6., 1997. – C.17-20.
2. Игнатущенко В.Н., Шитов А.М. Государственные облигации. Как вкладывать
деньги и получать доход. – М.: «Инфра», 1997.
3. Іващенко О. Огляд ринку державних облігацій в Україні 1997 року //
“Економіст”.-№3-1998. – С.20-24.
4. Корнєєв В.В. Фінансові зигзаги на ринку запозичень // “Фінанси України”.
- №3., 1999. – С.116-122.
5. Литвиненко Л.Т. Рынок государственных облигаций. –М.: «Финстатинформ»,-
1997
6. Мельник В.А. Ринок цінних паперів. - К.: «АЛД», 1998.
7. Ринок державних цінних паперів України // “Вісник НБУ”.-№12,1999-с.23
8. Ринок державних цінних паперів України // “Вісник НБУ”.-№2, 2001-с.38
9. Ринок державних цінних паперів України // “Вісник НБУ”.-№10, 2001- с.37
10. Фондовый рынок. // “Бизнес». - № 1-15. 1999.
11. Чайка О. Стан, проблеми та перспективи ринку державних цінних паперів
України // ”Вісник НБУ”. - №1., 1997. – С.15-17.
12. Черкасова С.В. Проблеми розвитку ринку державних цінних паперів в
Україні //Торгівля, комерція, підприємництво.№3 -2000.- с.39-43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Табл.1. Данные о результатах проведения аукционов по размещению
облигаций внутреннего государственного займа на первичном ринке.
|Период |Количество |Сумма средств, |
| |проведенних |привлеченных в |
| |аукционов |бюджет, |
| | |Млн. грн. |
|1995 |28 |304 |
|1996 |285 |3145 |
|1997 |591 |8322 |
|1998 |591 |8133,2* |
|1999 |166 |3747,92462** |
|2000 |87 |1892,13347*** |
|2001 |111 |538,50638**** |
Табл.2. Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего
государственного займа за 1999 г.*
|Период |Кол-во |Сумма |Средневзвешенная|
| |аукционов |привлеченных |доходность, % |
| | |средств, | |
| | |млн.грн. | |
| |65 |766,6 |46,2 |
|Январь | | | |
| |64 |587,6 |48,9 |
|Февраль | | | |
| |51 |667,5 |49,1 |
|Март | | | |
| |55 |794,6 |48,2 |
|Апрель | | | |
| |46 |490,7 |51,4 |
|Май | | | |
| |55 |1274,3 |65,8 |
|Июнь | | | |
| |76 |1088,5 |66,43 |
|Июль | | | |
| |44 |952,1 |58,63 |
|Август | | | |
| |40 |275,1 |44,4 |
|Сентябрь| | | |
| |- |397,6 |- |
|Октябрь | | | |
| |- |271,9 |- |
|Ноябрь | | | |
| |- |566,6 |- |
|Декабрь | | | |
| |591 |8133,2 |- |
|Всего: | | | |
Табл. 3. Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего
государственного займа за январь-октябрь 1999 г.**
|Период |Размещено |Привлчено средств в |
| |облгаций, шт. |бюджет, тыс.грн. гри. |
|Январь | |227 295.62 |
| |3 218 453 | |
|Февраль |6 050 045 |446 031.17 |
|Март |3 850 404 |354 199.12 |
|І квартал | 13|1 027 525.91 |
| |118 902 | |
|Апрель |2 036 594 |200 233.81 |
|Май |5 361 879 |452 818.32 |
|Июнь |6 598 178 |500 718.79 |
|II квартал | 13|1 153 770.93 |
| |996 651 | |
|І полугодие | 27|2 181 296.83 |
| |115 553 | |
|Июль |6 485 032 |567 626.75 |
|Август |1 926 242 |149 999.98 |
|Сентябрь |5 625 230 |438 000.55 |
|ІІІ квартал | 14|1 155627.29 |
| |036 504 | |
|Октябрь |4 684 353 |405 000.50 |
|Ноябрь |0 |0.00 |
|Декабрь |0 |0.00 |
|IV квартал | |405 000.50 |
| |4 684 353 | |
|Всего |45 836 410 |3 741 924.62 |
Табл. 4. . Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего
государственного займа за январь-декабрь 2000 г.***
|Период |Размещено |Привлчено средств в |
| |облгаций, шт. |бюджет, тыс.грн. |
|Январь |0 |0.00 |
|Февраль |0 |0.00 |
|Март |0 |0.00 |
| І квартал |0 |0.00 |
|Апрель |14 243 081 |1 313 775.20 |
|Май |0 |0.00 |
|Июнь |3 929 390 |371 579.69 |
| II квартал |18 172471 |1 685 354.89 |
| І полугодие |18 172 471 |1 685 354.89 |
|Июль |210 100 |20 527.29 |
|Август |62 690 |5 950.87 |
|Сентябрь |0 |0.00 |
| III квартал |272 790 |26478.16 |
| |1 741 575 |161 344.74 |
|Октябрь | | |
| |128 510 |12 114.25 |
|Ноябрь | | |
|Декабрь |73 400 |6841.43 |
| IV квартал |1 943 485 |180300.42 |
|Всего |20 388 746 | 1892133.47 |
Табл.5. . Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего
государственного займа за январь-август 2001 г.****
|Период |Размещено |Привлчено средств в |
| |облгаций, шт. |бюджет, тыс.грн. гри. |
|Січень |0 |0.00 |
|Лютий |234 639 |217787.42 |
|Березень |51 964 |48192.95 |
|І квартал |286 603 |265 980.37 |
|Квітень |52811 |50150.43 |
|Травень |88000 |82713.54 |
|Червень |67000 |61 737.13 |
|ІІ квартал |207 811 |194601.10 |
|І півріччя |494414 |460581.48 |
|Липень |33435 |31 445.52 |
|Серпень |49250 |46 479.38 |
|Вересень |0 |0.00 |
|ІІІ квартал |82685 |77 924.90 |
|Жовтень |0 |0.00 |
|Листопад |0 |0.00 |
|Грудень |0 |0.00 |
|IV квартал |0 |0.00 |
|Усього з |577 099 |538 506.38 |
|початку року | | |
*- Фінанси України. - №3., 1999 – с.117.
**- Вісник НБУ.- №12.,1999-с.23 (данные на 01.11.1999 г.)
***- Вісник НБУ.- №2., 2001-с38
****- Вісник НБУ.- №10., 2001-с.37 (данные на 01.09.2001 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
-----------------------
1 Кошевой Д. Государство конкурирует с банками за деньги предпринимателей//
«Контракты»-№8-9,февраль 2001
[1] Корнєєв В.В. Фінансові зигзаги на ринку запозичень // Фінанси України.
- №3., 1999.
[2] Барановський О. Ринок цінних паперів в Україні: стан, проблеми,
перспективи..// Банківська справа. – 1997. - №6. – С.17.
-----------------------
Среднесрочные ноты
Федеральные рыночные бумаги.
Эмитент:
центральное правительство
Сберегательные облигации
Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигации
Другие федеральные нерыночные бумаги
Федеральные нерыночные бумаги.
Эмитент:
центральное правительство
Муниципальные ноты
Специальные налоговые ноты
Другие муниципальные ценные бумаги
Долгосрочные облигации
Краткосрочные казначейские векселя
Муниципальные облигации.
Эмитент:
Органы власти штатов, муниципалитетов и др.
Облигации Азиатского банка развития
Облигации системы фермерского кредита
Облигации федеральных банков жилищного кредита
Другие гарантированные правительством ценные бумаги
Ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством.
Эмитенты:
организации, пользую-щиеся поддержкой правительства
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
Ценные бумаги, гарантиро-ванные федеральным правительством.
Эмитенты:
Федеральные почтовая и ж/д службы
Федеральные ценные бумаги.
Эмитент:
Центральное правительство
Облигации ФРГ
Федеральные облигации
Федеральные кассовые облигации
Казначейские финан-совые обязательства
Финансовые инструменты
Облигации
федеральной почты
Облигации федеральной железной дороги
Дилер НБУ
Дилер
№1
Дилер
№ n
11
2
n
1
1
2
n
3. Сектор участников рынка
Торговая система
Депозита-
рий
Расчетная система
2. Сектор функциональ-ного обеспечения рынка
Национальный банк Украины
Министерство финансов Украины
1. Сектор организато-ров рынка
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|