сбережений населения и соответствующему расширению сети сберкасс. К 1900 г.
их насчитывалось около 5,5 тыс. с общей суммой вкладов 660 млн. руб. В
рамках денежной реформы была перестроена вся кредитно-финансовая система
России, в том числе, разумеется, и сберегательные учреждения. Согласно
принятому в 1895 г. новому Уставу сберегательных касс для руководства ими в
составе Госбанка было создано Управление государственными сберегательными
кассами. Первым управляющим сберегательными кассами был назначен А. П.
Никольский, который являлся одновременно директором Госбанка России. В
табели о рангах царской России А. П. Никольский находился на высшей
ступени: он был тайным советником, а также сенатором и членом Госсовета.
Назначение столь крупного чиновника управляющим сберкассами – свидетельство
особого внимания российской власти к сберегательному делу. В отличие от
большинства европейских стран, где сберегательные кассы создавались и
управлялись, главным образом, частными предпринимателями и их
объединениями, в России сберегательное дело являлось исторически всецело
прерогативой государства. Это существенно расширяло возможности его
развития, позволяло преодолевать ограничения, обусловленные зачастую
нехваткой средств в стартовый период функционирования вновь создаваемых
сберегательных учреждений. Не менее важным преимуществом государственной
принадлежности сберкасс служили привлекательные для вкладчиков
государственные гарантии сохранности их сбережений.
Вместе с тем “огосударствление” сберегательного дела имело и
отрицательные последствия, так как немалая доля народных сбережений
расходовалась на поддержание деградирующего помещичьего землевладения и на
военные нужды. Расходуя свободные средства населения на используемые для
этого внутренние займы, правительство отвлекало их значительную часть от
инвестиций в те отрасли экономики, где они могли бы сыграть созидательную
роль.
В начале ХХ века в России, как и в других странах Европы, общей
тенденцией развития сберегательного дела стало превращение сберегательных
касс в универсальные кредитные учреждения. С 1906 г. наряду с вкладными и
кредитными операциями, сберкассы занимались страхованием капиталов, доходов
и жизни вкладчиков. В годы русско-японской и особенно первой мировой войны
государство использовало вклады населения почти целиком на покрытие военных
расходов, однако, основным способом их финансирования войны 1914-1917 гг.
стала эмиссия. С 1,6 млрд. руб. в канун войны к началу Февральской
революции денежная масса увеличилась до 10 млрд. руб., а к октябрю 1917 г.
до 16 млрд. руб. В результате эмиссии и инфляции покупательная способность
рубля снизилась в этот период в 17 раз.
В годы революции и гражданской войны гиперинфляция окончательно
обесценила сбережения населения. С приходом к власти большевиков,
сберкассы, в отличие от коммерческих банков, были формально сохранены. В
начале 1918 г., сразу после переезда советского правительства из Петрограда
в Москву Нарком финансов России В. Р. Менжинский издал приказ о воссоздании
в рамках своего ведомства Управления сберкасс. Однако предпринимаемые
Минфином усилия наладить их деятельность не увенчались успехом. В
дальнейшем, в период военного коммунизма – с мая 1918 г. и до
провозглашения в 1921 г. новой экономической политики - НЭПа были
последовательно ликвидированы все кредитные учреждения, проводился курс на
полное устранение денег из хозяйственного оборота, его натурализацию,
продразверстку и непосредственное распределение продовольствия и
промтоваров.
В сложившихся условиях первостепенной задачей НЭПа стало восстановление
нормальных товарно-денежных отношений. С этой целью под руководством
блестящих экономистов - Наркома финансов СССР Г. Я. Сокольникова и члена
коллегии наркомфина профессора Л. Н. Юровского в 1922-24 гг. была проведена
денежная реформа, которая и поныне остается непревзойденным образцом
экономического реформирования. Реформа осуществлялась в условиях полнейшей
хозяйственной разрухи. Наряду с обесцененными безудержной эмиссией сов
знаками в обращение была введена параллельная валюта – червонец,
обеспеченная на 25% золотом и на 75% высоко ликвидными товарами. По
ассоциации с дореволюционным золотым червонцем она была охотно принята
хозяйством и населением. Вытеснив из обращения сов знаки, червонец к концу
1924 г. стал единственной валютой. Нормализация денежного обращения,
высокие темпы экономического роста обусловили повышение благосостояния
населения, возродили его возможности и стремление к сбережениям.
Соответственно с 1923 г. начала восстанавливаться и вскоре достигла
довоенного уровня сеть сберкасс, которые, в свою очередь, активно
способствовали осуществлению и успешному завершению денежной реформы. Во
второй половине 20-х гг. развитие сберегательного дела приобретает значение
государственного приоритета. В 1925-1930 гг. большим тиражом издавался
популярный общесоюзный журнал “Сберегательное дело”, в котором принимали
участие руководители Госплана и Минфина Н. П. Брюханов, И. Т. Смилга, А.
И. Свидерский, а также Л. Н. Юровский, М. И. Боголепов и другие крупнейшие
ученые-экономисты.
В конце 20-х гг. руководство страны провозгласило политику
индустриализации на основе форсированного роста тяжелой промышленности.
Производство товаров для населения и коллективизированное сельское
хозяйство при этом деградировали, в городах была введена карточная система.
Резко снизились доходы государства от реализации сельхозпродукции и товаров
народного потребления. Отказавшись признать дореволюционные долги царского
правительства, советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь
крупные зарубежные инвестиции. Поэтому в качестве одного из главных
источников финансирования индустриализации государство использовало
сбережения населения.
В 1929 г. согласно новому Положению о Гострудсберкассах они были переданы
в ведение Наркомфина и превратились по существу в единое кредитное
учреждение по приему вкладов населения и размещению государственных займов.
Этому учреждению вменялось в обязанность максимально интенсифицировать
привлечение средств населения. Однако при карточной системе и низких
денежных доходах основной массы трудящихся решить подобную задачу было не
возможно. Планы по вкладам выполнялись не более чем на 40-50%. Относительно
лучше обстояло дело с государственными займами, поскольку они носили, так
называемый, “добровольно-принудительный” характер. Но и по займам плановые
задания реализовывались не полностью. Так в 1932 г. план “4-го завершающего
года первой пятилетки” был выполнен на 85,5%.
Дефицит предусмотренных в бюджете денежных поступлений государство
восполняло ничем необеспеченной эмиссией, которая отрицательно сказывалась
на и без того невысокой покупательной способности рубля.
Во второй пятилетке, особенно после отмены в 1935 г. карточной
системы, в деятельности сберкасс наступило оживление. Суммарный объем
вкладов с 1935 по 1940 г. вырос в 4,9 раза – с 1,5 до 7,3 млрд. руб.,
средний размер вклада увеличился почти вчетверо – со 101 до 388 руб.
В период Отечественной войны (1941-45 гг.) сберегательные кассы
способствовали мобилизации денежных средств населения для финансирования
военных расходов, принимали активное участие в размещении предназначенных
для этого госзаймов, а также в распространении билетов денежно-вещевых
лотерей. За счет выручки от госзаймов и лотерей было покрыто около шестой
части военных расходов. Кроме того, через сберкассы поступали средства и
ценности, вносимые населением в фонд обороны.
Вскоре после войны, в конце 1947 г. были отменены карточки и проведена
денежная реформа, которая носила по сути конфискационный характер: 10 руб.
прежних денег обменивались на 1 руб. новых. Но для вкладчиков сберкасс
предусматривались определенные льготы: вклады до 3 тыс. руб. обменивались в
соотношении 1:1, от 3 до 10 тыс. – 3:2, свыше 10 тыс. – 2:1.
В 1948 г. был принят новый Устав сберегательных касс, который внес
существенные изменения в их деятельность. Наряду с традиционными функциями,
сберкассы стали осуществлять еще и безналичные расчеты, перечислять
заработную плату работникам на их счета.
По новому уставу сберкассы оставались в подчинении Главного управления
Гострудсберкасс и госкредита Министерства Финансов, которое разрабатывало и
утверждало правила и инструкции, регламентирующие их деятельность. В
соответствии с этими правилами министерства финансов союзных и автономных
республик, финотделы исполкомов краевых, областных и районных советов
руководили работой сберкасс на местах.
К 1952 г. была восстановлена до довоенного уровня сеть сберкасс,
которая, вследствие оккупации значительной части территории СССР,
сократилась в период Отечественной войны вдвое. На начало этого года в
стране насчитывалось около 42 тыс. сберегательных касс. Главными их
задачами, сформулированными в документах директивных органов, стало
“представление населению возможности надежного хранения свободных денежных
средств и проведение денежных расчетов, содействие накоплению сбережений и
их использованию в интересах развития народного хозяйства СССР”.
В 50-е годы была возобновлена прерванная войной работа по
совершенствованию сберегательного дела, в частности, по механизации
расчетных операций в крупных сберкассах. В Москве, Ленинграде, столицах
некоторых союзных республик, областных и краевых центрах создаются
машиносчетные станции и вычислительные бюро, которые оснащаются
перфорационными устройствами и клавишными счетными машинами.
В начале 1961 г. была осуществлена деноминация рубля, масштаб цен был
изменен в 10 раз, в обращение были введены купюры нового образца. Однако
это не затормозило инфляцию и не оказало ожидаемого стимулирующего
воздействия на развитие экономики, в том числе сберегательного дела.
Основные причины здесь – чрезмерное отвлечение национального дохода на
реализацию дорогостоящих малоэффективных проектов и на военные нужды, отказ
от необходимых структурных преобразований, которые первоначально намечалось
осуществить в связи с хозяйственной реформой 1965-67 гг.
В 1963 г. сберегательные кассы из Минфина были снова переданы в ведение
Госбанка, и сбережения населения стали направляться на пополнение его
кредитных ресурсов.
70-е и первая половина 80-х гг. в истории нашей страны характеризуются
как период застоя, что в известной мере может быть отнесено и к
сберегательному делу.
Вторая половина 80-х гг. – период перестройки. В этот период
существенно активизировалась деятельность кредитно-финансовых учреждений.
Наблюдался приток вкладчиков сберкасс. К концу 80-х гг. в сберегательных
кассах страны было открыто 142 млн. новых счетов.
В 1987 г. была проведена реорганизация сложившейся в стране банковской
системы. В рамках этой реорганизации, на базе государственных
сберегательных касс был создан специализированный Банк трудовых сбережений
и кредитования населения – Сбербанк СССР, который начал обслуживать также и
юридические лица. В составе Сбербанка СССР было образовано 15 банков
союзных республик, в том числе Российский республиканский банк.
Постановлением Верховного Совета РСФСР, принятым в 1990 г. Российский
республиканский банк был объявлен собственностью РСФСР. В 1990-91 гг. он
был преобразован в акционерный коммерческий банк. Вскоре Сбербанк
зарегистрировал свой Устав в Центральном банке Российской Федерации и
впервые провел эмиссию акций.
Со времени акционирования Сбербанк России прошел динамичный путь
преобразования из системы государственных сберкасс в коммерческий банк
универсального типа.
В 1996 г. была принята Концепция развития Сбербанка России до 2000 г.,
нацеленная на его трансформацию в универсальный коммерческий Банк
посредством расширения обслуживания корпоративных клиентов при сохранении
специализации и лидерства на рынке розничных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|