или беспроводное соединение различных устройств в единую сеть – все это
становится возможным благодаря мобильной передаче данных.
2 Крупные германские предприятия готовятся к мобильной коммерции
Опрос, проведенный компанией “OC&C Strategy Consultants”,
свидетельствует о том, что для большинства из 100 крупных германских
предприятий мобильная коммерция стала важной темой. Три четверти крупных
германских предприятий уже интенсивно занимались к тому времени этим
вопросом.
[pic]
Рисунок 3: Распределение крупных германских предприятий по степени
вовлеченности в мобильную коммерцию (в процентах, источник: исследование
компании OC&C)
10% опрошенных предприятий находились на стадии изучения вопроса о
применимости мобильной коммерции для своего бизнеса. 24% предприятий уже
завершили это изучение, придя к выводу, что мобильная коммерция не имеет
практически никакого значения для их бизнеса.
В целом 40% предприятий, напротив, считают мобильную коммерцию
применимой для своего бизнеса и уже планируют или даже реализуют проекты в
области мобильной коммерции. Из них на стадии планирования сейчас находятся
11% предприятий. На 29% предприятий эта стадия уже завершена и они работают
над реализацией своей стратегии в области мобильной коммерции. Первыми
результатами этой работы стало, например, то, что данные предприятия
предоставили своим клиентам возможность получения доступа к информации и
совершения деловых операций с помощью WAP.
В целом 26% опрошенных предприятий, по собственным данным, еще не
продумывали вопрос о мобильной коммерции и ее значении для собственного
бизнеса. Таким образом, этим предприятиям еще только предстоит разобраться
с тем, применима ли к ним мобильная коммерция или нет.
Вопрос целесообразности мобильной коммерции рассматривается в
различных отраслях по разному. Результаты опроса свидетельствуют о наличии
заметных расхождений в восприятии и оценке шансов мобильной коммерции.
Некоторые отрасли выступают в роли первопроходцев, существуют и такие
отрасли, которые обладают значительным потенциалом в области мобильной
коммерции, но пока к ней даже не подступались. Третью группу составляют
отрасли, в которых применение мобильной коммерции считается
нецелесообразным.
Пионерами в области мобильной коммерции выступают автомобильная
промышленность, банки, СМИ, телекоммуникационные и туристические фирмы.
Практически все предприятия этих отраслей уже заняты реализацией проектов
по мобильной коммерции. Фармацевтическая промышленность, предприятия в
сфере машиностроения, логистики в основном считают мобильную коммерцию
неподходящей для себя. Большинство страховых компаний в настоящее время
проверяют возможность применения мобильной коммерции в своей сфере.
Предприятия торговли, строительного сектора, судя по всему, упускают эту
возможность. И только ведущие предприятия торговли с доставкой товаров по
почте уже разработали собственные инициативы в сфере мобильной коммерции.
[pic]
Рисунок 4: Обзор состояния развития мобильной коммерции по отраслям
(Источник: исследование компании OC&C)
2.1 Лидерами мобильной коммерции в Германии выступают пять отраслей
В таких отраслях, как банковское дело, туризм, автомобильная
промышленность, а также медиа- и телекоммуникация, мобильная коммерция
рассматривается в качестве важной составной части стратегии. Практически
все опрошенные предприятия этих отраслей находятся на стадии реализации
проектов мобильной коммерции.
[pic]
Рисунок 5: Распределение крупных германских предприятий по стадиям
развития мобильной коммерции в отраслях, занимающих передовые позиции
(Источник: исследование компании OC&C)
Предприятия, находящиеся на стадии реализации проектов, используют
первые приложения мобильной коммерции в отдельных проектах информационного
и/или операционного характера или внедряют мобильную коммерцию в масштабе
целого предприятия. На следующем рисунке указаны те крупные предприятия,
которые уже реализуют проекты мобильной коммерции.
[pic]
Рисунок 6: Предприятия, находящиеся на стадии реализации проектов по
мобильной коммерции (Источник: исследование компании OC&C)
Ниже на примере четырех компаний передовых отраслей будет конкретно
проиллюстрована стратегия предприятий в области мобильной коммерции.
Банковская сфера: Hypovereinsbank разрабатывает решения по мобильным
платежам и расширяет ассортимент мобильных услуг для частных клиентов
Еще в начале 2000 года Hypovereinsbank учредил холдинговую марку
„Webpower“. В рамках “Webpower” было реализовано уже несколько проектов по
электронному бизнесу. Мобильная коммерция является одним из новых проектов.
В настоящее время производится расширение спектра прежних
информационных услуг на базе WAP за счет приложений, способных обеспечивать
совершение деловых операций (например, переводы на счета клиентов
Hypovereinsbank). В этой связи изучается вопрос о стратегической
кооперации. В качестве потенциальных партнеров, в частности,
рассматриваются провайдеры телекоммуникационных услуг и фирмы,
предлагающие решения по мобильной коммерции.
Стратегия Hypovereinsbank в области мобильной коммерции состоит в том,
чтобы через собственный портал обеспечить предоставление своим клиентам
услуги по мобильным платежам. Банк исходит из того, что благодаря такому
порталу можно будет удержать существующих клиентов и приобрести новых. С
другой стороны, это обеспечит высокий уровень обслуживания клиентов. Именно
поэтому Hypovereinsbank придает большое стратегическое значение
использованию мобильной коммерции в обслуживании частных лиц.
Транспорт: Deutsche Bahn собирается предложить мобильные справочные
услуги о расписании движения различных видов транспорта с возможностью
прямого бронирования билетов.
С помощью мобильных технологий Deutsche Bahn хочет добиться прорыва в
области планирования поездок. Внедренная система “Multimodales Routing“ –
это система мобильной дорожной справки, включающая в себя выдачу
актуализированной информации о расписании движения различных видов
транспорта и выдачу рекомендаций относительно использования разных видов
транспорта с учетом необходимых пересадок.
Deutsche Bahn преследует здесь сразу две цели. В первую очередь, это
повышение оборота в области пассажирских перевозок за счет привлечения
новых клиентов благодаря мобильным консультационно–разъяснительным услугам.
Кроме того, расчет делается и на извлечение доходов от коммерческого
распространения данного сервиса на другие порталы.
Параллельно с мобильными консультационными услугами прорабатывается
возможность мобильной продажи железнодорожных билетов либо бронирования
мест. Таким образом, клиенты сервиса по планированию поездок смогут сразу
же переходить к приобретению железнодорожных услуг.
Однако, в процессе внедрения этих приложений еще придется преодолеть
определенные препятствия. Услуги по мобильному бронированию мест поначалу –
до нахождения решения по системам оплаты мелких сумм – можно будет
предоставлять только для фирм–клиентов (с оплатой по сводному счету). При
мобильной продаже билетов возникают проблемы, связанные с недостаточными
возможностями контроля в поездах (особенно в том, что касается обмена или
возврата приобретенныех билетов).
Вывод: Deutsche Bahn ориентировал свой бизнес в направлении оказания
мобильных консультационных услуг, мобильной продажи и бронирования билетов
в поездах.
Автомобилестроение: Из автомобиля компании “DaimlerChrysler” возможен
доступ к системе мобильной коммерции.
В октябре 2000 года вся деятельность компании DaimlerChrysler в
области электронной и мобильной коммерции была передана новообразованному
холдингу “DCX Net”. Смысл такой концентрации –превратить компанию
DaimlerChrysler в первое предприятие, которое всецело – по всей цепочке
создания новой стоимости – использует новейшие технологии. А мобильная
коммерция является важнейшей составной частью этой системы.
Компания DaimlerChrysler стала первым предприятием, которое
представило решение „internet on wheels", которое обеспечивает
автомобилистам доступ к системе мобильной коммерции. Также можно
запрашивать телематические услуги (как, например, динамичное планирование
маршрута движения) или получить через WAP мобильный доступ к сети Интернет.
Приложения мобильной коммерции размещаются компанией DaimlerChrysler на
собственном портале. Это обеспечит освоение нового бизнес-потенциала такой
продукции, как “автомобиль”.
Таким образом, мобильная коммерция выступает важной составной частью
стратегии компании DaimlerChrysler в области электронной коммерции.
Производитель автомобилей применяет ее в целях создания средства
передвижения, которое было бы оборудовано для коммуникации и тем самым
представляло собой важное средство индивидуальной мобильности человека.
Средства массовой информации: В сфере мобильной коммерции
компания Burda предлагает услуги голосового ввода и получения информации
По мнению компании Burda, вскоре нас ожидает разнообразие доступных
мобильных устройств: с одной стороны, распространение получат модели с
крупными экранами, а с другой – вообще без экрана и управляемые голосом.
Исходя из этого, Burda делает ставку на услуги голосового ввода и
получения информации и считает их ключом к успеху мобильной коммерции. По
этой причине в рамках совместного предприятия, образованного с участием
компании Mannesmann Arcor, компания Burda организовала голосовой сервис
“Talkingweb”. Пользователи “Talkingweb” перемещаются от одного
предлагаемого содержания к другому при помощи голосовых команд и, в
конечном итоге, получают желаемую информацию, которая зачитывается для них
вслух. Одно из преимуществ данного сервиса состоит в том, что он доступен с
обычных мобильных телефонов – независимо от интернет-протоколов или наличия
специальных устройств.
Рекомендация компании OC&C для предприятий передовых отраслей
Предприятия отраслей, занимающих передовые позиции в области мобильной
коммерции, должны постоянно совершенствовать свой сервис, чтобы не уступить
в конкурентной борьбе. Компания OC&C сформулировала следующие рекомендации
для менеджеров передовых компаний:
- Учитесь у других – в том числе и у других отраслей – и творчески
создавайте новые приложения в области мобильной коммерции, чтобы обрести
преимущество в конкурентной борьбе.
Будьте всегда первыми в разработке концептуальных вопросов и реализации
инновационных приложений в области мобильной коммерции.
Ищите себе стратегических партнеров для реализации новых подходов – пусть
даже партнеров из несмежных отраслей промышленности.
Внимательно выбирайте те бизнес-модели, на основе которых предполагается
осуществление Ваших инвестиций в сферу мобильной коммерции.
2.2. Некоторые отрасли со значительным потенциалом пока еще не
прибегают к мобильной коммерции
Что касается таких отраслей экономики, как оптовая и розничная
торговля, а также строительный сектор, то для крупных предприятий мобильная
коммерция еще не стала темой для размышлений. Сведения, полученные от
предприятий этих отраслей, свидетельствуют о том, что они отдают приоритет
реализации современных стратегий в области электронной коммерции, что может
стать основой для более внимательного изучения вопроса о мобильной
коммерции.
[pic]
Рисунок 7: Степень вовлеченности крупных германских предприятий
розничной торговли и строительства в мобильную коммерцию (Источник:
исследование компании OC&C)
В строительной отрасли трое из четырех опрошенных предприятий еще не
рассматривали вопрос о мобильной коммерции, хотя строительный сектор
представляет крупнейшую отрасль германской экономики и отличается широким
применением мобильной связи. Использование мобильной коммерции на
определенных этапах цепочки создания стоимости могло бы способствовать
Страницы: 1, 2, 3, 4
|