/p>
Древо развития животного мира, растительного мира:
Докембрий | бурые водоросли | бактерии | губки; простейшие | круглые черви; трилобиты | | Кембрий | бурые водоросли | бактерии | губки; простейшие; кишечно-полостные | круглые черви; трилобиты; паукообразные; кольчатые черви; моллюски | иглокожие; круглоротые | Ордовик | бурые водоросли | бактерии | развитие кишечно-полостных; уменьшение кол-ва губок; простейшие | увеличение числа трилобитов; круглые черви; паукообразные; кольчатые черви; развитие моллюс - ков; ракообразные | развитие иглоко - жих и круглоро-тых | Силур | бурые водоросли; зеленые водоросли; плавуны | бактерии | расцвет кишечно-полостных; губки; простейшие | круглые черви; кольчатые черви; трилобиты; паукообразные; увеличение числа ракообраз-ных; моллюски | развитие иглокожих и круглоротротых; панцирные рыбы | Девон | бурые водоросли; развитие зеленых водорос-лей и плавунов; хвощи; папоротники ; грибы | бактерии | уменьшение кишечно-полостных; губки; рост особей простей-ших | круглые и кольчатые черви; спад трилоби-тов; паукообразные; насекомые; моллюски; развитие ракообраз-ных | иглокожие; спад круглоротых; панцирные рыбы; развитие хрящевых и костных рыб; земноводные | Карбон | бурые и красные водоросли; резкое уменьшение зеленых водорос-лей; развитие плавунов, хвощей и голосемен-ных; грибы | бактерии | увеличение простей-ших и губок; кишечно - полостные | уменьше-ние трилобитов; круглые и кольчатые черви; развитие паукообразных, ракообразных, насекомых и моллюсков | резкий спад круглоротых; иглокожие; развитие панцирных и хрящевых рыб; костные рыбы; увеличение земноводных; пресмыкаю-щиеся | Пермь | бурые, зеленые и красные водоросли; плавуны; хвощи; папоротники; уменьшение голосеменных; грибы | бактерии | губки; кишечно-полостные; простей-шие | постепен-ное исчезновение трилобитов; круглые и кольчатые черви; паукообразные; ракообразные; насекомые; моллюски | уменьше-ние иглокожих; круглоро-тые; исчезновение панцирных рыб; развитие пресмыкающихся; земноводные; костные и хрящевые рыбы | Триас | покрыто-семенные; голосеменные; хвощи; плавуны; зеленые, красные и бурые водоросли; грибы | бактерии | губки; кишечно-полостные; простей-шие | круглые и кольчатые черви; паукообраз-ные; ракообразные; насекомые; моллюски | иглокожие; круглоротые; уменьше-ние хрящевых и костных рыб; земноводные; пресмыкающиеся | Юра | развитие покрыто-семенных; грибы; голосемен-ные; папоротники; уменьшение хвощей и плавунов; зеленые, красные и бурые водоросли | бактерии | губки; кишечно-полостные; простей-шие | круглые и кольчатые черви; увеличение паукообразных, ракообразных, насекомых и моллюсков | иглокожие; круглоро-тые; хрящевые и костные рыбы; земноводные; пресмыкающиеся; птицы | Мел | грибы; раз-витие по-крыто-семенных; голосемен-ные; папоротники; хвощи; плавуны; бурые, зеленые и красные водоросли | бактерии | губки; кишечно-полостные; простей-шие | круглые и кольчатые черви; развитие паукообраз-ных, ракообраз-ных, насекомых и моллюсков | развитие иглоко-жих, хрящевых и костных рыб, птиц и пресмыкающихся; круглоротые; земноводные; млекопита-ющие | Третич-ный | грибы; уменьше-ние голосеменных; развитие покрыто-семенных; папоротники; хвощи; плавуны; зеленые, красные и бурые водоросли | бактерии | развитие кишечно-полостных и простейших; губки | круглые и кольчатые черви; развитие паукообраз-ных, ракообразных, насекомых и моллюсков | иглокожие; круглоро-тые; хрящевые и костные рыбы; земноводные; пресмыкающиеся, развитие птиц и млекопитающих |
Схема классификации:
Империя
клеточные доклеточные
надцарства
эукариоты прокариоты
царство дробянок
царство царство царство сине-
бакте- царство
животных грибов растений зеленые рии
вирусов
многокле- высшие высшие
точные грибы растения
простей- низшие багрянки
шие грибы настоящие
водоросли
Происхождение человека.
| древнейший человек | древний человек | кроманьонец | современный человек | Внешний вид | первый прямоходящий человек - питекантроп. Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. На лбу имеется надглазничный валик. Высота черепа по сравнению с современным человеком мала. Доля мозга развита сильнее, чем у обезьян. Левое полушарие больше, чем правое. | Неандертальцы. Объем мозга равен объему мозга современного человека. Развитие речи. | Весь комплекс основных физических особенностей, которые имеются у современного человека. Умственное развитие достигло высокого уровня. | | Образ жизни | добывание растительности, развита охота. Жили в пещерах. | Селились по берегам рек, под навесами скал. Охотились на животных и сдирали с них шкуры, разделывали туши, строили жилища. Возникли элементарные социальные отношения. | Разнообразие трудовой деятельности Сшивали шкуры и изготавливали из них орудия труда и жилье. Начинают осваивать территории земного шара. Одно из важнейших событий - возникновение искусства. | Возникает преемственность традиций, культуры, науки, знаний. | Орудия труда | каменные орудия, обнаружены следы костров. Искусственно добывать огонь еще не умели. | Умели добывать огонь. Использовали каменные орудия, но они были намного разнообразнее и служили для самых различных целей. | Кремневые орудия становились все более разнообразными и совершенными. Разнообразие типов орудий (резцы, скребки, сверла, гарпуны) | Изготавливают сложные орудия труда и механизмы. |
Факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
Абиотический фактор - фактор неорганической среды.
Биотический фактор - влияние живых существ.
Абиотические | Биотические | Антропогенные | Температура, свет, влага, ветер, воздух, давление. Механический состав почвы, ее проницаемость, влага. Содержание в почве или воде элементов питания, газовый состав, соленость воды. | влияние растений на других членов биоценоза. Влияние животных на других членов биоценоза. | возникают в результате деятельности человека: постройка дамб, посадка деревьев, орошения, вырубка лесов и т. д. |
Описание любого биогеоценоза.
Все сообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов, которые находятся в
теснейшей связи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих
организмов и их популяций, – биоценоз, который также называют
сообществом.
Продуценты в лесу - деревья, кустарники, травы, мхи.
Консументы - звери, птицы, насекомые.
Редуценты - наземные.
Продуценты в пруду - плавающие растения, водоросли, сине-зеленые.
Консументы - насекомые, земноводные, ракообразные, растительноядные и хищные
рыбы.
Редуценты - водные формы грибов и растений.
Примером экосистемы является листопадный лес. В состав листопадных лесов
входят буки, дубы, грабы, липы, клены, осины и другие деревья, чья листва
осенью опадает. В лесу выделяется несколько ярусов растений: высокий и низкий
древесный, кустарников, трав и мохового напочвенного покрова. Растения
верхних ярусов более светолюбивые и лучше приспособлены к колебаниям
температуры и влажности, чем растения нижних ярусов. Кустарники, травы и мхи
в лесу теневыносливы, летом они существуют в полумраке, который образуется
после полного развертывания листвы деревьев. На поверхности почвы лежит
подстилка, состоящая из полуразложившихся остатков, опавшей листвы, веточек
деревьев и кустарников, мертвых трав.
Фауна листопадных лесов богата. Много норных грызунов, землероющих
насекомоядных, хищников. Встречаются млекопитающие, живущие на деревьях.
Птицы гнездятся в различных ярусах леса: на земле, в кустарниках, на стволах
или в дуплах и на вершинах деревьев. Много насекомых, которые питаются
листьями и древесиной. В подстилке и верхних горизонтах почвы обитает
громадное количество беспозвоночных животных, грибов и бактерий.
Цепи питания.
Свойства биогеоценозов.
Устойчивость.
Устойчивость – это свойство сообщества и экосистемы выдерживать изменения,
создаваемые внешними воздействиями. Способность организмов переносить
неблагоприятные условия и высокий потенциал размножения обеспечивают
сохранение популяций в экосистеме, что гарантирует ее устойчивость.
Саморегуляция.
Поддержание определенной численности популяций основано на взаимодействии
организмов в звеньях хищников - жертва, паразит - хозяин на всех уровнях
пищевых цепей. Массовое размножение вида в биогеоценозе регулируется прямыми
и обратными связями, существующими в пищевых цепях. Нарушение естественных
цепей питания под воздействием антропогенного фактора может привести к
неконтролируемому росту численности особей отдельных популяций и к нарушению
природных экологических сообществ.
Круговорот химических элементов.
Круговорот углерода
Углекислый газ поглощается растениями-продуцентами и в процессе фотосинтеза
преобразуется в углеводы, белки, липиды и другие органические соединения. Эти
вещества с пищей используют животные-консументы. Одновременно с этим в
природе происходит обратный процесс. Все живые организмы дышат, выделяя
углекислый газ, который поступает в атмосферу. Мертвые растительные и
животные остатки и экскременты животных разлагаются микроорганизмами-
редуцентами. Конечный продукт минерализации – углекислый газ – выделяется из
почвы или водоемов в атмосферу. Часть углерода накапливается в почве в виде
органических соединений.
В морской воде углерод содержится в виде угольной кислоты и ее растворимых
солей, но накапливается он в форме карбоната кальция. Часть углерода в виде
карбонатов надолго исключается из круговорота, образуя осадки на дне
водоемов. Однако с течением времени в процессах горообразования осадочные
массы поднимаются на поверхность в виде горных пород. В результате химических
преобразований этих пород углерод карбонатов вновь вовлекается в круговорот.
Углерод поступает в атмосферу также с выхлопными газами автомашин, с дымовыми
выбросами заводов и фабрик.
В процессе круговорота углерода в биосфере образуются энергетические ресурсы.
Все эти вещества произведены фотосинтезирующими растениями за разное время.
Следует учитывать, что древесина и торф – восполнимые ресурсы, то есть
воспроизводящиеся за относительно короткие промежутки времени, а нефть,
горючий газ и уголь – ресурсы невосполнимые. Ограниченность и
невосполнимость органического топлива ставят пред человеком сложную задачу
овладения новыми источниками энергии – тепловой энергией земных недр,
энергией ветра и океанических приливов и, разумеется, энергией Солнца.
Страницы: 1, 2, 3
|