(бинарной номенклатуры). Каждый вид он предложил называть двумя словами.
Первое — название рода, куда входят близкие виды. Например, лев, тигр, кошка
домашняя относятся к роду Felis (Кошка). Второе слово — название собственно
вида (соответственно Felis leo, Felis tigris, Felis do-mestica). Точно так же
виды Ель европейская и Ель тянь-шань-ская (голубая) объединяются в род Ель,
виды Заяц-беляк и Заяц-русак — в род Заяц. Благодоря двойной номенклатуре
выявляется сходство, общность, единство видов, образующих один род.
Систематика животных.
Линней разделил животных на 6 классов:
1. Млекопитающие
2. Птицы
3. Амфибии (в этот класс он поместил земноводных и пресмыкающихся)
4. Рыбы
5. Насекомые
6. Черви.
В число «червей» попали и моллюски, и медузы, и разнообразные черви, и все
микроорганизмы (последних Линней объединил в один-единственный род — Хаос
инфузориум).
Человека (которого он окрестил «человеком разумным», Homo sapiens) Линней
довольно смело для своего времени поместил в класс млекопитающих и отряд
приматов вместе с обезьянами. Он сделал это за 120 лет до Ч. Дарвина. Он не
считал, что человек произошёл от других приматов, но видел большое сходство в
их строении.
Систематика растений.
К систематизации растений Линней подошёл более детально, чем к систематизации
животных. Среди растений он выделил 24 класса. Линней понимал, что самая
существенная и характерная часть растения — цветок. К 1-му классу он отнёс
растения с одной тычинкой в цветке, ко 2-му — с двумя, к 3-му — с тремя и
т.д. Грибы, лишайники, водоросли, хвощи, папоротники — в общем все, лишённые
цветков, оказались в 24-м классе («тайнобрачных»).
Искусственность систематики Линнея.
Система растений и животных Линнея была во многом искусственна. Далекие друг
от друга растения (например, морковь и смородина) оказались в одном классе
только потому, что их цветки имеют одинаковое колличество тычинок. Многие
родственные растения оказались в разных классах. Систематика Линнея
искусственна, еще и потому что помогала распознавать растения и животных, но
не отражала ход исторического развития мира.
Линней осознавал этот недостаток своей системы. Он считал, что будущие
натуралисты должны создать естественную систему растений и животных, которая
должна учитывать все особенности организмов, а не один-два признака. Пытаясь
разработать естественную систему растений, Линней убедился в том, что наука
того времени не рапологает необходимыми для этого знаниями.
Несмотря на искусственность, система Линнея сыграла положительную роль в
биологии. Предложенные Линнеем систематические подразделения и двойная
номенклатура прочно вошли в науку и применяются в современной ботанике и
зоологии. Позже были введены в употребление еще два подразделения:
1. Тип - высшее подразделение, объединяющее сходные классы;
2. Семейство - объединяющее сходные роды
Нововвдедения Линнея.
Карл Линней провел реформу ботанического языка. Он впервые предложил такие
названия растений как: венчик, пыльник, нектарник, завязь, рыльце, тычиночная
нить, цветоложе, околоцветник. Всего К. Линней ввел в ботанику примерно
тысячу терминов.
Взгляды Линнея на природу.
Наука в то время находилась под влиянием религии. Линней был идеалист, он
утверждал, сто в природе сущемтвует столько видов растений и животных,
"сколько различных форм произвел в начале мира всемогущий". Линней считал,
что виды растений и животных не изменяются; они сохранили свои особенности "с
момнта сотворения". По Линнею, каждый современный вид является потомством
первоначального созданной богом родительской пары. Каждый вид размножается,
но сохраняет, по его мнению, в неизменном виде все особенности этой
прародительской пары.
Как хороший наблюдатель, Линней не мог не видеть противоречия между
представлениями о полной неизменности растений и животных с тем, что
наблюдается в природе. Он допускал образование внутри вида разновидностей
благодаря влиянию на организмы перемены климата и других внешних условий.
Идеалистическое и метафизическое учение о сотворении и неизменности видов
господствовало в биологии до начала XIX в., пока не было опровергнуто в
результате открытия многих доказательсв эволюции.
ЖАН БАТИСТ ЛАМАРК
Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся
создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оценённая
современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий,
которые не прекратились и в наше время.
Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк, родился 1' августа 1744 г.
в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его
священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл
добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную
храбрость и дослужился до звания офицера.
В возрасте 24 лет Ламарк оставил военную службу и приехал в Париж, чтобы
учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно
ботаника. Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 г.
он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». Книга принесла ему
известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников. Пять лет
спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.
В 1789—1794 гг. во Франции разразилась великая революция, которую Ламарк
встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства
французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые
учреждения закрывались или преобразовывались. Королевский ботанический сад,
где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку
предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной
истории насекомых и червей». Теперь бы её назвали кафедрой зоологии
беспозвоночных.
Нелегко было почти 50-летнему человеку менять специальность» но упорство
учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в
области зоологии, каким был в области ботаники.
Ламарк увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (кстати, именно
он в 1796 г. предложил назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 г.
выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история
беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды
беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых),
Ламарк же выделил среди них 10 классов. (Современные учёные, заметим,
выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.)
Ламарк ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым, — «биология»
(в 1802 г.).
Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в
1809 г. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.
Ламарк об историческом развитии органической природы.
Основой воззрений Ламарка, как уже говорилось, стало положение о том что
материя и законы ее развития были созданы творцом. Ламарк проанализировал
сходства и различия между живой и неживой материей и перечислил их. Важнейшим
из таких отличий является способность реагировать на внешние раздрожители.
Ламарк осозновал что живая материя устроена гораздо сложнее чем мертвая, но
все же не признавал за ней способности к жизни. По его мнению причина жизни
лежит не в самом живом теле, а во вне его.
Ламарк ввел понятие градации - внутреннем " стремлении к
совершенствованию ", присущем всему живому; действием этого фактора эволюции
определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение
организации живых существ - от простейших до самых совершенных. Результат
градации - одновременное существование в природе организмов разной степени
сложности, как бы образующих иерархическую лестницу существ. Градация легко
прослеживается при сравнении представителей крупных систематических категорий
организмов (например, классов) и на органах, имеющих первостепенное
значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы,
насажденной " верховным творцом всего сущего, Ламарк пытался, однако, дать
этому процессу и материалистическую трактовку: в ряде случаев он связывал
усложнение организации с действием флюидов, проникающих в организм из внешней
среды.
Другой фактор эволюции, по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды,
приводящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование
всего многообразия приспособлений организмов к окружающим условиям.
Изменение среды - основная причина видообразования; пока среда неизменна,
виды сохраняют постоянство; если в ней произошел сдвиг, виды изменяются.
Жизнь, по мнению Ламарка, может самопроизвольно зарождатся на Земле и
продолжает зарождаться в настоящее время. В 17 веке существовали
представления что для самозарождения мышей необходима темнота и зерно, а для
самозарождения червей гнилое мясо. Однако успехи науки 18 века опровергли
такие воззрения. Было замечено что черви в мясе не заводятся если его
предварительно не поситили мухи и.т.п.
Тем неменее Ламарк полагает что глисты и кишечнополостные все же могут
самозарождатся. Однаклеточные по его мнению способны к самозарождению
абсолютно точно. Он считает что никто не может доказать того что все
однаклеточные образовались только в результате деления других одноклеточных,
а не зародились сами под влиянием тепла, влаги и электричества. По его мнению
такое самозарождение происходит в природе постоянно.
Далее Ламарк предпологает, что все животные и растения имеющие более высокую
организацию, чем одноклеточные, появились в результате долговременного
развития живых организмов.
Все организмы были поделены Ламарком на 14 классов и размещены на «лестнице
существ» в следующем порядке:
Ступень 1: классы Инфузурии и Полипы
Ступень 2: Лучистые и Черви
Ступень 3: Насекомые и Паукообразные
Ступень 4: Ракообразные и Кольчецы
Ступень 5: Усоногие и Моллюски
Ступень 6: Рыбы, Рептилии, Птицы и Млекопитающиеся.
«Лестница существ» отображает эволюцию животного мира, а не статичную его
картину, показывающую усложнение организации материи ( как это было до
Ламарка). Каждый последующий класс произошел из предшествующего и обладает
более сложной организацией чем тот. Резкие скачки сложности организации, то
есть то что сейчас называется араморфозом, были названы Ламарком градациями.
По его мнению они вызваны внутренним стремлением живой материи к усложнению
организации, такое стремление к совершенство является свойством материи,
заложенным в нее создателем. Эти скачки происходят не в одночасье, на то что-
бы они произошли требуется очень много времени.
Законы Ламарка.
А. "Закон упражнения и неупражнения органов".
“У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и
более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу
этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу, соразмерную
длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или
иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непрерывно
уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение”.
Этот закон можно назвать законом изменчивости, в нем Ламарк акцентирует
внимание на том, что степень развития того или иного органа зависит от его
функции, интенсивности упражнения, что в большей мере способны изменяться
молодые животные, которые еще развиваются. Ученый выступает против
метафизического объяснения формы животных как неизменной, созданной для
определенной среды. Вместе с тем Ламарк переоценивает значение функции и
считает, что упражнение или неупражнение органа является важным фактором в
изменении видов.
Упражнение органов происходит в результате того, что к ним под воздействием
воли животного происходит усиленный приток «жидкостей». Например предку
жирафа необходимо достать листву с высокого дерева, он пытается вытянуть шею,
туда притекают «жидкости» и шея немного удленяется, этот признак передается
по наследству. Если необходимость в удленение шеи происходит и потомков, то
шея у животных в течении ряда поколений удленяется очень сильно. Органы могут
и появлятся в результате такого притока жидкостей под влиянием воли животных,
как например рога у оленей. Если органы не упражняются, как глаза у крота, то
Страницы: 1, 2, 3, 4
|