на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковские пластиковые карты

фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг.

Банк-эмитент

Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему (см. Схему 2):

. Выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца

карточки, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);

. Анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя,

открытие карточного счета, определение кредитного лимита);

. Авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки);

. Биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм

и сроков погашения задолженности);

. Взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного

лимита;

. Работа с клиентами;

. Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством ;

. Маркетинг.

Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение

по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного

изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если

результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить

дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета. Если же

кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая о нем

информация вводится в компьютер. В него заносится фамилия и имя клиента,

его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный

лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно

подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки

клиента.

Биллинг. Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту

особый документ – выписку с его кредитного счета, где указываются

комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с

проведением операции, обязательную минимальную сумму погашения долга и

новый остаток задолженности. Выписка должна быть выслана банком клиенту не

позднее чем за 14 дней до наступления даты платежа.

Банк-эквайр.

Обязанности банка-эквайра определяются его ролью по обслуживанию торговых

участников карточных систем. Его основные функции:

. Обработка счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с

карточками;

. Обмен информацией о сделках и уплата комиссионных в пользу банка-

эмитента;

. Рассмотрение заявок торговцем на присоединение к системе расчетов,

анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка

торговцев, подозреваемых в мошенничестве;

. Маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых

карточек;

Прибыльность операций по карточным расчетам

Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов

банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном

бизнесе выше, чем по другим видам операций, так как принимает высокий риск.

Прибыль это разница между доходами и расходами банка, структура которых

различна для банка-эмитента и банка-эквайра. Начнем с банка-эмитента. Его

основные доходы:

. Годовая процентная ставка

. Годовой членский взнос

. Комиссия по интерчейнджу

. Штрафные сборы за нарушение условий договора.

Расчеты банка-эмитента по карточным операциям включают прежде всего плату

за ресурсы, которые банк использует для финансирования всего портфеля

карточных ссуд. Кроме того, к расходам относятся следеющие статьи:

. Потери от списания безнадежных долгов

. Расходы на проведение процессинговых операций (авторизация, биллинг)

. Расходы на обслуживание клиентов

. Расходы по маркетингу.

Структура доходов и расходов банка-эквайра отличается своеобразием из-

за спецификации его функций. Главная статья дохода – это дисконт,

уплачиваемый торговцем при депонировании торговых счетов в банке. Наконец,

банк-эквайр получает доход при использовании средств, хранящихся на счете

депо торговца. Основная статья расхода банка-эквайра – это комиссия за

интерчендж. Она уплачивается банку-эмитенту в определенном проценте от

суммы торговых счетов. Другие виды расходов аналогичны тем, которые несет

банк-эмитент по процессингу и маркетингу.

2. Использование банковских карточек:

1. Развитые капиталистические страны

На начало 1996 г. в Европе находилось в обращении более 300 млн.

карточек Эмитенты карточек в Европе работают на все более насыщающемся

рынке. В большей части стран большинство потенциальных держателей новых

платежных карточек уже имеют карточки тех или иных существующих систем: в

среднем на каждого совершеннолетнего жителя Европы приходится 1,1 карточки.

*

Выпуск карточек в Европе рос медленно, но неуклонно. К началу 1995 г.

было выпущено 320 млн. карточек. Рост за два года составил 14%.

Интенсивность использования карточек растет быстрее их числа. Годовое число

платежей по карточкам выросло за два указанных года с 1 млрд. с небольшим

до 6 млрд. При этом на Великобританию и Францию по-прежнему приходится 60%

общего числа транзакций по карточкам в Европе. **

В Европе преобладают дебетовые карточки. В Европе дебетовые карточки

составляют 55% всех платежных карточек; на них приходится 45% всех

транзакций и 35% стоимости денежного оборота. Доля кредитных карточек

составляет почти 30%. Прибыльность разных типов карточек неодинакова,

поэтому разные страны выбирают различные цели и приоритеты. *

|*Европейский рынок пластиковых карточек/ Мир карточек, №4, 1997 |

|** Павлов О. Современное состояние мирового рынка смарт-карт |

|/Пластиковые карточки, №2, 1992 |

Преобладание дебетовых карточек в Европе по сравнению с США дает

основания ожидать, что в будущем различия между рынками США и Европы в

отношении приоритетов в выборе типов карточек и путей технического развития

будут только расти. Это значит, что между Европой и США сохранятся различия

в ценовой политике и величине комиссии за обмен валюты. Это может привести

к столкновениям региональных интересов в международных платежных системах,

таких как VISA и Europay.

Основными эмитентами платежных карточек являются банки, хотя выпускают

карточки не только они. По мере совершенствования рынка значение финансовых

институтов как основных эмитентов уменьшается. В Великобритании, Франции и

скандинавских странах на небанковские карточки приходится 50% общего объема

эмиссии. На менее развитых рынках Португалии и Германии на долю банков

приходится 95% эмиссии. Однако быстрый выход небанковских эмитентов

платежных карточек на первые роли, как это произошло в США, в Европе мало

вероятен. Различия между странами остаются значительными, и лишь немногие

организации имеют сильные позиции более чем в одной стране. В отношении

распространенности карточек Европу можно сравнить с пестрым лоскутным

одеялом: различия стран по числу карточек на душу совершеннолетнего

населения остаются значительными. Больше всего это число в Нидерландах --

1,7. Однако в Австрии, Германии и Греции потенциал роста числа карточек еще

велик: в этих странах на одного совершеннолетнего жителя приходится меньше

0,5 карточки. В последние годы этот показатель по Европе заметно выровнялся

в половине стран на каждого взрослого жителя приходится от 1 до 1,2

карточки.

В каждой стране своя система карточек, их использования, эмиссии и

процессинга. Однако во всех европейских странах число карточек быстро

растет, а платежные системы усложняются не только в отношении разработки

программных продуктов, но и в отношении всей инфраструктуры обработки

транзакций и соответствующих технологий.

Исторически сложилось так, что в Великобритании, Ирландии и Греции

велик удельный вес кредитных карточек, а в Швейцарии и Швеции преобладают

дебетовые карточки.

Различия по интенсивности использования карточек между странами Европы

еще более значительны. Выше всего эта интенсивность в Дании и Финляндии,

где на карточку в среднем приходится не меньше одной транзакции в неделю.

На третьем месте по этому показателю -- Франция (по общему числу транзакций

она занимает первое место в Европе). В Италии же на карточку совершается в

среднем всего около двух транзакций в год. Этот разброс отражает различия

как "зрелости" национальных платежных систем, так и потенциала их роста. По

числу установленных банковских устройств самообслуживания Германия

опережает сегодня все остальные европейские страны.

В пятерке стран--лидеров использования банкоматов, в которую помимо

Германии входят Испания, Франция Великобритания и Италия, установлено более

76% от общего числа банкоматов в Европе. *

По плотности банкоматов на душу населения Испания занимает первое

место в Европе. Сегодня на миллион жителей в этой стране приходится 643

банкомата. На втором месте стоит Финляндия -- 555 банкоматов на миллион

жителей. Плотность банкоматов в Испании существенно превосходит плотность

банкоматов, например, в США и почти вдвое - среднюю по Европе. Страной с

максимальным числом банкоматов на каждый миллион жителей (более 1 000)

остается Япония. Большинство устройств, однако, расположены внутри офисов

банков и недоступны в ночное время и выходные. Среднеевропейский уровень

плотности банкоматов сегодня равен 332 устройствам на миллион жителей, то

есть на каждые 3 000 жителей приходится один банкомат. Нетрудно подсчитать,

что в России при такой плотности банкоматов должно быть установлено более

50 000 этих устройств.*

|*Ю.Перлин, Д.Сахаров. Банкомат. Что это такое? /Электронные деньги, |

|1997 |

2. Россия

В нашу страну первые кредитные карточки проникли вместе с

иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними

была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически

любая операция, связанная с валютой, работа с карточками была строго

регламентирована и находилась под бдительным государственным оком. В

пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к

организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались

в некоторых валютных магазинах и гостиницах.*

Сегодня независимые коммерческие банки России, имея полную свободу

действия в отношении пластиковых карточек, предлагает своим клиентам

карточки как международные, так и российские. В силу сложившихся

обстоятельств в России в основном выпускаются не кредитные, а дебетовые

карточки. Для того чтобы получить подобную карточку, клиенту банка

необходимо положить на специальный счет определенную договором сумму. В

процессе пользования карточкой с этого счета будут списываться

соответствующие суммы. Кроме того, клиент платит за получение самой

карточки, за ее обслуживание, а также определенную комиссию при

обналичивании.

|*Витвицкая Т. Электронные деньги в России /Экономика и жизнь, №10, |

|1994 |

В целом спектр предлагаемых банками карточек достаточно широк.

Крупнейшие российские банки ведут свою деятельность по предоставлению

карточек в трех направлениях:

. Работа с международными расчетными системами в качестве

принципиальных членов или же партнеров последних. Первым начал

работу в этой области Кредобанк, вступивший в VISA в 1990 г. Сейчас

количество банков, собирающихся выпускать международные карточки,

сдерживается высокими требованиями со стороны платежных систем к

надежности и кредитоспособности предполагаемых членов. Сегодня

международные карточки наиболее активно выпускают Кредобанк, Мост-

банк, Инкомбанк и Тверьуниверсалбанк.;

. Выпуск пластиковых карточек российских систем: STB, Union Card

(учредители и основные члены – Автобанк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк,

Элексбанк). Эти платежные системы созданы совсем недавно, однако

темпы их развития позволяют надеяться, что в недалеком будущем

карточки с их знаком будут встречаться в торговых точках все чаще;

. Предоставление клиентам собственных карточек со своим логотипом и

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.