фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг.
Банк-эмитент
Основные функции банка-эмитента сводятся к следующему (см. Схему 2):
. Выпуск карточек (кодирование и запись персональных данных владельца
карточки, высылка карточки клиенту, возобновление карточки);
. Анализ кредитоспособности (оценка финансового положения заявителя,
открытие карточного счета, определение кредитного лимита);
. Авторизация (ответ на запрос торговца о возможности совершения сделки);
. Биллинг (подготовка и высылка владельцу карточки выписки с указанием сумм
и сроков погашения задолженности);
. Взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного
лимита;
. Работа с клиентами;
. Обеспечение безопасности и контроль за мошенничеством ;
. Маркетинг.
Эмиссия карточек. Это отнюдь не техническая функция. Положительное решение
по заявке клиента на получение карточки выносится после тщательного
изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если
результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить
дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета. Если же
кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая о нем
информация вводится в компьютер. В него заносится фамилия и имя клиента,
его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный
лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно
подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки
клиента.
Биллинг. Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту
особый документ – выписку с его кредитного счета, где указываются
комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с
проведением операции, обязательную минимальную сумму погашения долга и
новый остаток задолженности. Выписка должна быть выслана банком клиенту не
позднее чем за 14 дней до наступления даты платежа.
Банк-эквайр.
Обязанности банка-эквайра определяются его ролью по обслуживанию торговых
участников карточных систем. Его основные функции:
. Обработка счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям с
карточками;
. Обмен информацией о сделках и уплата комиссионных в пользу банка-
эмитента;
. Рассмотрение заявок торговцем на присоединение к системе расчетов,
анализа кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверка
торговцев, подозреваемых в мошенничестве;
. Маркетинг, помощь торговцам в приобретении оборудования для пластиковых
карточек;
Прибыльность операций по карточным расчетам
Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов
банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном
бизнесе выше, чем по другим видам операций, так как принимает высокий риск.
Прибыль это разница между доходами и расходами банка, структура которых
различна для банка-эмитента и банка-эквайра. Начнем с банка-эмитента. Его
основные доходы:
. Годовая процентная ставка
. Годовой членский взнос
. Комиссия по интерчейнджу
. Штрафные сборы за нарушение условий договора.
Расчеты банка-эмитента по карточным операциям включают прежде всего плату
за ресурсы, которые банк использует для финансирования всего портфеля
карточных ссуд. Кроме того, к расходам относятся следеющие статьи:
. Потери от списания безнадежных долгов
. Расходы на проведение процессинговых операций (авторизация, биллинг)
. Расходы на обслуживание клиентов
. Расходы по маркетингу.
Структура доходов и расходов банка-эквайра отличается своеобразием из-
за спецификации его функций. Главная статья дохода – это дисконт,
уплачиваемый торговцем при депонировании торговых счетов в банке. Наконец,
банк-эквайр получает доход при использовании средств, хранящихся на счете
депо торговца. Основная статья расхода банка-эквайра – это комиссия за
интерчендж. Она уплачивается банку-эмитенту в определенном проценте от
суммы торговых счетов. Другие виды расходов аналогичны тем, которые несет
банк-эмитент по процессингу и маркетингу.
2. Использование банковских карточек:
1. Развитые капиталистические страны
На начало 1996 г. в Европе находилось в обращении более 300 млн.
карточек Эмитенты карточек в Европе работают на все более насыщающемся
рынке. В большей части стран большинство потенциальных держателей новых
платежных карточек уже имеют карточки тех или иных существующих систем: в
среднем на каждого совершеннолетнего жителя Европы приходится 1,1 карточки.
*
Выпуск карточек в Европе рос медленно, но неуклонно. К началу 1995 г.
было выпущено 320 млн. карточек. Рост за два года составил 14%.
Интенсивность использования карточек растет быстрее их числа. Годовое число
платежей по карточкам выросло за два указанных года с 1 млрд. с небольшим
до 6 млрд. При этом на Великобританию и Францию по-прежнему приходится 60%
общего числа транзакций по карточкам в Европе. **
В Европе преобладают дебетовые карточки. В Европе дебетовые карточки
составляют 55% всех платежных карточек; на них приходится 45% всех
транзакций и 35% стоимости денежного оборота. Доля кредитных карточек
составляет почти 30%. Прибыльность разных типов карточек неодинакова,
поэтому разные страны выбирают различные цели и приоритеты. *
|*Европейский рынок пластиковых карточек/ Мир карточек, №4, 1997 |
|** Павлов О. Современное состояние мирового рынка смарт-карт |
|/Пластиковые карточки, №2, 1992 |
Преобладание дебетовых карточек в Европе по сравнению с США дает
основания ожидать, что в будущем различия между рынками США и Европы в
отношении приоритетов в выборе типов карточек и путей технического развития
будут только расти. Это значит, что между Европой и США сохранятся различия
в ценовой политике и величине комиссии за обмен валюты. Это может привести
к столкновениям региональных интересов в международных платежных системах,
таких как VISA и Europay.
Основными эмитентами платежных карточек являются банки, хотя выпускают
карточки не только они. По мере совершенствования рынка значение финансовых
институтов как основных эмитентов уменьшается. В Великобритании, Франции и
скандинавских странах на небанковские карточки приходится 50% общего объема
эмиссии. На менее развитых рынках Португалии и Германии на долю банков
приходится 95% эмиссии. Однако быстрый выход небанковских эмитентов
платежных карточек на первые роли, как это произошло в США, в Европе мало
вероятен. Различия между странами остаются значительными, и лишь немногие
организации имеют сильные позиции более чем в одной стране. В отношении
распространенности карточек Европу можно сравнить с пестрым лоскутным
одеялом: различия стран по числу карточек на душу совершеннолетнего
населения остаются значительными. Больше всего это число в Нидерландах --
1,7. Однако в Австрии, Германии и Греции потенциал роста числа карточек еще
велик: в этих странах на одного совершеннолетнего жителя приходится меньше
0,5 карточки. В последние годы этот показатель по Европе заметно выровнялся
в половине стран на каждого взрослого жителя приходится от 1 до 1,2
карточки.
В каждой стране своя система карточек, их использования, эмиссии и
процессинга. Однако во всех европейских странах число карточек быстро
растет, а платежные системы усложняются не только в отношении разработки
программных продуктов, но и в отношении всей инфраструктуры обработки
транзакций и соответствующих технологий.
Исторически сложилось так, что в Великобритании, Ирландии и Греции
велик удельный вес кредитных карточек, а в Швейцарии и Швеции преобладают
дебетовые карточки.
Различия по интенсивности использования карточек между странами Европы
еще более значительны. Выше всего эта интенсивность в Дании и Финляндии,
где на карточку в среднем приходится не меньше одной транзакции в неделю.
На третьем месте по этому показателю -- Франция (по общему числу транзакций
она занимает первое место в Европе). В Италии же на карточку совершается в
среднем всего около двух транзакций в год. Этот разброс отражает различия
как "зрелости" национальных платежных систем, так и потенциала их роста. По
числу установленных банковских устройств самообслуживания Германия
опережает сегодня все остальные европейские страны.
В пятерке стран--лидеров использования банкоматов, в которую помимо
Германии входят Испания, Франция Великобритания и Италия, установлено более
76% от общего числа банкоматов в Европе. *
По плотности банкоматов на душу населения Испания занимает первое
место в Европе. Сегодня на миллион жителей в этой стране приходится 643
банкомата. На втором месте стоит Финляндия -- 555 банкоматов на миллион
жителей. Плотность банкоматов в Испании существенно превосходит плотность
банкоматов, например, в США и почти вдвое - среднюю по Европе. Страной с
максимальным числом банкоматов на каждый миллион жителей (более 1 000)
остается Япония. Большинство устройств, однако, расположены внутри офисов
банков и недоступны в ночное время и выходные. Среднеевропейский уровень
плотности банкоматов сегодня равен 332 устройствам на миллион жителей, то
есть на каждые 3 000 жителей приходится один банкомат. Нетрудно подсчитать,
что в России при такой плотности банкоматов должно быть установлено более
50 000 этих устройств.*
|*Ю.Перлин, Д.Сахаров. Банкомат. Что это такое? /Электронные деньги, |
|1997 |
2. Россия
В нашу страну первые кредитные карточки проникли вместе с
иностранными туристами и бизнесменами в конце 60-х годов. Работа с ними
была возложена на специальный отдел Госкоминтуриста СССР. Как практически
любая операция, связанная с валютой, работа с карточками была строго
регламентирована и находилась под бдительным государственным оком. В
пределах страны карточки не выпускались - вся работа с ними сводилась к
организации расчетов с карточками международных систем, которые принимались
в некоторых валютных магазинах и гостиницах.*
Сегодня независимые коммерческие банки России, имея полную свободу
действия в отношении пластиковых карточек, предлагает своим клиентам
карточки как международные, так и российские. В силу сложившихся
обстоятельств в России в основном выпускаются не кредитные, а дебетовые
карточки. Для того чтобы получить подобную карточку, клиенту банка
необходимо положить на специальный счет определенную договором сумму. В
процессе пользования карточкой с этого счета будут списываться
соответствующие суммы. Кроме того, клиент платит за получение самой
карточки, за ее обслуживание, а также определенную комиссию при
обналичивании.
|*Витвицкая Т. Электронные деньги в России /Экономика и жизнь, №10, |
|1994 |
В целом спектр предлагаемых банками карточек достаточно широк.
Крупнейшие российские банки ведут свою деятельность по предоставлению
карточек в трех направлениях:
. Работа с международными расчетными системами в качестве
принципиальных членов или же партнеров последних. Первым начал
работу в этой области Кредобанк, вступивший в VISA в 1990 г. Сейчас
количество банков, собирающихся выпускать международные карточки,
сдерживается высокими требованиями со стороны платежных систем к
надежности и кредитоспособности предполагаемых членов. Сегодня
международные карточки наиболее активно выпускают Кредобанк, Мост-
банк, Инкомбанк и Тверьуниверсалбанк.;
. Выпуск пластиковых карточек российских систем: STB, Union Card
(учредители и основные члены – Автобанк, Инкомбанк, Мосбизнесбанк,
Элексбанк). Эти платежные системы созданы совсем недавно, однако
темпы их развития позволяют надеяться, что в недалеком будущем
карточки с их знаком будут встречаться в торговых точках все чаще;
. Предоставление клиентам собственных карточек со своим логотипом и
Страницы: 1, 2, 3
|