представить в виде пирамиды, в основании которой находятся индивидуальные
вкладчики и фирмы, а в середине - коммерческие банки, оказывающие им
платежные услуги, а на вершине - центральный банк, выполняющий подобную
сервисную роль для коммерческих банков.
«Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков-
финансистов, вытекают из трех главных функций денег: средство платежа, мера
стоимости и средство накопления (еще выделяют две - средство обращения и
мировые деньги). В соответствии с этим рассматривается тройная функция
центрального банка:
1) осуществление денежной политики;
2) организация системы платежей;
3) контроль банковской деятельности»(1).
Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной
стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности
должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного
обращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать деньги
эффективным и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различными
функции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать
внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской
деятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточно
гибких законов денежного обращения.
Основной функцией любого центрального банка является осуществление
контроля за движением денежной массы и кредита, но это общее положение ,
безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какие
функции декларирует и стремится выполнять ФРС США:
«формулирует и проводит денежно-кредитную политику, стремясь
сбалансировать рост денежной массы с потребностями экономики. Конечными
целями служит неинфляционный экономический рост, высокий уровень занятости,
оптимизация платежного баланса;
осуществляет регулирование и надзор за финансовыми операциями для
поддержания устойчивости и одновременно динамичности кредитной системы. ФРС
также осуществляет контроль за выполнением многих финансовых законов, будь
то деятельность
Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28
холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеет
монопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США состоит
только из ее банкнот;
играет роль «банка банков», поскольку все сберегательные институты
обязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы от
определенной доли их депозитов; кроме того, ФРС снабжает наличными деньгами
и обслуживает чековое обращение в стране;
как «кредитор последней инстанции», обеспечивает важную функцию защиты
от финансовой паники, которая может быть вызвана крахом крупного банка или
корпорации;
выступает в качестве финансового агента американского правительства,
выпускает и погашает государственные ценные бумаги, управляет
правительственными счетами и финансовыми активами различных федеральных
ведомств;
может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя правила
для гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу);
ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляет
международные операции от имени американского правительства»(1).
А теперь можно сравнить функции ФРС США с функциями, обозначенными в
законе о Банке России:
1) «во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит
единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на
защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,
организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций,
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
1) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных
странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28.
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так
и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и
организует составление платежного баланса РФ;
13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует
соответствующие материалы и статистические данные;
14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными
законами»(1).(ст. 4)
После такого сравнения можно сделать вывод, что функции, возложенные
на центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением
некоторых аспектов.
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая.
Типы денежно-кредитной политики
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк
делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для
каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное
сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так
называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и
ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение
уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и
сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,
а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.
Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только
в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний
деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением
масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества
денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов
называют еще политикой дешевых денег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При
тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка
распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной -
на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные
виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика
позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в
определенном направлении. При ее проведении практикуется использование
следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование
отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам),
установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении
различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи
отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных
потолков.
Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора
инструментов регулирования деятельности коммерческих банков
осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из
состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого
выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются
законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг
между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и
проявлением эффекта от его реализации.
Инструментарий денежно-кредитной политики.
Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации
банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка,
степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает
как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских
операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы,
банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и
микроэкономическом уровне.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в
едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем
разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также
посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их
групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и
косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методы
вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и
пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает
высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом
уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.
«К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или
запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и
качественных параметров деятельности банков. При использовании
административных методов воздействия наиболее широко применяются такие
инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на
привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и
отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения,
тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение
номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков,
допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1).
Административные методы, как правило, используются в странах с
развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно
часто административное регулирование преимущественно применялось в странах
с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период
глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС
применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.
Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Под
редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с.
Банк России чаще использует такие административные меры как
регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с
принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на
рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных
банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные
ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой
государственной денежно- кредитной политики после консультаций с
Правительством РФ.
«Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателей
денежной массы исходя из основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1
декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-
кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики
представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|