на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Принципы синергетики, эволюционная триада и системный подход

3. Открытость означает признание обмена системы веществом, энергией,

информацией с окружающей средой и, следовательно, признание системы как

состоящей из элементов, связанных структурой, так и включенности в качестве

подсистемы, элемента в иное целое.

4. Подчинение означает, что функционирование и развитие системы определяются

процессами в ее подсистеме ("сверхсистеме") при возникновении иерархии

масштабов времени. Это принцип "самоупрощения" системы, т. е. сведения ее

динамического описания к малому числу параметров порядка.

К описанным 4 принципам добавляются принципы специфические для той или иной

объектной области – неживых систем, живых организмов, человека. Так, для

неживых (физических и химических) систем в той или иной форме вводится

принцип нелокальности (дальнодействия, коррелированности на расстоянии),

означающий такое взаимодействие между элементами системы, которое

воспринимается как передача информации с бесконечной скоростью (о чем

напоминают прежде всего квантовомеханические неравенства Дж. Белла . Для

живых (биологических и приближающихся к ним технических) систем вводится

принцип биополя, определяющий особое поле, объединяющее элементы в целое и

направляющее развитие организма к предустановленным образцам (аттракторам).

Понятие о биополе, синтезирующее физикализм и витализм, неоднократно

вводилось под разными названиями, например, как морфогенетическое поле,

постулированное в двадцатые годы российским биологом А. Г. Гурвичем.

1.1. Отличие синергетического и информационного подходов.

В основу теории информации положен предложенный К.Шенноном метод исчислений

количества новой (непредска­зуемой) и избыточной (предсказуемой) информации,

содержащейся в сообщениях, передаваемых по каналам техничес­кой связи.

Предложенный Шенноном метод измерения количества ин­формации оказался

настолько универсальным, что его применение не ограничивается теперь узкими

рамками чисто технических приложений.

Вопреки мнению самого К.Шеннона, предостерегавшего ученых против поспешного

распространения предложенного им метода за пределы прикладных задач техники

связи, этот метод стал находить все более широкое примение в исследованиях и

фи­зических, и биологических, и социальных систем .

Ключом к новому пониманию сущности феномена информации и механизма

информационных процессов послужила установленная Л.Бриллюэном взаимосвязь

информации и физической энтропии. Эта взаимосвязь была первоначально заложена

в самый фунда­мент теории информации, поскольку для исчисления количества

информации Шеннон предложил использовать заимствованную из статистической

термодинамики вероятную функцию энтропии.

В статистической физике с помощью вероятностной функции энтропии исследуются

процессы, приводящие к термодинамическому равновесию, при котором все

состояния молекул (их энергии, скорости) приближаются к равновероятным, а

энтропия при этом стремится к макси­мальной величине.

Благодаря теории информации стало очевидно, что с помощью той же самой

функции можно исследовать и такие далекие от сос­тояния максимальной энтропии

системы, как, например, пись­менный текст.

Еще один важный вывод заключается в том, что

с помощью вероятностной функции энтропии можно анализировать все стадии

перехода системы от состояния полного хаоса, которому соответствуют равные

значения вероятностей и максимальное значение энтропии, к состоянию

предельной упорядоченности (жесткой детерминации), которому соответствует

единственно возможное состояние ее элементов.

При этом, если для газа или кристалла при вычислении энтропии сравнивается

только микросостояние (т.е. состояние атомов и мо­лекул) и макросостояние

этих систем (т.е. газа или кристалла как целого), то для систем иной природы

(биологических, интеллекту­альных, социальных) вычисление энтропии может

производится на том или ином произвольно выбранном уровне. При этом

вычис­ляемое значение энтропии рассматриваемой системы и количество

информации, характеризующей степень упорядоченности данной системы и равное

разности между максимальным и реальным зна­чением энтропии, будет зависеть от

распределения вероятности состояний элементов нижележащего уровня, т.е. тех

элементов, ко­торые в своей совокупности образуют эти системы.

Сам того не подозревая, Шеннон вооружил науку универсальной мерой, пригодной

в принципе (при условии выявления значенй всех вероятностей) для оценки

степени упорядоченности всех существующих в мире систем.

Одновременно с выявлением общих свойств информации как феномена

обнаруживаются и принципиальные различия отно­сящихся к различным уровням

сложности информационных систем.

Так, например, все физические объекты, в отличие от биологических, не

обладают специальными органами памяти, пере­кодировки поступающих из внешнего

мира сигналов, информаци­онными каналами связи. Хранимая в них информация как

бы «размазана» по всей их структуре. Вместе с тем, если бы кристаллы не

способны были сохранять информацию в определяющих их упо­рядоченность

внутренних связях, не было бы возможности создавать искусственную память и

предназначенные для обработки информации технические устройства на основе

кристаллических структур.

Вместе с тем необходимо учитывать, что создание подобных устройств стало

возможным лишь благодаря разуму человека, су­мевшего использовать

элементарные информационные свойства кристаллов для построения сложных

информационных систем.

Простейшая биологическая система превосходит по своей сложности самую

совершенную из созданных человеком ин­формационных систем. Уже на уровне

простейших одноклеточных организмов задействован необходимый для их

размножения сложнейший информационный генетический механизм. В

многокле­точных организмах помимо информационной системы наследствен­ности

действуют специализированные органы хранения ин­формации и ее обработки

(например, системы, осуществляющие перекодирование поступающих из внешнего

мира зрительных и слу­ховых сигналов перед отправкой их в головной мозг,

системы обработки этих сигналов в головном мозге). Сложнейшая сеть

информационных коммуникаций (нервная система) пронизывает и превращает в

целое весь многоклеточный организм.

Уже на уровне биологических систем возникают проблемы учета ценности и смысла

используемой этими системами информации. Еще в большей мере такой учет

необходим для ананлиза функци­онирования интеллектуальных информационных

систем.

При подсчете количества информации, содержащейся в таких двух сообщениях, как

«очередную партию Каспаров играет белыми» и «у гражданина Белова родился

сын» получится одна и та же величина – 1 бит. Нет сомнения, что два

этих сообщения несут разный смысл и имеют далеко не равнозначную ценность для

гражданина Белова. Однако, оценка смысла и ценности информации находится

за пределами компетенции теории информации и по­этому не влияет на

подсчитываемое с помощью формулы Шеннона количество бит.

Игнорирование смысла и ценности информации не помешало Шеннону решать

прикладные задачи, для которых предназначалась первоначально его теория:

инженеру по технике связи вовсе не обязательно вникать в суть сообщений,

передаваемых по линии связи. Его задача заключается в том, чтобы любое

подобное сообщение передавать как можно скорее, с наименьшими затра­тами

средств (энергии, диапазона используемых частот) и, по возможности, безо

всяких потерь. И пусть тот, кому предназначена данная информация (получатель

сообщений), вникает в смысл, определяет ценность, решает, как использовать ту

информацию, которую он получил.

Такой сугубо прагматичный подход позволил Шеннону ввести единую, не зависящую

от смысла и ценности, меру количества информации, которая оказалась пригодной

для анализа всех облада­ющих той или иной степенью упорядоченности систем.

1.2. Эволюционная триада и принцип причинности.

Причинность – один из видов связи, именно как генетический тип связи явлений:

одно явление неизбежно порождает другое. Появление нового качества всегда

имеет причину.

Известно, что развитие может быть прогрессом, но также и регрессом –

деградацией.

Ряд видов связей (функциональные зависимости, отношение симметрии,

пространственно-временные корреляции) не попадают под разряд причинно-

следственных по содержанию. Но это не означает, что они беспричинны.

Креативный взгляд на становление существовал в культуре представлялся, говоря

современным системным языком креативной триадой: Способ действия + Предмет

действия = Результат действия, и закреплен в самих глагольных структурах

языка; в корнях двуполой асимметрии человека как биологического вида; в

образах божественного семейства древних религий : Озирис - Изида - Гор

(Египет); " Тот, кто создает безостановочно миры - троичен. Он есть Брама-

Отец; он есть Майя- Мать ; он есть Вишу- Сын; Сущность, Субстанция и Жизнь.

Каждый заключает в себе двух остальных и все три составляют одно в

Неизреченном. " (Упанишады). В космогонических мифах и философиях -- ТЕОС (

ЛОГОС) + ХАОС = КОСМОС ( Платон, Аристотель, Плотин, Пуруша(дух) +

Пракрити(материя) = Браман (проявленная Вселенная) (Веды). Возникновение

реальности как одухотворение материи, отсюда и творчество как вдохновение, и

душа в христианстве как сплетение и борьба духовных и телесных (материальных)

начал в человеке. А помните ветхозаветное начало творения? . . . "Земля была

безвидна и Дух летал над Водами" . . . - и здесь из вод первозданного Хаоса

родится определенность земной тверди нашего Мира. И это не случайно, только

так естественным образом можно описать процесс возникновения чего либо

вообще, когда следствие порождено причиной, в свою очередь состоящей из двух

начал -активного и пассивного, имманентного любому действию. И конечно дело

не в религиозной терминологии, свойственной человечеству большую часть его

сознательной эволюции, но в самом процессе освоения человеком Времени -

способе передачи социального опыта: миф, летопись, история, инструкция, в

конце концов, предьявлены чередой событий-действий , образующих временную

ткань доступную пониманию современников и потомков. Здесь без креативной

триады не обойтись, и следуя неоплатонической традиции, а в ХХ веке Бердяеву,

далее предпочтем ее называть Теос + Хаос = Космос. Поразительно, что и само

ощущение времени, длящегося бытия настоящего, есть порождение, интерференция

в нашем сознании прошедшего, которого никогда уже нет, и будущего, которого

никогда еще нет, а интерпретация Теоса и Хаоса в данном случае зависит от

точки зрения: то ли прошлое детерминирует , то ли будущее притягивает -

временит, то ли настоящее формирует - все они в разной степени представлены в

истории культуры, важна лишь непременность их креативной связи.

Итак, креативная триада имеет принципиально временную причинно следственную

природу. Причем причина здесь понимается двуединой Теос + Хаос, она и рождает

проявленный феномен, событие, структуру т. е. Космос (по древнегречески -

строй боевых кораблей, и лишь позднее вселенский порядок). Отметим, что если

Содержание и Форма предъявляют способ бытия вещи, то Теос и Хаос способ ее

происхождения - генезис. В наиболее общем случае для естественника эта

триада: закон природы + материальная субстанция = феноменальный мир, на языке

гуманитария --- творческий акт в ноуменальном мире: замысел + потенция

(материал) = произведение, форма.

Попробуем теперь дать полустрогое определение компонентов триады

(окончательно это сделать все равно не удастся в силу большой символической,

философской общности этих понятий)

ХАОС - неоформленная инертная материя, материал, простейшие элементы

конструирования, сокрытые потенциальные возможности и формы, страдательное

пассивное начало ( в мифологии женское начало - Инь), предмет действия,

означаемое.

ТЕОС (ЛОГОС) - закон, эйдос, стабильные архетипы, принципы, замыслы,

намерения, неизменные в процессе рождения Космоса, способ действия, глагол (в

мифологии активное мужское начало - Ян), означающее.

КОСМОС - результат соединения-взаимодействия в акте становления Хаоса и Теоса

- проявленная структура в феноменальном или ноуменальном мире, существующая

по известным принципам временного развития ( в мифологии принцип гармонии -

Дао ), результат действия.

Глава 2. Самоорганизация.

Элементы любой системы, в свою очередь, всегда обладают некоторой

самостоятельностью поведения. При любой формулировке научной проблемы всегда

присутствуют определенные допущения, которые отодвигают за скобки

рассмотрения какие-то несущественные параметры отдельных элементов. Однако

этот микроуровень самостоятельности элементов системы существует всегда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.