на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Проблемы возникновения жизни и эволюции ее форм

эволюция РНК-овой молекулярной системы в ДНК-овую. Так возник «геном

биосферы».

Жара и холод, молнии, ультрафиолетовая реакция, атмосферные электрические

заряды, порывы ветра и водяные струи – все это обеспечивало начало или

затухание биохимических реакций, характер их протекания, генные «всплески». К

концу биохимической стадии появились такие структурные образования, как

мембраны, отграничивающие смесь органических веществ от внешней среды.

Мембраны сыграли главную роль в построении всех живых клеток. Тела всех

растений и животных состоят из основных единиц жизни – клеток. Живое

содержание клетки – протоплазма. Современные ученые пришли к выводу, что

первые организмы на Земле были одноклеточными прокариотами – организмами,

лишенными ядра («карио» - в переводе с греческого «ядро»). По своему строению

они напоминают ныне бактерии или сине-зеленые водоросли.

Для существования первых «живых» молекул, прокариотов необходим, как для

всего живого, приток энергии извне. Каждая клетка – маленькая «энергетическая

станция». Непосредственным источником энергии для клеток служит

аденозинтрифосфорная кислота и другие соединения, содержащие фосфор. Энергию

клетки получают с пищей, они способны не только тратить, но и запасать

энергию.

Предметом дискуссии является вопрос о том, возник ли на Земле сначала какой-

то один вид организма или появилось их великое множество. Предполагают, что

возникло множество первых комочков живой протоплазмы.

Приблизительно 2 млрд. лет тому назад в живых клетках появилось ядро. Из

прокариотов возникли эукариоты – одноклеточные организмы с ядром. Их на Земле

насчитывается 25-30 видов. Самые простые из них – амебы. У эукариотов

существует в клетке оформленное ядро с веществом, содержащим код синтеза

белка. Приблизительно к этому времени наметился «выбор» растительного или

животного образа жизни. Основное различие этих образов жизни связано со

способом питания, с возникновением такого важного для жизни на Земле

процесса, как фотосинтез. Фотосинтез заключается в создании органических

веществ, например, сахаров, из углекислоты и воды при использовании энергии

света. Благодаря фотосинтезу растения вырабатывают органические вещества, за

счет которого происходит наращивание массы растений. Ежегодно растения на

Земле вырабатывают свыше 200 миллионов тонн органического вещества. С

возникновением фотосинтеза в атмосферу Земли стал поступать кислород. В

результате фотосинтеза образовалась вторичная атмосфера Земли с высоким

содержанием кислорода. Нынешнее содержание кислорода было достигнуто 250 млн.

лет назад в ходе интенсивного развития наземных растений.

Появление кислорода и многоклеточных – величайший этап в развитии жизни на

Земле. С этого момента началось постепенное видоизменение и развитие живых

форм.

Жизнь со всеми её проявлениями произвела глубочайшие изменения в развитии

нашей планеты, по крайней мере наружных её оболочек. Совершенствуясь в

процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись по планете,

принимая всё большее участие в перераспределении энергии и веществ в земной

коре, а также в воздушной и водной оболочках Земли. Возникновение и

распространение растительности привели к коренному изменению состава

атмосферы, первоначально содержавшей очень мало свободного кислорода и

состоявшей главным образом из двуокиси углерода и, вероятно, метана в

аммиака. Растения, ассимилирующие углерод из CO2, привели к созданию

атмосферы, содержащей свободный кислород и лишь следы CO2. Свободный кислород

в составе атмосферы служил не только активным химическим агентом, но также

источником озона, преградившего путь коротким ультрафиолетовым лучам к

поверхности Земли ("озоновый экран"). Одновременно углерод, веками

скапливавшийся в остатках растений, образовал в земной коре грандиозные

энергетические запасы в виде залежей органических соединений (каменный уголь,

торф).

Растительный покров изменил физические и химические характеристики планеты;

изменился, в частности, коэффициент отражения поверхностью суши различных

участков солнечного спектра. Развитие жизни в Мировом океане привело к

созданию осадочных пород, состоящих из скелетов и др. остатков морских

организмов. Эти отложения, их механическое давление, химические и физические

превращения изменили поверхность земной коры. Активное избирательное

поглощение веществ организмами вызвало перераспределение веществ в верхних

слоях коры. Всё это свидетельствует о наличии на Земле особой оболочки,

названной сов. геохимиком В. И. Вернадским биосферой, в которой

развёртывались и продолжаются поныне жизненные явления.

4. Эволюция форм биологической жизни на Земле.

Как же возникло то разнообразие, которое мы наблюдаем в живой природе? Ведь

когда-то 2-3 миллиарда лет тому назад жизнь была представлена довольно

однообразными существами. Каковы этапы, периоды и формы развития живых

организмов на Земле? Каковы закономерности исторического развития организмов?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к современной

синтетической теории эволюции. Она включает палеонтологию, экологию,

систематику растений и животных и другие науки.

Идея эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление

креационизму (от лат. "созидание") - учению о сотворении мира богом из ничего

и неизменности созданного творцом мира. Креацианизм как мировоззрение

сложился в эпоху поздней античности и в Средневековье и занял господствующие

позиции в культуре.

Фундаментальную роль в мировоззрении того времени играли также идеи

телеологии - учения, по которому все в природе устроено целесообразно и

всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей.

Телеология приписывает процессам и явлениям природы цели, которые или

устанавливаются богом (Х.Вольф), или являются внутренними причинами природы

(Аристотель, Лейбниц).

В преодолении идей креацианизма и телеологии важную роль сыграла концепция

ограниченной изменчивости видов в пределах относительно узких подразделений

(от одного единого предка) под влиянием среды - трансформизм. Эту концепцию в

развернутой форме сформулировал выдающийся естествоиспытатель 18 века Жорж

Бюффон в своем 36-томном труде "Естественная история". Трансформизм в основе

своей имеет представления об изменении и превращении органических форм,

происхождении одних организмов от других. Среди естествоиспытателей и

философов-трансформистов 17 и 18 веков наиболее известны также Р.Гук,

Ж.Ламетри, Д.Дидро, Э.Дарвин,И.Гете,Э.Сент-Илер. Все трансформисты признавали

изменяемость видов организмов под действием изменений окружающей среды.

В становлении идеи эволюции органического мира существенную роль сыграла

систематика - биологическая наука о разнообразии всех существующих и вымерших

организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными

группами (таксонами). Основными задачами систематики являются определение

путем сравнения специфических особенностей каждого вида и каждого таксона

более высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов. Основы

систематики заложены в трудах Дж. Рея (1693) и К. Линнея (1735).

Шведский естествоиспытатель 18 века Карл Линней впервые последовательно

применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную

классификацию растений и животных. В 1751 году вышла его книга "Философия

ботаники", в которой К.Линней писал: " Искусственная система служит только до

тех пор, пока не найдена естественная. Первая учит только распознавать

растения. Вторая научит нас познавать природу самого растения". И далее:

"Естественный метод есть последняя цель ботаники". То, что Линней называет

"естественным методом", есть по сути некоторая фундаментальная теория живого.

Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвел

биологию к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с

позиций общих теоретических принципов.

Большую роль в становлении и развитии идеи эволюции живой природы сыграла

эмбриология, для которой в Новое время было характерно противостояние

преформизма и эпигенеза. Преформизм - от лат. "предобразую" - учение о

наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие

зародыша и признаки развивающегося из него организма. Преформизм возник на

базе господствовавшего в 17-18 веках представления о преформации, согласно

которому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты) или

сперматозоиде (анималькулисты). Преформисты (Ш.Бонне, А. Галлер и др.)

считали, что проблема эмбрионального развития должна получить свое разрешение

с позиций всеобщих принципов бытия, постигаемых исключительно разумом, без

эмпирических исследований.

Эпигенез - это учение, согласно которому в процессе зародышевого развития

происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей

зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца. Эпигенез как

учение сложился в 17-18 веках в борьбе с преформизмом. Эпигенетические

представления развивали У.Гарвей, Ж.Бюффон, К.Ф.Вольф. Эпигенетики отказались

от идеи божественного творения живого и подошли к научной постановке проблемы

происхождения жизни.

Таким образом, в 17-18 веках возникала идея исторических изменений

наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития

живой природы - идея эволюции органического мира.

Эволюция - от лат. "развертывание" - историческое развитие природы. В ходе

эволюции, во-первых, возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие

форм организмов. Во-вторых, организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к

изменениям условий внешней среды. В-третьих, в результате эволюции постепенно

повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и

совершенствуются.

Переход от представления о трансформации видов к идее эволюции, исторического

развития видов предполагал, во-первых, рассмотрение процесса образования

видов в его истории, учет конструктивной роли фактора времени в историческом

развитии организмов, а во-вторых, развитие идей о возникновении качественно

нового в таком историческом процессе.

Переход от трансформизма к эволюционизму в биологии произошел на рубеже 18-19

веков. Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учеными 19 века

- Ж.Ламарком и Ч.Дарвином. Жан Батист Ламарк и Чарльз Роберт Дарвин создали

эволюционные теории, которые противоположны по строю, характеру аргументации,

основным выводам. Их исторические судьбы также сложились по-разному. Теория

Ламарка не получила широкого признания современников, в то время как теория

Дарвина стала основой эволюционного учения. В настоящее время и дарвинизм, и

ламаркизм продолжают оказывать влияние на научные концепции, хотя и по-

разному.

В 1809 году вышла книга Ламарка "Философия зоологии", в которой была изложена

первая целостная теория эволюции органического мира.

Ламарк в этой книге дал ответы на вопросы, стоящие перед эволюционной

теорией, путем логических выводов из некоторых принятых им постулатов. Он

впервые выделил два самых общих направления эволюции: восходящее развитие от

простейших форм жизни ко все более сложным и совершенным и формирование у

организмов приспособлений в зависимости от изменений внешней среды (развитие

"по вертикали" и "по горизонтали"). Ламарк был одним из первых

естествоиспытателей, которые развили идею эволюции органического мира до

уровня теории.

Ламарк включил в свое учение качественно новое понимание роли среды в

развитии органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условие

эволюции.

Ламарк полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а

закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного

совершенствования. Ламарк назвал это повышение общего уровня организации

градацией.

Движущей силой градаций Ламарк считал "стремление природы к прогрессу",

"стремление к совершенствованию", изначально присущее всем организмам и

заложенное в них Творцом. При этом организмы способны целесообразно

реагировать на любые изменения внешних условий, приспосабливаться к условиям

внешней среды. Это положение Ламарк конкретизировал в двух законах:

1) активно используемый орган усиленно развивается, а ненужный исчезает;

2) изменения, приобретенные организмами при активном использовании одних

органов и неиспользовании других, сохраняются у потомства.

Роль среды в эволюции организмов по-разному рассматривается разными

направлениями эволюционного учения. Для направлений в эволюционном учении,

которые рассматривают историческое развитие живой природы как прямое

приспособление организмов к среде обитания, используется общее название -

эктогенез (от греч. слов "вне, снаружи" и "возникновение, образование").

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.