эволюция РНК-овой молекулярной системы в ДНК-овую. Так возник «геном
биосферы».
Жара и холод, молнии, ультрафиолетовая реакция, атмосферные электрические
заряды, порывы ветра и водяные струи – все это обеспечивало начало или
затухание биохимических реакций, характер их протекания, генные «всплески». К
концу биохимической стадии появились такие структурные образования, как
мембраны, отграничивающие смесь органических веществ от внешней среды.
Мембраны сыграли главную роль в построении всех живых клеток. Тела всех
растений и животных состоят из основных единиц жизни – клеток. Живое
содержание клетки – протоплазма. Современные ученые пришли к выводу, что
первые организмы на Земле были одноклеточными прокариотами – организмами,
лишенными ядра («карио» - в переводе с греческого «ядро»). По своему строению
они напоминают ныне бактерии или сине-зеленые водоросли.
Для существования первых «живых» молекул, прокариотов необходим, как для
всего живого, приток энергии извне. Каждая клетка – маленькая «энергетическая
станция». Непосредственным источником энергии для клеток служит
аденозинтрифосфорная кислота и другие соединения, содержащие фосфор. Энергию
клетки получают с пищей, они способны не только тратить, но и запасать
энергию.
Предметом дискуссии является вопрос о том, возник ли на Земле сначала какой-
то один вид организма или появилось их великое множество. Предполагают, что
возникло множество первых комочков живой протоплазмы.
Приблизительно 2 млрд. лет тому назад в живых клетках появилось ядро. Из
прокариотов возникли эукариоты – одноклеточные организмы с ядром. Их на Земле
насчитывается 25-30 видов. Самые простые из них – амебы. У эукариотов
существует в клетке оформленное ядро с веществом, содержащим код синтеза
белка. Приблизительно к этому времени наметился «выбор» растительного или
животного образа жизни. Основное различие этих образов жизни связано со
способом питания, с возникновением такого важного для жизни на Земле
процесса, как фотосинтез. Фотосинтез заключается в создании органических
веществ, например, сахаров, из углекислоты и воды при использовании энергии
света. Благодаря фотосинтезу растения вырабатывают органические вещества, за
счет которого происходит наращивание массы растений. Ежегодно растения на
Земле вырабатывают свыше 200 миллионов тонн органического вещества. С
возникновением фотосинтеза в атмосферу Земли стал поступать кислород. В
результате фотосинтеза образовалась вторичная атмосфера Земли с высоким
содержанием кислорода. Нынешнее содержание кислорода было достигнуто 250 млн.
лет назад в ходе интенсивного развития наземных растений.
Появление кислорода и многоклеточных – величайший этап в развитии жизни на
Земле. С этого момента началось постепенное видоизменение и развитие живых
форм.
Жизнь со всеми её проявлениями произвела глубочайшие изменения в развитии
нашей планеты, по крайней мере наружных её оболочек. Совершенствуясь в
процессе эволюции, живые организмы всё шире распространялись по планете,
принимая всё большее участие в перераспределении энергии и веществ в земной
коре, а также в воздушной и водной оболочках Земли. Возникновение и
распространение растительности привели к коренному изменению состава
атмосферы, первоначально содержавшей очень мало свободного кислорода и
состоявшей главным образом из двуокиси углерода и, вероятно, метана в
аммиака. Растения, ассимилирующие углерод из CO2, привели к созданию
атмосферы, содержащей свободный кислород и лишь следы CO2. Свободный кислород
в составе атмосферы служил не только активным химическим агентом, но также
источником озона, преградившего путь коротким ультрафиолетовым лучам к
поверхности Земли ("озоновый экран"). Одновременно углерод, веками
скапливавшийся в остатках растений, образовал в земной коре грандиозные
энергетические запасы в виде залежей органических соединений (каменный уголь,
торф).
Растительный покров изменил физические и химические характеристики планеты;
изменился, в частности, коэффициент отражения поверхностью суши различных
участков солнечного спектра. Развитие жизни в Мировом океане привело к
созданию осадочных пород, состоящих из скелетов и др. остатков морских
организмов. Эти отложения, их механическое давление, химические и физические
превращения изменили поверхность земной коры. Активное избирательное
поглощение веществ организмами вызвало перераспределение веществ в верхних
слоях коры. Всё это свидетельствует о наличии на Земле особой оболочки,
названной сов. геохимиком В. И. Вернадским биосферой, в которой
развёртывались и продолжаются поныне жизненные явления.
4. Эволюция форм биологической жизни на Земле.
Как же возникло то разнообразие, которое мы наблюдаем в живой природе? Ведь
когда-то 2-3 миллиарда лет тому назад жизнь была представлена довольно
однообразными существами. Каковы этапы, периоды и формы развития живых
организмов на Земле? Каковы закономерности исторического развития организмов?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к современной
синтетической теории эволюции. Она включает палеонтологию, экологию,
систематику растений и животных и другие науки.
Идея эволюции живой природы возникла в Новое время как противопоставление
креационизму (от лат. "созидание") - учению о сотворении мира богом из ничего
и неизменности созданного творцом мира. Креацианизм как мировоззрение
сложился в эпоху поздней античности и в Средневековье и занял господствующие
позиции в культуре.
Фундаментальную роль в мировоззрении того времени играли также идеи
телеологии - учения, по которому все в природе устроено целесообразно и
всякое развитие является осуществлением заранее предопределенных целей.
Телеология приписывает процессам и явлениям природы цели, которые или
устанавливаются богом (Х.Вольф), или являются внутренними причинами природы
(Аристотель, Лейбниц).
В преодолении идей креацианизма и телеологии важную роль сыграла концепция
ограниченной изменчивости видов в пределах относительно узких подразделений
(от одного единого предка) под влиянием среды - трансформизм. Эту концепцию в
развернутой форме сформулировал выдающийся естествоиспытатель 18 века Жорж
Бюффон в своем 36-томном труде "Естественная история". Трансформизм в основе
своей имеет представления об изменении и превращении органических форм,
происхождении одних организмов от других. Среди естествоиспытателей и
философов-трансформистов 17 и 18 веков наиболее известны также Р.Гук,
Ж.Ламетри, Д.Дидро, Э.Дарвин,И.Гете,Э.Сент-Илер. Все трансформисты признавали
изменяемость видов организмов под действием изменений окружающей среды.
В становлении идеи эволюции органического мира существенную роль сыграла
систематика - биологическая наука о разнообразии всех существующих и вымерших
организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными
группами (таксонами). Основными задачами систематики являются определение
путем сравнения специфических особенностей каждого вида и каждого таксона
более высокого ранга, выяснение общих свойств у тех или иных таксонов. Основы
систематики заложены в трудах Дж. Рея (1693) и К. Линнея (1735).
Шведский естествоиспытатель 18 века Карл Линней впервые последовательно
применил бинарную номенклатуру и построил наиболее удачную искусственную
классификацию растений и животных. В 1751 году вышла его книга "Философия
ботаники", в которой К.Линней писал: " Искусственная система служит только до
тех пор, пока не найдена естественная. Первая учит только распознавать
растения. Вторая научит нас познавать природу самого растения". И далее:
"Естественный метод есть последняя цель ботаники". То, что Линней называет
"естественным методом", есть по сути некоторая фундаментальная теория живого.
Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы он подвел
биологию к необходимости рассмотрения колоссального эмпирического материала с
позиций общих теоретических принципов.
Большую роль в становлении и развитии идеи эволюции живой природы сыграла
эмбриология, для которой в Новое время было характерно противостояние
преформизма и эпигенеза. Преформизм - от лат. "предобразую" - учение о
наличии в половых клетках материальных структур, предопределяющих развитие
зародыша и признаки развивающегося из него организма. Преформизм возник на
базе господствовавшего в 17-18 веках представления о преформации, согласно
которому сформировавшийся организм якобы предобразован в яйце (овисты) или
сперматозоиде (анималькулисты). Преформисты (Ш.Бонне, А. Галлер и др.)
считали, что проблема эмбрионального развития должна получить свое разрешение
с позиций всеобщих принципов бытия, постигаемых исключительно разумом, без
эмпирических исследований.
Эпигенез - это учение, согласно которому в процессе зародышевого развития
происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей
зародыша из бесструктурной субстанции оплодотворенного яйца. Эпигенез как
учение сложился в 17-18 веках в борьбе с преформизмом. Эпигенетические
представления развивали У.Гарвей, Ж.Бюффон, К.Ф.Вольф. Эпигенетики отказались
от идеи божественного творения живого и подошли к научной постановке проблемы
происхождения жизни.
Таким образом, в 17-18 веках возникала идея исторических изменений
наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития
живой природы - идея эволюции органического мира.
Эволюция - от лат. "развертывание" - историческое развитие природы. В ходе
эволюции, во-первых, возникают новые виды, т.е. увеличивается разнообразие
форм организмов. Во-вторых, организмы адаптируются, т.е. приспосабливаются к
изменениям условий внешней среды. В-третьих, в результате эволюции постепенно
повышается общий уровень организации живых существ: они усложняются и
совершенствуются.
Переход от представления о трансформации видов к идее эволюции, исторического
развития видов предполагал, во-первых, рассмотрение процесса образования
видов в его истории, учет конструктивной роли фактора времени в историческом
развитии организмов, а во-вторых, развитие идей о возникновении качественно
нового в таком историческом процессе.
Переход от трансформизма к эволюционизму в биологии произошел на рубеже 18-19
веков. Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учеными 19 века
- Ж.Ламарком и Ч.Дарвином. Жан Батист Ламарк и Чарльз Роберт Дарвин создали
эволюционные теории, которые противоположны по строю, характеру аргументации,
основным выводам. Их исторические судьбы также сложились по-разному. Теория
Ламарка не получила широкого признания современников, в то время как теория
Дарвина стала основой эволюционного учения. В настоящее время и дарвинизм, и
ламаркизм продолжают оказывать влияние на научные концепции, хотя и по-
разному.
В 1809 году вышла книга Ламарка "Философия зоологии", в которой была изложена
первая целостная теория эволюции органического мира.
Ламарк в этой книге дал ответы на вопросы, стоящие перед эволюционной
теорией, путем логических выводов из некоторых принятых им постулатов. Он
впервые выделил два самых общих направления эволюции: восходящее развитие от
простейших форм жизни ко все более сложным и совершенным и формирование у
организмов приспособлений в зависимости от изменений внешней среды (развитие
"по вертикали" и "по горизонтали"). Ламарк был одним из первых
естествоиспытателей, которые развили идею эволюции органического мира до
уровня теории.
Ламарк включил в свое учение качественно новое понимание роли среды в
развитии органических форм, трактуя внешнюю среду как важный фактор, условие
эволюции.
Ламарк полагал, что историческое развитие организмов имеет не случайный, а
закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного
совершенствования. Ламарк назвал это повышение общего уровня организации
градацией.
Движущей силой градаций Ламарк считал "стремление природы к прогрессу",
"стремление к совершенствованию", изначально присущее всем организмам и
заложенное в них Творцом. При этом организмы способны целесообразно
реагировать на любые изменения внешних условий, приспосабливаться к условиям
внешней среды. Это положение Ламарк конкретизировал в двух законах:
1) активно используемый орган усиленно развивается, а ненужный исчезает;
2) изменения, приобретенные организмами при активном использовании одних
органов и неиспользовании других, сохраняются у потомства.
Роль среды в эволюции организмов по-разному рассматривается разными
направлениями эволюционного учения. Для направлений в эволюционном учении,
которые рассматривают историческое развитие живой природы как прямое
приспособление организмов к среде обитания, используется общее название -
эктогенез (от греч. слов "вне, снаружи" и "возникновение, образование").
Страницы: 1, 2, 3, 4
|