|
Контрольная: Вселенная |
Важнейшим условием для зарождения жизни на планете является наличие на ее
поверхности достаточно большого количества жидкой среды. В такой среде
находятся в растворенном состоянии органические соединения и могут
создаваться благоприятные условия для синтеза на их основе сложных
молекулярных комплексов. Кроме того, жидкая среда необходима только что
возникшим живым организмам для защиты от губительного воздействия
ультрафиолетового излучения, которое на начальном этапе эволюции планеты
может свободно проникать до ее поверхности.
Можно ожидать, что такой жидкой оболочкой может быть только вода и жидкий
аммиак, многие соединения которого, кстати, по своей структуре аналогичны
органическим соединениям, благодаря чему в настоящее время рассматривается
возможность возникновения жизни на аммиачной основе. Образование жидкого
аммиака требует сравнительно низкой температуры поверхности планеты. Вообще
значение температуры первоначальной планеты для возникновения на ней жизни
весьма велико. Если температура достаточно велика, например 1000С, а
давление атмосферы не велико, на ее поверхности не может образоваться водяная
оболочка, не говоря уже об аммиачной. В таких условиях говорить о возможности
возникновения жизни на планете не приходится. Исходя из сказанного, мы можем
ожидать, что условия для возникновения в отдаленном прошлом жизни на Марсе и
Венере могли быть, вообще говоря, благоприятными. Жидкой оболочкой могла быть
только вода, а не аммиак, что следует из анализа физических условий на этих
планетах в эпоху их формирования. В настоящее время эти планеты достаточно
хорошо изучены, и ничто не указывает на присутствие даже простейших форм жизни
ни на одной из планетах Солнечной системы, не говоря уже о разумной жизни.
Однако получить явные указания на наличие жизни на той или иной планете путем
астрономических наблюдений очень трудно, особенно если речь идет о планете в
другой звездной системе. Даже в самые мощные телескопы при наиболее
благоприятных условиях наблюдения размеры деталей, еще различимых на
поверхности Марса, равны 100 км.
До этого мы только определили самые общие условия, при которых во Вселенной
может (не обязательно должна) возникнуть жизнь. Такая сложная форма материи,
как жизнь, зависит от большого числа совершенно не связанных между собой
явлений. Но все эти рассуждения касаются только простейших форм жизни. Когда
мы переходим к возможности тех или иных проявлений разумной жизни во
Вселенной, мы сталкиваемся с очень большими трудностями.
Жизнь на какой-нибудь планете должна проделать огромную эволюцию, прежде чем
стать разумной. Движущая сила этой эволюции - способность организмов к
мутациям и естественный отбор. В процессе такой эволюции организмы все более
и более усложняются, а их части - специализируются. Усложнение идет как в
качественном, так и в количественном направлении. Например у червя имеется
всего около 1000 нервных клеток, а у человека около десяти миллиардов.
Развитие нервной системы существенно увеличивает способности организмов к
адаптации, их пластичность. Эти свойства высокоразвитых организмов являются
необходимыми, но, конечно, недостаточными для возникновения разума. Последний
можно определить как адаптацию организмов для их сложного социального
поведения. Возникновение разума должно быть теснейшим образом связано с
коренным улучшением и усовершенствованием способов обмена информацией между
отдельными особями. Поэтому для истории возникновения разумной жизни на Земле
возникновение языка имело решающее значение. Можем ли мы, однако, такой
процесс считать универсальным для эволюции жизни во всех уголках Вселенной?
Скорее всего - нет! Ведь в принципе при совершенно других условиях средством
обмена информацией между особями могли бы стать не продольные колебания
атмосферы (или гидросферы), в которой живут эти особи, а нечто совершенно
другое. Почему бы не представить себе способ обмена информацией, основанный
не на акустических эффектах, а, скажем на оптических или магнитных? И вообще
- так ли уж обязательно, чтобы жизнь на какой-нибудь планете в процессе ее
эволюции стала разумной?
Между тем эта тема с незапамятных времен волновала человечество. Говоря о жизни
во Вселенной, всегда, прежде всего, имели в виду разумную жизнь. Одиноки ли мы
в безграничных просторах космоса? Философы и ученые с античных времен всегда
были убеждены, что имеется множество миров, где существует разумная жизнь.
Никаких научно обоснованных аргументов в пользу этого утверждения не
приводилось. Рассуждения, по существу, велись по следующей схеме: если на Земле
- одной из планетах Солнечной системы есть жизнь, то почему ей не быть на
других планетах? Этот метод рассуждения, если его логически развивать, не так
уж плох. И вообще страшно себе представить, что из 1020 - 1022
планетных систем во Вселенной, в области радиусом в десяток миллиардов световых
лет разум существует только на нашей крохотной планетке... Но может быть,
разумная жизнь - чрезвычайно редкое явление. Может быть, например, что наша
планета как обитель разумной жизни единственная в Галактике, причем далеко не
во всех галактиках имеется разумная жизнь. Можно ли, вообще, считать работы о
разумной жизни во Вселенной научными? Вероятно, все-таки, при современном
уровне развития техники можно, и необходимо заниматься этой проблемой уже
сейчас, тем более она может вдруг оказаться чрезвычайно важной для развития
цивилизации...
Обнаружение любой жизни, особенно разумной, могло бы представлять, и иметь
огромное значение. Поэтому уже давно предпринимаются попытки обнаружить и
установить контакт с другими цивилизациями. В 1974 году в США была запущена
автоматическая межпланетная станция «Пионер-10». Несколько лет спустя она
покинула пределы Солнечной системы, выполнив различные научные задания. Если
ничтожно малая вероятность того, что когда-нибудь, через многие миллионы лет,
неведомые нам высоко цивилизованные инопланетные существа обнаружат «Пионер-
10» и встретят его как посланца чужого, неведомого им мира. На этот случай
внутри станции заложена стальная пластинка с выгравированными на ней рисунком
и символами, которые дают минимальную информацию о нашей земной цивилизации.
Это изображение составлено таким образом, чтобы разумные существа, нашедшие
его, смогли определить положение Солнечной системы в нашей Галактике,
догадались бы о нашем виде и, возможно, намерениях. Но конечно внеземная
цивилизация имеет гораздо больше шансов обнаружить нас на Земле, чем найти
«Пионер-10».
4. Проблема внеземных цивилизаций.
К нашему времени научные и философские основы, заложенные еще Д. Бруно,
продолженные М. Ломоносовым и К. Циолковским, Э. Ренаном и др., сложились в
три логических постулата:
- есть логическая основа, что появление жизни на Земле –
это результат естественной эволюции, общей для всего космоса;
- то, что сложилось в органическом мире нашей планеты,
вполне может быть и на других небесных телах – спутниках других звезд;
- человеческий разум не максимум того, что может сложиться
и эволюционировать на небесных телах в космосе.
Современные ученые своими работами подтверждают эти постулаты; например,
мюнхенский астроном Р. Генцель убежден, что Земля по своим данным не
единственная, и к 2000 году он собирается составить карту с указанием планетных
систем, аналогичных нашей. По его расчетам выходит, что таких планет около
четырех миллиардов. Кроме того, средствами астрофизической спектроскопии в
межзвездном пространстве нашей галактики удалось зафиксировать первоначальные
формы жизни – 90 органических молекул и следы 55 аминокислот. Словом, в космосе
есть какие-то основы органической жизни.[4]
Èòàê,
ñîâpåìåííàÿ
íàóêà
ïîçâîëÿåò
ñäåëàòü
âûâîä î
âîçìîæíîñòè
çàpîæäåíèÿ
æèçíè è å¸
pàçâèòèÿ äî
pàçóìíûõ
ñóùåñòâ âî
ìíîãèõ
ìåñòàõ
Âñåëåííîé
íà
ïîäõîäÿùèõ
ïëàíåòàõ
ïîäõîäÿùèõ
çâ¸çä â
íàøåé
Ãàëàêòèêå è
â äpóãèõ
ãàëàêòèêàõ.
Ãèïîòèçà î
âîçíèêíîâåíèè
æèçíè è å¸
ýâîëþöèîííîì
pàçâèòèè íà
âíåñîëíå÷íûõ
ïëàíåòàõ
òàê è áóäåò
ãèïîòåçîé,
åñëè íå
ñäåëàòü
ñëåäóþùåãî
øàãà,
çàêëþ÷àþùåãîñÿ
â
ýêñïåpèìåíòàëüíîì
èññëåäîâàíèè.
Ðàäèêàëüíûì
ñïîñîáîì
påøåíèÿ
âîïpîñà áûëî
áû
íåïîñpåäñòâåííîå
èññëåäîâàíèå
îêpåñòíîñòåé
çâ¸çä ñ
ïîìîùüþ
àâòîìàòè÷åñêèõ
è îáèòàåìûõ
êîpàáëåé,
pàçâèâàþùèõ
ñêîpîñòü,
ñpàâíèìóþ ñî
ñêîpîñòüþ
ñâåòà.
Îäíàêî ýòî
âpÿä ëè áóäåò
îñóùåñòâëåíî
pàíüøå, ÷åì
÷åpåç äâà-òpè
ñòîëåòèÿ, è
òî òîëüêî äëÿ
áëèæàéøèõ ê
Ñîëíöó
çâ¸çä. Ïpÿìîå
èññëåäîâàíèå
ñåé÷àñ
âîçìîæíî
òîëüêî äëÿ
òåë
Ñîëíå÷íîé
ñèñòåìû.
Òàêèì îápàçîì, äëÿ ïîèñêà æèçíè îêîëî äpóãèõ çâ¸çä ìîæíî pàññ÷èòûâàòü ëèøü íà äèñòàíöèîííûå èññëåäîâàíèÿ, ÷òî èñêëþ÷àåò, ïî êpàéíåé ìåpå â îáîçpèìîì áóäóùåì, âñÿêóþ âîçìîæíîñòü îáíàpóæåíèÿ ïpîñòåéøèõ ôîpì, â òîì ÷èñëå è pàçóìíûõ ôîpì æèçíè, íå âñòóïèâøèõ íà ïóòü òåõíè÷åñêîãî pàçâèòèÿ.
Îñòàâàÿñü â pàìêàõ çåìíîé íàóêè, ò.å. påàëüíîãî íàó÷íîãî ïîäõîäà, ìîæíî ãîâîpèòü î ïîèñêå è îáíàpóæåíèè æèçíè ëèøü â ôîpìå pàçâèòûõ öèâèëèçàöèé pàçóìíûõ ñóùåñòâ, âñòóïèâøèõ íà ïóòü òåõíîëîãè÷åñêîãî pàçâèòèÿ.
Âìåñòå ñ âíåçåìíàìè öèâèëèçàöèÿìè (ÂÖ) íåñîìíåííî äîëæíû ñóùåñòâîâàòü è íèçøèå ôîpìû, î êîòîpûõ ìû ñìîæåì óçíàòü îò ÂÖ â ñëó÷àå å¸ îáíàpóæåíèÿ è óñòàíîâëåíèÿ õîòÿ áû îäíîñòîpîííåé ñâÿçè. Óñòàíîâëåíèå äâóñòîpîííåé ñâÿçè áóäåò èìåòü êàêóþ-ëèáî çíà÷èìîñòü òîëüêî äëÿ íåáîëüøèõ pàññòîÿíèé, èñ÷èñëÿåìûõ, âåpîÿòíî ëèøü äåñÿòêàè ñâåòîâûõ ëåò. Êàêèì æå ñïîñáîì îñóùåñòâëÿòü äèñòàíöèîííûé ïîèñê ÂÖ.
Áîëåå
äâàäöàòè
ëåò íàçàä â
æópíàëå "Nature" Äæ.
Êîêêîíè è Ô.
Ìîppèñîí
îápàòèëè
âíèìàíèå íà
òîò ôàêò, ÷òî
ïpè
ñîâpåìåííîì
ñîñòîÿíèè
pàäèîòåõíèêè
âîçìîæíî
óñòàíîâëåíèå
äâóñòîpîííåé
pàäèîñâÿçè
ìåæäó
öèâèëèçàöèåé
â íàøåé
Ãàëàêòèêå.
Íî äëÿ ýòîãî
îáîèì
êîppåñïîíäåíòàì
íóæíî çíàòü
äëèíó âîëíû,
íàïpàâëåíèå
ïîñûëêè è
ïpè¸ìà
pàäèîñèãíàëîâ
è âpåìÿ ñâÿçè.
Çàñëóãîé
àâòîpîâ
pàáîòû
ÿâèëîñü
ïpåäïîëîæåíèå,
÷òî äëÿ
ñâÿçè íóæíî
âûápàòü
âîëíó 21 ñì,
ïîòîìó ÷òî
îíà äîëæíà
áûòü
èçâåñòíîé
âñåì
öèâèëèçàöèÿì
êàê
èçëó÷åíèå
íåéòpàëüíîãî
ìåæçâ¸çäíîãî
âîäîpîäà. Íà
ýòîé âîëíå
÷åëîâå÷åñòâîì
íåïpåpûâíî
âåäóòñÿ
pàäèîàñòpîíîìè÷åñêèå
èññëåäîâàíèÿ
pàñïpåäåëåíèÿ
âîäîpîäà â
Ãàëàêòèêå è
äpóãèõ
ãàëàêòèêàõ,
÷òî
ïîâûøàåò
âåpîÿòíîñòü
ñëó÷àéíîãî
îáíàpóæåíèÿ
èçëó÷åíèÿ,
ïîñûëàåìîãî
êàêîé-ëèáî
ÂÖ íà äëèíå
âîëíû 21 ñì ñ
öåëüþ
îápàòèòü íà
ñåáÿ
âíèìàíèå è
ïîëó÷èòü
îòâåòíûå
ñèãíàëû.
Ïîñëå ýòîé pàáîòû íåìåäëåííî íà÷àëñÿ ïîèñê òàêèõ ñèãíàëîâ ñ ïîìîùüþ ñóùåñòâîâàâøèõ óæå ê òîìó âpåìåíè áîëüøèõ pàäèîòåëåñêîïîâ. Ïîèñê îñíîâûâàëñÿ íà ïpåäïîëîæåíèè, ÷òî ìîæåò ñóùåñòâîàòü öèâèëèçàöèÿ ñ äîñòàòî÷íî áîëüøèì âîçpàñòîì â òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçå, êîòîpàÿ pàíüøå íàñ íà÷àëà ïîäàâàòü ñèãíàëû â êîñìîñ.
По проекту SETY уже прослушивались районы ближайших к нам звезд e Erid и t
Ceti. Результат был отрицательным, и прослушивание этого участка неба было
прекращено. После 10-летнего перерыва в 1994 году проект SETY возрожден.
Инициатор – США.
За ближайшие десять лет предполагается проанализировать в общей сложности
более 400 миллиардов звезд Млечного Пути в надежде услышать голоса других
цивилизаций мира, которые могут отстоять от нас на 80 и даже 100 световых
лет.
Âîîáùå ãîâîpÿ, ïîèñê pàçóìíîé æèçíè âî Âñåëííîé áàçèpîâàëñÿ íà ïpåäïîëîæåíèè î ñóùåñòâîâàíèè âçàèìíîãî æåëàíèÿ, ïî êpàéíåé ìåpå ó íåêîòîpûõ öèâèëèçàöèé, íàéòè äpóã äpóãà.
Åñòåñòâåííî âîçíèêàåò âîïpîñ: íå ìîãóò ëè áûòü äpóãèå, áîëåå ïpî÷íûå, íåèçáåæíûå ôèçè÷åñêèå ïóòè ïîëó÷åíèÿ èíôîpìàöèè î ñóùåñòâîâàíèè öèâèëèçàöèé, íå çàâèñÿùèå îò èõ æåëàíèÿ èñêàòü ñåáå ïîäîáíûõ?  èòîãå äâàäöàòèëåòíèõ òåîpåòè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé ïpîáëåìû ïîèñêà ÂÖ ïpåäëîæåí è ÷àñòè÷íî èçó÷åí pÿä âîçìîæíûõ ïóòåé ïîëó÷åíèÿ èíôîìàöèè, ñâèäåòåëüñòâóþùåé î ñóùåñòâîâàíèè ÂÖ. Ðàññìàòpèâàëñÿ ñëåäóþùèé pÿä íåèçáåæíûõ ïpîÿâëåíèé ñóùåñòâîâàíèÿ ÂÖ â êîñìè÷åñêîì ìàñøòàáå.
1. Ýëåêòpîìàãíèòíîå èçëó÷åíèå â påçóëüòàòå òåõíîëîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè öèâèëèçàöèè.
2. Ìåæçâ¸çäíûå ïåpåë¸òû, îpãàíèçóåìûå ìîùíûìè ÂÖ ñ îêîëîñâåòîâûìè ñêîpîñòÿìè.
3. Ñëåäû ïîñåùåíèÿ Ñîëíå÷íîé ñèñòåìû è Çåìëè pàçâèòûìè ÂÖ. Êîëîíèçàöèÿ Ãàëàêòèêè.
4. Àñòpîèíæåíåpíàÿ äåÿòåëüíîñòü pàçâèòûõ öèâèëèçàöèé.
Ðàññìîòpèì ýòè âîçìîæíîñòè. Íàèáîëåå äåòàëüíî èññëåäîâàí
ñïîñîá
îáíàpóæåíèÿ
ïî
íåïpåäíàìåpåííîìó
pàäèîèçëó÷åíèþ,
óêàçàííûé
âïåpâûå È.Ñ.
Øêëîâñêèì.
Òàêîå
èçëó÷åíèå
ìîæåò
ñîçäàâàòü
òåëåâèäåíèå,
ëîêàöèÿ è
âíóòpåííÿÿ
ñâÿçü â
ïpåäåëàõ
çîíû
pàññåëåíèÿ
îêîëî ñâîåé
çâåçäû.
Îêàçàëîñü,
íàïpèìåp, ÷òî
èçëó÷åíèå
íåñóùåé
÷àñòîòû
çåìíîãî
òåëåâèäåíèÿ
ìîæåò áûòü
îáíàpóæåíî
ñpåäñòâàìè
ïpè¸ìà,
êîòîpûìè
âëàäååò
çåìíàÿ
öèâèëèçàöèÿ,
ñ pàññòîÿíèÿ
äî 10 ñâåòîâûõ
ëåò, à
èçëó÷åíèå
ìîùíûõ
ëîêàòîpîâ ñ
pàññòîÿíèÿ
äî 30 ñâåòîâûõ
ëåò. Äëÿ
ñóùåñòâåííîãî
óâåëè÷åíèÿ
äàëüíîñòè
òpåáóþòñÿ
ïpè¸ìíûå
àíòåíû â
äåñÿòêè è
ñîòíè
êèëîìåòpîâ,
÷òî â
ïpèíöèïå
âïîëíå
påàëèçóåìî.
Îáíàpóæåíèå
íåñóùåé
÷àñòîòû
çåìíîãî
òåëåâèäåíèÿ
ïîçâîëèò ïî
õàpàêòåpó
èçìåíåíèÿ
÷àñòîòû çà
ñ÷¸ò
ýôôåêòà
Äîïëåpà
îïpåäåëèòü
âñå ïàpàìåòpû
çåìíîãî
øàpà,
íàïpàâëåíèå
îñè è
ñêîpîñòü
ñîáñòâåííîãî
âpàùåíèÿ,
äèàìåòp
ïëàíåòû,
ïåpèîä
îápàùåíèÿ
âîêpóã
Ñîëíöà,
íàëè÷èå ó
Çåìëè
åñòåñòâåííîãî
ñïóòíèêà -
Ëóíû, è äàæå
õàpàêòåp
pàñïpåäåëåíèÿ
íàñåëåíèÿ
ïî
ïîâåpõíîñòè
Çåìëè.
Ìåæçâ¸çäíûå
ïåpåë¸òû
ñïîñîáàìè
èçâåñòíûìè
â íàñòîÿùåå
âpåìÿ, òpåáóþò
îãpîìíîé
ýíåpãèè. Äàæå
pàçãîí äî
äåöèñâåòîâîé
ñêîpîñòè
íåáîëüøîé
àâòîìàòè÷åñêîé
pàêåòû,
íàïpèìåp ïî
ïpîåêòó
"Äåäàë", äëÿ
ïîë¸òà ê
çâåçäå
Áàpíàpäà
òpåáóåò 10^18 -10^19 Âò
â òå÷åíèå
îäíîãî-äâóõ
ëåò pàçãîíà è
òàêîãî æå
òîpìîæåíèÿ.
Ïîñêîëüêó ïpè
pàáîòå
òàêîãî
äâèãàòåëÿ
ïpîèñõîäèò
âûápîñ
ïëàçìû â
ïpîñòpàíñòâî
ñî ñêîpîñòüþ,
pàâíîé 0.2ñ (ñ -
ñêîpîñòü
ñâåòà), è ñ
ìàãíèòíûì
ïîëåì 10^(-4) - 10^(-5) Ãñ,
òî
íåèçáåæíî
âîçíèêàåò
ñèíõpîòpîííîå
pàäèîèçëó÷åíèå,
êîòîpîå
ìîæåò áûòü
çàìå÷åíî
ñîâpåìåííûìè
ñpåäñòâàìè,
ïî-âèäèìîìó,
íà
pàññòîÿíèÿõ
îêîëî 100
ñâåòîâûõ
ëåò. Îäíàêî
êîëè÷åñòâåííûé
pàñ÷åò
èçëó÷åíèÿ è
âîçìîæíîñòåé
åãî ïpè¸ìà
ïîêà æäóò
ñâîåãî
äåòàëüíîãî
èññëåäîâàíèÿ.
Åñëè
ãîâîpèòü î
êîpàáëÿõ,
äâèæóùèõñÿ
ñ
îêîëîñâåòîâîé
ñêîpîñòüþ, òî
òpåáóåìàÿ
ìîùíîñòü
ôàíòàñòè÷íà,
è,
ïî-âèäèìîìó,
äàæå
"ñêpîìíàÿ"
ìîùíîñòü
äâèãàòåëÿ,
pàâíàÿ
ìîùíîñòè
ñâåòîâîãî
èçëó÷åíèÿ
Ñîëíöà - 10^26 Âò,
ìîæåò áûòü
çàìå÷åíà â
ïpåäåëàõ
âñåé
Ãàëàêòèêè
èìåþùèìèñÿ
íà Çåìëå
pàäèîòåëåñêîïàìè.
Ýòî áûëè áû
íåîáû÷íûå
îáúåêòû,
"èñêóññòâåííîñòü"
êîòîpûõ
ìîãëà áû
áûòü
pàñøèôpîâàíà.
Íàèáîëåå
îñòpûì
ÿâëÿåòñÿ
âîïpîñ î
ñâåäåòåëüñòâàõ
ïàëåîêîíòàêòîâ,
ò.å.
ïîñåùåíèå â
ïpîøëîì
Ñîëíå÷íîé
ñèñòåìû è
Çåìëè
êîpàáëÿìè
pàçâèòûõ
öèâèëèçàöèé.
Åñòåñòâåííî
äóìàòü, ÷òî
öèâèëèçàöèè,
êîòîpûå
æèâóò è
pàçâèâàþòñÿ
â
òåõíîëîãè÷åñêîé
ôàçå
äåñÿòêè è
ñîòíè
òûñÿ÷åëåòèé,
ìîãóò
îñâîèòü
êîñìè÷åñêèå
ìåæçâ¸çäíûå
ïåpåë¸òû, è
ïîñòåïåííî
ïåpåëåòàÿ îò
îäíîé
çâåçäû ê
äpóãîé, ãäå
åñòü
ïëàíåòû ñ
ïîäõîäÿùèìè
óñëîâèÿìè,
êîëîíèçèpîâàòü
âñþ
Ãàëàêòèêó.
Âûïîëíåíî
ìíîãî
pàñ÷åòîâ
ñêîpîñòè
îñâîåíèÿ. Ïpè
ýòîì
èñïîëüçîâàëñÿ
îäèí è òîò æå
ñöåíàpèé -
ïîñûëêà
êîpàáëÿ ñî
ñêîpîñòüþ 0.1ñ ê
áëèæàéøåé
çâåçäå íà
pàñòîÿíèè 10
ñâåòîâûõ
ëåò ñî ñòà
ïàññàæèpàìè.
Äàëåå ïîpÿäêà
òûñÿ÷è ëåò
çàéì¸ò
pàçìíîæåíèå
íàñåëåíèÿ
äî ópîâíÿ
íåñêîëüêèõ
ìèëëèàpäîâ
÷åëîâåê,
ïîñëå ÷åãî
ñëåäóåò
íîâûé ïîë¸ò
ñòà
ïàññàæèpîâ è
ò.ä.
Îêàçàëîñü,
÷òî äëÿ
îñâîåíèÿ
èëè
êîëîíèçàöèè
âñåé
Ãàëàêòèêè
ïîòpåáóåòñÿ
âñåãî îêîëî
äåñÿòêà
ìèëëèîíîâ
ëåò.
Ñëåäîâàòåëüíî,
âîïpîñ î
âîçìîæíîñòè
êîëîíèçàöèè
Ãàëàêòèêè
ñâîäèòñÿ ê
âîïpîñó îò
òîì, ìîæíî ëè
îæèäàòü
ñóùåñòâîâàíèå
â íàñòîÿùèé
ìîìåíò
öèâèëèçàöèé,
èìåþùèõ
ìíîãèå
ìèëëèîíû
ëåò
òåõíîëîãè÷åñêîé
ýpû æèçíè?
Ïî äàííûì êîñìîëîãèè, âîçpàñò Âñåëåííîé ñîñòàâëÿåò îêîëî 15 ìëpä ëåò, à âîçpàñò ãàëàêòèê ïpèáëèçèòåëüíî 12 ìëpä ëåò. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî ïî ïpèìåpó Çåìëè òpåáóåòñÿ îêîëî 4 ìëpä ëåò ýâîëþöèè êëåòêè äî êîñìè÷åñêîé öèâèëèçàöèè, ïîëó÷àåì, ÷òî öèâèëèçàöèè â òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçå ìîãëè âîçíèêàòü îêîëî 8 ìëpä ëåò íàçàä.[5]
Òàêèì
îápàçîì,
äîëæíî áûòü
ìíîãî ñòàpûõ
êîñìè÷åñêèõ
öèâèëèçàöèé,
íà÷àâøèõ
îñâàèâàòü
Ãàëàêòèêó
íåñêîëüêî
ìèëëèàpäîâ
ëåò íàçàä è,
ñîãëàñíî
pàñ÷åòàì,
äàâíî
îñâîèâøèõ
å¸. Ïî ýòèì
pàñ÷¸òàì
Ñîëíå÷íàÿ
ñèñòåìà è
Çåìëÿ ìîãëè
íåîäíàêpàòíî
ïîñåùàòüñÿ,
î ÷¸ì
âîçìîæíî
èìåþòñÿ
ìàòåpèàëüíûå
ñâèäåòåëüñòâà.
 ñèëó
ñêàçàííîãî
ïpîáëåìà
ïàëåîêîíòàêòîâ
äîëæíà
ñåpü¸çíî
èçó÷àòüñÿ.
Èìåþùèåñÿ
ïîïûòêè
òpàêòîâêè
íåêîòîpûõ
ìàòåpèàëüíûõ
äàííûõ êàê
ñâèäåòåëüñòâ
ïàëåîêîíòàêòîâ,
ê ñîæàëåíèþ,
íåäîñòàòî÷íî
àpãóìåíòèpîâàíû,
à ïîpîþ ïpîñòî
ïîâåpõíîñòíû.
 íàñòîÿùåå
âpåìÿ,
ïî-âèäèìîìó,
íàäî
ñ÷èòàòü, ÷òî
ïàëåîêîíòàêò
íå äîêàçàí,
íåîñïîpèìûõ
ñâèäåòåëüñòâ
îñåùåíèÿ
Ñîëíå÷íîé
ñåñòåìû è
Çåìëè íåò.
Â
ïpèâåäåííîì
àíàëèçå âñå
îïèpàåòñÿ íà
ïîèñê
÷åëîâåêîïîäîáíîé
öèâèëèçàöèè,
íàõîäÿùåéñÿ,
ïî êpàéíåé
ìåpå, ïpèìåpíî
íà òîì æå
íàó÷íî-òåõíè÷åñêîì
ópîâíå,
òîëüêî ìîæåò
áûòü ñ òîé
pàçíèöåé, ÷òî
îíà îâëàäåëà
ñïîñîáàìè
íåîãpàíè÷åííîãî
ïpîèçâîäñòâà
ýíåpãèè. Ïpè
ýòîì ìû
ñ÷èòàåì,
÷òî
öèâèëèçàöèÿ
ïîëüçóåòñÿ
òåìè æå
çàêîíàìè
ïpèpîäû,
êîòîpûå
èçâåñòíû íà
Çåìëå è
êîòîpûìè ìû
ïîëüçóåìñÿ â
ñâîåé
òåõíîëîãè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè.
Ìû íå
îñíîâûâàåìñÿ
íà
âîçìîæíîñòè
çíàíèÿ
öèâèëèçàöèåé
íîâûõ,
íåèçâåñòíûõ
íàì çàêîíîâ,
òàê êàê â
ýòîì ñëó÷àå
ýòî áûëî áû
íå íàó÷íîå
èññëåäîâàíèå,
à íàó÷íàÿ
ôàíòàñòèêà.
Èçëîæåííûå âûøå íàïpàâëåíèÿ ïîèñêà ñâèäåòåëüñòâ ñóùåñòâîàíèÿ öèâèëèçàöèè âî Âñåëåííîé îñíîâûâàåòñÿ íà pÿäå òåîpåòè÷åñêèõ ïîëîæåíèé î âîçíèêíîâåíèè è çàêîíîìåpíîñòÿõ pàçâèòèÿ öèâèëèçàöèé. Ýòè ïîëîæåíèÿ ìîæíî ñôîpìóëèpîâàòü òàê:
1) æèçíü âî Âñåëåííîé âîçíèêàåò íåïpåpûâíî, íà÷èíàÿ ñ îápàçîâàíèÿ çâ¸çä âòîpîãî ïîêîëåíèÿ, ò.å. ïpìåpíî â òå÷åíèå ïîñëåäíèõ 12 ìëpä ëåò;
2) âíåçåìíûå êîñìè÷åñêèå öèâèëèçàöèè âîçíèêàþò ýâîëþöèîííûì ïóò¸ì íåïpåpûâíî ïîñëåäíèå 8 ìëpä ëåò;
3) ñóùåñòâóåò çàêîí íåîãpàíè÷åííîé ýêñïàíñèè pàçóìíîé æèçíè, ò.å. ñòpåìëåíèå èññëåäîâàòü è çàíÿòü ìàêñèìàëüíîå ïpîñòpàíñòâî;
4) öèâèëèçàöèè äîñòèãàþò ópîâíÿ, ïpè êîòîpîì âîçìîæíà ïpàêòè÷åñêè íåîãpàíè÷åííàÿ íåïpåpûâíîãî ïpîèçâîäñòâà ýíåpãèè.
Ïåpâîå
ïîëîæåíèå
îñíîâûâàåòñÿ
íà
ìîë÷àëèâî
îáùåïpèíÿòîì
ìíåíèè, ÷òî
æèçíü êàê
ôóíêöèÿ
ìàòåpèè
âîçíèêàåò
íåïpåpûâíî ïî
ìåpå
äîñòèæåíèÿ
îïpåäåë¸ííîé
îpãàíèçàöèè
ìàòåpèè âî
Âñåëåííîé â
å¸
ýâîëþöèîííîì
pàçâèòèè.
Íà÷àëî
ýòîãî
ïpîöåññà
ïîñëå
Áîëüøîãî
âçpûâà
îïpåäåëÿåòñÿ
ñpîêàìè
ñèíòåçà
âñåãî íàáîpà
òÿæ¸ëûõ
ýëåìåíòîâ è
îápàçîâàíèÿ
çâ¸çä ñ
ïëàíåòàìè.
Êàê óæå
ãîâîpèëîñü,
êîñìîëîãèÿ
äà¸ò äëÿ
âîçpàñòà
Âñåëåííîé
ïpèáëèçèòåëüíî
15 ìëpä ëåò. Òp¸õ
ìèëëèàpäîâ
ëåò ïî
òåîpåòè÷åñêèì
ìîäåëÿì
âïîëíå
õâàòàåò äëÿ
îápàçîâàíèÿ
âîäîpîäíî-ãåëèåâûõ
çâ¸çä
ïåpâîãî
ïîêîëåíèÿ,
ñèíòåçà
âíóòpè íèõ
òÿæ¸ëûõ
ýëåìåíòîâ,
pàññåÿíèÿ è
êîíäåíñàöèè
â çâ¸çäû
âòîpîãî
ïîêîëåíèÿ ñ
ïëàíåòàìè.
Îòñþäà
ïîëó÷àåòñÿ,
÷òî
íà÷àâøèéñÿ
ïîñëå ýòîãî
ïåpèîä, êîãäà
ñòàëî
âîçìîæíûì
âîçíèêíîâåíèå
æèçíè
äëèòñÿ óæå
áîëåå 12 ìëpä
ëåò.
Ïîñëå ýòîãî
íà÷èíàåòñÿ
ýâîëþöèîííîå
pàçâèòèå ôîpì
æèçíè îêîëî
êàæäîé èç
çâ¸çä, ãäå
îíà
âîçíèêëà, îò
êëåòêè äî
òåõíîëîãè÷åñêîé
öèâèëèçàöèè,
íà ÷òî íà
Çåìëå óøëî
îêîëî 4 ìëpä
ëåò. Ïpèíèìàÿ
ýòîò ñpîê çà
íåêîòîpóþ
ñpåäíþþ
îöåíêó,
íåîáõîäèìóþ
äëÿ
âîçíèêíîâåíèÿ
pàçóìà è
öèâèëèçàöèè,
ïîëó÷àåì
âòîpîå
ïîëîæåíèå,
êîòîpîå, êàê
âèäíî,
ÿâëÿåòñÿ
ïåpåíîñîì
çåìíîãî
îïûòà íà âñþ
Âñåëåííóþ.
Ýòî ìîæåò
áûòü
îñíîâàíî
òîëüêî íà
óáåæäåíèè,
÷òî çàêîíû
ýâîëþöèè
æèâîãî,
óñòàíîâëåííûå
ýâîëþöèîííîé
áèîëîãèåé,
ÿâëÿþòñÿ
óíèâèpñàëüíûìè
è äåéñòâóþò
âî âñåé
Âñåëåííîé.
Òpåòüå è ÷åòâ¸pòîå ïîëîæåíèÿ, ïî ñóùåñòâó, òîæå îñíîâàíû íà çåìíîì îïûòå.
Çàêîí íåîãpàíè÷åííîé ýêñïàíñèè æèçíè äëÿ ïpîñòåéøèõ å¸ ôîpì ÿâëÿåòñÿ âíóòpåííèì (íåîñîçíàííûì) èìïåpàòèâîì. Äëÿ pàçóìíûõ ñîöèàëüíûõ ôîpì æèçíè â åñòåñòâåííûé ïpîöåññ ýêñïàíñèè âìåøèâàþòñÿ íà÷àëà pàçóìíîãî påãóëèpîâàíèÿ, ò.å. öåëè è äpóãèå ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêèå êàòåãîpèè. Âìåñòå ñ ýòèì âîçíèêàþò è íîâûå ìîùíûå èìïóëüñû ýêñïàíñèè pàçóìà, òàêèå, êàê ïîçíàíèå Âñåëåííîé.
×åòâ¸pòîå ïîëîæåíèå - påçóëüòàò äîñòèæåíèé íàóêè è òåõíîëîãèè ïîñëåäíèõ äåñÿòåëåòèé. Îâëàäåíèå òåpìîÿäåpíîé ýíåpãèåé ïîçâîëÿåò èìåòü ïpàêòè÷åñêè íåîãpàíè÷åííûå âîçìîæíîñòè ïpîèçâîäñòâà ëþáûõ âèäîâ ýíåpãèè. Íàøà öèâèëèçàöèÿ íàõîäèòñÿ íà ïîpîãå ýòîãî êà÷åñòâåííî íîâîãî póáåæà ñâîåãî pàçâèòèÿ.
Íåïpåpûâíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ æèçíè è öèâèëèçàöèè âî Âñåëåííîé, à òàêæå âîçìîæíîñòü ïpîèçâîäñòâà íåîãpàíè÷åííûõ êîëè÷åñòâ ýíåpãèè áûëè ãëàâíûìè òåîpåòè÷åñêèìè ïîëîæåíèÿìè, íà êîòîpûõ ñòpîèëèñü âûâîäû î ñóùåñòâîâàíèè ÿpêèõ ñâèäåòåëüñòâ äåÿòåëüíîñòè êîñìè÷åñêèõ öèâèëèçàöèéâî Âñåëåííîé.
Äåéñòâèòåëüíî, íåîãpàíè÷åííûå âîçìîæíîñòè ýíåpãî ïpîèçâîäñòâà è áîëüøîå âpåìÿ æèçíè â òåõíîëîãè÷åñêîé ôàçå ñòàpûõ öèâèëèçàöèé äîïóñêàþò âñ¸, ÷òî òîëüêî íå ïpîòèâîpå÷èò çàêîíàì ïpèpîäû. Âîçìîæíî ñîçäàíèå ãèãàíòñêèõ àñòpîèíæåíåpíûõ ñîîpóæåíèé, ïîñûëêà ìîùíåéøèõ ýëåêòpîìàãíèòíûõ ñèãíàëîâ íà âñþ Âñåëåííóþ, äàæå ïåpåäâèæåíèå çâ¸çä, èõ ñòîëêíîâåíèÿ, âçpûâû è ò.ï. Îäíèì ñëîâîì, âîçìîæíà ïåpåñòpîéêà âñåé Ãàëàêòèêè.
Ðÿä
èññëåäîâàòåëåé
ñ÷èòàþò,
÷òî pàç ýòî
íå çàïpåùåíî
çàêîíàìè
ôèçèêè, òî
ìíîãèå èç
ýòèõ
âîçìîæíîñòåé
îáÿçàòåëüíî
äîëæíû áûòü
îñóùåñòâëåíû.
Ýòî
ïîëîæåíèå
ïpèâåëî
âûâîäû
òåîpèè ê
påçêîìó
pàñõîæäåíèþ
ñ
íàáëþäàòåëüíûìè
äàííûìè.
Âûâîäû
òåîpèè
ïpèâîäÿò ê
íåèçáåæíîé
êîëîíèçàöèè
Ãàëàêòèêè,
ñóùåñòâîâàíèþ
"êîñìè÷åñêèõ
÷óäåñ",
ñâÿçàííûõ ñ
êîñìè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòüþ
ñâåpöèâèëèçàöèé,
ñóùåñòâîâàíèþ
ìîùíûõ
ýëåêòpîìàãíèòíûõ
ñèãíàëîâ,
ëåãêî
ïpèíèìàåìûõ
íà
ïpîñòåéøèå
ñpåäñòâà,
êîòîpûìè
íàïpèìåp,
âëàäåþò äàæå
ìëàäåí÷åñêèå
öèâèëèçàöèè,
òîëüêî ÷òî
äîñòèãøèå
òåõíîëîãè÷åñêîé
ôàçû
pàçâèòèÿ,
âpîäå íàøåé
çåìíîé
öèâèëèçàöèè
è ò.ï. Íè÷åãî
ïîõîæåãî íå
íàáëþäàåòñÿ,
äàæå
ñïåöèàëüíûå
ïîèñêè
ñèãíàëîâ íå
äàëè
ïîëîæèòåëüíûõ
påçóëüòàòîâ.
Êîñìîñ
ìîë÷èò - òàê
påçþìèpóåòñÿ
â íàñòîÿùåå
âpåìÿ
îòñóòñòâèå
êàêèõ-ëèáî
ñâèäåòåëüñòâ
ñóùåñòâîâàíèÿ
ÂÖ âûøå
ïîpîãà
íàáëþäàòåëüíûõ
âîçìîæíîñòåé,
äîñòèãíóòûõ
íàøåé
öèâèëèçàöèåé.
Îòñþäà,
âîîáùå
ãîâîpÿ, ìîæíî
ñäåëàòü îäèí
èç òp¸õ
âûâîäîâ: ëèáî
íåâåpíà
òåîpèÿ, ëèáî
íåäîñòàòî÷íû
íàáëþäàòåëüíûå
äàííûå, èëè
æå òåîpèÿ
âåpíà, íî
âíåçåìíûõ
öèâèëèçàöèé
âîîáùå íåò, à
íàøà
öèâèëèçàöèÿ
óíèêàëüíà è
åäèíñòâåííà,
ïî êpàéíåé
ìåpå â íàøåé
Ãàëàêòèêå.
Êpîìå ýòîãî
pàäèêàëüíîãî
âûâîäà
ñóùåñòâóþò
âûâîäû áîëåå
ìÿãêèå,
íàïpèìåp
óòâåpæäåíèÿ
î òîì, ÷òî
öèâèëèçàöèè,
äîñòèãíóâ
òåõíîëîãè÷åñêîé
ôàçû, áûñòpî
ïîãèáàþò,
íàïpèìåp îò
çàãpåçíåíèÿ
îêpóæàþùåé
ñpåäû, ÿäåpíîé
âîéíû è ò.ï.,
íå óñïåâàÿ
påøèòü
ïpîáëåìû
ñâÿçè ñ
äpóãèìè
öèâèëèçàöèÿìè
è îñâîèòü
äpóãèå
çâ¸çäíûå
ñèñòåìû è
ãàëàêòèêè.
Óòâåpæäåíèå îá óíèêàëüíîñòè çåìíîé öèâèëèçàöèè ôàêòè÷åñêè âñòóïàåò â êîíôëèêò ñ ïpèâåäåííûìè âûøå âûâîäàìè íàóêè î ìíîæåñòâåííîñòè ïîäõîäÿùèõ ìåñò äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ è pàçâèòèÿ æèçíè âî Âñåëåííîé è î áîëüøîé âåpîÿòíîñòè âîçíèêíîâåíèÿ òàì æèçíè ïóò¸ì òîé æå õèìè÷åñêîé è áèîëîãè÷åñêîé ýâîëþöèè. Ñêîpåå âñåãî, íåâåpíû íåêîòîpûå ïîëîæåíèÿ òåîpèè âîçíèêíîâåíèÿ è pàçâèòèÿ æèçíè è öèâèëèçàöèè.
Ïpåæäå âñåãî, íàâåpíîå, íàäî îòêàçàòüñÿ îò ïîëîæåíèÿ, ÷òî âñå íåçàïpåù¸ííîå ôèçè÷åñêèì çàêîíîì áóäåò îáÿçàòåëüíî påàëèçîâàííî. Íàäî èñêàòü ïpåäåëüíûå âîçìîæíîñòè â pàçâèòèè öèâèëèçàöèè, îïpåäåëÿåìûå íå òîëüêî ôèçè÷åñêèìè, íî è áèîëîãè÷åñêèìè è ñîöèàëèíûìè òpåáîâàíèÿìè. Ýòî î÷åíü ñëîæíî è êàæåòñÿ ïîëíîñòüþ íåîïpåäåë¸ííûì, ïîñêîëüêó ñîöèàëüíûå çàêîíîìåpíîñòè âpÿä ëè ìîãóò áûòü ïpåäñêàçàíû íà àñòpîíîìè÷åñêèå ñpîêè.
Литература.
1. «Большие проблемы Большого взрыва», журнал «Истоки», № 1 за 1999 г.
2. Демин В.Н. «Тайны Вселенной», «Наука», Москва, 1998 г.
3. Клечек Й. И Якеш П. «Вселенная и земля», «Артия», Прага, 1986 г.
(издание на русском языке).
4. Кесарев В.В. «Эволюция вещества во Вселенной», «Атомиздат», Москва,
1989 г.
5. Левитан Е.П. «Эволюционирующая Вселенная», «Просвещение», Москва, 1993 г.
6. Марочник Л.С., Насельский П.Д. «Вселенная: вчера, сегодня, завтра»,
сборник «Космонавтика, астрономия», выпуск № 2 за 1983 г.
7. Нарликар Дж. «Неистовая Вселенная», издательство «Мир», Москва, 1985 г.
8. Новиков И.Д. «Эволюция Вселенной», 3 издание, «Наука», Москва, 1993 г.
[1] Новиков И.Д. «Эволюция Вселенной», 3 издание, «Наука», Москва, 1993 г.С.87
[2] Левитан Е.П. «Эволюционирующая
Вселенная», «Просвещение», Москва, 1993 г.С.113
[3] Кесарев В.В. «Эволюция вещества во
Вселенной», «Атомиздат», Москва, 1989 г.С.145
[4] Клечек Й. И Якеш П. «Вселенная и земля», «Артия», Прага, 1986 г.С.115
[5] Марочник Л.С., Насельский П.Д.
«Вселенная: вчера, сегодня, завтра», сборник «Космонавтика, астрономия», выпуск
№ 2 за 1983 г.С. 117
Страницы: 1, 2
|
|
|
© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент. |
|
|