предбиологическая революция. Совершалось постепенное уничтожение этих
соединений, формирование у них индивидуальных фазоводообразных систем,
превращая их в протобионты, а затем в первые живые существа.
Превосходство этой концепции является достаточно точное соответствие ее
теории химической эволюции, согласно которой в процессе до биологической
(абиогенной) эволюции материи зарождение жизни закономерный результат.
Убедительным аргументом в пользу этой концепции является также возможность
экспериментальной проверки ее основных положений. Это касается не только
касается не только лабораторного воспроизводства физико-химических условий
первобытной земли, но и кооцерватов, которые имитируют более точный период
жизни и его функциональные особенности. Собой стороной концепции является
допущение возможности само воспроизводство кооцерватных структур в отсутствии
молекулярных систем с функциями генетического кода. Существование этих систем
объяснялось наличием у них свойств открытых микросистем, выживающих за счет
вовлечение в них ферментов, находящихся в готовом виде в окружающей среде. А
это значит, что в рамках концепции Опарина не удастся решить главную проблему
– о движущих силах саморазвития химических систем и перехода от химической
революции к биологической, раскрыть причину таинственного скачка от неживой
материи к живой.
Развитие химической революции произошло в ходе образования и накопления в
первичных водоемах исходных органических молекул. Органические вещества
сталкивались в сравнительно неглубоких местах первичных водоемов,
прогреваемых солнцем. Солнечное излучение, в то время, достигало поверхности
Земли ультрафиолетовыми лучами, которые сейчас задерживается озоновым слоем
атмосферы. В свою очередь ультрафиолетовые лучи обеспечивали энергией
протекание химических реакций между органическими соединениями. Таким
образом, в некоторых зонах первичных водоемов протекали случайные химические
реакции. Большая часть из них быстро завершалось из-за недостатка исходного
сырья. Но в хаосе химических реакций произвольно возникали и закреплялись
реакции циклических типов, обладающие способностью к само поддерживанию.
Результатом этих реакций стали коонцерваты – пространственно обособленные
целостные системы. Существенной их особенностью была способность поглощать из
внешней среды различные органические вещества, что обеспечивали первичный
обмен веществ. Первичная клеточная структура представляла собой открытую
химическую микроструктуру и уже была наделена способностью к первичному
обмену веществ.
В ходе развивающегося естественного отбора и пред биологической эволюции
возникли важнейшие свойства жизни, отличающиеся от предыдущего этапа
развития. Возникшие целостные молекулярные системы, фазово-обособленные от
окружающей среды определенной границей раздела, сохраняют с ней
взаимодействие по типу открытых систем. Только такие системы, черпающие из
внешней среды вещества и энергию, могут противостоять энтропогории и даже
способствовать ее уменьшению в процессе своего роста и развития, что является
характерным признаком всех живых существ. Концепция Дж. Холдейна внесла
дополнения в гипотезу А.И. Опарина, согласно которой первичной была не
структура, способная к обмену веществ с окружающей средой, а молекулярная
система, подобная гену и способная к само репродукции, а по этому названная
«голым геном».
Я думаю возникновение жизни содержит элемент случайности, оно не было
абсолютно случайным, а в основе своей закономерным. Видимо появление жизни
происходило в ходе самоорганизации материи, когда химическая эволюция после
одной из точек буфукации привело к появлению живого организма и началу
биологической эволюции. Я не полностью согласен с В.И. Вернадским с его
разделением концепции панспермии, то есть занесение простейших живых существ
из космоса. Согласно этой концепции, зародыши живых организмов могли попасть
на землю с метеоритом или космической пылью и положить начало эволюции
живого, которая в свою очередь породило многообразие земной жизни.
Это осталось нерешенной проблемой для науки, и по этому сегодня наиболее
привлекательной темой для естествознания является исследование возникновение
жизни.
Тема 16. Основные этапы и закономерности эволюции жизни на Земле.
Ж.Б. Ламарк первым, который ясно указал на огромную роль живых организмов в
образование земной коры. Он подчеркивал, что все вещества, находящиеся на
поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря
деятельности живых организмов. Теперь перед ученым возникла реальная –
конкретно исследовать, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на
физико-химические и географические процессы, проходящие на поверхности Земли
и в земной коре. Такую задачу поставил перед собой В.И Вернадский. Он
высказывает предположение, что живое вещество, возможно, имеет свой процесс
эволюции, проявляющегося с ходом геологического времени, вне зависимости от
изменения среды.
Исходной основой существования биосферы и происходящей в ней биологических
процессов является астрономическое положение нашей планеты и в первую очередь
ее расстояние от солнца и наклон земной оси к эклиптике, или к плоскости
земной орбиты. Это пространственное расположение земли определяет в основном
климат на планете, а последующий в свою очередь жизненные циклы всех
существующих на них организмов.
Непрерывный процесс эволюции, сопровождается появлением новых видов
организмов, организмов, оказывает воздействие на биосферу в целом, в том
числе и на природные биокосныеные тела, например почвы, наземные и подземные
виды и так далее. Это подтверждается тем, что почвы реки девона совсем
другие, чем третичной и тем более нашей эпохи. Таким образом, эволюция видов
постепенно распределяется и переходит на всю биосферу.
Американский ученый Дж. Дана (1813-1895), который еще до появления труда Ч.
Дарвина впервые четко заявил, что эволюция живого вещества идет в
определенном направлении. Основываясь на своих исследованиях ракообразных
моллюсков, Д.Дана пришел к выводу, что на протяжение, по крайней мере, 2
миллиардов лет идет усовершенствование и рост центральной нервной системы
животных, начиная от ракообразных и кончая человеком. Этот процесс он назвал
ценоформализацией, при которой достигнутый уровень организации нервной
системы никогда не снижается.
Концепция Вернадского впервые привела все известные эмпирические факты,
данные и результаты в единую систему знания, которая убедительно объясняет,
какие факторы способствуют переходу от биосферы к ноосфере. Она основывается
на признание решающей роли человеческой деятельности, труда и мысли в
эволюции биосферы, а через последнюю и в изменении происходящих на Земле
геологических процессов.
Прежде всего, биологическая революция присуща лишь живому веществу биосферы
(растениям животным) и человеку как части этого вещества. Человек развивается
до возникновения цивилизации и превращается в Homo sapiens. В дальнейшем
биологическая эволюция человека переходит в эволюцию социальную. Эволюция
живого вещества приводит к возникновению новых видов растений и животных,
которые как остальные виды, непрерывно и неразделимо связаны с окружающей их
средой, прежде всего с питанием и дыханием, как наиболее характерными
процессами обмена веществ. Такой обмен приводит к миграции, движению атомов
живого вещества к неживому в особенности в биогенному, в котором живые
элементы объединяются с неживыми. В период перехода от биосферы к ноосфере в
процесс вступает такой мощный фактор, как постоянно увеличивающиеся
количество зеленого живого вещества в биосфере, получаемого посредствам
расширения посевных площадей и интенсификации земледелия. По-видимому,
постепенный переход к ноосфере начался еще сотни тысяч лет тому назад, когда
человек овладел огнем и стал изготовлять первые орудия производства и охоты.
Из выше сказанного, биосфера на сегодняшний день, представляет из себя
единство живых и минеральных элементов, вовлеченных в сферу жизни.
Прежде чем говорить о времени появление человека нужно выяснить вопрос об
особенности анатомии и жизнедеятельности высших обезьян и человека.
Человек состоит из белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие
структуры и функции нашего тела такие же, как и у обезьян. Чем выше
эволюционная ступень развития животного тем, ближе оно по сходству с
человеком. Человеческий зародыш проходит те же стадии в своем развитии,
которые прошла эволюция живого. Так же у человека имеются рудиментарные
органы, которые выполняют важную функцию у обезьян и сохранились у человека,
хотя не нужны ему. Изучение высших животных показало то, что они обладают
многим, что раньше считалось особенностью людей. Эксперименты с обезьянами
показали, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих
желаниях и сними можно вести диалог. Но высшие обезьяны не обладают
способностью к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных,
абстрактных представлениях о предметах. Мышление обезьян если о таковом можно
говорить всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным,
отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.
Особенности жизнедеятельности высших обезьян и человека сводятся к главным
отличиям: понятийному мышлению, труду, речи.
Тема 17. Сущность эволюционного учения.
Естественный отбор – особый механизм отбора в природе, приводящий к
избирательному уничтожению организмов, оказавшихся не приспособленными к
окружающей среде.
Теория Ч. Дарвина в ее сегодняшней форме содержит собственно два независимых
утверждения. Согласно одному из них, в процессе воспроизведения испытываются
все новые формы, которые в большинстве при данных внешних обстоятельствах
снова исчезнут как негодные; сохранятся только немногие приспособленные. Во-
вторых, предполагается, что новые формы возникают вследствие чисто случайных
событий нарушений генетической структуры. Некоторые из событий, приводимых в
качестве доказательства эволюционной гипотезы, воспроизводима в лаборатории,
однако это не означает, что они действительно имели место в прошлом, а
свидетельствует об их возможности. На многие возражения до сих пор нет
ответа. По этому концепцию Дарвина, я считаю, точнее все же относить к
гипотезам, которые требуют дальнейшего подтверждения.
Русский ученый П.А. Кропоткин придерживался точки зрения, в соответствии с
которой взаимопомощь является более важным фактором эволюции, чем борьба.
Совместная эволюция организмов хорошо объясняет эволюцию в системе «хищник _
жертва» - постоянное совершенствование того и другого компонента системы. В
системе «паразит – хозяин» естественный отбор должен вроде бы способствовать
выживанию менее опасных для хозяина паразитов и белее устойчивого к паразитам
хозяина. Постепенно паразит может стать компонентом, то есть безопасным для
хозяина, а затем они могут способствовать взаимному процветанию друг друга,
как грибы и фотосинтезирующие бактерии, вместе образуют лишайник.
И так случайно образовавшиеся более сложные формы увеличивают разнообразие,
и, стало быть, устойчивость экосистем. Удивительная согласованность всех
видов жизни есть следствие коэвалюции. Концепция коэвалюции объясняет факты
альтруизма у животных: заботу о потомстве, устранение агрессивности путем
демонстрации «умиротворяющих поз», повиновение вожаком, взаимопомощь в
трудных ситуациях и так далее.
Тема 18. Эволюционное учение и генетика.
Генетика – это наука о наследственности, способах передачи признаков от
родителей к детям, о механизмах индивидуальной изменчивости организмов и
способах управлять ею.
Вначале устойчивость генов трактовалась как их неизменность. Мутационная
изменчивость отождествлялась непосредственно с видообразованием и как
казалось, как будто отмечала естественный отбор в качестве главного фактора
эволюции. Но уже в конце 20-х годов ХХ века становилась все яснее, что
генетика раскрывается конкретный механизм изменчивости, соотношенея свойств
организма и характера внешних воздействий в возникновение индивидуальных.
Основатель мутационной теории Гуго де Фриз считал, что каждая доля мутации
ведет к возникновению нового вида, и сводил эволюцию к простому накоплению
мутаций. На самом деле мутация лишь поддерживают наследственную
неоднократность популяций и других эволюционных групп.
Важную роль в объединении генетики и дарвинизма, разработке генетике
популяции, сыграли С.С. Четвериков, Н.П. Дубинин, который сравнивает
соотношение генотипа и фенотипа с соотношением сущности и явления,
подчеркивая большую устойчивость генотипа и подвижность, текучесть фенотипа.
В 40-50 годы ХХ века И.И. Шмальгаузен, опираясь на достижения генетики,
конкретизируя учение о естественном отбоне, выделяя две его формы:
стабилизирующий отбор и ведущий отбор.
Выясняя соотношение эволюционного учения и генетики, необходимо четко
уяснить, что речь идет о двух различных уровнях организации живой природы:
видового и молекулярно генетического. В сущности, эта проблема сводится к
выяснению действия механизмов естественного отбора на видовом и молекулярно-
генетическом уровнях.
Тема 19. Экология как наука о целостности органической природы, о структуре и
эволюции биосферы в целом.
В середине 20-х годов нашего века наряду с синтезом эволюционной теории с
генетикой началось формирование другого направления – экологического,
базирующегося на принципах системности, организованности и устойчивости живой
природы и отдельных организмов. Экология как наука изучает соотношение
организмов с условиями окружающей среды и формы их приспособления к условиям
существования. К ее возникновению привел дарвинизм, а затем сама экология
способствовала его развитию, давая конкретный материал для изучения борьбы
за существование и естественного отбора. Экология раскрывает структуру и
закономерность эволюции биосферы в целом, изучая взаимосвязи по цепочке:
особь – популяция – вид – биоценоз – биогеоценоз – биосфера.
Экспериментальной изучение фактов и причин, вызывающих приспособительное
преобразование популяций, и обобщение их с учетом достижений генетики,
экологии и других наук стали основой синтетической теории эволюции (СТЭ),
которая заменила подходы организмоцентрический подход в понимание единицы
эволюции популяционным. В основе эволюции лежат противоречия не в системе
«организм – биологическая среда», а в системе «популяция – биогеоценоз». СТЭ
более доказательна, опираясь на воспроизводимые опыты. Она продолжает
развиваться, совершенствуясь в процессе практического применеия для выработки
основных способов управления эволюционным процессом и многообразных
экологических проблем.
В.И. Вернадский трактовал понятие «биосферы» как, сферу жизни в земной коре,
воде и воздухе, простирающегося примерно от 10км вглубь Земли до 30км над
землей.
По результатам преобразований окружающей среды с помощью НТП можно говорить о
новом ее состояние – техносфере. Понятие техносфера выражает совокупность
технических устройств и систем вместе с различными видами технической
деятельности человека.
Ноосфера, в прямом переводе означает «сфера разума», анпропосфера, техносфера
– высшая стадия развития биосферы, связанная с появлением человека,
становлением цивилизованного общества, которое начинает оказывать
определяющее влияние на природные ресурсы. В ноосфере разумная человеческая
деятельность становится главным фактором развития биосферы.
Экологические исследования имеют, следующие практические значения, во-первых,
была конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 года, Рио-де-
Жанейро), где поставили такие задачи как:
1. Снижение материала и энергоемкости производства, максимальное
сокращение отходов, снижение оборота токсичных веществ и расширение
использование возобновляемых ресурсов, включая источники энергии.
2. Переход к ценообразованию, учитывающему экологические критерии (цену
ущерба окружающей среде)
3. Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских
районов через повышение продуктивности сельскохозяйственных культур,
улучшение питательных свойств растительной и животной продукции,
использование комплексных методов борьбы с вредителями и тому подобное.
4. Создание международных институтов, определить единую глобальную линию
устойчивого развития, установить единые для всех стран единые экологические
стандарты, аккумулировать и перераспределять ресурсы в интересах всего
общества, контролировать соблюдение всеми государствами единых правил
экологического поведения.
Тема 21. Происхождение человека, проблема антропосоциогенеза.
С ХIХ века. В науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция
происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Эта
концепция в ХХ веке получила генетическое подтверждение, поскольку из всех
животных по генетическому сходству ближе всех к человеку оказались шимпанзе.
Происхождение в чале века от обезьяны, ведущих древний образ жизни,
предопределило ряд особенностей его строения, которые в свою очередь явились
анатомической его особенности к труду и дальнейшей социальной эволюции. Для
животных, обитающих на ветвях деревьев, лазающих и прыгающих с помощью
хватательных движений, необходимо было соответствующие строение органов: в
кисти первый палец противопоставлен остальным, развит плечевой пояс,
позволяющий совершать движения с размахом 180 градусов, грудная летка
становится широкой и уплощенной в спинном и брюшном направлении. Передвижение
по деревьям в различных направлениях и различной скоростью, непрерывно
меняющимися расстояниями, новой ориентировкой и новым прицелом перед прыжком
привело к развитию двигательных отделов мозга. Необходимость точного
определения расстояния при прыжках обусловило снижение глазниц в одной
плоскости и появление бинокулярного зрения. А после наступления ледникового
периода обезьянам, не отступившим к экватору с тропическими лесами, пришлось
приспосабливаться к новым суровым условиям и вести жестокую борьбу за
существование. Они могли выжить только благодаря стадному образу жизни и
используя освободившиеся от передвижения руки. Решающим шагом на пути от
обезьяны к человеку явилось прямое хождение.
Считают, что древние люди появились более 1-го миллиона лет назад и прошли
эволюцию от питекантропа к неандертальцам (появились около 200 тысяч лет тому
назад) и далее к нормальному – современному человеку, возникшему 40-50 тысяч
лет назад. Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к
резкому уменьшению зависимость кроманьонца от внешней среды, к появлению
абстрактного мышления и попытке отражения окружающей действительности в
художественных образах – наскальных рисунках, резьбе по дереву и кости, а
также появлению религии. Эти доказательства родства человека с животным миром
считается достаточными для того, чтобы перестать обсуждать вопрос об
инопланетянах предков человека или каких-то иных возможных появления разума
на Земле.
Список использованной литературы
1. Грушевская Т.Г. , Садохин П.П. Концепции современного естествознания:
Учеб. Пособие: Высшая школа., М.: 1998
Страницы: 1, 2
|