на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Естествознание эпохи средневековья

Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений

создать огромную импе­рию, в которую помимо Аравийского полуострова вошли

многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина

Пиренейского полуострова. Развитие исламской государ­ственности в VIII—XII

вв. оказало благотворное влияние на обще­мировую культуру. К Х в.

сформировались наиболее крупные куль­турные центры Арабского мира: Багдад и

Кордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов,

суще­ствовала мода и на личные библиотеки.

Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки.

Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был

выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) —

выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) —

философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) — великий

астроном и организатор науки, один из на­следников Тимура, а также Джемшид,

Али Кушчи и многие дру­гие ученые.

Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал

астролябию — прибор для определения поло­жения небесных светил. Бируни со

всей решительностью утверж­дал, что Земля имеет шарообразную форму, и

значительно уточ­нил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли

вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля

и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве.

2.2 Европейские государства

Однако естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его

развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски

алхимиков и влияние университетов, ко­торые были чисто европейским

порождением. Огромное число от­крытий в алхимии было сделано косвенно.

Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала

конк­ретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в

исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, хи­мические элементы.

С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были

университеты в Болонье и Париже. Благодаря уни­верситетам возникло сословие

ученых и преподавателей христиан­ской религии, которое можно считать

фундаментом сословия ин­теллектуалов.

Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.

Первая дата соответствует публикации Н. Копер­ником работы «Об обращениях

небесных сфер»; вторая — И. Нью­тоном «Математические начала натуральной

философии».

Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера,

Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея,

просуществовавшую около полутора тысяч лет.

Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;

Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей си­лой, приводящей

планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею материального

круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение

пла­нет во время их движения по небу;

Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов

наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллип­тические он

количественно опи­сал характер движения планет по этим орбитам;

Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной,

доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип

инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли науки:

статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона,

которые мы рассмотрим далее.

Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации

объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и

представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных

институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и

философией, между научным знани­ем и религиозной верой. Выделим во всем этом

следующие основ­ные моменты.

1. Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное

тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не может ли

быть так, что люди обитают и на других планетах?

2. Наука становится не привилегией отдельного мага или про­свещенного

астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Ари­стотеля), который все

сказал. Теперь наука — исследование и рас­крытие мира природы, ее основу

теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом

языке.

3. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает

общественный контроль, и именно поэтому наука ста­новится социальной.

4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию,

а функцию.

Научная революция порождает современного ученого-эксперимен­татора, сила

которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим

благодаря новым измерительным прибо­рам. Новое знание опирается на союз

теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с

одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников,

гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.

Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало

огромное влияние на дальнейшее развитие науки.

2.3 Развитие физики, алхимии и биологии в период средневековья

Внутренние (непроизводительный рабский труд, презрение свободных граждан к

труду, восстание рабов и т.д.) и внешние (нашествие варваров) причины привели

к распаду Римское государство. Античная цивилизация погибла, многие

культурные и научные достижения были утрачены. Организованной силой

сохранилось христианская церковь, сумевшая быстро приспособиться к

происшедшим изменениям. Становление нового, феодального уклада во многом

осуществлялось с опорой на христианство. Римская эпоха мало что дала

теоретической науке, но она оставила богатый опыт в военном, техническом и

административном деле, который, на ряду с латинской грамотой, осваивался

завоевателями. Постепенно создавались школы, колледжи, университеты, попавшие

под влияние церкви. В монастырях оказались сосредоточенными труды древних

авторов. Колледжи, монастыри и университеты превращались в центры новой

западноевропейской культуры. В это время на Ближнем Востоке на основе ислама

было создано на Аравийском полуострове сильное арабское государство, быстро

завоевавшее Иран, Египет, страны Среднего Востока, юг Пиринейского

полуострова. Поскольку основной задачей арабов было совершенствование

военного дела, сбор даней и разнообразных податей, то производством,

торговлей занимались представители коренных народов. И хотя арабский язык

стал государственным языком, завоеватели сохраняли культуру завоеванных

народов. На арабский язык были переведены труды античных авторов. Стали

создаваться университеты в Кордове (755 г.), Багдаде (795 г.), Каире (972

г.). Для сравнения образование университетов в Европе: в Монпелье (1180 г.)

Винченце (1205 г.), Ареццо (1215 г.), Падуе (1222 г.), Тулузе (1229 г.),

Гренобле (1339 г.), Праге (1348 г.), Флоренции (1349 г.), Кракове (1368 г.).

Важно подчеркнуть, что влияние ислама в арабских университетах было слабее,

чем христианства в западно-европейских университетах. Таким образом, арабы в

VII- XI вв. были звеном, связывающим восточную и западную культуру. Многие

труды античных авторов на латинский язык переводились с арабского языка. Тот

факт, что в качестве языка культурного общения на Арабском Востоке

использовался живой разговорный язык, а не мертвый латинский (как в Европе),

был важным культурным фактором. Кроме того, распространение среди арабов

суфизма, обязывавшего мусульман исповедовать три обязательных догмата - веру

в Аллаха, в его пророков и загробный суд, - давало больше свободы для решения

проблем естествознания, благодаря чему на Арабском Востоке могли развиваться

научные представления, в основе которых лежало научное наследие античности.

Начавшись с комментариев трудов античных авторов (прежде всего в области

механики и оптики), физические учения приобретали самостоятельный вид.

Наиболее значительными фигурами среди арабских ученых были Ибн Сина, аль-

Бируни и Ибн Рушд.

Аль-Бируни изобрел "конический прибор", позволявший определять плотность

металлов и других веществ, причем с весьма высокой точностью. (Вклад аль-

Бируни в развитие астрономии описан в разделе "Концепции астрономии".)

Ибн Рушд, известный в Европе под именем Аверроэс, дан комментарий к "Физике"

Аристотеля. В античной механике проблемы различия между кинематикой и

динамикой не существовало. В античной механике математической формулировки

скорости движения не было, ибо само представление о возможности

количественной оценки качественной определенности отсутствовало (Аристотель

эти категории считал принципиально различными). Одни интерпретаторы

Аристотеля полагали, что движение надо рассматривать лишь как чистое

перемещение . Ибн Рушд настаивал на необходимости описывать движение с учетом

вызвавших его причин.

В области физических учений Ибн Сины (980-1037), которого в Европе называли

Авиценной, связано с проблемой движения брошенного тела. По данной проблеме

он разработал собственную концепцию, суть которой заключается в признании

того, что движимое получает склонность от движителя. По Ибн Сине, существуют

три вида склонностей: психическая (связанная с жизнью), естественная и

противоестественная (насильственная). Естественная склонность присуща

свободно падающим телам. Противоестественная склонность (или приложенная

сила) присуща противоестественно движущимся телам, причем ее действие зависит

о величины веса тела, которому она сообщена. Ибн Сина утверждал, что

противоестественная склонность ощущается как сопротивление насильственной

попытке остановить естественное движение или перевести один вид

противоестественного движения в другой. Если насильственное движение снаряда

вызвано действующей в пустоте силе, то оно должно силой, то оно должно

сохраняться, не уничтожаясь и не прерываясь. Если же сила существует в теле,

то она должна либо оставаться в нем, либо исчезнуть. Но если она остается, то

движение будет продолжаться непрерывно. Признание действия зависимости

противоестественной склонности от величины веса тела, которому она сообщена,

было шагом к количественной оценке склонности. Аристотелевские представления

о роли воздуха в передаче движения Ибн Синой были отвергнуты. Таким образом,

Ибн Сина полагал, что в теле может быть только одна "склонность". Веком позже

аль- Баркат утверждал возможность одновременного существования в одном теле

разных "склонностей" - при свободном падении тяжелого тела источник

естественной склонности находится в самом теле и поэтому может непрерывно

действовать, пока тело не достигнет своего естественного места.

В XIII веке к анализу данной проблемы обратился Фома Аквинский, который

отрицал возможность передачи телу самостоятельной способности движения. У.

Окхэм проблему брошенного тела свел к чисто кинематической задаче, снимая

вопрос об источнике движения, а Ж.Буридан, выявив противоречия аристотельской

трактовки проблемы, формирует физическое представление о зависимости напора

от скорости перемещения и "количества материи", заключенного в движущемся

теле, солидаризировавшись с концепцией аль-Барката.

Достижения в области оптики эпохи средневековья связаны прежде всего с

именами аль-Хайсама, известного в Европе как Альхазен. Он создал капитальный

труд "Сокровище оптики", оказавший большое влияние на развитие этой области

физики. Он впервые дал анатомическое описание глаза и разработал концепцию, в

соответствии с которой зрение вызывается лучами, приходящими в глаз от

объектов, а изображение формируется внутри хрусталика прежде, чем достигнет

оптического нерва. Рассматривая свет как поток частиц, Альхазен отражение

света трактует как механическое явление. Установив, что нормаль к поверхности

зеркала, падающий и отраженный лучи находятся в одной плоскости, он

усовершенствовал формулировку закона отражения. В Западной Европе оптические

исследования начинаются в XIII веке. Р.Гросетет разрабатывает геометрическую

теорию происхождения радуги как эффекта преломления света в каплях воды и

концепцию прямолинейного распространения света и звука на основе

представления их как волн - отражение света рассматривалось по аналогии с

эхом. Несомненным достижением было и изобретение в XIII веке очков, но оно не

основывалось на каких-либо теоретических разработках . К достижениям следует

отнести и исследования магнетизма П. де Марикура (Перегрина), который

высказал мысль о том, что стрелка компаса поворачивается не к Полярной звезде

(как думали древние китайцы), а к полюсу.

При оценке результатов развития физических представлений в эпоху

средневековья большинство историков науки исходит из того, что за это время

ни в одной из областей физики не было разработано ни одной последовательной

физической теории, ни эффективных экспериментных методов. Теоретические

построения отличались абстрактностью. Технические достижения не основывались

на теоретических разработках, теория и практика разобщены. Новая физика

существовала лишь в потенции - в отдельных, не всегда отчетливых догадках,

идеях. Но религиозные предрассудки (как христианства, так и ислама) не дает

возможности им раскрыться. Умственная деятельность остается еще подчиненной

религиозным догматам. В физике отсутствовали развитые количественные оценки.

Однако развитие деловой жизни требовало качественных расчетов все больше и

больше. Феодальная система хозяйства обнаруживала признаки разложения.

Зарождавшиеся новые экономические отношения способствовали техническому

прогрессу главным образом за счет рационализации труда. Медленное, но

постепенно ускоряющееся развитие техники и научных запросов готовил почву для

возникновения новой общественно-экономической формации. Можно сказать, что

наука развивалась вслед за развитием зарождающегося капитализма, усиливая

свое влияние на этот процесс.

Список литературы.

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолствующего большинства”.

М., 1990 г

2. Заковский И.С. “ Проблемы средневековой науки и культуры”. М., 1981 г.

3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г

4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 1995 г.

5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология” . М., 1997 г

6. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного

естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.