Реферат: НЛО и внеземные цивилизации
Космические катастрофы.
Считалось, что физические условия на планетах если и меняются со временем, то
незначительно, не препятствуя возникшей жизни успешно развиваться. К
катастрофам следует отнести и космические столкновения. Согласно самым
оптимистическим оценкам столкновения Земли с крупными астероидами и кометами
происходят раз 50 миллионов лет. Если вспомнить о столкновении с Землей
астероида 65 млн. лет назад (кратер Чиксулуб) – становится ясным, что
появление разумной жизни на Земле зависело от случайности! Если бы масса
астероида была несколько больше, можно предположить, что земная фауна вполне
могла погибнуть. А если бы динозавры на планете после этой катастрофы
сохранились бы, какие шансы были у млекопитающих, в том числе у наших
обезьяноподобных предков, выжить под мощным экологическим давлением со
стороны ящеров и обрести разум?
Понятно, что если судьба земной цивилизации по сути зависела только от массы
астероида, которая вполне могла оказаться гораздо большей – то вероятность
благополучного исхода может быть оценена как весьма небольшая. По-видимому,
нашей планете очень повезло. В связи с этим может быть задан вопрос: нельзя
ли рассматривать космические столкновения как «точечную» регулировку развития
биосферы, выполненную Сверхцивилизацией?
Факт существования множества близких родственных ветвей, по которым шло
развитие человека, говорит том, что появление разума отнюдь не обязательно.
Выдвигались различные теории от вмешательства Создателя (А. Мень) до
воздействия психотропных природных веществ (Т. Маккена), но данные версии
используют во многом маловероятные, либо вообще сверхъестественные факторы.
Пока науке не известен закономерный путь, приводящий к появлению разума. Не
исключено, что переход к разуму есть крайне редкий скачкообразный процесс.
По-видимому, И.С. Шкловский был прав, когда утверждал, что этот переход может
оказаться зависящим от каких-либо неуловимых факторов и его продолжительность
может варьировать в самых широких пределах.
Наблюдения за проявлением жизни в космосе
Прошло 40 лет со дня первой безуспешной попытки установить контакт с
разумной жизнью за пределами Земли. Американский радиоастроном Френсис Дрэйк
в обсерватории Грин-Бэнк начал прослушивание радиоволн от звезд Эпсилон
Эридана и Тау Кита, в надежде обнаружить осмысленные сигналы. Как в США, так
и в СССР, проблема тогда мыслилась чисто технической. Согласно данным
астрофизики, к 1960 году в нашей Галактике насчитывается порядка 10 тысяч
планет с условиями, в которых возможна жизнь «земного типа». Если
предположить возможность возникновения на этих планетах цивилизаций,
освоивших радиосвязь (а именно это предполагают сторонники традиционных
методов поиска внеземных цивилизаций), то мы давно уже зарегистрировали бы
сигналы этих цивилизаций, так как современные средства радиотелескопии уже
сегодня обеспечивают регистрацию излучений, по мощности не превышающих
земные телевизионные передатчики, даже в том случае, если передающая
цивилизация находится на противоположном краю Галактики. Тем не менее,
несмотря на усиленное сорокалетнее «прочесывание» неба радиотелескопами,
сигналы, которые можно было бы уверенно интерпретировать как сигналы
искусственного происхождения, обнаружены не были.
В сентябре 1971 года Бюраканской астрофизической обсерватории состоялся
первый советско-американский симпозиум, посвященный проблеме связи с
внеземными цивилизациями. Большинству участников казалось само собой
разумеющимся, что искать внеземные цивилизации следует посредством
электромагнитных волн. Спорили лишь о том, «ловить» сигналы в
радиодиапазоне,— или пытаться увидеть в телескоп так называемое «космическое
чудо» — грандиозные необычные явления — следствия высокоразвитой технологии.
Но уже к следующему семинару по проблеме CETI¹, проходившему в
Специальной астрофизической обсерватории Академии Наук СССР в станице
Зеленчукской в 1975 году, многим стало ясно, что высокоразвитая цивилизация
отличалась бы не величиной используемой ею энергии, а наилучшей регуляцией
энергии. Высокоразвитая цивилизация не станет «сорить» в космосе продуктами
своей технологической деятельности. Напротив,— чем более она развита,— тем
незаметнее она для внешнего наблюдателя. Поэтому мы никогда не увидим ее «со
стороны». Принцип, сформулированный Станиславом Лемом, гласит: «Чем
производительней сумеет цивилизация использовать доступные ей источники
энергии, тем труднее наблюдать эту деятельность на астрономических
расстояниях. Труднее, ибо наилучшее использование означает оптимальную
концентрацию энергетического потока в рамках законов термодинамики». Попытки
«ловли сигналов» в радиодиапазоне также были признаны некоторыми
исследователями неоправданными, так как трудно пред положить, что какая-либо
цивилизация, освоив радио, вдруг застыла на этом этапе, не стала развивать
более совершенные формы связи, а вместо этого пыталась бы посылать во
Вселенную сигналы посредством быстро поглощающихся веществом
электромагнитных волн. «Застать» цивилизацию в таком кратком временном
интервале крайне маловероятно.
Начиная с 1975 года, отчетливо прослеживается новая тенденция в изучении
проблемы связи с внеземными цивилизациями. Исследователи перестали
заниматься вопросом о технических средствах связи и сосредоточились на
поисках возможностей различения искусственного сигнала среди помех
естественного происхождения. Стали подвергаться сомнению привычные формы
передачи информации, высказываться предположения о возможности передачи
информации средствами, характерными для искусства, в частности, некоего
космического аналога музыки.
На основе докладов, прочитанных на Зеленчукском семинаре, издательство
«Наука» выпустило в 1981 году сборник «Проблемы поиска внеземных
цивилизаций». Новый подход к проблеме CETI наиболее ярко проявился в работе
В. В. Иванова «О зависимости структуры языка от устройства, пользующегося
языком» (1981). Оставляя в стороне вопрос о материальных носителях
информации, автор пишет: «При отсутствии... ограничений на ввод и вывод
сигналов за единицу времени, которые характерны для мозга, более вероятным
представляется способ общения, при котором передаются за единицу времени...
тексты как единое целое, без разделения на слова.
Не может ли такая «одномоментная» передача целого массива информации
(приближение к которой в земных условиях достигается лишь в исключительных
случаях в языке искусства и в некоторых других видах духовной деятельности)
осуществляться путем излучения импульсов сверхгигантской амплитуды и
сверхмалой длительности, возможность генерации которой предполагается для
развитых внеземных цивилизаций. Возможность дешифровки таких сообщений
зависит от успехов быстро развивающейся новой научной дисциплины,
исследующей текст как целое в отличие от классической лингвистики, не
выходившей за пределы предложения как основной единицы высшего уровня. Не
исключено, что для понимания физического характера таких сверхкоротких
импульсов может оказаться полезным исследование человеческого мозга как
приемника особого типа».
Тогда же Н. С. Кардашев выступил со статьей «Стратегия и будущие проекты
CETI», в которой предлагал «...изучение возможности перехода в другие
измерения (например, через заряженную черную дыру)». В этом случае внешний
наблюдатель не будет свидетелем какого бы то ни было «космического чуда». Н.
С. Кардашев перекликается здесь с Г. М. Идлисом, утверждающим в статье
«Закономерности развития космических цивилизаций»: «...Возможна нетривиальная
космологическая экспансия высокоразвитых цивилизаций из уже освоенных ими
ограниченных пространственных областей не «наружу», а «внутрь» — во все новые
и новые взаимно соприкасающиеся квазизамкнутые макромиры, которых в единой
(связной) всеобъемлющей Вселенной, реализующей все свои потенциальные
возможности и свободной от всяких космологических парадоксов, должно быть
неисчерпаемое множество».
В декабре 1981 года в Таллинне состоялся очередной симпозиум по проблеме
«Поиск разумной жизни во Вселенной». За время, прошедшее с предыдущих встреч,
взгляды многих участников симпозиума претерпели существенные изменения.
Бывшие энтузиасты идеи существования внеземных цивилизаций стали
энтузиастами прекращения исследований по проблеме CETI. В частности, такими
энтузиастами стали упоминавшийся в начале статьи американский астрофизик
Френсис Дрэйк, а также советские ученые член-корреспондент АН СССР И. С.
Шкловский и кандидат физико-математических наук Б. Н. Пановкин (ныне
покойные). Позиция сторонников уникальности земной жизни имела морально-
этический аспект: вывод о нашем одиночестве во Вселенной должен был
заставить нас более ответственно относиться к сохранению жизни на Земле, к
предотвращению войн. Например, Френсис Дрэйк считает, что, признав наше
одиночество, «мы научимся понимать, что жизнь на Земле — вещь хрупкая,
нежная, что мы обязаны очень осторожно относиться к ней, сохранять и
охранять ее, защищать нашу планету».
Но решение этой задачи никак не зависит от идеи одиночества во Вселенной.
Жизнь на Земле имеет свою неповторимую ценность, подобно тому, как ценность
отдельной человеческой личности не теряется и не уменьшается от признания
факта существования других личностей. Другой вопрос, что весь опыт
безуспешных поисков проявлений внеземного разума приводит нас к выводу о
непригодности естественнонаучных методов для этой цели.
В 1992 г. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического
пространства США (НАСА) начало проект СЕРЕНДИП (SERENDIP, Search for
Extraterrestrial Radio Emission from nearby Developed Intelligent Populations
— «Поиск внеземного радиоизлучения от соседних развитых цивилизаций»). Проект
рассчитан на 10 лет. В нём участвуют несколько обсерваторий разных стран. С
помощью параболической антенны диаметром 34 м в Голдстоуне (штат Калифорния)
проводится сплошной просмотр неба — полоса за полосой. При выявлении
подозрительных сигналов их детальным изучением занимаются более крупные
телескопы, такие, как антенна диаметром 64 м в Парксе (Австралия) или 300-
метровая чаша в Аресибо на острове Пуэрто-Рико.
Работа ведётся параллельно с обычными научными наблюдениями. Иными словами,
откуда бы ни получал телескоп сигналы, СЕРЕНДИП постоянно анализирует их на
«разумность»: вдруг попутно что-нибудь интересное обнаружит, совсем как в
известной сказке.
Применена и новая стратегия поиска. Сначала радиотелескоп среднего размера
быстро просматривает полосу неба, неоднократно сканируя её взад и вперёд.
«Взгляд» антенны движется быстро, а компьютер сортирует полученные данные,
отбирая среди зафиксированных источников несколько наиболее интересных. Затем
с помощью той же антенны они изучаются более детально. Телескоп фиксирует
«взгляд» на каждом из них, повышая тем самым свою чувствительность.
Разумеется, большинство источников оказываются ложными: помехи от радаров,
собственные шумы приёмника и т. п. Но некоторые источники подтверждаются и
заносятся в каталог для детального изучения с помощью самых крупных антенн.
С незапамятных времен сосуществуют две точки зрения на обитаемость миров во
Вселенной. Еще древние философские школы — милетская и пифагорейская —
придерживались идеи множественности обитаемых миров. Платон и Аристотель
провозгласили идею уникальности жизни, ограничив ее Землей. Западное
Средневековье, придававшее Аристотелю авторитет, почти равный авторитету
Библии (несмотря на полную несовместимость их космогонии), покоилось на
представлении об исключительности земной жизни. Новое время в лице Николая
Кузанского и Леонардо да Винчи вновь извлекает из забвения идею широкого
распространения жизни во Вселенной. Долгое время она была господствующей.
Кульминацией господства идеи множественности обитаемых миров (понимаемых как
повторение или легкое видоизменение земной жизни) над умами ученых можно
считать первую половину XIX столетия.
Великие научные открытия конца XIX — начала XX веков нанесли по ней
сокрушительный удар. Постепенно «отсеивалось» все больше и больше небесных
светил, ранее считавшихся пригодными для жизни.
С точки зрения христианского сознания, нет смысла ни «прочесывать небо» в
поисках «осмысленных сигналов», ни строить умозрительные конструкции о том,
какой должна быть высокоразвитая цивилизация, а также гадать о том,
существуют внеземные цивилизации или нет.
«Вселенная наполнена жизнью. Но пытаться показать конкретные формы этой
жизни средствами нашего земного языка приспособленного для выражения земных
реалий,— такая же безнадежная задача, как пытаться изобразить средствами
Страницы: 1, 2
|