на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Сочинение: Научно-техническая революция

Сочинение: Научно-техническая революция

Мордовский Государственный университет им. Н.П. Огарева

Юридический факультет

Специальность «Юриспруденция»

Кафедра общей физики

Реферат

по курсу: «Концепции современного естествознания»

на тему: «Сущность и основные особенности научно – технической революции».

Выполнил: студентка 204 гр.

Скворцова А.Н.

Проверил: доцент кафедры

общей физики Еремина З.И.

САРАНСК 2004.

Содержание.

Введение...............................3

I Сущность и основные особенности НТР...............9

1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение.........9

1.2 Особенности НТР.......................16

1.3 Основные направления НТР.....................18

Заключение............................23

Список используемой литературы

Приложение

Введение.

Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на

каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением

процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое,

то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет

определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является

естествознание.

В методологии науки существуют две традиции:

1) естественнонаучная культура;

2) гуманитарная культура.

Итак, в природе существуют два вида культуры. Объектом исследования

естественнонаучной культуры является природа, что находит отражение в

естественных науках. Объектом исследования гуманитарной науки является

общество, что отражается в гуманитарных науках. Эти два вида культуры

взаимосвязаны между собой. Их сходства:

1. они имеют единую научную основу, выраженную в потребностях и интересах

человека и человечества для создания оптимальных условий для

совершенствования и саморазвития.

2. Они взаимно координируют друг друга в историко-культурном процессе.

3. Взаимно используют свои достигнутые результаты.

4. Они являются составными частями единой системы научных знаний.

5. Они действуют в интересах человека.

Но существует проблема этих двух культур, которая рассматривается в их различии:

1. они отличаются друг от друга по объектам исследования.

2. В природе действуют слепые стихийные силы, в обществе же все целенаправленно.

3. Естественнонаучная культура возникла раньше гуманитарной, поэтому и методы

исследования ее возникли раньше.

Представители естественнонаучной культуры (позитивисты) решили перенести без

изменений свои методы исследования в гуманитарную науку, чему воспротивились

представители гуманитарной науки (антипозитивисты). И эта конфронтация между

ними продолжалась долго. Лишь в конце XX в. они пришли к согласию. В

результате этого согласия были установлены 3 общих метода исследования для

двух видов культуры:

1) системный подход при изучении объектов, процессов и явлений Вселенной.

Согласно ему любой объект Вселенной рассматривается как единое целое, состоящее

из элементов, организованных в целостность. В рамках этого подхода стоит

остановиться на характеристике закрытой и открытой систем. Системой

называется совокупность элементов со связями между ними. Закрытой системой

называют систему, между элементами которой действуют внутренние силы, называемые

консервативными силами. Открытая система – это система, между элементами

которой кроме консервативных сил действуют внешние силы, называемые

дисипативными.

Характеризуя закрытую систему, используют такие понятия, как положительный

процесс – процесс перехода порядка в беспорядок, т.е. хаос, протекающий

самопроизвольно в результате перехода энергии механической (которая

характеризует порядок в системе) в энергию тепловую. Положительный процесс –

процесс расширения. Также для характеристики перехода порядка в беспорядок

вводят физическую величину, которая называется энтропия и обозначается

буквой S. Клаузиус охарактеризовал энтропию как 1) термодинамическую функцию;

2) меру хаоса и показал, что энтропия в закрытой системе уменьшаться не может.

В закрытой системе для необратимых процессов она всегда возрастает, для

обратимых – остается величиной постоянной.

При характеристике открытой системы используют понятие «самоорганизация».

Самоорганизация – это развитие любой открытой неравновесной системы от

простого к сложному. Она может протекать скачком или катастрофой. В первом

случае самоорганизация определяется как скачкообразный процесс перехода

неравновесной термодинамической открытой системы, достигшей в своем развитии

критического состояния, на новый более организованный упорядоченный уровень в

своем развитии. Суть «теории катастроф» же состоит в том, что катастрофа –

резкое изменение условий существования открытой термодинамической системы –

выводит систему на следующую ступень своего развития. Точкой бифуркации

называется точка, где идет раздвоение траектории в движении при развитии

системы. Процесс, включающий в себя несколько уровней развития системы, которым

соответствуют точки бифуркации, называется бифуркацией.

2) Концепция эволюции. Ее суть заключается в том, что в природе нет

объекта, находящегося вне развития. Все объекты Вселенной находятся в развитии,

начиная с исторического прошлого.

3) Концепция самоорганизации, о которой я уже упоминала, при

характеристике открытой системы.

Метод – это система приемов и средств, используемых исследователем в

своей научной деятельности.

Методология – это система методов и учение о методе.

Все существующие методы исследования носят специфических характер и

подразделяются на два класса:

1) всеобщие методы исследования;

2) общенаучные методы исследования, которые делятся на две группы:

а) эмпирические методы исследования;

б) теоретические методы исследования.

К всеобщим методам исследования относят:

- анализ;

- синтез;

- индукцию;

- дедукцию;

- абстрагирование;

- обобщение;

- аналогию;

- моделирование.

К эмпирическим методам исследования относят:

- наблюдение;

- описание;

- измерение;

- эксперимент.

К теоретическим методам исследования относят:

- формализацию;

- аксиоматизацию;

- гипотетико-дедуктивный метод.

В истории науки на современном этапе ее развития ввелось понятие парадигма. Это

понятие было введено американским ученым Куном, который дал следующее

определение: парадигма – это особый способ организации научных знаний,

заключающийся в том или ином видении мира, построения модели, постановки задач

и их разрешения.

В истории науки было 3 парадигмы: аристотелевская, ньютоновская,

эйнштейновская, смена которых совершалась за счет соответствующих научных

революций. На современном этапе возникла 4-я парадигма – синергетика – учение

о самоорганизации в явлениях, процессах окружающего нас мира.

Рассмотрим понятие «культура».

Культура – это система средств человеческой деятельности, которая

программируется, совершенствуется и реализуется при взаимодействии индивида,

вида, человечества с окружающей средой и между собой. Эта система средств

создается человеком и бывает 3-х типов: материальной, социальной и духовной.

Выделяем из понятия «культура» понятие «наука».

Существует множество определений науки:

1) наука есть область культуры, дающая объективные знания о бытие.

2) Наука есть рациональный способ познания мира, основанный на

эмпирической проверке или математическом доказательстве.

3) Наука как специальный институт. К специальному институту относят

академии, НИИ, ВУЗы, библиотеки, книги, журналы, газеты и т.д.

Как я уже говорила, существуют определенные методы исследования. Они

применяются исследователем в своей научной деятельности.

Структура естественнонаучного познания включает в себя 2 уровня:

1) эмпирический;

2) теоретический.

Они отличаются друг от друга тем, что на эмпирическом уровне познания

исследователь имеет дело с реальными объектами. На теоретическом уровне

познания имеет дело с идеальными объектами. К идеальным объектам относятся:

1) материальная точка – это тело, размерами которого можно пренебречь,

исходя из условий задачи.

2) Абсолютно твердое тело – тело, деформациями в котором можно

пренебречь; это система материальных точек.

3) Идеальный газ – газ, взаимным расположением молекул в котором друг

относительно друга пренебрегают.

В природе существует 2 класса систем:

I. система «неживой природы», которая включает в себя 9 уровней организации.

II. Система «живой природы», которая включает в себя 6 уровней организации.

Существуют и такие системы, которые включают в себя элементы «живой» и «неживой

природы». Такие системы называются биогеоценозами – это совокупность

живого вещества со всей сферой обитания. Биогеоценоз иначе называется

биосферой.

Существуют определенные уровни организации биосферы, и на всех этих уровнях

основным понятием является материя. Материя есть то, что действуя на

наши органы чувств, производит ощущения; это объективная реальность, данная нам

в ощущениях. Существует два вида материи:

1) вещество – это конкретная материя, заключенная в теле. Вещество

характеризуют через физическую величину «масса покоя». Оно бывает в 3-х

агрегатных состояниях твердом, жидком и газообразном.

2) Поле – это особый вид материи, с помощью которого осуществляется

связь и взаимодействие между заряженными телами. Поле бывает гравитационным,

электрическим, магнитным и электромагнитным.

Говоря о структуре научной деятельности, следует сказать о том, что структура

естественнонаучного познания проходит следующие этапы:

I. факты;

II. закономерность – совокупность полученных фактов;

III. научная теория – совокупность закономерностей;

IV. научная картина – совокупность научных теорий.

Естественнонаучная картина мира – система научных знаний о мире,

получаемых нами от естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии).

К радикальному изменению естественнонаучной картины мира привела синергетика,

сформировавшаяся как наиболее общая теория самоорганизации. Синергетика

сформировалась на втором этапе развития научно – технической революции,

характеристике которой и посвящен мой реферат.

I Сущность и основные особенности НТР.

1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение.

XXI век – век перехода наиболее развитых стран в информационное общество.

Одним из ключевых понятий этого перехода является НТР.

Научные и технические революции были и раньше, но они не совпадали по

времени, не сливались воедино. Во 2–ой половине XV века началась первая

революция в науке, которая привела к освобождению ее от схоластики

(знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не

проверяемых опытом), положила начало современному естествознанию. Однако эта

революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще

развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной

практики. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI –

XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли

потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач.

Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в

связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением

Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил

название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в

Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также

Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим

образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.