на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Шпоргалка по курсу естествознания

комплексов, пунктов и комнат гигиены и здоровья, системы станций скорой и

неотложной помощи.

Таким образом, здравоохранение пытается устранить или ослабить факторы,

вызывающие возникновение тех или иных форм патологии, добиться повышения

уровня здоровья, трудовой активности, продолжительности жизни человека.

41. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаи­мосвязь.

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в

корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные

действия.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в

форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты

практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных

потребностей. В эмоциональной сфере знания различают элементарные эмоции

(голод , жажда , усталость...), чувства (любовь ,горе , радость...), аффекты

(ярость ,ужас , отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие,

настроение (веселое, подавленное...), особо сильные состояния эмоциональной

напряженности - стрессы . Благодаря возникшей эмоции организм имеет

возможность эффективно приспосабливаться к окружающим условиям .

Творческий процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности решаемой

проблемой.

Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что

человек может испытать недостаточность информации, знаний, умений для

достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему

необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые здания, умения, новые

объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать

этот "рывок в творчество".

Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на

воображение, которое в свою очередь , неразрывно связано с эмоциями и

чувствами человека.

Говоря о работоспособности , выделяют общую и фактическую работоспособность ,

уровень которой всегда ниже.

42. Мозг как орган сознания. Сознание, познание, твор­чество

Коре головного мозга принадлежит исключительная роль в связи с

осуществле­нием психической деятельности. Многие современные ученые

придерживаются точки зрения, что "сознание возникает в результате совместных

действий множества клеток мозга так же, как пищеварение есть результат

совместных действий клеток пищеварительного тракта". В коре находятся высшие

интегративные центры мозга, осуществляющие сознательную регуляцию

деятельности организма.

Вообще Сознание - это одно из основных понятий философии, социологии и

психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения

действительности и мышления. В более узком смысле сознание - высшая форма

психичес­кого отражения , свойственная общественно развитому человеку и

связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Познание - процесс отражения и вос­произведения действительности в мышлении ;

взаимодействие субъекта и объекта.

Правое полушарие "синтетическое", для него характерно целостное восприятие.

Оно "мыслит" образами.

43. Взаимодействие организма и среды, сообществ орга­низмов. Биоэтика.

Принципы охраны природы и ра­ционального природопользования.

Среда - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них

прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое

для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ. Условия жизни, или

условия существования - это совокупность необходимых для организма элементов

среды обитания, с которыми он находится в непрерывном единстве и без которых

существовать не может.

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называют

экологическими факторами. Абиотические факторы - это комплекс условий

неорганической среды, влияющих на организм. Биотические факторы - это

совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

Биологический принцип: для каждого вида растений (животных) существует

оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости или выносливости в отношении

каждого средового фактора.

Условия называют оптимальными, в которых данный вид оказывается наиболее

приспособленным, т. е, оставляет наибольшее количество потомков.

Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды

обозначается понятием «экологическая пластичность» (экологическая

валентность) вида. Чем шире диапазон колебаний экологического фактора, в

пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая

пластичность. Виды, способные существовать лишь при небольших отклонениях от

оптимальной величины фактора, называются узкоспециализированными, а

выдерживающие значительные изменения фактора - широкоприспособленными.

Все факторы среды взаимосвязаны, и среди них нет абсолютно безразличных для

любого организма. Популяция и вид в целом реагируют на эти факторы,

воспринимая их по разному. Такая избирательность обусловливает и

избирательное отношение организмов к заселению той или иной территории.

Приспосабливаясь к абиотическим факторам среды и вступая в определенные

биотические связи друг с другом, растения, животные и микроорганизмы

распределяются по различным средам и формируют многообразные экосистемы,

объединяющиеся в биосферу Земли. Каждый вид обладает специфическим

экологическим спектром, т. е. суммой экологических валентностей по отношению

к факторам среды.

Экологические факторы обычно действуют не по одиночке, а целым комплексом.

Действие одного какого-либо фактора зависит от действия других. Однако при

комплексном воздействии среды часто имеет место «эффект замещения», который

проявляется в сходстве результатов воздействия различных факторов.

В комплексном действии факторы среды по своему воздействию неравноценны для

организмов. Их можно подразделить на главные и фоновые (сопутствующие,

второстепенные). Ведущие факторы различны для разных организмов, если даже

они живут в одном месте. В роли ведущего фактора жизни на разных этапах жизни

организма могут выступать то одни, то другие элементы среды.

Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении

{недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного

организма, называется ограничивающим или лимитирующим.

Основные принципы рационального природопользования.

К ним относится принцип системного подхода, который предусматривает

комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее

ответных реакций. С позиции системного подхода ни один природный ресурс не

может использоваться или охраняться независимого друг от друга.

Принцип оптимизации природопользования заключается в принятии наиболее

целесообразных решений в использовании природных ресурсов и природных систем

на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза

развития различных отраслей и географических регионов.

Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода открытой

продукции основан на снижении количества образующихся отходов в процессе

производства, т. е, на более полном использования одного и того же количества

исходного сырья. Он предполагает прирост продукции не за счет вовлечения в

использование новых масс природных ресурсов, а за счет более полного их

использования путем ресурсосбережения и совершенствования технологических

процессов.

Принцип гармонизации отношений природы и производства решается на создании и

эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических

систем, представляющих собой совокупность какого-либо производства и

взаимодействующих с ним элементов природной среды, и обеспечивающих, с одной

стороны, высокие производственные показатели, а с другой - поддержание в зоне

своего влияния благоприятной экологической обстановки, максимально возможное

сохранение и воспроизводство естественных ресурсов.

Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрация

производства заключается в том, что на базе имеющихся в данном экономическом

районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются территориально-

производственные комплексы, которые позволяют более полно использовать

указанные ресурсы и тем самым снизить вредную нагрузку на окружающую среду.

44. Экология и культура, право, мораль

Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.

Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в

корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные

действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей

среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о

современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных

экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и

предотвращения вреда, наносимого Природе.

Существует необходимость приведения норм экологического права Российской

Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает

освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных

международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. Эти

положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной

политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при

соблюдении экологической безопасности общества.

Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos»

(множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого

слова - закон, правило, предписание. Мораль возникает и развивается на основе

потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их

жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми

сложных процессов социального бытия.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о

справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей,

которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным,

противоположное - аморальным. Существует специфичность морали у

представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить,

что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный

характер.

45. Принцип универсального эволюционизма. Путь к еди­ной культуре.

Принцип универсального эволюционизма.

«Эволюция» - это процесс непрерывных, постепенных количественных изменений.

Дарвин высказывал не только идею развития, но и представления о роли

изменчивости и отбора в становлении новых форм. Опубликование труда Дарвина -

это не первое провозглашение изменяемости и развития мира, положившее конец

представлению о нем как о чем-то застывшем и неизменном.

Современное эволюционное учение видит свою главную задачу в том, чтобы на

основе углубленного познания механизма эволюционных процессов предсказать

возможности эволюционных преобразований, а, в свою очередь, на этой основе

управлять эволюционным процессом. Все возрастающую в решении этой задачи

играет одна из наиболее перспективных отраслей биологической науки -

генетика.

Структурно синтетическая теория эволюции состоит из теорий микро - и макро -

эволюции. Теория микроэволюции изучает необратимые преобразования

тенетико—экологической структуры популяции, которые могут привести к

формированию нового вида. Теория макроэволюции изучает происхождение

надвидовых таксонов, основные направления и закономерности развития жизни на

Земле в целом, включая возникновение жизни и происхождение человека.

Изменения, которые изучаются в рамках микроэволюции, доступны

непосредственному наблюдателю, тогда как макроэволюцмл происходит на

протяжении длительного исторического периода времени и поэтому ее процесс

может быть только реконструирован задним числом.

Самое широкое представление о Мире дает общая научная картина Мира (ОНКМ),

описывающая и Природу, и общество с его устоями и проблемами. Сегодня,

видимо, можно лишь говорить об основной идее, на которой строится эта картина

- идее единства эволюции Вселенной и человека как космического,

биологического и социального существа.

Путь к единой культуре.

В результате своей деятельности человек создает совокупность материальных и

духовных ценностей, то есть культуру созданных материальных ценностей

(техника, технология, производственный опыт) образуют материальную культуру.

Наука, искусство, литература, религия, мораль, мифология относятся к духовной

культуре. В процессе познания окружающего Мира и самого человека формируются

различные науки. Естественные науки - науки о природе - формируют естественно

- научную культуру, гуманитарные -художественную (гуманитарную) культуру. На

начальной стадии познания оба эти вида наук и культур не разделялись, ибо

познание было обращено одинаково и к природе и к человеку. Однако постепенно

каждая из них нарабатывала свои принципы и подходы, становясь все более

самостоятельной. Разделению этих культур и наук способствовали их разные

цели: естественные науки стремились изучить природу и покорить ее;

гуманитарные своей целью ставили изучение человека и его мира. Разные у них и

методы: рациональный в естественных, эмоциональный (интуитивный, образный) в

гуманитарных.

Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности

человека по многим позициям перекрываются

Чтобы человечеству выбраться из этого кризиса нужна новая культура, новый

гуманизм в сочетании с научно—техническим прогрессом, нужно духовно и

морально возродить человечество, понять чувство глобальной ответственности,

то есть, нужна «человеческая революция». Для ее осуществления необходим

диалог культур Запада и Востока, на основе которого может быть создана единая

мировая культура, единая планетарная этика, единый планетарный разум

(ноосфера) как единство биосферы и техносферы. Человечество планеты, если оно

думает выжить, должно стать единым социальным «суперколлективом» с

планетарным разумом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.