комплексов, пунктов и комнат гигиены и здоровья, системы станций скорой и
неотложной помощи.
Таким образом, здравоохранение пытается устранить или ослабить факторы,
вызывающие возникновение тех или иных форм патологии, добиться повышения
уровня здоровья, трудовой активности, продолжительности жизни человека.
41. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.
Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в
корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные
действия.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в
форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты
практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных
потребностей. В эмоциональной сфере знания различают элементарные эмоции
(голод , жажда , усталость...), чувства (любовь ,горе , радость...), аффекты
(ярость ,ужас , отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие,
настроение (веселое, подавленное...), особо сильные состояния эмоциональной
напряженности - стрессы . Благодаря возникшей эмоции организм имеет
возможность эффективно приспосабливаться к окружающим условиям .
Творческий процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности решаемой
проблемой.
Творчество как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что
человек может испытать недостаточность информации, знаний, умений для
достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему
необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые здания, умения, новые
объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать
этот "рывок в творчество".
Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на
воображение, которое в свою очередь , неразрывно связано с эмоциями и
чувствами человека.
Говоря о работоспособности , выделяют общую и фактическую работоспособность ,
уровень которой всегда ниже.
42. Мозг как орган сознания. Сознание, познание, творчество
Коре головного мозга принадлежит исключительная роль в связи с
осуществлением психической деятельности. Многие современные ученые
придерживаются точки зрения, что "сознание возникает в результате совместных
действий множества клеток мозга так же, как пищеварение есть результат
совместных действий клеток пищеварительного тракта". В коре находятся высшие
интегративные центры мозга, осуществляющие сознательную регуляцию
деятельности организма.
Вообще Сознание - это одно из основных понятий философии, социологии и
психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения
действительности и мышления. В более узком смысле сознание - высшая форма
психического отражения , свойственная общественно развитому человеку и
связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении ;
взаимодействие субъекта и объекта.
Правое полушарие "синтетическое", для него характерно целостное восприятие.
Оно "мыслит" образами.
43. Взаимодействие организма и среды, сообществ организмов. Биоэтика.
Принципы охраны природы и рационального природопользования.
Среда - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них
прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое
для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ. Условия жизни, или
условия существования - это совокупность необходимых для организма элементов
среды обитания, с которыми он находится в непрерывном единстве и без которых
существовать не может.
Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называют
экологическими факторами. Абиотические факторы - это комплекс условий
неорганической среды, влияющих на организм. Биотические факторы - это
совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.
Биологический принцип: для каждого вида растений (животных) существует
оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости или выносливости в отношении
каждого средового фактора.
Условия называют оптимальными, в которых данный вид оказывается наиболее
приспособленным, т. е, оставляет наибольшее количество потомков.
Свойство видов адаптироваться к тому или иному диапазону факторов среды
обозначается понятием «экологическая пластичность» (экологическая
валентность) вида. Чем шире диапазон колебаний экологического фактора, в
пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая
пластичность. Виды, способные существовать лишь при небольших отклонениях от
оптимальной величины фактора, называются узкоспециализированными, а
выдерживающие значительные изменения фактора - широкоприспособленными.
Все факторы среды взаимосвязаны, и среди них нет абсолютно безразличных для
любого организма. Популяция и вид в целом реагируют на эти факторы,
воспринимая их по разному. Такая избирательность обусловливает и
избирательное отношение организмов к заселению той или иной территории.
Приспосабливаясь к абиотическим факторам среды и вступая в определенные
биотические связи друг с другом, растения, животные и микроорганизмы
распределяются по различным средам и формируют многообразные экосистемы,
объединяющиеся в биосферу Земли. Каждый вид обладает специфическим
экологическим спектром, т. е. суммой экологических валентностей по отношению
к факторам среды.
Экологические факторы обычно действуют не по одиночке, а целым комплексом.
Действие одного какого-либо фактора зависит от действия других. Однако при
комплексном воздействии среды часто имеет место «эффект замещения», который
проявляется в сходстве результатов воздействия различных факторов.
В комплексном действии факторы среды по своему воздействию неравноценны для
организмов. Их можно подразделить на главные и фоновые (сопутствующие,
второстепенные). Ведущие факторы различны для разных организмов, если даже
они живут в одном месте. В роли ведущего фактора жизни на разных этапах жизни
организма могут выступать то одни, то другие элементы среды.
Фактор, уровень которого в качественном или количественном отношении
{недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного
организма, называется ограничивающим или лимитирующим.
Основные принципы рационального природопользования.
К ним относится принцип системного подхода, который предусматривает
комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее
ответных реакций. С позиции системного подхода ни один природный ресурс не
может использоваться или охраняться независимого друг от друга.
Принцип оптимизации природопользования заключается в принятии наиболее
целесообразных решений в использовании природных ресурсов и природных систем
на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза
развития различных отраслей и географических регионов.
Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья темпами выхода открытой
продукции основан на снижении количества образующихся отходов в процессе
производства, т. е, на более полном использования одного и того же количества
исходного сырья. Он предполагает прирост продукции не за счет вовлечения в
использование новых масс природных ресурсов, а за счет более полного их
использования путем ресурсосбережения и совершенствования технологических
процессов.
Принцип гармонизации отношений природы и производства решается на создании и
эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических
систем, представляющих собой совокупность какого-либо производства и
взаимодействующих с ним элементов природной среды, и обеспечивающих, с одной
стороны, высокие производственные показатели, а с другой - поддержание в зоне
своего влияния благоприятной экологической обстановки, максимально возможное
сохранение и воспроизводство естественных ресурсов.
Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрация
производства заключается в том, что на базе имеющихся в данном экономическом
районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются территориально-
производственные комплексы, которые позволяют более полно использовать
указанные ресурсы и тем самым снизить вредную нагрузку на окружающую среду.
44. Экология и культура, право, мораль
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной.
Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в
корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные
действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей
среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о
современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных
экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и
предотвращения вреда, наносимого Природе.
Существует необходимость приведения норм экологического права Российской
Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает
освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных
международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. Эти
положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной
политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при
соблюдении экологической безопасности общества.
Этимологически термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos»
(множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого
слова - закон, правило, предписание. Мораль возникает и развивается на основе
потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их
жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми
сложных процессов социального бытия.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о
справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей,
которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным,
противоположное - аморальным. Существует специфичность морали у
представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить,
что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный
характер.
45. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.
Принцип универсального эволюционизма.
«Эволюция» - это процесс непрерывных, постепенных количественных изменений.
Дарвин высказывал не только идею развития, но и представления о роли
изменчивости и отбора в становлении новых форм. Опубликование труда Дарвина -
это не первое провозглашение изменяемости и развития мира, положившее конец
представлению о нем как о чем-то застывшем и неизменном.
Современное эволюционное учение видит свою главную задачу в том, чтобы на
основе углубленного познания механизма эволюционных процессов предсказать
возможности эволюционных преобразований, а, в свою очередь, на этой основе
управлять эволюционным процессом. Все возрастающую в решении этой задачи
играет одна из наиболее перспективных отраслей биологической науки -
генетика.
Структурно синтетическая теория эволюции состоит из теорий микро - и макро -
эволюции. Теория микроэволюции изучает необратимые преобразования
тенетико—экологической структуры популяции, которые могут привести к
формированию нового вида. Теория макроэволюции изучает происхождение
надвидовых таксонов, основные направления и закономерности развития жизни на
Земле в целом, включая возникновение жизни и происхождение человека.
Изменения, которые изучаются в рамках микроэволюции, доступны
непосредственному наблюдателю, тогда как макроэволюцмл происходит на
протяжении длительного исторического периода времени и поэтому ее процесс
может быть только реконструирован задним числом.
Самое широкое представление о Мире дает общая научная картина Мира (ОНКМ),
описывающая и Природу, и общество с его устоями и проблемами. Сегодня,
видимо, можно лишь говорить об основной идее, на которой строится эта картина
- идее единства эволюции Вселенной и человека как космического,
биологического и социального существа.
Путь к единой культуре.
В результате своей деятельности человек создает совокупность материальных и
духовных ценностей, то есть культуру созданных материальных ценностей
(техника, технология, производственный опыт) образуют материальную культуру.
Наука, искусство, литература, религия, мораль, мифология относятся к духовной
культуре. В процессе познания окружающего Мира и самого человека формируются
различные науки. Естественные науки - науки о природе - формируют естественно
- научную культуру, гуманитарные -художественную (гуманитарную) культуру. На
начальной стадии познания оба эти вида наук и культур не разделялись, ибо
познание было обращено одинаково и к природе и к человеку. Однако постепенно
каждая из них нарабатывала свои принципы и подходы, становясь все более
самостоятельной. Разделению этих культур и наук способствовали их разные
цели: естественные науки стремились изучить природу и покорить ее;
гуманитарные своей целью ставили изучение человека и его мира. Разные у них и
методы: рациональный в естественных, эмоциональный (интуитивный, образный) в
гуманитарных.
Ученые поняли, что проблемы устройства Мира и проблемы духовной сущности
человека по многим позициям перекрываются
Чтобы человечеству выбраться из этого кризиса нужна новая культура, новый
гуманизм в сочетании с научно—техническим прогрессом, нужно духовно и
морально возродить человечество, понять чувство глобальной ответственности,
то есть, нужна «человеческая революция». Для ее осуществления необходим
диалог культур Запада и Востока, на основе которого может быть создана единая
мировая культура, единая планетарная этика, единый планетарный разум
(ноосфера) как единство биосферы и техносферы. Человечество планеты, если оно
думает выжить, должно стать единым социальным «суперколлективом» с
планетарным разумом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|