на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпора: Шпоры по КСЕ

Шпора: Шпоры по КСЕ

1. Естествознание и его основные концепции

Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может

достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: -микро мир; -макро

мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир- простирается от

атома до величины Земли. Мега мир- за пределами Земли до вселенной.

Есть два мира: который отражается (объективный мир) и отраженный

(субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания.

Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание.

Субъективный- человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как

носитель сознания. Объект- на что направлено сознание. Абсолютное- это

вечное, неизменное, бесконечное. Относительное- увиденное по средствам чего-

то другого, познанное относительно другого. Абстрактное- упрощенное,

отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость,

прозрачность. Абстракция отождествления- когда группе объектов присваивается

какое-то наименование.

Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных

законов природы на основе понимания физической сущности явлений.

Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество

свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с

определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного

явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с

бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание

предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная

характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один

предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей

совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть

будет исследоваться с опр. погрешностью.

Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое

описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его

природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно

ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:

- выявление внутренней сущности явления, его механизма

- причин движения каждой из частей

- механизма взаимодействия этих частей между собой

- взаимодействия этого движения с частями других явлений и материальных

образований.

Познаваемость явлений означает возможность вскрытия их внутренней сущности.

Главной целью Естествознания является вскрытие природы всех явлений.

2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.

(Идеальный объект и бессубъектное изображение природы)

Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно

предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают

природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в

системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект,

так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания

составляет содержание гносеологического анализа.

Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа

материальной точки, не является открытием современной методологии и может

считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта.

Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих

идеализаций определяется предварительной работой методов, методической

"обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы

знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений

о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем,

что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым

возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в

качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное

мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания

его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к

пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент,

моделирование и соответствующие им методы описания, классификация,

аксиоматизация и т.д.

Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Наука описывает

мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь

между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у

каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания:

эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики,

открывает новое уже из известного.

3. Наука и культура. Критерии истинности в науке. Основные принципы научности.

Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая,

устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон

причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня

познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по

средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной

культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком.

Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности-

соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет

здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость

(проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная

отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).

4. Классификация наук. Теоретическое и эмпирическое знание

Существует около 15 000 наук. Науки делятся на естественные, гуманитарные и

социальные.

Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая,

устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон

причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня

познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по

средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной

культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком.

Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности-

соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет

здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость

(проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная

отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).

5. Проблема двух культур в науке. Научная ответственность

Проблема 2-х культур в науке: - естественно-научная; - гуманитарная.

Сформулировал Чарльз Сноу. Проблема культур-противостояние. Эти две ветви

различаются предметом познания, методом изучения, резкльтатами открытий,

подготовкой профессионалов. В результате формируются особые типы

индивидуального и коллективного сознания или мировоззрения.

НТР дала большой прорыв и огромные технологические возможности (ядерное

оружие). Возникли междисциплинарные области знания: экология, информатика,

генетика, биотехнологии.

6. Основные научные методы

Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих

достичь желаемого результата, которым может быть как знание о

действительности, так и изменение по­ложения дел в ней. Основными методами

эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение —

совокупность преднамеренных действий че­ловека, предпринимаемых с целью

выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на

относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществ­ляется

целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод

исследования, с помощью которо­го заранее запланированным образом

производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и

необходи­мых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюде­ния

предполагает более активную роль человека, осуществляет­ся в точно заданных

условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью

проверки полученных результа­тов. Эксперимент в отличие от наблюдения

позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных

условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный

эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование

воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются

дан­ные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополни­тельный метод

эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным

и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая

систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания

являют­ся дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция —

это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего

положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания.

Индукция — такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего

положения исходя из совокупности ча­стных. Индукцию часто называют выводом от

частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сход­ства

объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию

называют выводом от единичного к еди­ничному или от частного к частному.

Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только

сходство, но и различие предметов и явле­ний. Моделирование — это

оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то

причинам недоступного для манипуляций. Благодаря модели­рованию можно

проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы,

применяемые на метатеоретическом уровне научно­го познания, имеют вид

общелогических приемов: анализ и син­тез, абстрагирование, идеализация.

Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных

составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований

к новой целостности, объеди­нение в единое целое отдельных сторон предмета.

Абстрагирование — мыслитель­ный прием отвлечения от несущественных свойств и

отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существен­ных. Еще

одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная

процедура образования абстрактных объектов, не существующих в

действительности.

7. Научные картины мира и научные революции

Научная картина мира — это система представлений об общих закономерностях в

природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках

различных научных дис­циплин.

Исторически первая естественнонаучная картина мира сло­жилась в XVII—XVIII

вв. на основе классического естествозна­ния. В XVII—XIX вв. наука по сути

дела играет роль религии, способной дать ответы на фундаментальные воп­росы

устройства мира и бытия человека. Научная картина мира понималась как точная

копия реальности, существующей независимо от человека. Механистически понятая

Вселенная пред­ставляет собой пустое пространство, в котором по четким, легко

просчитываемым траекториям движутся массы вещества. Однако в науке происходит

смена стилей мышления, миро­воззренческих парадигм и способов интерпретации

проблем. Во второй половине XIX в. начинают быстро развиваться гуманитарные и

социальные науки, которые по своему содержа­нию (предмету, методу, формам

существования) конфликтуют с классическим образом научности. Научная

революция на рубеже XIX—XX вв. повлекла за собой трансформацию, основ­ных

«параметров» классического взгляда на реальность. Суть этих изменений можно

описать так: механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим и

системным. Начало трансформации от механистической к органической картине

мира положили открытия в физике: общая и специальная теория относительности

А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э. Резерфорда, работы по

квантовой механике Н. Бора, открытие принципа неопределенности В.

Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное наполнение системной парадигмы

происходило за счет новых данных, которые предоставляли пси­хология, в рамках

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.