Шпора: Шпоры по КСЕ
1. Естествознание и его основные концепции
Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может
достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: -микро мир; -макро
мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир- простирается от
атома до величины Земли. Мега мир- за пределами Земли до вселенной.
Есть два мира: который отражается (объективный мир) и отраженный
(субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания.
Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание.
Субъективный- человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как
носитель сознания. Объект- на что направлено сознание. Абсолютное- это
вечное, неизменное, бесконечное. Относительное- увиденное по средствам чего-
то другого, познанное относительно другого. Абстрактное- упрощенное,
отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость,
прозрачность. Абстракция отождествления- когда группе объектов присваивается
какое-то наименование.
Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных
законов природы на основе понимания физической сущности явлений.
Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество
свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с
определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного
явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с
бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание
предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная
характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один
предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей
совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть
будет исследоваться с опр. погрешностью.
Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое
описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его
природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно
ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:
- выявление внутренней сущности явления, его механизма
- причин движения каждой из частей
- механизма взаимодействия этих частей между собой
- взаимодействия этого движения с частями других явлений и материальных
образований.
Познаваемость явлений означает возможность вскрытия их внутренней сущности.
Главной целью Естествознания является вскрытие природы всех явлений.
2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.
(Идеальный объект и бессубъектное изображение природы)
Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно
предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают
природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в
системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект,
так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания
составляет содержание гносеологического анализа.
Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа
материальной точки, не является открытием современной методологии и может
считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта.
Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих
идеализаций определяется предварительной работой методов, методической
"обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы
знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений
о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем,
что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым
возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в
качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное
мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания
его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к
пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент,
моделирование и соответствующие им методы описания, классификация,
аксиоматизация и т.д.
Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Наука описывает
мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь
между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у
каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания:
эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики,
открывает новое уже из известного.
3. Наука и культура. Критерии истинности в науке. Основные принципы научности.
Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая,
устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон
причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня
познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по
средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной
культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком.
Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности-
соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет
здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость
(проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная
отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).
4. Классификация наук. Теоретическое и эмпирическое знание
Существует около 15 000 наук. Науки делятся на естественные, гуманитарные и
социальные.
Наука описывает мир, путем формулирования законов природы- это необходимая,
устойчивая связь между объектами и явления природы (их более 1000). Закон
причинности- у каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня
познания: эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по
средствам логики, открывает новое уже из известного. Наука- часть духовной
культуры: этика, искусство, философия. Культура-все, что создано человеком.
Наука- предельно объективированная сфера познания. Критерий истинности-
соответствие теории и эксперимента. Субъективная человеческая оценка не имеет
здесь никакой роли. 3 основные принципа научности: 1. Верифицируемость
(проверяемость); 2. Доказательность; 3. Фальсифицируемость (принципиальная
отвергаемость любого научного утверждения); 4. Рациональность (разум).
5. Проблема двух культур в науке. Научная ответственность
Проблема 2-х культур в науке: - естественно-научная; - гуманитарная.
Сформулировал Чарльз Сноу. Проблема культур-противостояние. Эти две ветви
различаются предметом познания, методом изучения, резкльтатами открытий,
подготовкой профессионалов. В результате формируются особые типы
индивидуального и коллективного сознания или мировоззрения.
НТР дала большой прорыв и огромные технологические возможности (ядерное
оружие). Возникли междисциплинарные области знания: экология, информатика,
генетика, биотехнологии.
6. Основные научные методы
Метод — система мыслительных и практических правил и приемов, позволяющих
достичь желаемого результата, которым может быть как знание о
действительности, так и изменение положения дел в ней. Основными методами
эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение —
совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью
выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на
относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществляется
целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Эксперимент — это метод
исследования, с помощью которого заранее запланированным образом
производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и
необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюдения
предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных
условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью
проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюдения
позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных
условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента — это мысленный
эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование
воображаемых объектов. В результате наблюдения и эксперимента получаются
данные, подвергающиеся затем описанию. Описание — дополнительный метод
эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным
и полным. На основе описаний эмпирических данных осуществляется дальнейшая
систематизация знания. Методами теоретического уровня научного познания
являются дедукция, индукция, аналогия, сравнение, моделирование. Дедукция —
это метод познания, в котором вывод о частном делается исходя из общего
положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося и общепринятого знания.
Индукция — такой метод познания, в котором осуществляется вывод нового общего
положения исходя из совокупности частных. Индукцию часто называют выводом от
частного к общему. Аналогия — метод познания, позволяющий на основе сходства
объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию
называют выводом от единичного к единичному или от частного к частному.
Близким к аналогии является метод сравнения, позволяющий установить не только
сходство, но и различие предметов и явлений. Моделирование — это
оперирование объектом, который является аналогом другого, по каким-то
причинам недоступного для манипуляций. Благодаря моделированию можно
проникнуть в недоступные свойства объекта, используя его аналог. Методы,
применяемые на метатеоретическом уровне научного познания, имеют вид
общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.
Анализ представляет собой мысленное разложение целого до исходных
составляющих, синтез — мысленное восхождение от глубинных, исходных оснований
к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета.
Абстрагирование — мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и
отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существенных. Еще
одним универсальным приемом познания выступает идеализация — мысленная
процедура образования абстрактных объектов, не существующих в
действительности.
7. Научные картины мира и научные революции
Научная картина мира — это система представлений об общих закономерностях в
природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках
различных научных дисциплин.
Исторически первая естественнонаучная картина мира сложилась в XVII—XVIII
вв. на основе классического естествознания. В XVII—XIX вв. наука по сути
дела играет роль религии, способной дать ответы на фундаментальные вопросы
устройства мира и бытия человека. Научная картина мира понималась как точная
копия реальности, существующей независимо от человека. Механистически понятая
Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким, легко
просчитываемым траекториям движутся массы вещества. Однако в науке происходит
смена стилей мышления, мировоззренческих парадигм и способов интерпретации
проблем. Во второй половине XIX в. начинают быстро развиваться гуманитарные и
социальные науки, которые по своему содержанию (предмету, методу, формам
существования) конфликтуют с классическим образом научности. Научная
революция на рубеже XIX—XX вв. повлекла за собой трансформацию, основных
«параметров» классического взгляда на реальность. Суть этих изменений можно
описать так: механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим и
системным. Начало трансформации от механистической к органической картине
мира положили открытия в физике: общая и специальная теория относительности
А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э. Резерфорда, работы по
квантовой механике Н. Бора, открытие принципа неопределенности В.
Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное наполнение системной парадигмы
происходило за счет новых данных, которые предоставляли психология, в рамках
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|