на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Лекция: Геополитика

Будущие интересы мира – американская политика либерализма.

Збигнев Бжезинский.

Френсис Фукуяма, «Концепция конца истории» – небольшая группа западных

государств, исповедующих либеральную философию, вступила в фазу окончания

своего исторического пути развития. Сегодня развитая рыночная экономика есть

последний рубеж, идеал, далее которого нет пути.

Но всему остальному миру еще предстоит долгое историческое движение со всеми

издержками. Им необходимо делегировать права управления постисторическим

державам.

Самюэль Хантингтон – «Неоатлантизм».

Победа атлантизма – победа временная и поверхностная. Разделение мира по

принадлежностям к той или иной системе становится все более условным.

Происходит феномен размывания идеологий как таковых. Обнажается внутреннее

ядро государств, базирующееся на цивилизационных ценностях.

Вестернизация государств оборачивается реваншем их собственных

цивилизационных предпочтений и ценностей.

Линия водораздела будет проходить по отдельно взятым цивилизациям. В будущем

выделятся несколько цивилизационных центров силы:

- Западная – Европейско-американская;

- Славяно-православная;

- Конфуцианская (Китайская);

- Японская;

- Исламская;

- Индуистская;

- Латиноамериканская.

Границы геополитического развития не будут совпадать с географическими и

политическими границами. Геополитическое противостояние отрывается от

географических границ.

Другое направление геополитики связано с происходящими во всем мире ростом

регионализации. Ослаблением ведущей роли государств приводит к образованию

собственных центров-регионов, комбинаций регионов. Конструирование

геополитических единств может проходить по региональным образованиям

(Ганзейский регион).

Антон Цишка – Будущее Германии лежит в воссоздании Евроафрики.

Европа – арена противоборства двух цивилизационный ориентаций геополитики:

евразийской и атлантизма.

Основные этапы становления геополитической мысли в России 19-20 вв.

Географическое срединное положение, границы со всеми цивилизованными

центрами, извечная проблема культурного самоопределения дало толчок развитию

геополитической мысли в России в 19-20 вв.

Политическая жизнь в России была значительно шире, чем геополитика.

Этапы развития:

1. 1829-1831 – Чаадаев издал «Письма о философии и истории». Он

считал, что главная проблема России – отлученность от мировых центров культуры.

Поэтому Россия до сих пор не определилась со своей культурой, сочетая в себе и

западные и восточные черты. Чаадаев не дал ответа на вопрос предназначения

России, но и первым поднял вопрос самоопределения России

Два течения - западники и славянофилы.

Герцен, Вяземский - западники

Западники настаивали на том, что Россия есть периферийная держава, она должна

повторить путь Европы.

Очень сильное влияние оказали и славянофилы: Даль, Тютчев, братья Самарины,

Кириевский. Это более геополитическое течение. Они указывали на особый,

отличный от западного, путь развития России, определяемый традициями общины,

крестьянского мира, самодержавия, основанного на особой патриархальной связи.

Определяли важным развитие традиций православия как подлинно христианского

учения. Задача России заключается в объединении всех славянских народов,

образование культурной цивилизационной общности. Наилучшим типом объединения

должна стать федерация славянских народов. На этой основе родилась целая

программа – особое политическое движение «Панславизм», объединяющее все

славянские народы под эгидой России – защитника славян.

Источники евразийского течения.

Н.Я. Данилевский (1869) работа «Размышление об истории России», «Россия и

Европа».

Он рассматривал Крымскую войну как поход Европы против России. Эта война

повлияла на самолюбие, самосознание России – в Крымской войне лежит ключ

положения России по отношению к Европе.

История всех войн показывает, что против России объединялась вся Европа.

Данилевский – один из основателей подходов к цивилизационной истории. Он

считал в истории человеческого существования несколько культурных типов,

которые могут между собой взаимодействовать, но стоят особняком.

Суть прогресса в многообразии. Каждый культурный тип несет собственное

социокультурное ядро, иммунитет против разлагающего действия цивилизации.

Данилевский представил схему чередования цивилизаций:

1. Древнееврейская цивилизация с религиозным миссионизмом.

2. Древняя Греция – культура.

3. Римская империя – политика и право.

4. Европейская цивилизация – социально-экономическое начало.

5. Приход возрожденной Славянской цивилизации.

Славяне еще не проявили своей цивилизационной потенции. Длителен период

объединения религии, культуры, социально-экономической сферы.

Данилевский примыкает к панславистам. Русско-турецкая война стала симптомом

кризиса славянофильства. Поменялись векторы общественного мнения, сменилось

отношение к панславянизму.

Переход от славянофильства. К.Н. Леонтьев «Византизм и славянство»

Либерализм отталкивается от принципа индивидуализма, равенства возможностей.

Либеральный прогресс ведет к социальному равенству.

Применение норм либерализма возможно только в богатом и нравственно

устоявшемся обществе.

Осуществление полной либерализационной программы все равно столкнется с

проблемой нехватки ресурсов.

Обладание гигантской колониальной системой дало возможность Великобритании

сохранить все свои социальные институты за счет внешних источников ресурсов.

Леонтьев говорит, что цивилизация развивается замкнуто-циклично.

1. Период простоты – дикость, варварство, появление лица цивилизации.

2. Цветущая сложность – расцвет свойств цивилизации.

3. Упадок – проявление разлагающих свойств цивилизации.

Одновременно критикует Западничество, работа «Средний европеец как орудие

разрушения».

Считал либерализм причиной социальной, экономической, политической

напряженности и следствием взрыва, кризиса. При либерализме эти внутренние

противоречия должны быть выдвинуты вне. Это удалось Англии посредством

колонизации.

Главный институт, который должен упорядочить это – это институт государства,

он должен контролировать порядок в достаточно деспотичной форме.

Леонтьев выступил с критикой учений Данилевского. Он подчеркнул, что в

панславизме не может быть реального славизма.

Основой государственной самостоятельности может быть культурно-политическое

основание. Основа культуры государства - это византизм, строгая церковь,

строгая власть, общинно патриархальные традиции, жесткая иерархия.

Почвенничество – Аполлон Григорьев, Федор Достоевский. Защита культурной

самобытности. Считались консервативными романтиками. Способность глубокого

проникновения в культуру, понимания культуры.

Теория малых дел – каждый должен быть на своем месте, добросовестно делать

своем малое дело.

Империя – как геополитическая форма.

Разрушение империи рассматривается как выход к более совершенным формам.

Существует несколько подходов:

1. Понятие империи как большого экономического пространства.

Империя – смысл и реалия большого экономического и политического пространства.

В связи с развитием геополитической истории в 19 веке встал вопрос об империи.

- Идеология свободной торговли;

- Курс протекционизма, ограждение рынка от внешней экспансии;

- Возникновение народно-национального хозяйства (Ф.Лист).

Защищенность рамками национальных границ национального хозяйства. Любое

национальное хозяйство должно ориентироваться на организацию внутреннего

рынка, который имеет свою критическую массу и величину. Отсюда родилось

понятие «большого экономического пространства»

Империя рассматривается как государственная форма, способная создать большое

экономическое и политическое пространство (геополитическое пространство).

Что лежит в основе этничества:

- самосознание;

- принадлежность человека к определенной общности;

Человечество объективно не может существовать во всеобщих формах, без

разделения на те или иные коллективы.

Лекция: Геополитика Лекция: Геополитика ЭТНОС

НАЦИИ

Лекция: Геополитика Племенные различия

Представление о какой-либо господствующей личности

ИМПЕРИЯ

(суперэтническое)

Империя – это универсальное государство, не связанное рамками границ.

Суперэтническое единство, т.е. на пути существования человечества как единого

рода.

Империя сохраняет все атрибуты государств.

Имперская форма отличается от классического тяготением к универсализму.

Империя вся обращена в некое всеобщее пространство. Крушение иперии

воспринимается как крушение всеобщего порядка.

Империя – аналог социального космоса.

Развивается общая система коммуникаций. Сама структура имперской

государственности способствует образованию порядку. Центр – периферии.

Эти отношения строятся на универсально-периферийных функциях к центру.

Окраины взаимодействуют только посредством имперского центра.

Империя – достаточно подвижная и динамичная форма. Окраины не могут

консолидироваться самостоятельно, передоверяют это имперскому центру.

Взаимоотношения центра и периферии могут быть разные.

Имперская форма государственности рассматривается негативно, как сила

подавления народа, его ограбления.

Политически существовали и позитивные свойства империи – стремление к

объединению государства как единого целого, имперская элита центра была

заинтересована в тесных взаимосвязях периферии с центром, что способствовало

развитию местных элит., регулирование социальных отношений, отсутствие

социальной напряженности.

Империя ориентирована не только на забирание ресурсов, но и на модернизацию

окраин. Империя может служить условием динамического прогресса окраин.

Окраины превращаются не только не только в источник обогащения, но и

становятся бременем.

Имперская форма очень прогрессивна.

Для того, чтобы национальная элита была тесно связана с центром, ее надо

удерживать, предоставлять гарантии. В задачу центра входило регулирование

этих процессов. Отсюда во всех вновь возникающих государствах происходит

поляризация между верхами и низами. Имперская форма позволяет решать эту

проблему.

Филиппов подчеркивает, что это противоречие будет порождать импульсы

имперского тяготения.

Особенности развития имперской идеологии.

1. Имперский фактор сближает империю с большими экономическими

пространствами.

2. Первичная идеология основана на этническом признаке, идеологии нации.

3. Вторичная идеология более высокого уровня, универсальная, вырастает

путем развития через расширение той базы представлений, которая лежит в

основе.

Империя между всеобщим человечеством

Любая этническая, религиозная идеология приобретает черты универсальности,

всеобщего идеала.

Историческим идеалом долгое время была римская империя – римское гражданство

присваивалось за особые заслуги.

Римская цивилизация выступала символом порядка, права и т.п.

Идея Трех Римов (Рим – Константинополь - Московская Русь).

Евразийство – идеология, позволяющая снять межэтнические противоречия и

различия.

В России сне существовало критериев дискриминации национального признака

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.