на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Иран после Второй Мировой войны

Реферат: Иран после Второй Мировой войны

С началом второй мировой войны прогерманский режим Реза-шаха оказался в

сложном положении: не рассчитывая на прямую военную поддержку со стороны

Берлина, Тегеран не во всем следовал пожеланиям Гитлера, опасаясь реакции

Лондона. Недовольный нерешительностью шаха, фюрер послал в Иран Канариса с

инструкцией "установить в Иране Республику по образцу третьего Рейха", если

обнаружится, что шах "проанглийский реакционер". Параллельно недовольству

Германии нарастало недовольство шахом в Москве в связи с деятельностью в

Иране фашистской агентуры. После четырех предупреждений о нарушении Тегераном

ст. 6 Договора 1921 г. в августе 1941 г. советские войска на основании

указанного Договора были введены в Северный Иран, а британские части по

договоренности с Москвой высадились на Юге. Реза-шах был вынужден отречься от

престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза-Пехлеви, правившего страной с

1941 г. по 1979 г.

Оккупация Ирана англо-советскими войсками избавила страну от перспективы

военных действий на его территории, способствовала его экономическому

развитию благодаря интенсивной добыче нефти для нужд антигитлеровской

коалиции, транспортировке грузов по ленд-лизу в СССР и экономической и иной

помощи союзных Держав (поставки продовольствия, борьба с нашествием саранчи и

т. д.). После Сталинграда вожди кочевых племен выдали союзникам главу

германской разведки в Иране Майера, отказавшись от профашистской деятельности

Провал профашистской ориентации Ирана и оккупация страны советскими,

британскими, а позднее и американскими войсками способствовали компрометации

реакционных кругов и усилению национально-демократического движения. В

наибольшей степени этот процесс развился в советской зоне оккупации, на

Севере, где окрепли позиции иранских коммунистов из Народной Партии Ирана

(НПИ), Демократической Партии Курдистана (ДПК), Демократической Партии

Азербайджана (ДПА). В послевоенный период ДПК и ДПА добились широкой

национально-культурной автономии с правом проведения аграрных преобразований,

причем Тегеран обязался демократизировать весь Иран по образцу иранского

Азербайджана (в состав Правительства Кавама даже были включены 3 члена ЦК

НПИ). Как показали последующие события, эти временные уступки были сделаны

Тегераном для накопления сил и последующего разгрома национально-

демократического движения, на чем настаивали Лондон, Вашингтон, АИНК, вожди

кочевых племен, реакционная иранская военщина. Внутриполитическая борьба в

стране происходила на фоне усиливающегося англо-американского противоборства

за влияние в Иране.

Разгром национально-демократического движения в 1946-47 гг. воспрепятствовал

модернизации страны, жизненный уровень которой был в 2, 5 раза ниже

турецкого, что было залогом будущих социальных взрывов и дальнейшего

ослабления ее самостоятельности на международной арене. Наиболее дальновидные

представители правящих кругов видели гарантию сохранения социально-

политической стабильности в стране в форсировании экономического развития,

что было невозможно без использования доходов от иранской нефти на благо

самого Ирана, а не АИНК. Таким образом, нефтедоллары рассматривались ими в

качестве заменителя коренных социально-экономических преобразований.

Сторонники подобной политики объединились в Национальный Фронт (НФ) во главе

с Мосаддыком (аристократ по рождению, экономист по образованию, бывший

дипломат). В 1950 г. НФ под лозунгом национализации иранской нефти победил на

выборах и приступил к реализации своей программы

Начиная борьбу за установление иранского контроля над своими нефтяными

богатствами, Мосаддык рассчитывал использовать межимпериалистические, прежде

всего англо-американские противоречия, и не стремился вовлекать в борьбу

широкие народные массы. Однако, в отличие от первой попытки нач. 30 гг.,

борьба за нефть на этот раз стала поистине всенародным делом, о чем

свидетельствует переименование в ходе борьбы возникших повсеместно массовых

организаций: в 1950 г. "Общества борьбы с АИНК", в 1951 г. "Общества борьбы с

империалистическими нефтяными компаниями", в 1952 г. "Общества борьбы с

империализмом". Радикализация массового движения с одной стороны напугала

консервативные круги иранской правящей верхушки и оттолкнула их от Мосаддыка,

а с другой стороны способствовала англо-американскому сближению на

антииранской основе: в результате бойкота и блокады нефтяному экспорту Ирана

на Запад Правительство Мосаддыка оказалось без средств (попытка главы

итальянской государственной нефтегазовой корпорации ЭНИ Э. Маттеи наладить

взаимовыгодные контакты с Тегераном завершилась загадочной гибелью Э. Маттеи

в авиакатастрофе, организованной, предположительно, совместно ЦРУ и

Интеллидженс Сервис). В сложившейся ситуации Мосаддык не решился сделать

ставку на массовое антиимпериалистическое движение для противодействия

внутренней и внешней реакции и не использовал возможности продажи нефти

социалистическим странам. Оказавшееся практически в политико-экономической

изоляции, Правительство Мосаддыка было свергнуто в результате

государственного переворота 1953

Поражение Ирана в борьбе за нефть завершилось перераспределением позиций

империалистических Держав в этой стране. В 1954 г. за спиной Тегерана был

создан Международный Нефтяной Консорциум (МНК), известный как "Семь сестер",

для эксплуатации нефтяных ресурсов Ирана. В него входили несколько

американских компаний (40% акций), АИНК (40%), Ройял-Датч Шелл (14%), Франсез

де Петроль (6%). Таким образом, монополия АИНК была нарушена не Тегераном, а

ее западными конкурентами. Новое Правительство Ирана генерала Захеди вопреки

Закону 1951 г. о национализации национальных нефтяных богатств согласилось на

деятельность МНК в стране до 1994 г. при расширении площади концессии без

права ее аннулирования Тегераном в одностороннем порядке. Реальный выигрыш

Ирана заключался в обязательстве МНК отчислять ему прибыли по принципу

"фифти-фифти" плюс 12% добываемой нефти. Не желая укрепления экономической

самостоятельности Ирана, МНК ограничивался расширением добычи и вывоза сырой

нефти без создания системы нефтепереработки.

Экономическая капитуляция Ирана перед западными Державами сопровождалась

укреплением военно-политического сотрудничества Тегерана с Вашингтоном. В

1954 г. страна вступила в Багдадский Пакт (СЕНТО), отказавшись тем самым от

официально нейтрального статуса (за сопротивление такому изменению основ

внешней политики было арестовано более 600 офицеров). Была одобрена "доктрина

Эйзенхауэра" в 1957 г., отвергнуто советское предложение заключить Пакт о

ненападении, поскольку такой документ ограничил бы возможности американо-

иранского военно-политического сотрудничества. Военные расходы в 50 гг. в 4

раза превосходили государственные инвестиции в экономику. Большая часть

американской помощи Ирану направлялась в строительство военной

инфраструктуры. Страна запуталась в сетях иностранных займов - выплата старых

долгов превосходила поступления от новых займов. Экономические планы

промышленного строительства выполнялись только наполовину. Развитие сельского

хозяйства, и особенно ирригации, сковывалось полуфеодальными отношениями в

деревне. Страна находилась на пороге глубокого социально-экономического и

политического кризиса.

Белая революция Шаха и народа" (1961-79 гг.)

"Белая революция" (серия реформ сверху для предотвращения революции снизу)

была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны, так и

настояниями США (Президент Д. Кеннеди полагал, что американская помощь

союзникам не может заменить внутренних преобразований в этих странах).

Поскольку большая часть господствующего класса, связанная с полуфеодальным

землевладением, не желала перемен, Шах распустил Меджлис и проводил реформы

своими декретами.

Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в несколько этапов и

ликвидировавшая остатки феодализма в деревне. В первой половине 60 гг.

площадь землевладения ограничивалась землями одной деревни, а остальные

передавались безземельным крестьянам в рассрочку на 15 лет. В сер. 60 гг.

был введен максимум землевладения 30 га орошаемых и 200 га богарных земель

(устанавливалась привилегия до 500 га хозяйствам, применяющим капиталистические

методы с/х производства). В нач. 70 гг. государство создавало условия

для кооперативного движения и для крупных зерноводческих хозяйств на

государственных землях. В целях общекультурного подъема села туда были

направлены добровольцы-военнообязанные из Корпусов просвещения и

здравоохранения.

Последствия аграрных преобразований были неоднозначны и противоречивы. В 60

гг. крестьянское безземелье (60% крестьян) сменилось крестьянским

малоземельем (иного при ограниченности пахотных угодий в этой стране и не

могло быть), но социальная база шахского режима в деревне резко увеличилась

на указанное десятилетие. С другой стороны, парцеллизированное с/х в эти годы

само стало потреблять большую часть производимой продукции и в связи с

необеспеченностью городов продовольствием Иран был вынужден прибегнуть к с/х

импорту. Таким образом, уже в 60 гг. наблюдаются противоположные социальные и

экономические последствия аграрных преобразований.

В 70 гг. выявилось, что темпы аграрных преобразований в стране оказались

слишком высокими: на смену феодальному безземелью крестьянства через короткий

период малоземелья приходит процесс обезземеливания обуржуазивающейся

деревни, земли которой интенсивно переходят в руки деревенской кулацкой

верхушки и тех же бывших помещиков (около 30% деревенского населения). До 41%

крестьянства были вынуждены в 70гг. мигрировать в города, не нуждавшиеся в

таком количестве рабочей силы, и составили там значительный слой маргиналов,

взрывоопасный в плане социального протеста, традиционно массового в этой

стране.

Период "Белой революции" характеризуется быстрыми темпами промышленного роста

благодаря политике реформизма, проводимой Шахом, и притоку нефтедолларов,

особенно с 1973 г. ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78 гг. со 100

долл./год до 1521 долл. Темпы прироста пром. производства составляли 8,8% в

год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг. Однако эти

блестящие показатели были достигнуты в основном за счет развития сборочного

производства, не укрепляющего экономической самостоятельности страны и, что

самое существенное, на путях развития капитализма сверху, блокирующего

возможности демократического развития капитализма снизу с втягиванием в

буржуазно-рыночные отношения основной массы населения. Следовательно,

капиталистический прогресс обеспечивал средства для существования

незначительной части населения. В то же время не только в деревне, но и в

городе старые формы существования разрушались быстрее утверждения новых.

Несчастье Ирана эпохи "Белой революции" заключалось в том, что темпы

модернизации страны были слишком быстрыми, реформы недостаточно учитывали

национально-религиозную специфику, а потому натолкнулись на слишком серьезное

сопротивление - культурно-цивилизационную реакцию традиционного иранского

общества на утверждение новых буржуазных норм и условий существования,

возглавленную шиитским духовенством. Гибельными для "Белой революции"

оказались слишком большие доходы от нефти (в результате повышения цен на нее

с 1973 г. по 1978 г. казна получила более 100 млрд. нефтедолларов, из которых

40 млрд. были истрачены на силовые структуры и столько же на государственные

промышленные проекты). Уникальное явление в мировой практике реформ - наличие

средств, и наличие мощного репрессивного аппарата побудили Шаха игнорировать

оппозиционные преобразованиям силы (вместо кропотливой работы с оппозицией

для ее раскола и привлечения части ее на свою сторону Шах практиковал ее

тотальное подавление).

Многочисленное шиитское духовенство (только в городах их 15 тыс. чел. в 5400

мечетях) выступало против реформирования систем образования и

судопроизводства в светском направлении из опасения потери своей

идеологической монополии и влияния на массы. Посягательство светской власти

на свои традиционные привилегии улемы трактуют как посягательство на

исламские устои. В период "Белой революции" Шах целенаправленно ограничивал

своими реформами не только политико-идеологическую роль духовенства, но и его

экономическую мощь (секуляризация церковной земельной собственности), чем

восстановил его против себя.

В 60-70 гг. во внешней политике Ирана произошли существенные изменения и

появились принципиально новые ее направления. Во-первых, Шах резко расширил

масштабы экономического сотрудничества с социалистическими странами. Это было

обусловлено нежеланием Запада содействовать строительству базовых отраслей

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.