на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Таким образом, конституции и уставы субъектов Россий-ской Федерации различают базовые и первичные админист-ративно-территориальные единицы субъектов.

К первым из них относятся районы (уезды) и города республиканского, областного (краевого) значения.

Ко вторым - города район-ного значения, районы в городах, поселки, сельские поселе-ния.

Район (уезд) -- административно-территориальная еди-ница, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отно-шении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия главным образом, по переработке сельскохозяй-ственного сырья, коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уез-де) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кро-ме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения. Исключительно важную роль в политической, хозяйст-венной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения.

По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого областного, окружного (автономный округ) значения; города районного значения.

Обеспечение нормального функционирования крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило их де-ление на менее крупные административно-территориальные единицы -- городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республи-канского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

К городским поселениям относятся также поселки, явля-ющиеся одним из видов административно-территориальных единиц. Они отличаются от городов меньшими размерами территории я меньшей численностью населения. Поселки де-лятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

К категории рабочих поселков относятся населенные пун-кты, на территории которых имеются промышленные пред-приятия, стройки, железнодорожные узлы и другие, эконо-мически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. К дачным поселкам относятся населен-ные пункты, основное назначение которых заключается в об-служивании городов в качестве места летнего отдыха или са-наторного лечения.

Самой многочисленной административно-территориаль-ной единицей в настоящее время являются сельские посе-ления (села, станицы, деревин, хутора, аулы и др.), подав-ляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать од-но село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет я т. д.).

Помимо перечисленных административно-территори-альных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делятся не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, кото-рые включают в себя муниципальные районы. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.- СПб.: Изд. Торг. Дом "Герда", 2000.- С.144.

Административный округ -- внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строятся на основе централизованного управления.

Муниципальный район -- административно-территориальная единица города Москвы, в границах которой осуще-ствляется самоуправление населения, проживающего на дан-ной территории. Муниципальные районы образуются с уче-том социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов, объектов муни-ципальной инфраструктуры. Границы и названия муници-пальных районов устанавливаются Московской городской думой по представлению мэра города Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселе-ния), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микро-района определяются органами местного самоуправления муниципального района.

На территории некоторых субъектов Федерации для ком-пактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие на-циональные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

В Российской Федерации имеются также закрытые адми-нистративно-территориальные образования. Согласно Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О закрытом адми-нистративно-территориальном образовании», им признает-ся имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных к других материалов, военные и иные объекты, для которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Закрытое административно-территориальное образование является административно-территориальной единицей. Его территория и границы определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, а также с учетом потребностей развития на-селенных пунктов.

Границы закрытого административно-территориального образования могут не совпадать с границами республик в со-ставе Российской Федерации, автономной области, автоном-ных округов, краев, областей, районов. В ведение органов местного самоуправления закрытого административно-тер-риториального образования передаются другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Населенные пункты, расположенные в закрытом адми-нистративно-территориальном образовании, имеют офици-альные географические названия и вносятся в соответствую-щие картографические и иные документы, за исключением случаев, специально устанавливаемых органами государст-венной власти Российской Федерации.

Закрытое административно-государственное образование находится в ведении федеральных органов государствен-ной власти по вопросам установления административной подчиненности, границ этого образования я земель, отведен-ных предприятиям и (или) объектам; определения полномо-чий органов государственной власти республик в составе Рос-сийской Федерации, автономной области, автономных окру-гов, краев, областей в отношении этого образования; введения и обеспечения особого режима безопасного функ-ционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан.

Важным является вопрос о порядке образования и пре-образования, различных административно-территориальных единиц. Образование, упразднение, объединение, установ-ление границ базовых административно-территориальных единиц осуществляются органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а первичных адми-нистративно-территориальных единиц - органами государ-ственной власти или органами местного самоуправления ба-зовых административных единиц, в состав которых входят соответствующие первичные административно-территори-альные единицы. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-С.360.

Решение о создании закрытого административно-терри-ториального образования с установлением его администра-тивно-территориальной подчиненности принимается Прези-дентом Российской Федерации по представлению Правитель-ства Российской Федерации в случаях, когда иные меры не могут обеспечить безопасное функционирование предприя-тий и объектов.

Заключение.

На основе ком
плексного теоретического исследования проведенного в данной курсовой работе по теме «Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что современные тенденции в области государственного строительства все более активно требуют ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание с которой искажает перспективу модернизации государства, ее тактику и стратегию.

Субъектный состав Российской Федерации. Недостатки субъектного состава Российской Федерации, закрепленного в ст.5 и 65 Конституции, хорошо известны: это и слишком большое количество субъектов, и "пестрота" их статуса, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Существующее сегодня количество субъектов Федерации (89) явно чрезмерно. Управление таким количеством субъектов малоэффективно, поэтому одним из главных обоснований необходимости укрупнения субъектов является обеспечение большей эффективности управления. При этом очевидно, что само по себе укрупнение является всего лишь "верхушкой айсберга" на фоне решения проблем модернизации федерализма в целом. Укрупнение субъектов Федерации неизбежно вызовет ломку всей структуры федеративного устройства и потребует создания новой, более жизнеспособной в современных условиях.

Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. В части 4 ст.5 Конституции говорится о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны". Однако в части 1 той же статьи сказано, что "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации".

«О каком равноправии может идти речь, если в самой Конституции предусматривается наличие шести разновидностей субъектов?» Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//"Журнал российского права", 2002.- N 7.С.16. Кроме того, в части 2 ст.5 предусматривается, что республика (государство) имеет свою конституцию, а прочие субъекты - только уставы. В данном случае налицо явное противоречие, поскольку субъектам конституционных правоотношений предписываются разные модели поведения, следовать которым в практической деятельности весьма проблематично.

Таким образом, существует неразрешенное конституционное противоречие, касающееся правового статуса субъектов Федерации, грозящее деструктивными тенденциями федеративного устройства. Помимо ст.5, Конституция содержит еще ряд оснований для дифференциации статуса субъектов РФ, которые вместе с внеконституционными составляют внушительный перечень. Не исключена ситуация, при которой каждый субъект Федерации будет иметь свой собственный исключительный статус. Укажем на некоторые конституционные же противоречия принципу равноправия субъектов Российской Федерации:

- предусматривается существование шести разновидностей субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (ч.1 ст.5, а также ст.65);

- только республика является государством (ч.2 ст.5);

- республика имеет свою конституцию, а другие субъекты - только уставы (ч.2 ст.5, ч.1 и 2 ст.66);

- республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч.2 ст.68);

- в перечне ст.65 субъекты Федерации указаны не в алфавитном порядке (в последовательности их перечисления большую роль сыграли представления о разных видах субъектов);

- существует такая разновидность субъектов Федерации, как автономные округа, входящие в состав других субъектов - краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чего появляется феномен "сложносоставных субъектов РФ";

- особый статус имеет город Москва - столица Российской Федерации, что также отражено в Конституции (ч.2 ст.70).

Список использованной литературы

1.
Конституция РФ. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.-80с.

2. Конституция Российской Федерации: Официальный текст с историко-правовым комментарием. М.: Издательская группа ИНФРА.М- НОРМА,1996.

3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и факультетов. 3-е изд.- М.: Норма, 2001.-766с.

4. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. группа "Инфра-М - Кодекс", 1996.- 720с.

5. Глигич-Золотарева М.В. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования//"Журнал российского права", 2002.- N 7.

6. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение, 2001.- N2.

7. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.- СПб.: Изд. Торг. Дом "Герда", 2000.- 321с.

8. Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Том 1-2 / Составитель Н.А. Михалева; Отв. ред. О.Е. Кутафин.- М.: Юристъ, 2001.- 516с.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева.- М.: Фонд "Правовая культура", 1996.-473с.

10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.

11. Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов (по состоянию на 1 августа 1996 г.) / Сост. и автор вступит. статьи А.Е. Козлов. М.: Бек, 1996.-654с.

12. Смоленский М.Б. Конституционное государственное право России.- Ростов н/Дону: Феникс, 2002.- 415с.

13. Закон Воронежской области “Об административно-территориальном устройстве Воронежской области от 17.05.1995г./ СЗ РФ 2002 г. №1254 ст128.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.