на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Административно-территориальное деление БССР
p align="left">В сентябре 1922 года в УК было внесено изменение о неприменении смертной казни к лицам, не достигшим на момент совершения преступления 18 лет. С января 1923 года запрещалось применение смертной казни к беременным женщинам.

15 ноября 1928 г. введен в действие новый УК БССР.

Основной задачей закона являлось судебно-правовая защита социалистического государства от общественно опасных деяний с применением мер социалистического воздействия. Преступлением являлось всякое «общественно опасное действие или бездействие, направленное против основ советского строя или правопорядка».

Все преступления по УК РБ делились на 2 категории:

1) направленные против советского строя или признаваемые наиболее опасными;

2) все остальные.

Система наказаний по УК БССР 1928 года

1. Расстрел;

2. Объявление врагом трудящихся с лишением гражданства БССР, СССР с изгнанием из государства;

3. Лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой;

4. Принудительные работы;

5. Полное или частичное поражение прав;

6. Удаление из СССР на определенный срок;

7. Увольнение с должности;

8. Запрещение заниматься определенной деятельностью;

9. Общественное порицание.

10. Конфискация всего или части имущества.

11. Штраф.

12. Предостережение. [3,222]

На последующем этапе в УК БССР 1928 г. вносились изменения и дополнения, свидетельствующие об усиливающемся репрессивном характере уголовного права. [2,61]

13 августа 1932 г. ЦИК СССР и СНК БССР приняли постановление о неуклонном выполнении общесоюзного закона от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», потребовав беспощадно бороться с расхитителями социалистического имущества и кулацко-капиталистическими элементами. В соответствии с этим законом за хищение грузов на транспорте, имущества колхозов и совхозов предусматривалась высшая мера наказания с конфискацией имущества, и лишь при смягчающих обстоятельствах эта мера заменялась лишением свободы не ниже 10 лет с конфискацией имущества. [3,225]

В июне 1934 г. в УК был введен новый состав преступления - измена Родине. За это преступление предусматривалось аналогичное наказание. [3,226]

7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК устанавливают уголовную ответственность с 12 лет за тяжкие преступления (убийства, кража, насилие, нанесение телесных повреждений).

В 1937 г. ЦИК СССР принимает постановление об увеличении срока лишения свободы с 10 до 25 лет за опасные государственные преступления. [2,62]

В июне-июле 1940 г. ПВС СССР установил уголовную ответственность за грубое нарушение дисциплины труда (тюремное заключение, исправительные работы) за самовольный уход с работы, выпуск недоброкачественной продукции. [2,226]

В аналогичном направлении развивалось и уголовно-процессуальное законодательство.

Конституции БССР 1927 и 1937 годов

Начиная с 1924 г. шла подготовка нового проекта Конституции, которая была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. Конституция провозглашала БССР государством диктатуры пролетариата, вся власть, в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Эта Конституция закрепила: факт вхождения БССР в состав Союза с правом свободного выхода, определила суверенные права республики. Было закреплено равенство белорусского, русского, еврейского и польского языков. [2,70]

В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления БССР: Всебелорусского Съезда Советов, ЦИК, Президиума ЦИК, СНК, а также местных органов власти и управления, созданных в связи с административно-территориальным делением (округ, район, город, местечко, сельсовет). [5,83]

Конституция закрепила основы избирательной системы и порядок выборов в Советы. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т. к. права избирать и быть избранными лишались в законодательном порядке некоторые категории граждан (служители церкви, офицеры царской армии, торговцы и т.д.). [1,132]

Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выбора в Советы определялись соотношением 5:1. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. 26 июня 1936 г. постановлением ЦИК БССР создана комиссия по подготовке проекта новой Конституции БССР. [1,133]

19 февраля 1937 г. 12 Всебелорусский съезд Советов принял новую Конституцию, которая состояла из 11 глав, 122 статей.

Законы СССР были обязательны на территории республики. Гражданин БССР являлся и гражданином СССР. Суверенитет республики был ограничен, т. к. все наиболее важные вопросы государственной жизни были отнесены к компетенции Союза.

Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство - Совет Народных Комиссаров. [5,85]

Впервые Конституция содержала разделы о бюджете республики, суде, прокуратуре, хотя строились они в соответствии с общесоюзным законодательством.

Многие положения Конституции только декларировались (например, свобода слова, печати и т.д.). На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства.

Существенным образом была изменена избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы трудящихся осуществляются на основе всеобщего, рваного и прямого избирательного права, при тайном голосовании. Конституцией БССР был утвержден герб, флаг республики, т.е. символы белорусской государственности, а также столица. [5,87]

Территория, высшие и местные органы государственной власти БССР. Образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году

После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. С 1913 г. по 1920 г. снизился объем промышленного производства на 23,3%, в городах царила безработица, сельское хозяйство было разорено. Все это отразилось на жизненном уровне населения. [2,42]

После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства.

Решению этой проблемы способствовала новая экономическая политика. Необходимо отметить, что переход к НЭПу был попыткой со стороны большевиков совместить социалистические принципы руководства государственной экономикой с товарно-денежными отношениями, используя собственный капитал в интересах социалистического будущего. [3,204]

НЭП - это система следующих мер, рассчитанных на переходный период от капитализма к социализму.

1. В сельском хозяйстве первостепенной мерой было замена продразверстки продналогом, который был меньше и устанавливался до начала полевых работ. Он зависел от наличия у крестьян скота и урожайности земли. Хозяйствам, которые увеличивали посевы наиболее важных культур, семьям красноармейцев, инвалидам и некоторым другим категориям граждан предусматривались льготы по налогу. Излишками хлеба, который оставался после сдачи налога, крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению. В 1923 году начался переход от натурального налогообложения к денежному.

2. В торговле НЭП предусматривал, что все продукты сельского хозяйства, которые оставались после уплаты налога у крестьян, можно было продать по своему усмотрению. Фактически вводилась свобода торговли, ликвидировались различные запреты. При НЭПе существовали 3 вида торговли: индивидуальная, кооперативная и государственная. Индивидуальный продавец наиболее активен был в розничной торговле, государственные органы - в оптовой, кооперативы объединяли функции оптовых и розничных продавцов.

3. В области финансов и кредита НЭП предусматривал проведение денежной реформы с целью стабилизации рубля, который за годы войны и оккупации полностью обесценился. В 1922 г. началось проведение денежной реформы. Были выпущены банковские билеты РСФСР достоинством 1,2,3,5,10,50 червонцев, которые обеспечивались банковскими активами в золоте и иностранной валютой.

4. В промышленности начался процесс децентрализации, предприятия переводились на хозяйственный расчет. Главки были ликвидированы, а вместо них образовывались тресты и групповые управления, которые получили полную хозяйственную и финансовую независимость. [3,204]

Перед руководством республики стояли и другие вопросы, которые были связаны с суверенитетом и территориальной целостностью БССР, а также отношениями с РСФСР.

Взаимоотношения БССР и РСФСР законодательно закреплялись Союзным рабоче-крестьянским договором от 16 января 1921 года. В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили следующие наркоматы:

военных и морских дел;

Высшего Совета Народного хозяйства;

внешней торговли;

финансов;

путей сообщения;

почт и телеграфа. [3,205]

Объединенные наркоматы входили в состав правительства РСФСР, и руководство ими осуществлялось через Всероссийский съезд Советов и ВЦИК.

Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. Вопросы, связанные с деятельностью объединенных наркоматов, были в ведении РСФСР, а по иным вопросам БССР была совершенно самостоятельной.

21 марта 1921 года правительство БССР открыло в Москве свое полномочное представительство, которое сыграло немалую роль в укреплении организационно-правовых связей между БССР и РСФСР.

Таким образом, отношения между БССР и РСФСР до образования Союза ССР можно определить как федеративные. [2.44]

В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях.

В августе 1922 года ЦК РКП (б) создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. [4,106]

Политбюро ЦК РКП (б) имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз:

Первый - проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Сутью проекта являлось вхождение республик в РСФСР на правах автономии. Эту идею поддержали руководители Армении и Азербайджана. Против этого плана выступили руководители Грузии и Украины и он не получил поддержки.

Второй - проект федерализации Ленина или союзный проект. Ленин, как большой стратег и тактик понимал, что автономизация вызовет открытое, а еще более скрытое недовольство и приведет к расколу в социалистическом лагере. Чтобы этого избежать, он в письме от 26 сентября 1922 года членам Политбюро предлагает признать себя равноправными с Украинской ССР и другими республиками, и наравне с ними войти в новый союз, новую федерацию - Союз Советских Республик Европы и Азии. [3,207]

14 декабря 1922 год на IV Всебелорусском съезде Советов было принято Постановление об объединении республик на основе взаимного равенства, тесных экономических и политических связей. В Постановлении также отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить. Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. [2,45]

30 декабря 1-й съезд Советов СССР утвердил проекты Договора и Декларации об образовании Союза ССР, которые ввиду их чрезвычайной важности передавались на дополнительное рассмотрение республик. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него.

На съезде был избран ЦИК СССР. [4,106]

Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата. [4,106]

В соответствии с общесоюзной Конституцией, БССР, как и другие советские республики, часть своих полномочий передала СССР.

В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило:

представительство в международных отношениях;

заключение договоров с другими государствами;

вопросы войны и мира;

право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками;

руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т.д. [3,207]

Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию.

Конституция СССР внесла значительный вклад во взаимоотношения советских республик, определила полномочия общесоюзных органов и органов республик. Важным было то, что она укрепила права свободного выхода республик из состава СССР, однако механизм выхода не регламентировался ни Конституцией 1924 года, ни другими нормативными актами. [3,208]

Заключение

Белорусская государственность прошла долгий, многовековой путь исторического развития. Подводя итого сказанному ясно видно, что исторический путь государственного строительства и развития права белорусского народа происходил в общем контексте всемирной истории народов: от простых форм до более сложных общественных отношений.

После окончания существования ЛитБел ССР Декларацией 2000 года была возрождена Белорусская ССР, но только в количестве 6 поветов. Главной задачей республики на этом этапе стало возрождение разгромленного многими войнами народного хозяйства и установление советской власти.

В конце 1922 года советские республики, в том числе и БССР, объединяются в СССР. В 1924 и 1926 гг. происходит укрупнение территории БССР. Республике была возращена большая часть белорусских земель, в результате чего территория республики увеличилась более чем в два раза.

В 20-х гг. ХХ ст. в БССР, как и во всех советских республиках, ведутся поиски новых методов хозяйствования, активизируется общественно - политическая жизнь и национально - культурное строительство. В БССР проходит активный процесс белоруссизации, в результате чего происходят значительные изменения в обществе, в том числе расширяются рамки употребления белорусского языка среди служащих государственного аппарата. До 1928 года делопроизводство многих органов республики было переведено на белорусский язык. Но в 30-х гг. этот процесс приостанавливается. Советское государство вступает в сложный период административно-командной системы управления и репрессий.

Жизнеспособность белорусского народа проверялась на протяжении всей истории, в том числе и в постоктябрьский период.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.