на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России
p align="left">13) решения административных судов, а также омбудсмена (по несекретным документам), явля-ются окончательными и подлежащими исполне-нию; определены юридические процедуры и га-рантии восстановления нарушенного права до-ступа к информации;

14) определены порядок и сроки публикации как несекретных, так и секретных документов, утративших секретность за давностью.

Законодательное закрепление этих принципов в разных странах имело свои особенности. Среди ключевых вопросов всегда вставал следующий: что считать открытой и секретной информацией, и как это отражать в законодательстве. Здесь вы-деляются два подхода. Шведско-финский подход предполагает секретность определенной инфор-мации, требует издания отдельного акта, в кото-ром указан список всех секретных документов, считает всю остальную информацию доступной для граждан. Датско-норвежский подход не тре-бует издания отдельного акта о секретных доку-ментах, предполагает дискреционное законода-тельство и оставляет свободу усмотрения в этом вопросе государственным органам и служащим Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.63.. По-разному обеспечено право апелляции: выше-стоящему чиновнику, омбудсмену, в администра-тивный суд - в Норвегии; вышестоящему чинов-нику, в независимые организации, в суд - во Франции; отсутствие у граждан права подачи апелляций в суд и независимые организации - в Нидерландах, в Финляндии - у иностранцев.

Опыт разработки законодательства о доступе граждан к информации обнаружил и некоторые недостатки. Так, законодательство гарантирует доступ исключительно к информации государст-венных правительственных органов, оставляя за пределами регулирования информацию предста-вительных и судебных органов, документов поли-тических партий. Законодательство регулирует доступ к уже принятым решениям, но ничего не говорит о праве доступа граждан к проектам ре-шений исполнительных органов власти. Практи-чески во всех законах об информации, за исклю-чением датского и японского, речь идет лишь о документах (т.е. об информации на бумажных но-сителях), в то время как доступ к информации на других носителях не урегулирован. К недостат-кам можно отнести и большое поле для усмотре-ния правительственных органов ввиду отсутствия какого-либо специального акта о секретной ин-формации (Дания, Франция, Нидерланды). Кроме этого, законодательный акцент сводится к обес-печению доступа граждан к информации о себе самом, к своему личному досье, хранящемуся в государственных органах.

В последнее время в связи с упростившимся до-ступом в Интернет и созданием сайтов, принадле-жащих правительственным органам, официаль-ная информация действительно все больше и больше раскрывается, а деятельность этих орга-нов становится прозрачной. Однако необходимо иметь в виду, что создание, наполнение и поддер-жание информационных сайтов органов исполни-тельной власти в нашей стране законодательно не регулируется, и в данном случае речь идет только о доброй воле Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.63.. Для обеспечения же реаль-ной открытости государства, квалифицированно-го участия граждан в управлении, ознакомления граждан с проектами решений для последующе-го осознанного выбора, о чем упоминал в своем выступлении на Гражданском Форуме (ноябрь 2001 г.) Премьер-министр Правительства России М.М. Касьянов, необходимо создавать законода-тельные гарантии права доступа граждан к офи-циальной информации, свободного от усмотре-ния правительственного чиновника Там же..

Задача гражданского общества состоит в ре-альном ускорении этого процесса, поскольку об-ратный процесс (обеспечение всеобъемлющего доступа государства к информации о гражданах и обществе) никогда не останавливался и всегда обеспечивался всей мощью государства. Осозна-ние этого факта приводит к необходимости со-здания правовых гарантий защиты граждан и гражданского общества от незаконного вмеша-тельства со стороны государства. Поэтому разра-ботка информационного законодательства для открытого государства включает в себя два не-равнозначных потока: законодательство о досту-пе граждан к информации и законодательство о доступе государства к информации о гражданах. Там, где гражданское общество уже создано, оно старается защитить себя, частную жизнь граждан от вмешательства со стороны государства. Так, в Германии принят Закон о защите данных, закреп-ляющий, что обладание информацией о гражда-нах представляет собой социальное насилие, и го-сударство не имеет права собирать какие-то све-дения за спиной гражданина.

3. Политические партии. Общественные объе-динения. Избирательный процесс.

Гражданское об-щество является предпосылкой правового госу-дарства. Если открытость - лишь одно из условий существования гражданского общества, то сво-бодные выборы способствуют формированию правового (открытого) государства в той степени, в какой они обеспечивают представительный характер вы-борных органов. Если гражданское общество предполагает инициативность и активность граж-дан, общественных объединений, наличие меха-низмов и способов реализации своих задач, инте-ресов и достижения целей, то открытое государ-ство предполагает информационную открытость и возможность реализации усилий гражданского общества через структуры государства. Откры-тое государство должно быть, соответственно, структурно и функционально построено, иметь каналы, через которые общество может оказы-вать достаточное влияние на поведение государ-ства. Открытое государство предполагает «про-зрачность» работы государственных органов, возможность общества отслеживать позиции фракций и депутатов, ход принятия решений и контролировать их исполнение Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.64..

Основным каналом передачи импульсов от гражданского общества к государству являются политические партии, которые составляют важ-ный сегмент гражданского общества и, одновре-менно, часть государства в той мере, в какой их представители посредством выборов и других легитимных процедур (формирование правительст-ва) становятся членами законодательных и ис-полнительных органов власти. Развитая много-партийность способствует структурированному выражению интересов и политической воли.

Партии являются частью системы обратной связи между органами представительной власти и населением. Партии - это политические единицы активной части общества, организовавшиеся, в том числе идеологически, для борьбы за власть и для управления (участия в управлении) общест-вом и государством. Межпартийная борьба, осо-бенно интенсивная в период выборов, в немалой степени способствует информированию граждан о политических деятелях, работе органов власти. Участие соперничающих партий в контроле над процессом выборов через своих сторонников в избирательных комиссиях, наблюдателей, упол-номоченных представителей также является фактором достижения прозрачности избиратель-ного процесса, ибо дает возможность отмечать и предотвращать нарушения законодательства и искажение волеизъявления избирателей. Более широкие возможности для открытого диалога с обществом, следовательно, и для положительно-го воздействия на процесс формирования откры-того государства, имеют партии, чьи представи-тели вошли в законодательные органы, в особен-ности партии, которым удалось сформировать свои партийные фракции в выборном органе. Та-ким образом, открытость государства может из-меряться, в частности, мерой влияния на него по-литических партий и мерой демократичности вы-боров, под которой подразумевается степень адекватности состава представительных органов волеизъявлению избирателей.

Но с представительностью дела обстоят не-благополучно, и это ослабляет демократическое государственно-общественное устройство. Так, несколько лет назад была развернута атака на пропорциональную систему выборов как недо-статочно демократическую. А ведь она, даже при 5%-ном барьере обеспечивает гораздо более адекватную представительность, нежели мажо-ритарная. В первом (пропорциональном) случае неучёт поданных голосов может максимум со-ставлять 49% (так было на выборах в Государст-венную Думу в 1995 г., в 1999 г. - 17%; в обоих случаях это было следствием 5%-ного барьера, но не самой пропорциональной системы). Потери голосов в мажоритарной части на выборах 1995 г. превысили 70%, а в 1999 г. - 66% Подсчеты сделаны по данным, опубликованным в «Вест-нике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 1996. № 3, 4; 2002. № 1.. Иначе говоря, государство «старается» сузить влияние избира-телей на свою деятельность уже на этапе форми-рования представительных органов, не говоря уже о том, что Государственная Дума не имеет конституционной возможности адекватно влиять на формирование правительства.

По моему мнению, президентское формирование правительства ограничивает реализацию принципа многопар-тийности гражданского общества: для избирате-лей - система многопартийная, однако при фор-мировании правительства - внепартийная (даже партии, имеющие большинство, фактически не имеют возможности делегировать своих предста-вителей в правительство). В результате, учиты-вая значимость исполнительной власти в государ-стве, существенно уменьшается ответственность партий перед избирателями. Партии могут ска-зать: мы принимали хорошие законы, а прави-тельство их реализовало плохо; в нем наших представителей нет, мы никого туда не делегиро-вали, поэтому парламент и партии не несут политической ответственности за работу правитель-ства Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.64-65..

Несмотря на то, что правительство форми-руется внепарламентским способом (это снижает роль партий в становлении открытого государст-ва), партийные фракции имеют некоторые воз-можности для осуществления парламентского контроля за правительством. К таким рычагам относятся, в частности, депутатские запросы, «правительственный час», рассмотрение вопро-сов, связанных с доверием Правительству, фор-мирование различного рода комиссий для незави-симых депутатских расследований. Цель подоб-ных мероприятий - получение достоверной информации по интересующим общественность вопросам, однако процесс доведения полученных сведений до населения все еще поставлен плохо.

Таким образом. Государственная Дума в до-статочной мере не представляет выраженную во-лю избирателей (представительство избирате-лей); члены правительства, в свою очередь, не яв-ляются политически ответственными перед парламентом и избирателями в целом, обратная связь между ними работает плохо. С точки зрения концепции открытого государства, это означает, что один из важнейших каналов влияния граж-данского общества на деятельность государства через партии и выборы во многом перекрыт. Здесь нельзя не напомнить, что политические партии нужны не только для того, чтобы избира-тели имели возможность выбора, но и для реали-зации политической ответственности, дабы изби-ратели поощряли своими голосами на следующих выборах одни партии и отказывали в поддержке другим. И, таким образом, могла бы быть реали-зована политическая ответственность.

Ибо пока политический деятель представляет самого себя, ответственность может быть уголовной, админи-стративной, но не политической. Только через партию и партийную фракцию, которая дорожит своим авторитетом, желает на следующих выбо-рах получить, по крайней мере, не меньше голо-сов (мандатов), чем на предыдущих, возможен контроль за депутатом, членом правительства, иным должностным лицом. Ибо ценность автори-тета партии является достоянием других ее чле-нов, да и сам депутат может быть вновь избран почти всегда лишь с помощью своей партии. По-средством такого механизма срабатывает поли-тическая ответственность. Без него дело может свестись к бесконечной смене лиц на политико-государственной арене, а определенная группа политической элиты будет в разных модифика-циях продолжать реализовывать некую свою (фактически авторитарную) политическую ли-нию Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65..

Поэтому совершенствование всех звеньев формирования существующей политико-государственной системы - актуальное средство продви-жения государства к его открытости. Такое со-вершенствование потребует некоторых измене-ний в Конституции или принятия иных законодательных актов, создания политических парламентских обычаев. Например, Президент, имея согласие Государственной Думы на назначе-ние премьер-министра, поручает формирование состава правительства партии, получившей на выборах наибольшее число голосов (мандатов), или другой партии, если ее готово поддержать большинство депутатов. Чтобы решить пробле-му возможно полного учета воли избирателей при формировании депутатского корпуса, возмо-жен переход к системе «открытого партийного списка» Цит. по: Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65.. В этом случае каждая партия во всех 450 округах выдвигает кандидатов, голосование проходит в округах по конкретным кандидатам, а итоги подводятся почти как при пропорциональ-ной системе без всяких процентных ограничений: по каждой партии суммируются голоса за ее кан-дидатов во всех округах; партия получает соот-ветствующее число мандатов и вручает их тем своим кандидатам, которые добились в своих ок-ругах относительно большего успеха.

Наряду с партиями фактором открытого госу-дарства могут стать общественные объединения. Их сила в многочисленности и разнообразии вы-ражаемых ими интересов, а слабость в том, что они мозаичны и почти не связаны друг с другом. Предстоит найти механизмы продвижения к оп-ределенной системности. С этой целью в конце 2001 г. по инициативе Президента РФ был созван «Гражданский форум» с участием всего спектра общественных объединений. В результате разго-вора о путях укрепления гражданского общества было рекомендовано создавать при министерст-вах общественные наблюдательные советы. Это еще одна форма проникновения структур граж-данского общества в государственный аппарат Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.65.. Такой структурой являются и создаваемые реги-ональные комиссии по помилованию. Сюда же можно отнести мировых судей и суды присяжных.

В целом, учитывая роль выборных органов и выборов в концепции открытого государства, не-обходимо Там же., во-первых, дальнейшее реформирова-ние порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (в рамках Конститу-ции) на основе прямых выборов избирателями из числа кандидатур, выдвигаемых региональными законодательными и исполнительными органами государственной власти. Во-вторых, отстаивать принципы формирования Конституционного со-брания, которые обеспечивали бы сходство с по-рядком выборов и формированием палат парла-мента, а также сочетание государственного (пу-тем вхождения депутатов и членов палат) и общественного начала (по одному представителю от всех общероссийских общественных полити-ческих объединений). В-третьих, повышать пра-вовую культуру избирателей и организаторов вы-боров на основе государственных и обществен-ных программ. В-четвертых, добиться создания современной политической инфраструктуры вы-боров в соответствии с деятельностью современ-ных политических партий парламентского типа. В-пятых, принять комплекс мер, гарантирующих беспристрастность в освещении избирательной кампании всеми средствами массовой информа-ции, реализации права человека и гражданина на поиск и распространение правдивой информации о выборах, кандидатах, политических партиях и их предвыборных платформах (программах). В-шестых, развивать избирательное законода-тельство опережающими темпами по отношению к сроку выборов с тем, чтобы участники выборов имели возможность для обращения в Конститу-ционный Суд РФ с запросом о конституционности Закона о выборах или отдельных его положений, что позволит снять недоверие к правовой основе выборов и легитимности результатов выборов. В-седьмых, сформировать обновленную систему стандартов (на базе международных) в области организации избирательного процесса, которая исключит «двойные» стандарты в оценке выбо-ров и их результатов Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.66..

4. Языковые, национально-культурные отноше-ния и открытое государство

Создание открытой публичной организации политической власти предполагает выявление реальных угроз общест-ву. Одна из них - формирование в ряде субъектов Федерации так называемой этнократической мо-дели власти, в рамках которой немаловажную роль играет язык «титульных наций», получив-ший законодательное закрепление в качестве го-сударственного языка соответствующих субъек-тов Российской Федерации Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.67.. Как свидетельствует практика, введение государственного языка, хотя частично и способствует развитию национально-го языка, но в гораздо большей мере сказывается на состоянии и развитии межнациональных отно-шений. Порой требования к обязательному его знанию не соотносится с его функциональными возможностями и национальным составом насе-ления. Отсутствие гражданского согласия в обла-сти языковых отношений непосредственно ска-зывается на состоянии открытости общества и государства. В этой связи для демократического развития общества и государства чрезвычайно важно удержание единого языкового пространст-ва не только за счет более мощной технической оснащенности федеральных (общегосударственных) средств массовой информации, но и за счет вещания последних на языках всех наиболее крупных этнических общностей.

Одним из способов предотвращения межнаци-ональных конфликтов, сохранения межнацио-нального согласия (консенсуса) является созда-ние национально-культурных автономий (НКА), призванных удовлетворять главный жизненный интерес национальностей - сохранение их нацио-нальной идентичности путем предоставления им возможностей для изучения и усвоения родного языка, своей культуры и истории, сохранения своего национального самосознания при уваже-нии других народов и их культур Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.67.. НКА - самоде-ятельная и самоуправляющаяся организация для решения данных задач как с использованием соб-ственных интеллектуальных, духовных и матери-альных ресурсов, так и с материальной и органи-зационной помощью государства. Закон РФ «О национально-культурной автономии» предус-матривает формирование Консультативных со-ветов НКА при исполнительных органах власти всех уровней. Таким образом, НКА выступает как один из каналов вхождения гражданского об-щества (его национальных сообществ) в федера-тивное государство. Чем более органы государст-ва будут открыты для взаимодействия с НКА, тем более стабильными будут межнациональные от-ношения. Развитие канала этой связи - один из способов расширения открытости государства, через который власти будут получать информа-цию не только о положении отдельных нацио-нальностей, их взаимоотношениях, но и общества в целом, регулировать эту область жизни.

Межнациональные конфликты могут являть-ся определенным инструментом в политике: как средство борьбы за власть, либо удержания влас-ти, либо как инструмент геополитического со-перничества (подтверждением являются чечен-ские события последних лет). Опираясь на прин-цип легитимности власти, предстоит разрешать межнациональные конфликты преимущественно путем переговоров, политических компромиссов и других консенсуальных технологий Там же..

Заключение

Создание правового государства необходимо для гармонизации общественных отношений, что невозможно без адекватного правового регули-рования. Проблема открытого правового государства акту-альна для современной цивилизации См.; Острем В. Смысл американского федерализма. М., 1994. С. 80-85. . Концеп-ция открытого государства является одним из проявлений относительно новой области научно-го познания политико-правовой действительнос-ти: юридической политологии.

Предметная область, теоретико-методологи-ческий инструментарий и понятийный аппарат конституционного права носят междисципли-нарный характер. Современное конституционное право, в политиче-ской системе, уделяет внимание политико-правовым аспектам разделения властей и демократии, соотношению легальности и легитимности политической влас-ти, политико-правовым режимам, значению пра-ва и правовых институтов в политической модер-низации и политическом развитии, политической роли судов (особенно конституционных и верхов-ных), правам и свободам человека, прежде всего политическим, нормативно-правовым факторам участия граждан в политике и в управлении делами общества и государства, правовым основам пуб-личного (административно-политического) уп-равления, политико-правовой и электорально-правовой культуре, избирательного права и изби-рательного процесса, взаимовлиянию выборов, избирательных систем и политических партий, юридическим средствам разрешения политичес-ких и иных конфликтов Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.68..

Проблемы властно-государственной организа-ции общества, соотношения права и политики, политических, юридических и неюридических норм, роли судов в обеспечении демократии, прав и свобод человека и гражданина, юридических норм и процедур в предотвращении и разрешении политических конфликтов, значения конституци-онного и административного права в политико-административном управлении находятся в цент-ре политической науки.

На мой взгляд, вслед за возвращением в орбиту политологии проблема-тики государства и иных политических институ-тов, развивается и «новый нормативизм», в рам-ках же юриспруденции усиливаются процессы становления «нового политологизма». В новом нормативизме формируется и концепция правового государства. Концепция правового государ-ства ориентирована на поиски политико-юриди-ческих составляющих открытой, прозрачной, публичной и эффективной организации полити-ческой власти, тесно связанной с гражданским об-ществом Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.68..

Список использованной литературы

Нормативные акты

Федеративный договор. Документы и комментарии. - М., 1996.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Конституции республик в составе Российской Федерации. Сборник документов. М., 2000.

Конституционное право России. Сборник нормативных актов // Составитель и автор вступительной статьи А. Е. Козлов. М., 2001.

Гарант справочная правовая система 2003года..

Литература

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 3-е изд. -- М.: Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М, 2002.

Вест-ник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1996. № 3, 4; 2002. № 1.

Государственное право РФ. Учебник. / Под ред О.Е. Кутафина. - М.: Юр литература, 2000.

Кин Дж. Демократия и гражданское обще-ство. - М., 2001.

Конституционное (государственное ) право. -М.: Юрист, 2003.

Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для юрид. вузов и фак. / М. В. Баглай.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А.Четвернин. М., 1997.

Лысенко В.И. и др. Открытое государство: политико-правовое видение. // Государство и право. 2003, № 5. С.59-61.

Может ли Россия показать миру путь к открытому обществу? - М., 1997.

Поппер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992.

Лучин. Конституционные деликты // Государство и право. 2000 г

Сартори Дж. Управляемая демократия и управляю-щая демократия // Мир политики. Суждения и оценки по-литологов. - М., 1992. Сорос Дж. Новый взгляд на открытое общество. - М., 1997.

Рыбкин И.П. Размышления о российской Конституции // Журнал российского права. 1999 г. №7-8.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.