ктуальность создания Медицинского кодекса РФ объясняется:необходимостью комплексного реформирования отечественного здравоохранения, в том числе его правового обеспечения;отсутствием в настоящее время научно-проработанной стратегии законотворчества в сфере медицины;несогласованностью нормативной базы здравоохранения федерального масштаба, субъектов федерации и муниципального уровня;стремлением обеспечить повышение уровня правовых знаний и правовой культуры медицинских работников;появлением большинства ныне действующих законов о здравоохранении до принятия Конституции РФ, выхода Гражданского Кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ;необходимостью отчетливой правовой регламентации разных систем здравоохранения (государственной, муниципальной и частной) и др.Следует стремиться к тому, чтобы в сфере здравоохранения появилась именно кодифицированная форма, систематизирующая все медицинское законодательство и устраняющая имеющиеся противоречия, порождаемые отсутствием системного подхода, тем самым, поднимая на более высокий уровень содержание нормативного материала.Создание кодифицированного акта призвано решить следующие задачи:1) объединить в максимально возможной степени в одном акте нормы, регулирующие весь комплекс разнообразных отношений по медико-социальной помощи населению, профилактике заболеваний человека;2) раскрыть содержание права на жизнь и здоровье как основных прав человека;3) закрепить единые принципы правового регулирования рассматриваемых отношений;4) определить законодательную базу, ее соотношение с иными нормами и принципами, включая международные нормы и принципы;5) разграничить полномочия Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, их компетенцию по вопросам правового регулирования здравоохранительных правоотношений;6) определить структуру органов управления здравоохранением и процедуру обжалования их действий;7) указать источники и механизм финансирования здравоохранения в целом и отдельных видов медицинской помощи;8) установить основные правила оказания медико-социальной помощи;9) установить правовые режимы отдельных видов медицинской деятельности (инфузиология, трансплантология, биомедицинские исследования и др.);10) определить механизм юридической ответственности за причинение вреда жизни или здоровью в связи с проведением различных медицинских вмешательств и манипуляций.Решение демографических проблем требует усиления межведомственных мероприятий. В этих целях необходимо формирование единой государственной политики в области охраны репродуктивного здоровья, совершенствование и приведение в соответствие с международным законодательством отечественной законодательной базы, повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также при восстановлении репродуктивного здоровья, в том числе с применением вспомогательных репродуктивных технологий. В России несколько миллионов бесплодных семейных пар, однако каждая вторая такая семья при соответствующем лечении может иметь детей.Одной из мер по преодолению сложившейся ситуации станет разрабатываемый в настоящее время рабочей группой при Комитете по охране здоровья проект федерального закона "Об охране репродуктивного здоровья населения Российской Федерации", который будет отвечать современным требованиям охраны репродуктивного здоровья с учетом международных стандартов. Окончательное его обсуждение мы планируем провести в весеннюю сессию 2010 года на соответствующих парламентских слушаниях".Министерство здравоохранения и социального развития РФ готовит два проекта документа, в рамках стратегии социально-экономическом развитии страны до 2020 года. Первый проект документа носит среднесрочный характер - это государственная программа развития здравоохранения, рассчитанная до 2012 года, прообразом которой явился и является, по сути, национальный проект.Второй документ более стратегический и более долгосрочный - это концепция развития здравоохранения до 2020 года, которая должна будет вытекать из основных положений концепции социально-экономического развития до 2020 года. Необходимость подготовки этого долгосрочного документа связана, естественно, с решением задач долгосрочного развития, с решением тех задач, которые поставлены в концепции демографической политики до 2025 года.Проект Концепции разработан в соответствии с положениями Послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года и предусматривает механизмы, обеспечивающие ответственность врачей и медицинских организаций за качество и результаты работы, а также поэтапный переход на полный тариф на медицинские услуги и на оказание всего объема медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.Проект Концепции развития здравоохранения до 2020 года направлен Минздравсоцразвития России на согласование в заинтересованные ведомства и представлен в Правительство Российской Федерации.После согласования с заинтересованными министерствами Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития будет организовано обсуждение проекта Концепции.Целями развития здравоохранения являются:прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 75 лет;снижение общего коэффициента смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г);снижение показателя материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г);формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25% и снижение потребление алкоголя до 9 л в год на душу населения;повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.Задачами развития здравоохранения являются:создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;переход на современную систему организации медицинской помощи;конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;информатизация здравоохранения.В 2009 году, после согласования с Минфином и Минэкономики, Минздрав намерен вновь обсуждать ее с экспертами. "Мы выходим на следующий раунд публичного обсуждения, чтобы превратить проект в окончательный стратегический документ", - отмечает в сопроводительном сообщении к документу глава Минздрава Татьяна Голикова.ЗаключениеЦель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: „ Аналитический обзор законодательства об охране здоровья населения: проблемы и перспективы" можно сделать ряд выводов:Реформирование отечественного здравоохранения без разработки основательной и действенной правовой базы невозможно и нереально.В интересах совершенствования методологии систематизации и учета нормативных правовых актов о здоровье человека, необходимо внести изменения в классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г., в частности, объединить все рубрики, касающиеся охраны здоровья, в раздел 140.000.000 "Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм". Сейчас они разбросаны по разным разделам, что затрудняет учет медицинского законодательства и работы по систематизации соответствующих нормативных правовых актов.В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой назрела необходимость принятия в ближайшем будущем Медицинского кодекса Российской Федерации. Факторами, которые вызывают указанную необходимость, являются быстрый рост числа юридических норм в сфере охраны здоровья, отсутствие строгих системных начал в медицинском законодательстве, появление нестыковок и противоречий в сфере его применения. Кодекс как правовая форма имеет несомненные преимущества перед другими нормативными правовыми актами. Содержащиеся в нем нормы напрямую регулируют соответствующие общественные отношения без конкретизации данных норм в других актах. В силу своей юридической природы, Кодекс способен полно и системно представить сферу отношений, которые сегодня складываются в предмет отрасли медицинского права.Медицинский кодекс Российской Федерации в качестве нормативного правового акта, должен регулировать широкий круг отношений и устанавливать юридические институты в следующих направлениях: медико-санитарная помощь, медицинская помощь матери и ребёнку и планирование семьи, обеспечение граждан лекарственными средствами, правовой статус пациента, этико-правовой статус медицинского работника, медико-исследовательское право, медицинская экспертиза. Кодекс должен установить новый социальный стандарт - объём гарантированной медико-санитарной помощи.На современном этапе наиболее важными направлениями развития медицинского законодательства должно быть расширение нормативной базы страхования профессиональной ответственности медицинских работников, а также принятие законов о правах пациентов, обязательной сертификации врачей, медицинской и фармацевтической рекламе, и еще целого ряда законов общего характера, которые работают независимо от того, какая форма систематизации медицинского законодательства в данном случае функционирует.В процессе кодификации должны быть решены определенные задачи по разработке научно-практических комментариев к ним, созданию доступных для массового пользователя предметных компьютерных баз данных с текстами нормативных правовых актов. Реализация этих задач будет содействовать повышению качества правового регулирования и тем самым повышению эффективности государственного управления в сфере здравоохранения. Мерой, способствующей более высокой эффективности законодательного регулирования охраны здоровья граждан, является повышение информированности общества, граждан, медицинской общественности и иных лиц о том, какие законопроекты рассматриваются в Государственной Думе и Совете Федерации. Это особенно важно в условиях малой доступности для граждан правовой информации, невозможности четко определить приоритетность действий норм одного акта перед нормами другого акта.Сегодня чрезвычайно важно безотлагательно завершить разработку и принять важнейшие для всех граждан законы прямого действия: "О здравоохранении в РФ", "О правах пациента", "О социально-правовой защите медицинских работников и обязательном страховании их профессиональной ответственности". Среди новых медицинских законов, которые в настоящее время нужны России, важно выделить те, принятие которых позволит направить в нужное для всего общества русло общественные отношения в формирующихся направлениях здравоохранения. Речь идет, прежде всего, о клонировании, репродукции, других манипуляциях с генетическим материалом, биомедицинской этике, правовом статусе пациента и др. Представляется, что общим объединяющим признаком в деле правотворчества в сфере охраны здоровья граждан должен стать принцип "опережающей регламентации", в соответствии с которым лучше создать нормативный правовой акт до того, как общественные отношения сформировались произвольно, без учета государственной политики и общественных интересов.В каком бы направлении ни развивалось нормотворчество, при формировании законодательства в столь важной сфере необходимо соблюдать следующие принципы:защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных гарантий, связанных с этими правами;приоритет профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан;доступность медико-социальной помощи населению;ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.Реформирование законодательства об охране здоровья граждан - не самоцель: законодательство о здравоохранении должно позволять эффективно функционировать системе здравоохранения, что, в свою очередь, даст возможность реализовать конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и защитить их.Библиографический список литературы 1. Нормативно правовые акты: 1. Конституция РФ. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I). 3. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 г. N 1034-1. 4. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.92 г., 5. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.91 г. N 1499-1. 6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ). 7. Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью от 11.09.98 г. N 1096. 8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ. 9. Федеральный Закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 г. . 10. Федеральный Закон "О лекарственных средствах" (от 22.06.98 г. N 86-ФЗ). 11. Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ. 12. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г) 2. Использованная литература: 13. Александрова О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. - 2007. - № 3. 14. Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. - 2001. - № 3. 15. Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2003. - № 2. 16. Квернадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. - 2001. - № 8. 17. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. - М., 2004. 18. Материалы Научно-практической конференции на тему "Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении", прошедшей 22 ноября 2006 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 19. Олейник Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения // "Черные дыры" в российском законодательстве. - 2007. - №5. - С.86-87. 20. Олейник Ч.Г. О систематизации законодательства об охране здоровья населения. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении (материалы научно-практической конференции. М.,20 ноября 2006 г). / Под ред. Хабриевой Т.Я. М.: Изд-во Юриспруденция. - 2007. - С.96-100. 21. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 2003. 22. Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. - 2002. - №2. - С.45. 23. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. / Под редакцией профессора Сергеева Ю.Д. - М.: Претор, 1995. 24. Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. - 2005. - № 3. 25. Черных В.Д. Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|