на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Авторское право
p align="left">Нельзя получить авторские права на идею или еще не созданное произведение.

Еще одним видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с Гражданским кодексом Украины к указанным отношениям применяются общие положения о купле-продаже, при условии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применяются общие нормы гражданского права об обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.

Таким образом, как следует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование творческого произведения и заплатить за них определенную цену.

Издательский договор является одним из самых распространенных видов авторского договора. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется законодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ. Часто случается так, что выводы, первоначально сделанные на базе применения норм об издательском договоре и сложившейся практики разрешения споров, позднее применяются и к иным авторским договорам.

В последнее время стал очень часто возникать вопрос: утрачивает ли автор право на обнародование произведения в случае передачи имущественных прав по издательскому договору на данное произведение? На сегодняшний день практика исходит из того, что данное право автор утрачивает. Например, некоторые издательства включают в авторский договор пункт, который запрещает автору самостоятельно обнародовать свое произведение. Хотя если обратиться к ст. 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах», то можно увидеть следующее: к числу личных неимущественных прав, помимо прочих, относится право автора обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. При этом в данной статье особо подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Таков закон, и никакой пункт авторского договора не в состоянии его пересмотреть, поскольку в соответствии с указанным выше законом условия авторского договора, противоречащие его положениям, являются недействительными. Несмотря на такую недвусмысленную позицию законодателя, существует множество издателей, которые навязывают авторам обязательство об отказе от личных неимущественных прав. Тем самым нарушается закон. Такая ситуация во многом обусловлена правовой неосведомленностью авторов, которой умело пользуются при заключении договора их контрагенты.

РАЗДЕЛ II. Содержание авторского договора

Содержание любого гражданско-правового договора вообще и авторского в частности составляют права и обязанности сторон.

Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны наделяются правами и несут корреспондирующие им обязанности. Содержание отдельных видов авторских договоров различно. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа отличается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что действующее законодательство фактически не регулирует содержание авторских договоров, оставляя данный вопрос полностью на усмотрение сторон. В связи с этим, рассматривая права и обязанности сторон, приходится опираться на сложившуюся практику заключения авторских договоров, которая с успехом может применяться сегодня.

Анализ содержания авторского договора целесообразно начать с характеристики обязанностей автора. Основная его обязанность - создание и передача заказчику заказанного произведения. Для надлежащего выполнения данной обязанности автору необходимо создать произведение, соответствующее условиям договора. К примеру, литературное произведение должно соответствовать зафиксированным в договоре заказа виду литературы, жанру, иметь согласованный с издательством объем. А сценарий художественного кинофильма должен отвечать творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего сценария. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов допустимы только с согласия организации-заказчика, что, как правило, оформляется составлением нового или изменением прежнего авторского договора. Чисто техническая работа, такая, как сбор материала и т.п., может быть выполнена по поручению автора любым лицом, при этом получение согласия заказчика необязательно. Автор обязан представить заказанное ему произведение в установленный договором срок. Исходя из смысла законодательства и сложившейся практики, автор имеет право представить заказанное произведение досрочно, при условии, что в договоре не зафиксировано иное. Произведение должно быть представлено заказчику в готовом для использования виде, т.е. в наличии должны быть все оговоренные договором элементы. Стороны вправе предусмотреть передачу заказанного произведения по частям. С целью предупреждения возможных споров сдачу-приемку произведения целесообразно оформить специальным документом, к примеру, особой распиской.

На авторе также лежит обязанность доработки произведения по требованию заказчика. Необходимость доработки может быть выявлена в результате рассмотрения произведения, когда оно в целом соответствует требованиям договора, но требует внесения определенных уточнений или изменений. Однако необходимо особо отметить, что требования о внесении в произведение уточнений или изменений может ставиться исключительно в пределах условий авторского договора. Например, заказчик не вправе требовать от автора составления алфавитно-предметного указателя, если это не было заранее оговорено в договоре. Также заказчик не вправе настаивать на том, чтобы автор изменил свою точку зрения по тому или иному вопросу, даже если, по мнению заказчика, данная точка зрения является ошибочной. Предлагаемые требования по изменению и дополнению произведения должны быть точно указаны заказчиком. Стороны должны также достигнуть соглашения о новом сроке представления измененного или дополненного произведения. Отсутствие такого согласования может привести к конфликту. Так, П. заключил с издательством договор на издание произведения. Автор представил его в срок, но издательство потребовало доработки рукописи. Срок доработки, однако, не был сторонами определен. При повторной сдаче доработанного произведения издательство отказалось его принять, мотивируя свой отказ несвоевременностью представления рукописи, и расторгло с автором договор. П. обратился с иском в суд, который восстановил действие издательского договора, а в своем решении указал, что согласно ст. 168 ГК УССР 1964 г. недопустимо одностороннее изменение условий договора. Кассационная инстанция подтвердила правильность вынесенного судом решения. Ответа на вопрос о том, сколько раз произведение может возвращаться автору на доработку, в действующем законодательстве не дается, поэтому данный аспект лучше специально оговорить в договоре. Может возникнуть ситуация, когда необходима доработка уже одобренного заказчиком произведения. Например, если к изданию подготовлена работа на юридическую тематику, но внесены существенные изменения в законодательство, автор обязан по требованию заказчика внести соответствующие изменения в данную работу. При этом автор имеет право на дополнительное вознаграждение за доработку произведения лишь в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

Следующей обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Данная обязанность, как правило, прописывается в конкретном авторском договоре. Это связано с тем, что содержание такого участия зависит от вида произведения и характера его использования. Например, в соответствии с издательским договором автор по требованию издательства без специального вознаграждения должен просматривать корректуру произведения с соблюдением оговоренных сроков, принимая во внимание график движения книжных изданий в производстве. Согласно сценарному договору для художественных кинофильмов на автора возлагается обязанность дачи консультаций режиссеру и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц и т.п., участвовать в обсуждениях киноматериала и законченного фильма. Но в отличие от издательского договора данная работа автора по сценарному договору оплачивается в размере, установленном соглашением сторон.

Наконец, последней обязанностью автора, связанной, прежде всего с передачей исключительных прав, является обязанность не передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в тех же пределах, если на это не получено согласие первоначального пользователя. При этом следует особо подчеркнуть, что данный запрет относится лишь к предоставлению произведения для использования аналогичным способом, установленным первоначальным договором, и если, к примеру, автор заключил издательский договор, то это не означает, что он не вправе без согласия издательства предоставить данное произведение для публичного исполнения или переработки в иной жанр.

Указанная обязанность возлагается на автора с момента заключения соглашения и остается в силе в течение всего срока действия авторского договора.

Наряду с автором ряд обязанностей возлагается также и на заказчика.

В первую очередь заказчик обязан принять и рассмотреть переданное автором произведение. Выполняя данную обязанность, заказчик проверяет качество оформления произведения, его комплектность. Указанные действия осуществляются в порядке, предусмотренном договором. Как правило, факт принятия произведения оформляется специальным документом, который подтверждает сдачу автором заказанного произведения. Иногда в авторском договоре фиксируется условие о том, что предоставленное произведение считается принятым, если пользователь в течение определенного срока не потребовал от автора дооформления или доукомплектования произведения. Если произведение было принято, то заказчик также обязан его рассмотреть, т.е. одобрить, отклонить (но только по основаниям, предусмотренным договором) или выдвинуть требование о внесении в произведение поправок с точным указанием существа необходимых изменений (но также только в пределах договора). Все эти действия заказчик обязан выполнить в срок, предусмотренный соглашением сторон. Оценку произведения заказчик может выполнить самостоятельно либо привлечь к этому специалиста, направив данное произведение для рецензирования. По общему правилу, время рецензирования произведения включается в срок, предоставляемый заказчику для рассмотрения произведения. Иногда необходимость получения специального заключения по представленному произведению предусматривается нормативными актами. К примеру, рукописи учебников и учебных пособий для высших учебных заведений в обязательном порядке подлежат рецензированию на кафедре одного из ведущих по данной специальности вузов, а также крупным специалистом в данной области. В указанном случае время оценки рукописи в соответствующей организации исключается из срока, отведенного заказчику для рассмотрения произведения.

При этом следует иметь в виду, что оценка произведения является обязанностью самого заказчика. Конечно, он вправе учитывать отзывы рецензентов, но окончательную оценку должен дать сам. В случае одобрения произведения заказчиком считается, что автор исполнил свою обязанность по созданию произведения надлежащим образом. Факт одобрения произведения оформляется специальным документом, при этом автору направляется письменное извещение об одобрении его работы. Правда, на практике встречаются случаи, когда данное требование не соблюдается; если такое происходит, произведение считается одобренным с истечением срока, установленного для его рассмотрения. Следует заметить, что данный срок начинает отсчитываться с момента сдачи автором надлежащим образом оформленного произведения, даже если оно было передано досрочно.

При принятии заказчиком решения о необходимости доработки произведения он должен довести до сведения автора, в чем состоит суть этой доработки, и согласовать с ним ее сроки. До автора должно быть четко доведено существо требований, в противном случае это чревато в дальнейшем возникновением спора. Решение об отклонении произведения, обычно фиксируемое специальным документом, принимается заказчиком в случае, если представленное произведение не отвечает условиям заключенного соглашения, либо невозможно использование данного произведения по научным или художественным достоинствам. Заказчик вправе отклонить произведение, не передавая его на рецензирование, но в любом случае такое решение должно быть мотивированым, так как автор имеет право его оспаривать.

Другой обязанностью пользователя является соблюдение всех личных неимущественных прав автора. Вообще-то данное требование распространяется на всех лиц вне зависимости от того, имеют ли они договорные отношения с автором или нет. Однако, авторский договор, как правило, специально прописывает обязанность пользователя соблюдать авторские права. Следует акцентировать внимание на обязанности пользователя соблюдать право автора на защиту произведения от любого искажения, так как именно в этой области возникает большинство споров. Авторский договор, как правило, содержит пункт, запрещающий пользователю без согласия автора вносить изменения в представленное ему произведение, такие, как сокращение объема, дополнение произведения комментариями и т.п. Но надо отметить, что при заключении договора автор может дать согласие на последующее изменение своего произведения - тогда такое согласие уже не может быть отозвано автором в одностороннем порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.