p align="left">3) Претерпел изменения и порядок назначения арбитражных управляющих: их кандидатуры будут представлять арбитражному суду саморегулируемые организации. Предлагается следующая процедура назначения арбитражного управляющего: арбитражный суд, признавая должника банкротом, указывает саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначаться управляющий; соответствующая СРО составляет список кандидатов (не менее трех), изъявивших согласие. Решение о включении кандидатур в список принимается организацией на коллегиальной основе; не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего составленный список направляется в арбитражный суд заявителю-инициатору банкротства (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику; должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной из указанных в списке кандидатур арбитражных управляющих. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом; если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке, составленном СРО. Установление необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников Практика применения редакции Закона о банкротстве 1998 года выявила невозможность одинакового подхода к небольшому производственному предприятию и компании, представляющей военно-промышленный комплекс. Кроме того, были учтены различные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть на предприятии, объявленном банкротом. В связи с этим утверждены следующие нововведения: если для руководителя организации-должника законодательство предусмотрело специальные требования, например наличие допуска к государственной тайне, образования по профилю деятельности, к арбитражному управляющему должны быть предъявлены аналогичные требования; на арбитражного управляющего возлагается обязанность внеочередного финансирования мероприятий по предотвращению потенциальных неблагоприятных техногенных и экологических последствий по причине закрытия предприятия. Пока возможность возникновения катастрофы не будет устранена, арбитражный управляющий не вправе рассчитываться с кредиторами. Ограничения по обороту имущества устанавливаются не только для процедур банкротства, но и для перехода прав собственности на объекты в обычном хозяйственном обороте. Так, собственность с ограниченным оборотом может быть продана только тем организациям, которые имеют право владеть таким имуществом. В то же время в отношении организаций оборонной промышленности предусмотрено право государства приостанавливать реализацию имущества до 3 месяцев. В этих целях соответствующий федеральный орган наделяется полномочиями лица, участвующего в деле. В новой редакции Закона введен особый раздел -- «Банкротство стратегических предприятий и организаций». В нем подробно перечислено, какие объединения относятся к данной категории: федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, чьи акции находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; организации оборонно-промышленного комплекса: производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ. Указанные организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) провести обязательные платежи, если существует шестимесячная задолженность по их исполнению. При этом для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий или организаций требования должны составлять в совокупности не менее 500 тыс. руб. Таким образом, в I главе нашей дипломной работы мы рассмотрели законодательство о банкротстве (несостоятельности): историю развития, традиции и современное состояние института банкротства. Современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий. Глава II. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде § 1. Понятие о банкротстве юридических лиц На сегодняшний день в юридической литературе неоднократно поднимается вопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли они синонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, Г. Шершеневич считает, что банкротством следует считать несостоятельность, сопряженную с таким виновным поведением должника, которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам. Шершеневич Г. Учебник русского гражданского права. - М.: Проспект, 1995. - С. 300 Л. Щенникова также указывает на то, что проведение различий между понятиями несостоятельность и банкротство «…принципу вины представляется не лишенным глубокого смысла». Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве: традиции и перспективы // Российская юстиция. - 1998. - № 10. - С. 38 Интересна и позиция С. Жилинского, который помимо указанных понятий оперирует еще и таким понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку: «Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество - становится несостоятельным. Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливого предпринимателя - банкрот. Им его наделяет арбитражный суд». Жилинский С. Правовая основа предпринимательской деятельности. Курс лекций-М.:Норма-Инфра,1998.- С.104 Новый закон также не внес ясности в данный вопрос. Так в его тексте до статьи 3 неоднократно после слова «несостоятельность» в скобках употребляется термин «банкротство». Начиная же со статьи 3 скобки отброшены и «банкротство» становится самостоятельным понятием. Мы, же в своей работе под банкротством будем понимать и несостоятельность. В соответствии со статьей 2 нового закона под несостоятельностью (банкротством) понимается - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. В отличие от старого закона 1998 года неспособность должника должна быть признана только законом, в старой редакции должник мог сам объявить о неспособности в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Рассматривая понятие банкротства, стоит обратить внимание на тот факт, что новый закон, в отличие от традиционного подхода, принятого в гражданском праве к определению понятия должника, более узко подходит к его пониманию, подразумевая под ним сторону, должную уплатить кредитору только лишь денежную сумму, тогда как статья 307 ГК говорит, что должником является - сторона, обязанная совершить определенные действия по требованию кредитора, как-то - передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму и т.п. С другой стороны, закон, не ограничивается только гражданско-правовыми обязательствами, имея ввиду также публично-правовую обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей. В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий “неплатежеспособности”, состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (п.2. ст. 3 Закона). Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. При определении размера денежных обязательств принимается во внимание задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, а также, чего не было в старом законе, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника. Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее ста тысяч рублей (ст. 6 Закона). Тогда, как в законе 1998 года, требования к должнику - юридическому лицу должны были составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. “Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличии от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности - прекращения платежей” Щенникова Л. Банкротство в гражданском праве: традиции и перспективы // Российская юстиция. - 1998. - № 10. - С. 39 . Размер денежных обязательств считается установленным, если он определен судом. Таким образом, при определении признаков несостоятельности (банкротства) закон исходит из критерия неоплатности. Новый закон предусматривает только один способ признания должника несостоятельным в отличие от закона 1998 года, в котором предусматривалось две формы: по решению арбитражного суда и добровольное объявление о банкротстве. В новой же редакции закреплено только по решению суда. Как и предыдущий закон, Закон о несостоятельности (банкротстве) 2002г. предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.32). Благодаря накопившейся практике, глава 3 нового закона “Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде” существенно расширила и углубила положения старого закона, восполнила существовавшие пробелы. § 2. Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ о банкротстве юридических лиц. Прежде чем перейти к вопросу о порядке производства дел о банкротстве, необходимо исследовать вопрос о применении процессуальных норм при разбирательстве дел данной категории. Единые правила для дел любой категории, включая дела о несостоятельности, установлены в АПК. Следует отметить, что в 2002 году также принят новый АПК от 24.07.2002г. № 95-ФЗ. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002. № 95 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012. Вместе с тем, в статье 223 “Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)” определено, что эти дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве). Помимо норм, закрепленных в главе 3, отдельные процессуальные нормы содержатся и в других статьях, поэтому глава “Рассмотрение дел о (банкротстве) в арбитражном суде” применяется если иное не предусмотрено другими главами. В статье 33 закона о банкротстве предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон (статья 38 АПК). Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику - юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее ста тысяч рублей, о чем говорилось выше; во-вторых - указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 33 закона о банкротстве). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.43 закона о банкротстве). Особенностью данного процессе является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем нет и ответчика. Заявление о признании несостоятельным может быть подано как конкурсным кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление закон о банкротстве устанавливает различный порядок его оформления и содержания. Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 37 закона о банкротстве не допускает такую передачу полномочий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|