на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Бюджетные правоотношения
так, Бюджетный кодекс РФ выделяет несколько групп бюджетных правоотношений.

В частности, отношения по поводу доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней, а также отношения по поводу государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Отдельный блок образуют отношения между субъектами по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также исполнения указанных бюджетов и контроля за исполнением.

2.2 Бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности

За последние десятилетия финансово-правовые отношения в России наполнились новым содержанием, возникла потребность в переоценке основных методов регулирования финансовой деятельности, составляющей главное содержание указанных отношений. Для обеспечения финансовой дисциплины (в особенности налоговой и бюджетной) в силу объективных причин законодатель был вынужден пересмотреть правовые нормы, связанные с юридической ответственностью и правовым принуждением в целом. В связи с тем, что законное использование бюджетных средств различными участниками соответствующих правоотношений имеет существенное значение в государстве, возникает необходимость в разработке положений об ответственности за нарушения, связанные с использованием указанных средств. Одним из видов правовой ответственности, направленной на охрану бюджетных правоотношений, считается бюджетно-правовая ответственность.

Рассматривая бюджетные правоотношения применительно к их связи с бюджетно-правовой ответственностью, подчеркнем, что границы, в которых должно происходить оформление бюджетно-правовой ответственности, предопределены бюджетно-правовыми отношениями, поскольку:

а) элементом правоотношения является субъект, субъектный состав правоотношений может формировать круг субъектов юридической ответственности;

б) в правоотношениях на субъектов возлагаются определенные обязанности, нарушение которых может образовывать объективную сторону правонарушения, а правонарушение, в свою очередь, является основанием для юридической ответственности.

Следует учитывать, что рассмотрение тех или иных правоотношений не может не касаться такой важной темы, как предмет отрасли права. Вопросы о предмете финансового права и бюджетного права как его подотрасли были освещены в учебной литературе и в отдельных научных публикациях11 Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С. 29-49..

Общепринятой является точка зрения, согласно которой предметом отрасли финансового права признаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач22 Финансовое право. Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М., 2002. С. 33..

Далее обозначим круг бюджетных правоотношений, которые определяют границы бюджетно-правовой ответственности.

Правоотношения, возникающие в процессе (в рамках бюджетного процесса): составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы; утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; осуществления контроля за исполнением бюджетов.

Некоторые из правоотношений, возникающих в связи с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы:

отношения, возникающие в связи с формированием доходов: отношения по использованию имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; отношения по продаже имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (при этом не должны затрагиваться гражданско-правовые отношения);

отношения, возникающие в связи с осуществлением расходов бюджетов: отношения по предоставлению бюджетных кредитов; отношения по предоставлению субсидий, в том числе грантов физическим лицам (ст.78 БК РФ); по бюджетному инвестированию (ст.79, 80); отношения по использованию резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ (ст.81, 82) и др.

В связи с осуществлением бюджетных расходов, требуется четкое разграничение бюджетных и гражданско-правовых отношений. Так, например, при заключении государственных или муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг и при формировании государственного или муниципального заказа возникают правоотношения:

между государством в лице государственных органов (или бюджетного учреждения) и юридическими лицами (продавцами) по заключению соответствующего договора (купля-продажа), эти отношения являются исключительно гражданско-правовыми, и поэтому установление в них бюджетно-правовой ответственности недопустимо;

между бюджетными учреждениями и органами власти по поводу: определения необходимости и условий заключения государственных или муниципальных контрактов; принятия решения о необходимости заключения соответствующих контрактов; ведения реестра закупок (ст.73 БК РФ).

При "узкой" трактовке бюджетно-правовой ответственности данный вид юридической ответственности не должен затрагивать отношения, возникающие в связи с государственными и муниципальными заимствованиями, формированием и обслуживанием государственного и муниципального долга, поскольку, как было указано ранее, в научной литературе, государственный кредит рассматривается в качестве самостоятельного института финансового права. В данном случае требуется установление специальной уголовной и финансово-правовой ответственности.

Если "широко" трактовать бюджетные правоотношения и бюджетно-правовую ответственность, то следует признать, что бюджетно-правовую ответственность можно устанавливать и в отношениях по формированию и обслуживанию государственного и муниципального долга, причем не затрагивая гражданско-правовых отношений, возникающих в связи со сделками с ценными бумагами.

Таким образом, перечисленные бюджетные правоотношения в дальнейшем необходимо использовать для конкретизации субъектов соответствующих правоотношений и ответственности, так как эти положения оказывают непосредственное влияние на границы и содержание бюджетно-правовой ответственности.

Заключение

Итак, определение категории "бюджетные правоотношения" вытекают из ст.1 БК РФ, в которой указывается, что к бюджетным правоотношениям относятся три группы:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения;

3) отношения по поводу установления правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Исходя из положений ст.151 и 152 БК РФ можно выделить четыре группы участников бюджетного процесса:

система органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля;

иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Установление правового статуса участников бюджетного процесса подразумевает закрепление полномочий, прав и обязанностей указанных органов и организаций. Однако детально БК РФ регламентирует полномочия участников бюджетного процесса только федерального уровня. Полномочия же участников бюджетного процесса уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня подлежат детальной регламентации в нормативных правовых актах соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В отношении порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства следует отметить, что Кодекс устанавливает лишь правовые основы данной процедуры. В части привлечения к уголовной, административной и налоговой ответственности подлежат применению нормы соответственно Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса России, нормы иных законодательных актов федерального уровня.

В силу прямого указания, содержащегося в пункте 3 статьи 2 части первой ГК РФ, к бюджетным правоотношениям как к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (в п.3 ст.2 ГК РФ указано, что речь идет о налоговых и других финансовых и административных отношениях), гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета - 1993. - № 237. - 25 дек.

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.11 2004)"О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. - 1997. - № 51, ст.5712.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, 2007, № 1, ст.28.

4. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, 2006, № 2, ст.171; № 3, ст.282.

5. Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3824; 2006, № 6, ст.636.

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 01.12.2004)"О Министерстве финансов Российской Федерации // СЗ РФ. - 2004. - № 31, ст.3258.

7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 "О Федеральном казначействе" // СЗ РФ. - 2004. - № 49, ст.4908.

Учебная и научная литература:

8. Анишин А.К. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. - 2004. - № 3. С.3.

9. Баранова С.В. Совершенствование налоговой системы в России. - М., 2005. - 128 с.

10. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. - М., 2007. - 98 с.

11. Бюджетное право и процесс: Учебник / Под ред. В. Парыгиной. - М.: Издательство: Эксмо, 2005. - 384 с.

12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского. - М., 1999. - 135 с.

13. Вознесенский Э.А. Соотношение финансов и права // Правоведение. - 1971. - № 3. С.126-130.

14. Денис Ллойд. Идея права. - М., 2002. - 267 с.

15. Другова Ю.В. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Автореф. дис.: канд. юр. наук. - М., 1999. С.10.

16. Иловайский С.И. Учебник финансового права. - Одесса, 1904. - 234 с.

17. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.В. Бобковой. - М.: Проспект, 2005. - 547 с.

18. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. / Под ред.А.Н. Борисова - М.: Юстицинформ, 2006. - 678 с.

19. Крохина Ю.Л. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2002. - 234 с.

20. Кучеров И.И. Бюджетное право России; курс лекций. - М., 2002. - 98 с.

21. Маркелов В.В. Правовая форма бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.38-42.

22. Маркелов Ф.В. Вопросы теории бюджетного права: бюджетные правоотношения как базовый критерий выделения бюджетно-правовой ответственности // Гражданин и право. - 2006. - № 6. С.23-28.

23. Мурзабеков М.Р. Бюджетная деятельность муниципальных образований в Российской Федерации. - М., 2003. С.14-17.

24. Налоговое право России / Под ред. А.В. Демина. - М.: Экмос, 2006- 424 с.

25. Налоговое право России / Под ред. И.Д. Еналеевой, Л.В. Сальниковой. - М.: Проспект, 2006 - 314 с.

26. Поветкина Н.А. Российская Федерация как субъект бюджетного права. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. - М., 2004. С.12.

27. Поветкина Н.А. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.33.

28. Разгильдиева М.Б. Основные тенденции реформирования бюджетных отношений и проблемы ответственности // Финансовое право. - 2005. - № 7. С.23-24.

29. Ровинский Е.А. Предмет советского финансового права // Советское государство и право. - 1940. - № 3. С.29-49.

30. Ровинский Е.А. Социалистические финансы и финансовое право // Советское государство и право. - 1980. - № 8. С.42-46.

31. Саттарова Н.А. Некоторые функции государственных органов в бюджетных правоотношениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2005. - № 23. С.25-29.

32. Современная концепция субъектов бюджетного права // Финансовое право. - 2004. - № 1. С.35-39.

33. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001. - 325 с.

34. Финансовое право. Учебник / Отв. ред.Н.И. Химичева. - М., 2002. - 349 с.

35. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасева. - М.: Юристъ, 2004 - 576 с.

36. Финансовое право РФ. / Под ред. А.В. Шаврова - М.: Юристъ, 2004 - 300с.

37. Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007. - 422 с.

38. Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. - 2004. - № 4. С.8-11.

39. Химичева Н.И. Бюджетные правоотношения и их особенности // Хозяйство, право, управление. Выпуск 4. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - С.105-113.

40. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. Учебно-методический комплекс. - М., 2005. - 247 с.

41. Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства: Курс финансовой науки. - СПб., 1913. - 311 с.

42. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М., 2002. - 643 с.

Материалы судебной практики:

43. Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. - 2001. - №7. С.35.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.