p align="left">Предметы ведения муниципального образования в области бюджета определены в ст. 9 БК РФ. Однако надо иметь в виду, что законодатель подошел к определению предметов ведения муниципального образования весьма широко, отнеся в ряде случаев к бюджетной компетенции муниципальных образований те предметы ведения, которые с научной точки зрения составляют компетенцию муниципального образования в области муниципального долга. С учетом всего отмеченного к предметам ведения муниципальных образований в области бюджета следует отнести: -- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов; -- рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение местных бюджетов, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов; -- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; -- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов; -- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов. В абз. 1 ст. 9 БК РФ речь идет не о предметах ведения муниципального образования, а о предметах ведения органов местного самоуправления в сфере бюджета. Данную формулировку вряд ли можно признать правильной, ибо субъектом бюджетного права в большинстве случаев является само муниципальное образование, т.е. население определенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 130 БК РФ). Предметы ведения муниципальных образований в сфере бюджета раскрываются (конкретизируются) через бюджетные полномочия тех органов, которые непосредственно реализуют бюджетную компетенцию муниципального образования. К числу этих органов относятся: представительные органы власти муниципального образования, а также исполнительные органы власти, ведущие учет доходов и расходов местного бюджета. Бюджетные полномочия вышеназванных органов установлены в ст. 132 Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты (решения), в том числе в сфере бюджета (ст. 130 Конституции РФ). Благодаря этому они обеспечивают следующие предметы ведения муниципального образования: -- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов; -- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов; -- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов. В частности, во исполнение вышеназванных полномочий многие представительные органы местного самоуправления приняли нормативные акты о бюджетном процессе. Кроме того, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, а также ст. 153 БК РФ представительные органы местного самоуправления имеют полномочия от лица муниципального образования рассматривать и утверждать местные бюджеты, а также рас- сматривать и утверждать отчеты об их исполнении. В процессе рассмотрения и утверждения местного бюджета представительные органы местного самоуправления имеют полномочия: а) формировать в местном бюджете целевые бюджетные фонды (ст. 17 БК РФ); б) передавать доходы местного бюджета бюджетам других уровней бюджетной системы по ставках (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 63 БК РФ); в) включать в местный бюджет доходы, переданные из бюджетов субъектов РФ и федерального бюджета (ст. 52, 58 БК РФ); г) включать в местный бюджет финансовую помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджета субъекта РФ; д) включать в местный бюджет расходы, переданные из бюджета субъекта РФ. Можно выделить и другие полномочия представительных органов местного самоуправления, которые они осуществляют в ходе реализации основного полномочия рассматривать и утверждать местный бюджет. Наконец, муниципальное образование имеет право на собственный бюджет, равно как и право на получение бюджетных доходов и их использование (ст. 132 Конституции РФ), ст. 10 БК РФ. Исходя из этого, по аналогии с бюджетной компетенцией Российской Федерации и бюджетной компетенцией субъектов РФ, полномочие на учет доходов и расходов бюджета (ст. 240 БК РФ), которое реализуется от имени муниципального образования, принадлежит финансовым органам местного самоуправления. 3. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемую нормами права. Согласно ст. 10 БК РФ в состав бюджетной системы РФ включаются: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт--Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Основные принципы бюджетной системы: 1) принцип единства бюджетной системы - единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств (ст. 29 БК РФ); 2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней - закрепление доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств (ст. 30 БК РФ); 3) принцип самостоятельности бюджетов - право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством РФ налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня (ст. 31 БК РФ); 4) принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме (ст. 32 БК РФ); 5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК РФ); 6) принцип гласности - бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликованию в открытой печати (ст. 36 БК РФ); 7) принцип достоверности бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ); 8) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств на конкретно определенные цели (ст. 38 БК РФ). Бюджетные полномочия Российской Федерации. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти изложены в ст. 7 БК РФ. Бюджетные полномочия РФ можно разделить на две группы: 1) полномочия, связанные с определением общих принципов и основ организации и функционирования бюджетной системы на всех ее уровнях; 2) полномочия, относящиеся непосредственно к федеральному уровню власти. К первой группе полномочий относятся, в частности: 1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; 2) определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; 3) установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти бюджетной отчетности; 4) установление порядка разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 5) определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ; 6) определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ; 7) определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; 8) установление порядка осуществления заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, управления долгом РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга РФ; 9) установление бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения. Ко второй группе полномочий относятся: 1) установление порядка: а) составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; б) утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; в) осуществления контроля за их исполнением; г) утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; д) составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ; 2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ; 3) установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ; 4) предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; 5) осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом РФ и др. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации. Характер бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ определяется федеративным устройством России. Основные бюджетные полномочия субъектов РФ определены в ст. 8 БК РФ, детально они регламентируются нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ. Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений состоят из двух групп: 1) полномочия, которые касаются всей бюджетной системы субъекта РФ, включающей в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты; 2) полномочия, которые относятся исключительно к бюджету субъекта РФ непосредственно. К первой группе можно отнести следующие полномочия: 1) установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности; 2) определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ; 3) установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; 4) установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; 5) установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов; 6) временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Ко второй группе можно отнести следующие полномочия: 1) установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении; 2) установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ; 3) предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; детализация объектов бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта РФ; 4) осуществление государственных заимствований субъекта РФ, управление государственным долгом субъекта РФ. Несколько расширены бюджетные полномочия городов федерального значения - Москвы и Санкт--Петербурга. Помимо перечисленных, органы государственной власти указанных субъектов РФ вправе: определять источники доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований; устанавливать нормативы отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований от федеральных, региональных или местных налогов и сборов; определять объем и порядок предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|