на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Цели, приемы изучения следователем психологии обвиняемого
p align="left">Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела, а также от особенностей личности обвиняемого.

Например, при расследовании тяжкого преступления, совершенного группой, большое значение имеет криминалистический аспект изучения личности каждого обвиняемого. Его содержание и объем могут быть различными в зависимости от положения обвиняемого в преступной группе, его позиции на следствии. В отношении «трудного» обвиняемого, дающего ложные показания, требуется изучение более широкого круга психологических особенностей для определения правильной тактики работы с ним (для выбора тактики допроса, проведения очных ставок, получения признания и т. д.), чем в отношении обвиняемого, дающего правдивые показания и стремящегося оказать содействие расследованию. Разумеется, совсем отказаться от криминалистического изучения такого обвиняемого нельзя, поскольку знание его психологических особенностей позволяет дать правильную оценку его показаниям и поведению на следствии, убедиться или усомниться в его искренности.

Границы изучения. Формальных границ изучения психологии личности обвиняемого установить нельзя. Чем шире осведомленность следователя, тем более эффективна и гибка следственная тактика, тем более точны и результативны приемы и методы работы с ним.

Предмет расследования шире предмета доказывания. Следователя интересуют не только обстоятельства, подлежащие доказыванию, и процессуальные средства, с помощью которых эти искомые факты устанавливаются. Было бы принципиально неверным при изучении личности обвиняемого ограничиться сбором сведений, необходимых для выявления причин и условий совершения преступления, характеризующих общественную опасность правонарушителя, играющих роль доказательств по делу.

Определяемые с процессуальной точки зрения границы изучения психологии обвиняемого иногда бывают узки для решения тактических вопросов. Следователь должен знать об обвиняемом намного больше того, что Может иметь доказательственное значение и что в силу этого обычно отражается в следственном производстве.

Некоторые данные, не имеющие процессуального значения, очень важны в тактическом отношении. Они служат непроцессуальными средствами решения процессуальных задач. Так, мягкосердечие и отзывчивость обвиняемого безразличны с правовой точки зрения, но знание этих свойств необходимо для построения правильной тактики допроса, направленной на получение правдивых показаний. Поэтому изучение личности в криминалистическом плане выходит за процессуальные рамки как по объему собираемых сведений, так и по средствам, с помощью которых эти сведения устанавливаются. Большую роль в этом деле играют оперативно-розыскные мероприятия.

В порядке иллюстрации правильного использования данных о личности преступника сошлемся на некоторые моменты розыскной работы следователя. Разыскиваемый вор-рецидивист, судя по найденным в его доме программам и старым билетам на ипподром, имел пристрастие к игре на тотализаторе. Он был задержан работниками милиции, когда явился на бега. Другой преступник, судя по найденной у него коллекции, Собирал марки. Его задержали в филателистическом магазине.

Таким образом, психологию личности обвиняемого следует изучать в тех пределах, которые позволяют следователю обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, криминологических, исправительных задач по конкретному делу.

Приемы изучения следователем психологии обвиняемых

При определении источников информации о личности обвиняемого следует исходить из того, что они должны обеспечить получение сведений, во-первых, относящихся к прошлому обвиняемого (условия жизни, формирование характера, жизненный путь и т. п.), во-вторых, характеризующих его на момент совершения преступления и в период расследования преступления.

Естественно, что такой широкий круг сведений о психологии обвиняемого предполагает использование большого числа источников информации процессуального и непроцессуального характера.

К числу процессуальных источников следует отнести все источники, содержащие сведения о событии преступления, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 69 УПК РСФСР), т. е. показания свидетелей, потерпевших, подозреваемого, обвиняемого, заключения экспертов, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий и иные документы.

К непроцессуальным источникам относятся остальные, не перечисленные в ст. 69 УПК источники. Таковыми являются данные оперативно-розыскной деятельности, сведения, содержащиеся в различных материалах и документах, не приобщенных к делу, данные наблюдения за обвиняемым, изучения его быта, условий жизни и окружения.

Как правило, психология обвиняемых изучается следователем в широких границах, но объем используемых при расследовании преступлений сведений больше по сравнению с информацией, фиксируемой в материалах уголовных дел. Некоторые сведения требуются только для «вспомогательных» целей (например, для установления контакта с обвиняемым) и необязательно должны отражаться в официальных документах.

Из всего многообразия используемых в следственной практике приемов изучения психологии обвиняемого можно выделить наиболее важные и информативные.

1. Анализ следов преступления

Изучению и анализу подлежат способ, место и время совершения преступления.

Эти признаки преступления устанавливаются в результате осмотра места происшествия, изучения протокола осмотра места происшествия (в тех случаях, когда следователь, производящий расследование, в осмотре не участвовал), кино- и фотоизображений, планов и схем места происшествия, заключений экспертов, допросов обвиняемого, подозреваемого, потерпевших, свидетелей-очевидцев.

Оценка способа, места и времени совершения преступления в отдельных случаях позволяет установить некоторые черты

характера преступника (жестокость, расчетливость, легкомыслие и др.). Например, при расследовании одного из дел следователь сделал заключение об исключительной жестокости обвиняемого на основании того, что все жертвы были задушены руками преступника. Расчленение трупа или попытки его уничтожения путем сожжения могут свидетельствовать об эмоциональной холодности преступника (иногда это признак психического заболевания).

По способу совершения преступления могут быть установлены некоторые профессиональные навыки или умения, характеризующие уровень интеллектуального развития, знаний, способностей обвиняемого. Изготовление, например, поддельных штампов, печатей под силу далеко не каждому человеку; выпиливание замков свидетельствует об умении обращаться со слесарными и столярными инструментами; применение специальных отмычек говорит об опытности в совершении подобных преступлений; вскрытие сложных запоров требует сообразительности. По способу совершения преступления иногда можно судить, было ли оно специально подготовлено или носило ситуативный характер. ,

Анализ способа совершения преступления может дать информацию об эмоциональном состоянии преступника Большое количество телесных повреждений у потерпевшего может указывать иногда на то, что преступник находился в состоянии аффекта или сильного нервно-психического напряжения.

Выбор преступником места и времени совершения преступления свидетельствует о том, насколько оно было подготовлено, предусматривались ли возможности сокрытия следов. Иногда совершение преступления в многолюдном месте свидетельствует об изощренности преступника (расчет на то, что в толпе легче всего скрыться) или его дерзости, уверенности в себе.

2. Наблюдение

Проводится во время допросов, очных ставок и других следственных действий с участием обвиняемого.

Наблюдение позволяет получить данные о причастности обвиняемого к преступлению, отношении к содеянному, чертах характера, культурном уровне и принадлежности к определенному социальному слою, умении контролировать свои действия, эмоциональной устойчивости, психическом состоянии во время следственного действия, привычках, специфическом жизненном опыте и пр.

Использование этого метода, как правило, не включается в письменные планы, но является необходимой частью работы следователя на всем протяжении расследования. Результаты наблюдений большей частью не отражаются в материалах уголовных дел, а фиксируются в личных рабочих материалах. Некоторые следователи ведут «дневники поведения» наиболее «трудных» обвиняемых, где систематически фиксируют особенности их поведения, характер и т.д.

Предметом наблюдения могут быть поведение (действия) обвиняемого, его высказывания, внешний вид во время следственного действия.

Наблюдение должно быть целенаправленным и организованным, т. е. проводиться по заранее продуманной программе. Программа наблюдения составляется в зависимости от опыта и умения следователя, «в уме» или в виде краткой письменной памятки.

Наблюдение может иметь узкую направленность, если следователя интересуют конкретные, заранее определенные психологические особенности обвиняемого. Например, следователь может сделать предметом .наблюдения эмоциональную устойчивость обвиняемого и фиксировать только реакции, указывающие на эмоциональное состояние обвиняемого в различные моменты следственного действия, изменения состояния и пр.

Однако на первых допросах следователю, как правило, необходимо вести более широкое, ориентировочное наблюдение, позволяющее выявить самые различные психологические свойства обвиняемого. Для организации подобного наблюдения требуется определить основные объекты наблюдения.

А. Внешний облик. Выражение лица, мимика (выразительные движения) с большей или меньшей полнотой передают как временные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности. Поэтому лицо обвиняемого должно быть одним из главных объектов наблюдения. Мимика в каждый отдельный момент выражает одно из четырех главных психических состояний: удовольствие, неудовольствие (огорчение, досаду, стыд и др.), гнев и страх.

Напряженность, неестественность мимики, покраснение лица или чрезмерная бледность, дрожание губ могут указывать на сильное эмоциональное напряжение. Неадекватность мимики (например, улыбка при рассказе о печальных событиях) бывает вызвана неуверенностью, отсутствием твердой внутренней позиции или желанием скрыть свое подлинное отношение к происходящему. Аффектированная, демонстративная мимика обычно свидетельствует о желании обратить на себя внимание собеседника, создать у него определенное впечатление. Бедность, невыразительность мимики часто наблюдается при депрессивных состояниях, подавленности.

Оформление внешности (прическа, одежда, украшения) отражает образ жизни человека, некоторые мотивы его поведения, отношение к себе, эстетические представления.

Чрезмерное внимание к оформлению внешности (например, наличие у мужчин таких украшений, как перстни, браслеты, цепочки) указывает нередко на склонность к рисовке, позерство, повышенный интерес к лицам противоположного пола.

Некоторые признаки оформления внешности указывают на солидаризацию с традициями, вкусами, моралью определенных

социальных групп. Например, татуировки в виде колец, женских головок, некоторых надписей могут свидетельствовать о принадлежности к преступному миру; подчеркнутое следование последней моде в одежде, обилие украшений из золота и драгоценных камней -- о связях со спекулянтами и расхитителями.

Б. Поведение (действия). По содержанию все действия обвиняемого, наблюдаемые следователем, являются способствующими или препятствующими установлению истины по уголовному делу. В большинстве случаев препятствование, сопротивление вызывает у обвиняемого внутреннее напряжение, связанное с повышенным самоконтролем, что внешне выражается в неестественности, скованности действий. Полностью преодолеть эти проявления напряженности почти никому из обвиняемых не удается. В целях маскировки своего состояния обвиняемые иногда пытаются вести себя подчеркнуто беззаботно или прибегают к грубости, агрессивности. Если обвиняемый до конца допроса не может избавиться от сильного внутреннего напряжения, это, как правило, свидетельствует о том, что обвиняемый что-то скрывает или чего-то боится.

Внешние признаки действий, доступные наблюдению, обусловлены врожденными свойствами человека (типологическими свойствами высшей нервной деятельности), воспитанием, временными психическими состояниями. Так, большая двигательная активность, резкость движений, частое изменение позы могут свидетельствовать о легкой возбудимости, недостаточном умении сдерживать желания, склонности к раздражительности, эмоциональным вспышкам. Скупость, сдержанность движений нередко указывают на врожденную уравновешенность, хорошее самообладание.

Особой выразительностью отличаются движения рук. Именно поэтому многие люди, испытывая смущение, неуверенность, робость, сознательно или непроизвольно прячут руки. Тремор рук, ошибки при выполнении мелких движений могут указывать на внутреннее напряжение человека. Необходимо, однако, учитывать, что одинаковые моторные проявления наблюдаются при переживании совершенно различных состояний. Поэтому их следует оценивать только как указание на нарушение равновесия во внутреннем состоянии.

Ситуативно обусловленные изменения в психическом состоянии обвиняемого -- важный показатель его отношения к вопросам. Наблюдения за этими изменениями следует вести непосредственно в процессе постановки вопросов, так как внешние проявления психического состояния подчиняются сознательному контролю. Уравновешенным и хорошо умеющим владеть собой людям бывает достаточно несколько секунд, а иногда и долей секунды, чтобы подавить моторные проявления переживаемого состояния.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.