Центальное и местное управление в древнерусском государстве
СодержаниеВведение 3 1. Центральное управление в древней Руси 5 1.1 Понятие центрального управления 5 1.2 Политический строй древнерусского государства 6 2. Местное самоуправление в древней Руси 12 2.1 Понятие местного самоуправления 12 2.2 Становление местного самоуправления в России 13 2.3 Органы местного самоуправления в древней Руси 14 Заключение 27 Список литературы 29 ВведениеВласть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать на-правляющее, определяющее воздействие на деятельность, поведение лю-дей с помощью средств авторитета, права, насилия, даже вопреки сопротивлению и независимо от того, на чем такая возможность основа-на. Как явление власть необходима, она призвана обеспечивать потребности человеческого общежития. Государственная власть призвана управлять, устанавливать правовые и судить. Общественная власть в Древнерусском государстве первоначально образовалась частным путем в кровнородственных обществах. Она сохраняла частно-правный характер в течение всего первого периода. Однако со-знание общественной роли власти проявляется в самом начале исто-рии. В древнейшем периоде истории России на первый план выступает последняя из упомянутых трех функций, т. е. суд; однако и обе первые уже и тогда входят в задачи государственной власти. Государство первого периода по задачам управления совершен-но отличается от государства последующих периодов, особенно 3-го (когда око становится полицейским по преимуществу). Древнейшее государство есть по преимуществу военное. Что же касается самоуправления в Древнерусском государстве, то в науке до сих пор не сложилось единого мнения о времени его зарождения. Ряд авторов относят за-рождение общинного самоуправления в России ко времени станов-ления и развития общинного строя у славян, объединения произ-водственных общин в союзы общин и городские поселения, разде-ления власти на центральную и местную. Другие авторы ведут отсчет российского городского самоуправ-ления от широко распространенной в ранней домонгольской Руси (X--XI вв.) традиции решать на вече (от старославянского «вет» -- совет) важнейшие вопросы общественной жизни вплоть до пригла-шения или изгнания князя. Наиболее полно идея вечевого правле-ния была реализована в двух русских феодальных республиках -- Новгороде и Пскове, ликвидированных уже во времена Ивана Гроз-ного, где считали вече органом народной власти. Из Новгорода или новгородских владений идут первые идеи об общественной само-стоятельности. Третья группа авторов связывает начальный этап зарождения российского самоуправления с первой земской реформой царя Ива-на IV в середине XVI в. С этого времени началось развитие отдель-ных элементов местного самоуправления в России. 1. Центральное управление в древней Руси.1.1 Понятие центрального управленияПонятие «государственное управ-ление» употребляется обычно в двух значениях -- в широком и узком. В широком значении под государственным управлением по-нимается целенаправленное, организующе-регулирующее воздей-ствие государства, осуществляемое посредством государственно-го аппарата, всех ветвей государственной власти на обществен-ные процессы, сознание, поведение и деятельность людей. В узком же значении это понятие сводится исключительно к деятельности исполнительных (административных) органов государства. В по-следнем значении оно используется главным образом в админи-стративном праве. Государственное управление осуществляется в рамках государ-ственно-организованного общества и представляет собой управ-ляющее воздействие одних людей, организованных во властные структуры, на других, занятых в сферах воспроизводства матери-альных, социальных и духовных ценностей. Место и роль государ-ственного управления в обществе определяются тем, что оно: в о -первых, опирается на власть, т.е. организованную силу, спо-собную осуществлять свою волю посредством принуждения; во-вторых, распространяет свое влияние на все общество, на все значимые процессы в нем; в-третьих, проявляется как вза-имодействие двух систем -- субъекта управления (им являются государственный аппарат в целом и его различные звенья) и объек-та управления (это люди, их коллективы, объединения, общно-сти и т.п.). При этом конкретные средства, методы и способы государственного управления могут быть самыми разнообразны-ми: от прямого распорядительства или директивного управления, предполагающего широкое применение административного при-нуждения до государственного регулирования, включающего ис-пользование правовых, экономических, идеологических и иных рычагов воздействия на управляемые объекты. 1.2 Политический строй древнерусского государстваГосударственный строй Киевской Руси стал предметом научного исследования еще в XVIII в. В дореволюционной историографии Киевская Русь пре-имущественно рассматривалась как самобытное общество и госу-дарство, развивающееся иным, нежели Европа или Азия, путем. Н. П. Павлов-Сильванский первым из отечественных историков попытался доказать наличие в русской истории феодального пери-ода, однотипного с западноевропейским феодализмом. С 30-х гг. XX в. в советской историографии утверждается представление о Древ-нерусском государстве как о раннефеодальной монархии. Несмотря на критическое отношение к этой концепции ряда ученых совет-ского и постсоветского времени (С. В. Бахрушин, С. В. Юшков, И.Я.Фроянов), она все еще доминирует в исторических трудах. Раннефеодальная монархия вырастает из родообщинных отно-шений и характеризуется слабостью центральной власти, раздроб-ленностью территории и сохранением значительных остатков ро-дового самоуправления. Эта форма правления существовала в не-которых европейских странах -- во Франкском государстве, Англосаксонском королевстве, Германской империи. В политиче-ском строе Киевской Руси также можно обнаружить признаки, характерные для данного типа государственности. Во главе Древнерусского государства стоял великий князь киев-ский, которому принадлежала высшая хозяйственная, админист-ративная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся еди-ноличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные спо-собы замещения великокняжеского престола: наследование, на-сильственный захват, наконец, избрание вечем. Последний спо-соб, впрочем, имел вспомогательный характер: избрание князя вечем обычно лишь подкрепляло наследование или узурпацию им власти. Князь управлял при помощи дружины, делившейся на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Стар-шая дружина фактически являлась княжеским советом. Совместно с ней князь принимал решения о походах, сборе дани, строи-тельстве крепостей и др. Из нее впоследствии выросла Боярская дума. Дружина содержалась князем на его средства: за счет добычи от завоевательных походов, отчислений от дани и судебных сбо-ров. Средством сплочения дружинников и поддержания в их среде авторитета князя были княжеские пиры. На них обсуждались госу-дарственные дела, разрешались споры и конфликты между дру-жинниками, распределялись должности. В недрах дружинной орга-низации, еще до образования Древнерусского государства, сложи-лась так называемая десятичная или численная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: населе-ние делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими. Ближайшие родственники князя -- братья, сыновья, племян-ники -- образовывали особую аристократическую прослойку, сто-явшую выше других дружинников. Некоторые из них имели свои собственные дружины. Занимая киевский стол, новый князь обыч-но соединял собственную дружину с дружиной своего предше-ственника. Для сбора дани с подвластного населения киевские князья предпринимали специальные походы -- полюдье. Первоначально дань собирали мехами, с XI в. преобладала денежная дань. Долгое время дань была ненормированной, и ее размер обусловливался или аппетитом князя и его дружинников, или возможностью ис-пользования дани в качестве средства давления на непокорных подданных. Установление даннических отношений означало вхож-дение той или иной территории в состав Древнерусского государ-ства, а само полюдье являлось способом управления страной при отсутствии развитого государственного аппарата, так как князья на месте улаживали конфликты, творили суд, разрешали погра-ничные споры и др. Постепенно из дружинников и лично зависимых от князя лю-дей формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посад-никам (наместникам) -- в городах и волостелям -- в сельской местности. Жалованье за службу они не получали и со-держались за счет сборов с населения -- так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица -- кормленщиками. Княжеским хозяйством управлял дворский. Ему помогали тиуны, назначавшиеся из дворовых слуг князя. Они присутство-вали также на суде князя или посадника и даже нередко замещали их в суде. Учет собираемой дани осуществляли данщики, торговую пошлину -- «мыть» -- взимали мытники, денежный штраф за убийство -- «виру» -- вирники, пошлину за продажу лошадей -- «пятно» -- пятенщики. Несмотря на некоторый рост княжеской администрации, го-сударственный аппарат Древнерусского государства оставался при-митивным. Государственные и дворцовые функции еще не обосо-бились друг от друга и выполнялись одними и теми же лицами. Развитие феодальных отношений способствовало усилению пози-ций местных феодалов -- князей и бояр. В их статусе -- крупных вотчинников -- соединились право на землю и право на власть. Будучи вассалами великого князя, они обязаны были ему слу-жить. В то же время они являлись полными господами в своих вотчинах, обладали правом иммунитета, т. е. осуществляли в сво-их владениях некоторые государственные функции, могли иметь собственных вассалов. Таким образом, окончательно складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяются два центра управления -- княжеский дворец и боярская вотчина, власть разделяется между крупными земельными собственника-ми -- князем и боярами, а выполнение важнейших государствен-ных функций поручается их представителям, являвшимся одно-временно и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством. Государственный аппарат фактически совпадал с ап-паратом управления княжеской и боярской вотчиной. Судебных органов как особых учреждений в Древнерусском госу-дарстве не было. Правосудие осуществлялось князем или его пред-ставителями на основе обычного права и норм Русской Правды. По мере становления вотчинного землевладения и оформления боярского иммунитета росло значение боярского суда над зависи-мыми крестьянами. Превращение христианства в государственную религию привело к появлению церковной юрисдикции, распро-странявшейся на духовенство. Образование Древнерусского государства не повлекло за собой немедленной ликвидации племенных княжений. Местные князья находились в вассальной зависимости от великого князя, сводив-шейся к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева. Фактически Древнерусское государство представляло собой федерацию земель под сюзеренитетом киевского князя. По мере разрастания великокняжеской семьи киевские князья практико-вали выделение отдельных земель -- уделов -- в княжение своим сыновьям. Они постепенно заменяли князей из местных дина-стий. На некоторое время это упрочило великокняжескую власть (рис. 1). Рис. 1 Государственное управление в Древнерусском государстве Важную роль в Древнерусском государстве про-должало играть вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан. Решающее слово на вечевых собраниях принадлежало городской знати. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Особенно значи-тельна была роль вече в организации обороны города: оно форми-ровало народное ополчение и выбирало его предводителей -- ты-сяцкого, сотских, десятских. Иногда вече избирало князей, за-ключало с ними договор (ряд). Из 50 князей, занимавших киевский стол в X -- начале XIII в., 14 были приглашены вечем. Атрибута-ми вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна, возвы-шавшаяся над площадью, -- степень. Существовал определенный порядок ведения вече, и, возможно, иногда практиковалась за-пись выступлений. Решения на вече принималось большинством голосов. В большом городе могло быть несколько вечевых собра-ний. Первое упоминание в летописях о городском вече датирова-но 997 г. (Белгород под Киевом). Многие историки рассматривали вече как орган народовлас-тия. В то же время они по-разному оценивали место вече в системе управления Древнерусским государством. И.Я.Фроянов полагал, что вече являлось верховным учреждением в городах-государствах Древней Руси; М.Б.Свердлов, наоборот, доказывал эпизодич-ность созыва вече, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах войны или восстания и главным образом в городах Северо-За-падной Руси. По мнению же академика В.Л.Янина, вече наделе приусадебная земля, скот, хозяйственный инвентарь составляли личную собственность каждой семьи. В об-щем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы и т.д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между общин-никами, проводившемуся раз в несколько лет. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладывала подати между дворами, разрешала споры между общинниками, разыскивала пре-ступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Го-сударство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче осуществлять сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти.
Страницы: 1, 2, 3
|