на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Деятельность органов внутренних дел по пресечению и предупреждению правонарушений в сфере потребительского рынка
p align="left">Кодекс РФ об административных правонарушениях ограничивает компетенцию органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в рассмотрении дел об административных правонарушениях (ст. 23.3 КоАП РФ) в сфере предпринимательской деятельности, однако они наделены достаточными правами административной юрисдикции и участвуют в производстве по делам данной категории с момента возбуждения дела об административном правонарушении до передачи протокола об административном правонарушении на рассмотрение компетентному органу или должностному лицу.

При этом участие органов внутренних дел (милиции) и должностных лиц этих органов в производстве по делам об административных правонарушениях имеет ряд особенностей, обусловленных их особым административно-правовым статусом:

1. В связи с тем, что к обязанностям милиции относится выявление и пресечение правонарушений в различных сферах общественных отношений, в том числе и в области предпринимательской деятельности, возбудить дело об административном правонарушении и проводить административное расследование по делам данной категории могут только отдельные должностные лица милиции, непосредственно обнаружившие административное правонарушение. Приказом МВД России от 21 августа 2002 г. № 803 «О должностных лицах системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» определен перечень должностных лиц, к которым относятся: сотрудники дежурных частей, занимающие должности среднего и старшего начальствующего состава; участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей; государственные инспекторы дорожного надзора; сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и др.

Полномочия по проведению административного расследования исоответственно по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности возложены на сотрудников специализированных подразделений милиции (оперуполномоченных отделов по борьбе с экономическими преступлениями, инспекторов отделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка), поэтому дела об административных правонарушениях, возбужденные сотрудниками других служб, передаются им по подведомственности.

Участковые уполномоченные милиции (старшие участковые уполномоченные милиции) при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях и административной юрисдикции по всем категориям дел, относящихся к компетенции милиции, если правонарушение выявлено или совершено на его административном участке.

В случае выявления правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, если составление административного протокола не относится к компетенции органов внутренних дел (милиции), должностные лица органов внутренних дел (милиции) обязаны пресечь его совершение, зафиксировать имеющиеся доказательства и направить материал по подведомственности компетентному органу или должностному лицу (например, по ст. 14.23 КоАП РФ -- должностному лицу органа, уполномоченному в области банкротства и финансового оздоровления).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение правонарушений в пяти областях предпринимательской деятельности:

нарушение общих правил и требований к осуществлению предпринимательской деятельности;

нарушение прав потребителей при продаже товаров и оказании услуг;

нарушения, связанные с банкротством;

нарушения в кредитной сфере;

нарушение правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Также должностные лица органов внутренних дел (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, которые посягают на несколько объектов и не включены законодателем в главу 14 КоАП РФ (например, предусмотренные ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ -- реализация и прокат контрафактных аудио- и видеопроизведений, ст. 6.14 КоАП РФ -- производство либо оборот алкогольной продукции, не соответствующей требованиям ГОСТов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам и др.).

В соответствии с п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности, как правило, являются:

1. Непосредственное обнаружение сотрудниками милиции, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Такие данные выявляются при осуществлении должностными лицами милиции своих повседневных полномочий, профилактической деятельности, проведении плановых проверок, рейдов и других мероприятий, причем не только в сфере предпринимательской деятельности, но и в области охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения и др. Непосредственное обнаружение должностным лицом административного правонарушения позволяет оперативно обнаружить и изъять доказательства правонарушения, установить и опросить свидетелей и потерпевших, в кратчайшие сроки назначить проведение экспертизы, отправить соответствующие запросы.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента производства должностными лицами милиции процессуальных действий, предусмотренных п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Например, при реализации индивидуальным предпринимателем контрафактной видеопродукции дело об административном правонарушении возбуждается с момента составления первого протокола или другого процессуального документа, содержащего данные, указывающие на наличие событии правонарушения (заявления и сообщения покупателей, обнаруживавших факт реализации продукции с внешними признаками контрафактное, или письменное объяснение продавца об отсутствии документов, подтверждающих легальность ее происхождения), что дает все основания вынести должностному лицу милиции определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в процессе которого устанавливаются все признаки состава правонарушения: наличие специального статуса субъекта (индивидуальный предприниматель или представитель юридического лица), контрафактность продукции (после проведения экспертизы) и ее принадлежность субъекту правонарушения.

2. Поводом для возбуждения дел могут выступать материалы из контролирующих органов (государственной инспекции по налогам и сборам, лицензионной и регистрационной палат, центров стандартизации и сертификации, общества защиты прав потребителей и др.) о нарушениях в сфере предпринимательской деятельности, направленные по подведомственности.

Например, из органов предварительного следствия может быть направлен материал о незаконной предпринимательской деятельности, если в процессе предварительного расследования выяснилось, что сумма незаконно полученного дохода не превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, что позволяет признать деяние не преступлением, а административным правонарушением.

Из общественных объединений (общества защиты прав потребителей) в основном поступают материалы о фактах обмана потребителей, реализации продукции ненадлежащего качества, продаже товаров и оказании услуг с нарушением санитарных правил.

Также поводами для возбуждения дел об административных правонарушениях в данной сфере могут являться сообщения и заявления физических и юридических лиц (о фактах обмана потребителей, нарушении законодательства о рекламе и т. д.).

Если нарушаются интересы всех участников юридического лица(при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 14.12, 14.13,14.21--14.23 КоАП РФ), то поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а по делам о банкротстве -- собрания кредиторов.

При возбуждении дела об административном правонарушении в сфере предпринимательской деятельности в большинстве случаев невозможно составление протокола об административном правонарушении сразу же на месте его выявления по ряду причин.

Во-первых, для установления всех признаков состава правонарушения необходимо проведение экспертиз и иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Так, при выявлении факта осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предпринимательской деятельности (например, мойки автомобилей) без лицензии налицо совершение правонарушения -- незаконного предпринимательства, вместе с тем данное правонарушение может быть признано преступлением, если будет доказано получение прибыли от незаконной деятельности в сумме свыше 200 минимальных размеров оплаты труда), для чего необходимо проведение ревизии. По делам о банкротстве также необходимо проведение ревизии и инвентаризации имущества юридического лица с целью установления стоимости имущества, фактов его присвоения или незаконного отчуждения. Основным признаком состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ, является контрафактность аудио- и видеопроизведений, что устанавливается только проведением экспертизы.

Во-вторых, при проведении проверок предприятий и торговых точек чаще всего присутствуют представители индивидуальных предпринимателей и юридических лиц -- продавцы, кладовщики, а не сами субъекты административного правонарушения, что не позволяет составить протокол об административном правонарушении на месте его выявления.

Наличие этих фактов обусловило закрепление законодателем в ст. 28.7 КоАП РФ особой процедуры -- административного расследования, проводимого после выявления факта совершения правонарушения по некоторым категориям дел в сфере предпринимательской деятельности (в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Административное расследование проводится по делам об административных правонарушениях, если для установления всех признаков состава правонарушения и доказательств его совершения необходимо проведение экспертизы или иных процессуальных действий. О начале его проведения должностное лицо, уполномоченное на составление протоколов об административных правонарушениях, выносит процессуальный документ определение о возбуждении дела и проведении административного расследования. Срок проведения административного расследования составляет один месяц, по результатам его проведения составляется протокол об административном правонарушении.

В процессе административного расследования проводятся различные мероприятия: экспертизы, ревизии, инвентаризации, направление запросов и т. д.

Глава 5. Ответственность за нарушения в сфере потребительского рынка (пути решения)

По результатам проведения административного расследования составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ. Помимо общих данных о правонарушении и лице, его совершившем, обязательных для фиксации в протоколе по всем категориям дел, в протоколе по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности необходимо указание дополнительной информации -- номера и даты выдачи свидетельства частного предпринимателя или устава юридического лица, в ряде случаев место совершения правонарушения -- закрытое помещение или уличная палатка, так как эти данные являются квалифицирующими признаками составов правонарушений.

В процессе осуществления деятельности по выявлению и пресечению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности сотрудники милиции вправе применять ряд мер пресечения правонарушений, основания и порядок применения которых закреплены в гл. 27 КоАП РФ, п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» и других нормативных правовых актах.

К ним относятся: 1. Изъятие вещей и документов.

Изъятие наиболее часто применяется милицией при выявлении правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, так как именно с момента изъятия, то есть с момента лишения возможности собственника или владельца распоряжаться товаром (продуктами ненадлежащего качества, контрафактной видеопродукцией, оборудованием, используемых для осуществления незаконной деятельности по производству товаров), начинается процесс прекращения их незаконного оборота. Данная мера применяется не только с целью прекращения незаконного оборота товаров, являющихся объектами правонарушения, но и с целью обеспечения производства по делу. Например, при реализации товаров или оказании услуг без лицензии изъятию подлежат все документы, являющиеся доказательствами совершения правонарушения (тетради учета товара, чеки и лента контрольно-кассовой машины, кассовые книги, накладные, счета-фактуры на товар). Истребование этих документов подтверждает осуществление незаконной деятельности.

Основания и порядок изъятия отдельных категорий товаров регламентированы в различных нормативных правовых актах. Так, в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция подлежит изъятию из незаконного оборота, если она реализуется без лицензии, без сертификатов соответствия, без маркировки, без соответствия государственным стандартам и техническим условиям, с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, как бесхозное имущество, без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции. Порядок направления изъятой алкогольной продукции на переработку или уничтожение закреплен в постановлении Правительства РФ «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 11 декабря 2002 г. № 883.

В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ копия протокола изъятия в обязательном порядке вручается лицу, у которого изымаются вещи или документы, о чем оно делает отметку в протоколе «Копию получил» и скрепляет ее своей подписью.

2. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

Данная мера может применяться для пресечения правонарушения (арест видеоаппаратуры, фурнитуры, с помощью которых осуществлялось изготовление контрафактной видеопродукции) и как мера процессуального обеспечения производства по делу (арест бухгалтерских документов юридического лица с целью проведения документальной ревизии по месту нахождения предприятия).

В ч. 1 ст. 2.14 КоАП РФ закреплены два основания применения ареста товаров и вещей -- невозможность изъятия и обеспечение их сохранности без изъятия.

Примером применения ареста товаров, транспортных средств и иных вещей при невозможности их изъятия могут служить ситуации, когда товары, подвергаемые аресту, являются скоропортящимися продуктами, вещи имеют большой вес, размер (оборудование, используемое для осуществления незаконной предпринимательской деятельности, например для изготовления пищевых продуктов без лицензии), значительное количество товара (склад незаконного хранения алкогольной продукции).

Обеспечение сохранности имущества без изъятия может служить основанием для наложения ареста, если имеются веские основания полагать, что такая сохранность будет обеспечена. Примером может служить наложение ареста на товары, незаконно реализуемые на рынке, и помещение их в камеру хранения рынка, при этом у ответственного лица отбирается расписка об обеспечении их сохранности. Также можно предполагать, что сохранность будет обеспечена без изъятия при расположении арестованного имущества в охраняемом помещении и опечатывании уполномоченными Должностными лицами данного помещения, при помещении арестованного транспортного средства с товаром на охраняемую стоянку.

Арест имущества проводится в присутствии двух понятых и владельца имущества, а в случаях, не терпящих отлагательств, -- в отсутствие владельца. Этим лицам объявляется о запрете распоряжаться или пользоваться арестованным имуществом.

В соответствии с ч. 7 ст. 27.14 КоАП РФ в случае отчуждения или сокрытия товаров, на которые наложен арест, лицо, в отношении которого применена данная мера или которому имущество было вверено на хранение, подлежит ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества.

В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, сотрудник милиции вправе проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества. Исключения составляют иностранные дипломатические представительства и консульские учреждения.

Осмотр торговых и производственных помещений может быть проведен без собственника и его представителей, в присутствии представителей органов исполнительной власти или местного самоуправления. Такие ситуации часто возникают при воспрепятствовании собственника проведению осмотра, когда он прячет ключи или отказывается открыть помещение, где осуществляется незаконная деятельность. В таких случаях приглашаются представители администрации торгового предприятия, понятые, и осмотр осуществляется в их присутствии с применением мер непосредственного принуждения -- взломом окон, дверей и т. д.

В ряде случаев сотрудник милиции может пригласить для участия в осмотре специалиста-бухгалтера (для осмотра бухгалтерских и кассовых документов и определения необходимости их изъятия для проведения экспертизы), ревизора (для определения перечня финансовых документов, подлежащих изъятию), врача санитарно-эпидемиологической службы (для подтверждения несоответствия условий реализации алкогольной продукции требованиям санитарных норм), специалиста в области компьютерной техники (для изъятия компьютерных баз данных и оборудования).

4. Приостановление деятельности объектов производства, торговли. Сотрудники милиции имеют право приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в этой сфере, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении противоправного деянияВ зависимости от конкретной ситуации деятельность объекта торговли приостанавливается при наличии ряда оснований -- когда осуществление дальнейшей деятельности само по себе является нарушением (например, реализация пищевых продуктов с нарушением санитарных правил) и не может быть устранено немедленно или при отказе собственника или владельца продукции выполнить требования сотрудника милиции о прекращении торговли, предоставлении документов, осмотре торговой точки либо когда личность, поведение правонарушителя дают основания полагать, что деятельность торговой точки не будет прекращена и могут совершиться новые правонарушения.

Четко определенного срока приостановления деятельности объекта торговли не существует -- она возобновляется сразу после устранения нарушений. В ряде случаев нарушения могут быть устранены на месте, например при изъятии из незаконного оборота одного вида продукции, реализуемой без соответствующих документов. Иногда их устранение и соответственно приостановление деятельности объекта торговли требует длительного времени (получение лицензии, установка сигнализации).

Никаким отдельным процессуальным документом решение о приостановлении незаконной деятельности объекта не оформляется, оно заключается в закрытии торгового помещения, опечатывании дверей, окон, замков. При опечатывании в присутствии двух понятых на дверь и (или) окно наклеивается бирка с оттиском печати органа внутренних дел, на которой указывается дата, должность, специальное звание, фамилия и инициалы сотрудника, осуществившего опечатывание, фамилии понятых, ставятся их подписи и подпись сотрудника милиции.

5. Опечатывание касс, помещений и мест хранения документов. Данная мера применяется только в крайних случаях, так как на практике с целью уничтожения доказательств, избежания ответственности за совершение правонарушения нередки случаи вывоза вверенного на хранение собственнику имущества, похищения документов, взломов помещений, что влечет утрату доказательств совершения правонарушения.

С применением мер пресечения сотрудниками милиции правонарушений в сфере предпринимательской деятельности связано их право беспрепятственно входить в торговые, складские помещения при наличии достаточных данных о совершении правонарушения, которое закреплено в п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» и реализуется при применении мер пресечения -- осмотра помещения, ареста, изъятия продукции при оказании противодействия сотрудникам милиции при выполнении ими своих обязанностей по выявлению правонарушений. Беспрепятственность в данном случае предполагает основной целью не преодоление сопротивления, применение силы (вскрытие окон, дверей, замков), а, по возможности, быстрое обнаружение, изъятие и закрепление доказательств по делу об административном правонарушении, так как, например, уничтожение кассового чека, подтверждающего контрольную покупку продукции, находящегося в незаконном обороте, приводит к недоказанности ее реализации и соответственно к отсутствию состава правонарушения.

Сотрудники милиции по окончании административного расследования направляют в лицензирующий орган представление о необходимости приостановления действия лицензии, выданной конкретному лицу на осуществление определенного вида деятельности, к которому приобщается копия протокола об административном правонарушении и иных документов, подтверждающих совершение правонарушения (протокол изъятия продукции, осмотра помещения, объяснения нарушителя и свидетелей и другое).

Заключение

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях - это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность милиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности милиции, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения. Административными правонарушениями в сфере потребительского рынка занимается отделение БППР милиции общественной безопасности ОВД.

Можно сделать вывод, что в настоящее время рыночные отношения и различные формы предпринимательства находятся под постоянным присмотром со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Список литературы

1. Конституция РФ.

2. Гражданский кодекс РФ

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта 2005 г.).

4. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина.. - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г..

5. Письмо Минэкономразвития России от 10 сентября 2001 г. №45-1-16/1372 «О реализации Федерального закона от 8августа2001 г. № 134-ФЗ»; письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 декабря 2001 г

6. Приказ МВД России от 10 ноября 2004 года № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации».

7. Приказ МВД России от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг»

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.