p align="left">Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден, возможно, большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений. При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена. Сопровождение осуществляется на патрульном транспорте, имеющем цветографическую окраску, опознавательные знаки и оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами. Основными способами несения ДПС являются: -контроль за поведением участников дорожного движения, -предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений, -осуществление распорядительно-регулировочных действий. Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных норм, действующих в области дорожного движения. Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения. К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки. Основанием для остановки транспортных средств являются: а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами; б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления; в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях; г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются; д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения; е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции; ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости. При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части. Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, и другие специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами. 2.3. Взаимоотношения с участниками дорожного движения Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса. В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость. Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно. Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях: а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах; г) для проведения досмотра транспортного средства и груза; д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений; е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения. Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются. С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их. Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий. При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов. В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам. Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства РФ и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения РФ могут быть привлечены к ответственности. 3. Особенности применения мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения Решающая роль борьбы с правонарушениями в сфере дорожного движения принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения. Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения. Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности, имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. К административно-предупредительным мерам в сфере безопасности дорожного движения относят: - прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; - проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне); Меры административного пресечения используются, как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.). Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания в сфере безопасности дорожного движения, среди них такие как: - задержание лиц, находящихся за рулем в состоянии опьянения; - задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; и пр. В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства: 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок (предупреждение). 2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний. В соответствии с КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий: - предупреждение; - штраф; - лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами); - исправительные работы; - административный арест. Заключение Подводя итог вышеизложенного хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств. Деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам. Следует также сказать, что правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений. Несомненно, законодательством органы управления наделены достаточно широкими полномочиями в области принуждения, что не исключает и нарушения, допускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственное управление. В связи с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы были нарушены. Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности в сфере безопасности дорожного движения. Список использованной литературы 1. Конституция РФ. - М., Юрид. лит., 1993. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ). 3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.)4. Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497). 5. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209). 6. Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525). 7. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору". 8. Приказ МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. N 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880. 9. Приказ МВД РФ от 21 февраля 2002 г. N 148 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию, утвержденную приказом МВД Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782" 10. Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от 22.12.2003 N 1014, от 19.01.2005 N 26, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635). 11. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». 12. Приказ МВД РФ от 19 января 2005 г. N 26 «О внесении изменений в нормативно - правовые акты МВД России». 13. Приказ МВД РФ от 28 марта 2005 г. N 209 «О внесении изменений в приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297». 14. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 2002. 15. Бахрах Д.Н. Административное право. -М 2003 . 16. Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. - М., БЭК, 1999. 17. Катанян К. КоАП имени ГИБДД // Новое время, 2000, №17-18. 18. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. - М.: Транспорт, 2003. 19. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 2001. 20. Семенов В.М. Правоохранительные органы РФ. - М., Норма, 2000.
Страницы: 1, 2, 3
|