на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор контокоррента
p align="left">Некоторые вопросы возникают при анализе природы закрытия контокоррентного счета (то есть его сальдирования). Закрытие Производится лицом, осуществляющим ведение счета. В законе нужно предусмотреть следующие основания закрытия: а) истечение срока, установленного в соглашении; б) требование стороны, если срок не установлен; в) в случае ликвидации юридического лица как одной из сторон. Для сравнения можно отметить, что п. 5 постановления «О договоре контокоррента» предусматривал, что при отсутствии договоренности закрытие счета производится в первый день квартала.

Закрытие контокоррентного счета не означает прекращения договора контокоррента - сальдо может быть перенесено на новый счет и открыть следующий период. Расчет итогов по контокоррентному счету производится организацией, на которую возлагается ведение счета. В случае банковского контокоррента расчет посылает либо банк, если речь идет об отношениях с клиентом, либо одна из кредитных организаций, которой поручена эта работа, если счет отражает отношения банков друг с другом.

Следует сказать о варианте, когда счет ведет один из участников. Представление расчета связывает сторону, составившую его. Начинающий расчет признает свои долги, еще не зная, признает ли их контрагент. Молчание стороны, получающей расчет, может быть расценено как согласие с ним. Предпочтительно, чтобы в договоре было указание на то, что отсутствие возражений считается принятием расчета.

Возможно ли частичное оспоривание расчета? Эндеман и Бринкман полагали, что расчет признается только целиком. М.С. Студентский, Г.Ф. Шершеневич, напротив, писали, что направление расчета не более чем предложение к окончательному расчету. Это мнение представляется более обоснованным. Если бы мы присоединились к противоположной точке зрения, то исключили бы возможность корректировки, исправления ошибок в расчете, что вызвало бы серьезные трудности во взаимоотношениях сторон. В литературе встречается утверждение о том, что с момента признания сальдо и заключения счета занесенные обязательства теряют свою самостоятельность, индивидуальность, не могут быть предметом отдельных исков. По Моему мнению, вплоть до выведения сальдо обязательства продолжают существовать. Лишь с закрытием счета можно говорить об их прекращении, но не об обезличивании.

В отношении природы сальдо и закрытия счета были высказаны различные мнения. Э. Вормс, М. Студентский полагали, что заключение счета есть зачет взаимных требований, отраженных по контокоррентному счету. Установленное сальдо - это признанный стороной долг. По воле обеих сторон этот долг носит абстрактный характер и кредитор не обязан доказывать основания его возникновения, так как сальдо является лишь результатом ранее учтенных законных требований и долгов. Таким образом, в отношении сальдо происходит новация: сальдо, не имея ничего общего с ранее существовавшими долгами, соединило их в единое целое. То есть взаимные, «перекрывающие» друг друга требования погашаются зачетом, а признание остатка означает его новацию в новый долг. Новацию видел в выведении сальдо и Г.Ф. Шершеневич. Е. Малеева и О. Рыжков придерживаются аналогичного взгляда. Указанные авторы видят новацию в замене обязательств из определенного круга сделок обязательством из ведения контокоррентного счета, носящим встречный, однородный и абстрактный характер. Данное положение заимствовано из французской и итальянской доктрины, с тем, однако, отличием, что иностранные авторы определяют момент новации занесением денежного требования на контокоррентный счет.

Приведенная точка зрения вызывает возражения. Следует заметить, что новация не может заключаться в замене одного обязательства другим, отличным лишь тем, что кредитор и должник меняются местами. Новация требует изменения характера обязательства либо личности стороны в обязательстве. Полагаю, при анализе природы контокоррентного счета можно вообще избежать конструкции новации. При подобном подходе исчезает такая проблема, как невозможность по соглашению сторон создавать абстрактные обязательства без особого указания закона и отсутствие права на предъявление иска о взыскании сальдо на основании договора контокоррента без рассмотрения всех сделок между сторонами. Объясняется и тот факт, что меры обеспечения требований, учтенных на контокоррентном счете, сохраняют свою силу. Подобное положение содержится в пп. 11-12 постановления «О договоре контокоррента». Сохраняет свою силу и договор поручительства, так как п. 1 ст. 367 ГК РФ указывает, что поручительство прекращается в случае изменения обеспеченного им обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.

Несомненно, что контокоррент - более прогрессивная форма сотрудничества субъектов, но применяется он в России достаточно редко. Банковский контокоррент не находит применения прежде всего по причине ненадежного финансового положения клиентов. Кроме того, финансовое законодательство препятствует развитию новых форм кредитования (режим ссудных счетов, правила осуществления расчетных операций).

Именно контокоррент является основой так называемых клиринговых операций. Л.Г. Ефимова определяет клиринг как «систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований» 16.

Клиринг следует рассматривать в качестве разновидности контокоррента. Центральный банк РФ отмечал «важную роль в развитии платежных отношений негосударственных клиринговых организаций» и высказывал намерение «стимулировать и поддерживать развитие негосударственных клиринговых систем» 17. Период действия контокоррентного счета обычно называется «клиринговым сеансом». Соотношение требований и обязательств участника (так называемая «позиция») определяется на конец периода. Закрытая позиция означает равенство требований и обязательств. Открытая длинная позиция показывает, что совокупность обязательств меньше совокупности требований, открытая короткая - что совокупность требований больше совокупности долгов. В клиринге участвуют как две, так и несколько кредитных организаций, которые заключают многостороннее соглашение и определяют расчетного агента группы. Последним может быть как обычный банк, так и особая клиринговая организация (клиринговый центр, палата согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» являются иными кредитными организациями).

В США клиринг осуществляется палатой Федеральной резервной системы, в Великобритании - специализированными клиринговыми палатами, объединенными в Комитет Лондонских и Шотландских банкиров, во Франции организованы клиринговые палаты департаментов18. В России клиринговые отношения регулируются ч. 1 ст. 80 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Положением о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации, утвержденным приказом ЦБ РФ от 25 ноября 1997 года №5-П19, Временным положением о клиринговом учреждении, утвержденным ЦБ РФ 10 февраля 1993 года.

Последние несколько лет в печати появлялись сообщения о создании клиринговых организаций: Межбанковского финансового дома, Финансовой группы Урала, Информбанка, Московского клирингового центра, Центральной расчетной палаты. Однако, как правило, каждый банк-участник переводит средства клиентов в пределах имеющихся средств по корреспондентскому счету, практически не применяя зачетных функций клиринга. Таким образом, возможности конструкции контокоррента пока не используются в полную силу по вышеуказанным причинам. В полной степени конструкции контокоррента соответствует лишь модель клиринга, не требующая предварительного депонирования средств на счетах участников в клиринговом учреждении. Не совсем правы те авторы, которые относят к клирингу вариант, предусматривающий, что все участники на начало операционного дня должны иметь на счетах средства в объеме, необходимом для клиринга, а операции осуществляются в пределах кредитового остатка на счете. Например, банк «Российский кредит» и «Торибанк», использовавшие клиринг, предоставляли клиентам необходимый контокоррентный кредит, ограничивая его лимитом и требуя залога высоколиквидных активов21.

В настоящее время постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 23 ноября 1998 года №51 «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» достаточно детально регулирует клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг. Согласно п. 2.1 этого Положения клиринговой деятельностью (клирингом) признается профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг по определению взаимных обязательств по сделкам, совершенным на рынке ценных бумаг (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним), и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Представляется необходимой разработка нормативных актов о договорах контокоррента, а также о клиринге в системе банков. Прежде всего, желательно включение в Гражданский кодекс РФ норм, определяющих права и обязанности по договору банковского контокоррента (в главу «Договор банковского счета»). Необходимо внести изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», устанавливающие особый статус контокоррентных счетов и особое положение специализированных клиринговых учреждений. Кроме того, целесообразно принятие Центральным банком РФ акта, посвященного техническому оформлению и бухгалтерскому учету контокоррентных операций. Так, следует внести дополнения в Положение ЦБР от 25 ноября 1997 года №5-П «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации» (глава 7 «Корреспондентские отношения»).

Рекомендации по составлению договоров

В условиях рыночных отношений договор - основной юридический акт, из которого возникают обязательственные правоотношения. Он является главным средством регулирования товарно-денежных связей, определяющим содержание правоотношений, права и обязанности его участников. Общие положения о договорах, понятие и условия договора, их заключение, изменение и расторжение предусмотрены в первой части Гражданского Кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1995 г. При заключении конкретных видов договоров (договоров купли - продажи, аренды, порядка, перевозки, комиссии и др.) до принятия второй части Гражданского Кодекса следует руководствоваться первой частью ГК Российской Федерации, законами и иными законодательными актами РФ в части, не противоречащей первой части указанного Кодекса.

Основные правила составления договора

1. При намерении заключить контракт следует четко знать, какие цели необходимо достичь при его реализации и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением.

Необходимо предусмотреть главные вопросы предстоящей работы, а затем, переходя от общего к частному, составить примерную поэтапную схему работы и продумать, что и как должно быть сделано на каждом этапе, какие для этого потребуются конкретные действия, прикинуть возможность риска.

2. Проект предстоящего договора желательно разработать самой заинтересованной организацией, а не получать проект от контрагента. При составлении формулировок условий договора лучше всего привлечь специалистов соответствующего профиля. Если же составляется договор партнером, не исключено, что в нем должным образом не будут учтены все ваши интересы, и придется подгонять их под «чужой» договор и, таким образом, ваша инициатива может быть упущена.

Кроме того, при этом можно избежать всяких неожиданностей, которые могут исходить от вашего контрагента, и по его замечаниям можно проследить, в чем именно состоят его интересы, и предотвратить включение в договор нежелательных условий.

3. Если предложение о заключении договора поступает от неизвестной организации, необходимо как можно больше получить о ней информации.

За рубежом предприниматели крайне настороженно относятся к предложениям новых партнеров. И это несмотря на то, что там существуют открытые торговые реестры и даже есть фирмы, которые специализируются на сборе и обработке сведений о компаниях и отдельных коммерсантах и по запросу могут дать подробности о фирме как таковой (уставный фонд, специализация, годовой оборот, квалификация персонала, обслуживающий банк и т.д.) и даже о биографиях совладельцев предприятия и его руководителей, оценку их деловой репутации, дать сведения о судебных процессах и конфликтах, в которых они участвовали, сообщить подробности о поставщиках, покупателях, клиентах и др.

Такой сервис у нас пока отсутствует, и поэтому самим необходимо провести подобную работу, заведя своеобразные досье на своих партнеров и контрагентов. Это может быть этап развития документооборота и делопроизводства на предприятии.

Необходимо убедиться, что организация, с которой собираются работать, действительно существует. Для этого следует ознакомиться с ее учредительными документами (уставом, учредительным договором) и свидетельством о регистрации. Рекомендуется обратить внимание на то, кто является ее учредителями, каков размер ее уставного фонда и сформирован ли он, где располагается офис (а не просто, так называемый юридический адрес), в каком банке организация обслуживается, ее финансовое положение и коммерческая репутация. Через партнеров, контрагентов, банкиров следует собрать о ней и ее руководителях как можно больше информации.

4. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. Поэтому, вступая в переговоры с представителями коммерческой организации о заключении договора, необходимо проверить полномочия представителя.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.