на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом
p align="left">Основными институтами железнодорожного права являются: договор перевозки грузов железнодорожным транспортом; договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом; договор перевозки багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; права и обязанности участников железнодорожных правоотношений; взаимоотношения железнодорожных организаций, предприятий с органами государственной власти и местного самоуправления; оформление железнодорожных документов; лицензирование отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте; ответственность за неисполнение обязательств, вытекающих из договоров перевозки железнодорожным транспортом; правовое регулирование транспортировки грузов; особенности правового регулирования перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом; предъявление претензий и исков к участникам перевозочного процесса; правовое регулирование принятия груза к отправке, хранения и выдачи груза; порядок предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта; правовой статус владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и др.

Существование комплексных отраслей права связано, по мнению А.С. Пиголкина, с тем, что регулируемые правом общественные отношения можно делить по разным основаниям, в том числе по отраслям государственной деятельности (здравоохранение, народное образование, транспорт, оборона страны и т.д.) Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов [Текст] / Под ред. Пиголкина А.С. - М., Городец. 2008. - С. 100.. В нашем случае в качестве такого основания выступает правовое регулирование отношений, складывающихся на конкретном виде транспорта - железнодорожном. При этом наличие в транспортном, а в свою очередь, и в железнодорожном праве в качестве основного института договора перевозки, являющегося институтом гражданского права, совсем не исключает возможности для выделения железнодорожного права в отдельную подотрасль транспортного права, так как основным институтом здесь выступает договор перевозки железнодорожным транспортом. Специфика этого института как раз и состоит в том, что в качестве основного средства перевозки груза используется именно железнодорожный транспорт.

Следует заметить, что система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей и развивающейся системой общественных отношений, а так как эти отношения динамичны, то и деление права на отрасли и подотрасли - процесс далеко не завершенный.

Как отмечает В.Н. Жуков, удельный вес железнодорожного транспорта в хозяйственной жизни страны огромен, специфика данной сферы строго очерчена, следовательно, предмет правового регулирования очевиден Жуков В.Н. Транспортное право как проблема теоретико-правовой науки [Текст] // Теоретические проблемы формирования транспортного права: Сб. научн. ст. Вып. 8 / Под ред. Бобылева А.И., Духно Н.А. - М., Юридический институт МИИТа. 2007. - С. 24 - 30.. Он же фактически признает водное, воздушное, железнодорожное и автомобильное право, отмечая "наличие подотраслей в рамках такой объемной отрасли права, как транспортное право" Там же. - С. 29..

Отметим, что выделение подотрасли железнодорожного права в системе транспортного права, а в дальнейшем, быть может, и в самостоятельную отрасль права является закономерным процессом, обусловленным объективными факторами, то есть развитием самой системы права и возникновением новых общественных отношений, требующих правового регулирования. Конечно же, система права не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с реальной действительности. Однако объективная природа системы права, как справедливо отмечает Н.И. Матузов, не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, наоборот, объединив их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.) Матузов Н.И., Малько А.В. Тория государства и права: Учебник. [Текст] - Саратов., Юрист. 2004. - С. 145..

Следовательно, государство в лице своих органов и должностных лиц может в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию и развитию. Именно совершенствование железнодорожного законодательства является основной задачей правовой политики в области железнодорожного транспорта на современном этапе его развития. В качестве средств, с помощью которых можно решить данную задачу, должны быть использованы систематизация железнодорожного законодательства, которая позволит минимизировать юридические коллизии в данной области, издание Кодекса железнодорожного транспорта, выделение всех правовых институтов железнодорожного права в отдельную самостоятельную подотрасль транспортного права. Динамика общественного развития предполагает и диктует необходимость совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие государства и все более углубляющееся международное сотрудничество требуют постоянного развития национального железнодорожного законодательства и его согласования с международным правом.

Железнодорожное право занимает определенное место в общей системе российского права. На наш взгляд, железнодорожное право является самостоятельной подотраслью комплексной отрасли транспортного права. Возможно, в перспективе железнодорожное право займет место самостоятельной отрасли права наравне с гражданским, административным и другими отраслями права.

1.2 Понятие услуг перевозки пассажиров и грузобагажа

Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания - гл. IX; в Воздушном кодексе - гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта - разд. IV. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 111, от 02.03.2005 г., по состоянию на 21.02.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 10. - Ст. 851. и на внутреннем водном транспорте Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 72, от 06.02.2003 г., по состоянию на 18.01.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 7. - Ст. 646..

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия договора перевозки пассажиров.

По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Перевозка пассажиров так же, как и перевозка грузов, представляет собой возмездный договор. Однако если перевозка грузов в большинстве случаев - реальная сделка, то перевозка пассажиров во всех случаях - сделка консенсуальная.

В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром.

Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта.

Пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией: о времени отправления и прибытия транспортных средств, о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, о запрещенных к перевозке в ручной клади предметах, другой информацией, предусмотренной правилами перевозки пассажиров и багажа Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - С. 198..

В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта, правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке.

Пассажир имеет право:

приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров;

перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;

провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта;

сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за оплату в соответствии с тарифом;

делать остановку в пути следования с определением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток;

продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений.

При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах (судах), воздушных судах в билетную кассу пассажир имеет право:

не позднее чем за 15 часов до отправления судна получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты (на железнодорожном транспорте этот срок сокращен до 8 часов);

менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления судна получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты (на железнодорожном транспорте этот срок сокращен до 8 часов и до 2 часов);

менее чем за 2 часа до отправления поезда (судна) получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму.

Если пассажир воздушного судна отказывается от полета позднее установленного срока, он имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% от суммы, уплаченной за перевозку воздушным транспортом Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 2. - С. 27..

При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часа до отправления поезда (судна) пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда (судна) - стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный выше.

Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда (судна) стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда (судна), задержки отправления поезда (судна), непредоставления указанного в проездном документе (билете) места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд (судно) по вине транспортной организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.