p align="left">Основными институтами железнодорожного права являются: договор перевозки грузов железнодорожным транспортом; договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом; договор перевозки багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; права и обязанности участников железнодорожных правоотношений; взаимоотношения железнодорожных организаций, предприятий с органами государственной власти и местного самоуправления; оформление железнодорожных документов; лицензирование отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте; ответственность за неисполнение обязательств, вытекающих из договоров перевозки железнодорожным транспортом; правовое регулирование транспортировки грузов; особенности правового регулирования перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом; предъявление претензий и исков к участникам перевозочного процесса; правовое регулирование принятия груза к отправке, хранения и выдачи груза; порядок предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта; правовой статус владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. Существование комплексных отраслей права связано, по мнению А.С. Пиголкина, с тем, что регулируемые правом общественные отношения можно делить по разным основаниям, в том числе по отраслям государственной деятельности (здравоохранение, народное образование, транспорт, оборона страны и т.д.) Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов [Текст] / Под ред. Пиголкина А.С. - М., Городец. 2008. - С. 100.. В нашем случае в качестве такого основания выступает правовое регулирование отношений, складывающихся на конкретном виде транспорта - железнодорожном. При этом наличие в транспортном, а в свою очередь, и в железнодорожном праве в качестве основного института договора перевозки, являющегося институтом гражданского права, совсем не исключает возможности для выделения железнодорожного права в отдельную подотрасль транспортного права, так как основным институтом здесь выступает договор перевозки железнодорожным транспортом. Специфика этого института как раз и состоит в том, что в качестве основного средства перевозки груза используется именно железнодорожный транспорт. Следует заметить, что система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей и развивающейся системой общественных отношений, а так как эти отношения динамичны, то и деление права на отрасли и подотрасли - процесс далеко не завершенный. Как отмечает В.Н. Жуков, удельный вес железнодорожного транспорта в хозяйственной жизни страны огромен, специфика данной сферы строго очерчена, следовательно, предмет правового регулирования очевиден Жуков В.Н. Транспортное право как проблема теоретико-правовой науки [Текст] // Теоретические проблемы формирования транспортного права: Сб. научн. ст. Вып. 8 / Под ред. Бобылева А.И., Духно Н.А. - М., Юридический институт МИИТа. 2007. - С. 24 - 30.. Он же фактически признает водное, воздушное, железнодорожное и автомобильное право, отмечая "наличие подотраслей в рамках такой объемной отрасли права, как транспортное право" Там же. - С. 29.. Отметим, что выделение подотрасли железнодорожного права в системе транспортного права, а в дальнейшем, быть может, и в самостоятельную отрасль права является закономерным процессом, обусловленным объективными факторами, то есть развитием самой системы права и возникновением новых общественных отношений, требующих правового регулирования. Конечно же, система права не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с реальной действительности. Однако объективная природа системы права, как справедливо отмечает Н.И. Матузов, не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права или, наоборот, объединив их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т.д.) Матузов Н.И., Малько А.В. Тория государства и права: Учебник. [Текст] - Саратов., Юрист. 2004. - С. 145.. Следовательно, государство в лице своих органов и должностных лиц может в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию и развитию. Именно совершенствование железнодорожного законодательства является основной задачей правовой политики в области железнодорожного транспорта на современном этапе его развития. В качестве средств, с помощью которых можно решить данную задачу, должны быть использованы систематизация железнодорожного законодательства, которая позволит минимизировать юридические коллизии в данной области, издание Кодекса железнодорожного транспорта, выделение всех правовых институтов железнодорожного права в отдельную самостоятельную подотрасль транспортного права. Динамика общественного развития предполагает и диктует необходимость совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие государства и все более углубляющееся международное сотрудничество требуют постоянного развития национального железнодорожного законодательства и его согласования с международным правом. Железнодорожное право занимает определенное место в общей системе российского права. На наш взгляд, железнодорожное право является самостоятельной подотраслью комплексной отрасли транспортного права. Возможно, в перспективе железнодорожное право займет место самостоятельной отрасли права наравне с гражданским, административным и другими отраслями права. 1.2 Понятие услуг перевозки пассажиров и грузобагажа Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы. Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания - гл. IX; в Воздушном кодексе - гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта - гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта - разд. IV. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами. Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутреннем водном транспорте Постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 111, от 02.03.2005 г., по состоянию на 21.02.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 10. - Ст. 851. и на внутреннем водном транспорте Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 72, от 06.02.2003 г., по состоянию на 18.01.2007] // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 7. - Ст. 646.. Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) данного транспортного средства и имеющее проездной билет. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 786) и все транспортные уставы и кодексы в разделах о перевозке пассажиров дают определение понятия договора перевозки пассажиров. По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Перевозка пассажиров так же, как и перевозка грузов, представляет собой возмездный договор. Однако если перевозка грузов в большинстве случаев - реальная сделка, то перевозка пассажиров во всех случаях - сделка консенсуальная. В отличие от договора перевозки грузов, который по своему содержанию представляет трехстороннюю связь грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, договор перевозки пассажира является двусторонним договором между перевозчиком и пассажиром. Правом заключения договора на проезд в качестве пассажира за установленную плату пользуется любое лицо. Гражданину может быть отказано в перевозке только в случаях, когда на транспортном средстве не окажется свободных мест; когда перевозка пассажиров приостановлена по распоряжению Правительства или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; когда пассажир находится в нетрезвом состоянии, которое может угрожать безопасности других пассажиров, и, наконец, когда пассажир не подчиняется правилам, действующим на соответствующем виде транспорта. Пассажиры должны обеспечиваться своевременной и достоверной информацией: о времени отправления и прибытия транспортных средств, о стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, о расположении вокзальных помещений, об оказываемых пассажирам услугах, о предоставляемых гражданам определенных категорий льготах, о запрещенных к перевозке в ручной клади предметах, другой информацией, предусмотренной правилами перевозки пассажиров и багажа Гуляева И.Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры [Текст] - М., Омега-Л. 2007. - С. 198.. В транспортных уставах, кодексах, изданных на каждом виде транспорта, правилах перевозки пассажиров определяются права пассажиров, причем презюмируется возможность увеличения объема этих прав в процессе исполнения обязательства по перевозке. Пассажир имеет право: приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд, судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения, открытой для осуществления операции по перевозке пассажиров; перевозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами перевозки пассажиров и багажа, действующими на различных видах транспорта; сдавать для перевозок багаж согласно перевозочным документам за оплату в соответствии с тарифом; делать остановку в пути следования с определением срока действия проездных документов (билетов) не более чем на 10 суток; продлевать срок действия проездных документов (билетов) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений. При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поездах (судах), воздушных судах в билетную кассу пассажир имеет право: не позднее чем за 15 часов до отправления судна получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты (на железнодорожном транспорте этот срок сокращен до 8 часов); менее чем за 15 часов, но не позднее чем за 4 часа до отправления судна получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты (на железнодорожном транспорте этот срок сокращен до 8 часов и до 2 часов); менее чем за 2 часа до отправления поезда (судна) получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается. Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. Если пассажир воздушного судна отказывается от полета позднее установленного срока, он имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% от суммы, уплаченной за перевозку воздушным транспортом Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг [Текст] // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - № 2. - С. 27.. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте его приобретения не позднее чем за 24 часа до отправления поезда (судна) пассажиру выплачивается стоимость проезда, при возврате проездного документа (билета) позднее указанного срока, но до отправления поезда (судна) - стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. При возврате проездного документа (билета) на обратный выезд в пункте обратного отправления действует порядок, установленный выше. Независимо от сроков возврата проездного документа (билета) до отправления поезда (судна) стоимость проезда выплачивается в случаях отмены поезда (судна), задержки отправления поезда (судна), непредоставления указанного в проездном документе (билете) места и несогласия пассажира воспользоваться другим местом, болезни пассажира. Удержание стоимости проезда при возврате проездного документа (билета) не производится при опоздании пассажира в пункте пересадки на согласованный поезд (судно) по вине транспортной организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|