на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Договор возмездного оказания услуг
аряду с этим следует подчеркнуть, что здесь же названы порядковые номера одиннадцати глав, предусматривающих услуги, на которые упомянутые правила не распространяются. Среди последних главы 37 и 38, соответственно посвященные договорам, которые направлены исключительно на выполнение работ различного характера.

Анализируя текст ст. 779, можно сделать вывод, что ко всем названным видам договора возмездного оказания услуг применяются прежде всего правила данной статьи. Наряду с этим каждый из них в той или иной степени получил закрепление и в соответствующих текущих законах, а также иных специальных нормативных актах Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., проф. О.Н. Садиков. -- М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: Издательская группа ИНФРА М -- НОРМА, 1997. С. 352.

Федеральный закон «О связи» от 15 февраля 1995 г. СЗ РФ. 1995. № 8. Ст.600 устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации. Закон определяет не только полномочия органов государственной власти по регулированию этой деятельности, но также права и обязанности физических и юридических лиц, которые участвуют в указанной деятельности или пользуются услугами связи. Под такими услугами понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи. В особых главах этого Закона закрепляются права пользователей связи, ответственность при осуществлении деятельности в области связи.

Несколько позднее -- 8 августа 1995 г. -- был принят Федеральный закон «О почтовой связи» СЗ РФ. 1995. № 33. Ст.3334. В его преамбуле наряду с наиболее общими положениями говорится, что он регулирует правоотношения, возникающие между организациями почтовой связи и пользователями услуг данного вида связи.

Остановимся на договорных услугах почтовой связи. В Законе записан тезис о том, что тарифы на услуги, предоставляемые организациями почтовой связи, устанавливаются на договорной основе. К сожалению, этот тезис выглядит декларативным.

В главе «Права пользователей услуг почтовой связи» выделено положение об их защите настоящим Законом, Законом «О связи», гражданским законодательством РФ, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Закон «О почтовой связи» детально регламентирует ответственность при осуществлении деятельности в этой сфере. Организации связи несут имущественную ответственность перед пользователями услуг за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений, за несоблюдение тайны связи, повлекшие за собой причинение ущерба пользователю. Размер и порядок такой ответственности определяется законодательством РФ. Организации федеральной службы почтовой связи имеют право изымать почтовые отправления, содержимое которых запрещено к пересылке, а также уничтожать или разрешать уничтожить почтовые отправления, содержание которых создает опасность здоровью и жизни работников организаций почтовой связи или третьих лиц при условии, что эту опасность нельзя устранить иным путем.

Закон «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, принятыми 13 января 1996 г.) СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.150 предусматривает, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается, в частности, организационно-правовая форма образовательного учреждения, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ.

Названный Закон особо выделяет платные дополнительные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений и платную образовательную деятельность негосударственного образовательного учреждения.

В первом случае названные учреждения вправе оказывать населению и различным организациям платные дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими программами и государственными стандартами.

Во втором случае учреждение вправе взимать плату с обучающегося, воспитанников за услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регламентируются договором, устанавливающим уровень образования, сроки обучения, иные условия.

Нормативно-правовая база туризма определяется принятым 24 ноября 1996 г. Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» СЗ РФ. 1996. № 49. Ст.5491. Он закрепляет в первую очередь принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка Российской федерации. Тем не менее ни во введении, ни по тексту Федерального закона не упоминается Гражданский кодекс РФ, что повлекло за собой наличие в нем ряда нечетких и даже противоречивых положений.

Так, в ст. 1 в качестве одного из важнейших понятий дается понятие тура как комплекса услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия. Вместе с тем в ст. 6 к правам туриста отнесены требования возмещения убытков и компенсации морального вреда «в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта (далее -- договор) туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Тем самым правовой формой услуг по туристическому обслуживанию в упомянутом Законе признается не что иное, как договор розничной купли-продажи. Но это не только не отвечает сущности последнего и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий.

Отдельным услугам, названным в п. 2 ст. 779, посвящены также подзаконные акты, содержащие нормы гражданского права.

Исходя из необходимости безотлагательного установления правовых основ вневедомственного финансового контроля, Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г. были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации СЗ РФ. 1993. N 52. Ст.5069. Согласно этому акту, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы вправе заниматься соответствующей деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление. Это может быть аудит: банковский, страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Временные правила, действующие уже более четырех лет и потому фактически лишенные элемента ограниченности каким-либо сроком, предусматривают основные права и обязанности сторон по договору оказания аудиторских услуг. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны неукоснительно соблюдать требования законодательства, немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку, необходимые сведения. Проверяемый экономический субъект вправе получать от аудитора исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения проверки, правах и обязанностях сторон. В случае обнаружения неквалифицированного проведения проверки, приведшей к убыткам для государства или для экономического субъекта, с аудитора по решению суда могут быть взысканы: понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение перепроверки; штраф, зачисляемый в доход республиканского бюджета.

Некоторые из перечисленных в п. 2 ст. 779 ГК услуг регламентируют специальные постановления Правительства Российской Федерации. Одним из них -- от 9 июля 1994 г. -- утверждены Правила оказания ветеринарных услуг СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.152, разработанные в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». В Правилах, в частности, указано, что услуги оказываются на основе заключения договора, оформления абонементного обслуживания или путем выдачи жетона, талона, кассового чека, квитанции (что также свидетельствует о заключении договора). К обязанностям исполнителя отнесено предоставление образцов, типовых договоров и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг. В Правилах закреплен и ряд других обязанностей, последствия их нарушения, а также права сторон.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» Правительством РФ 15 августа 1997 г. утверждены Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации СЗ РФ. 1997. № 34. Ст.3979. Они распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания услуг.

Применительно к последнему формулируются особенно подробные сведения, касающиеся информации об услугах, порядке приема и оформления заказов. Достаточно полно представлены права и обязанности сторон по договору. Оплатить оказанную исполнителем услугу потребитель обязан в сроки и в порядке, которые указаны в договоре. При этом цена услуги не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

В свою очередь, исполнитель обязан оказать услугу, качество которой должно отвечать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора -- требованиям, обычно предъявляемым к услугам определенного рода. Если требования к услугам предусмотрены федеральным законом, иными правовыми актами РФ, качество услуг должно отвечать этим последним. Услуга оказывается в сроки, предусмотренные договором. Потребитель вправе отказаться от исполнения при условии оплаты исполнителю фактически понесенных последним расходов.

Правила бытового обслуживания населения выделяют особый раздел «Ответственность исполнителя». В нем провозглашается, что за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании услуг исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и договором.

Вслед за этим общим положением установлено, что требования могут быть предъявлены потребителем при обнаружении недостатков оказанной услуги, если это не противоречит особенностям предмета заключенного договора. Требования предъявляются, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока. Если такой срок не установлен, требования могут быть предъявлены при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня оказания услуги.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок менее 6 месяцев и недостатки обнаружены по его истечении, но в пределах 6 месяцев со дня принятия услуги, исполнитель несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки возникли до оказания услуги или по причинам, возникшим до этого момента.

Отрицательные для исполнителя четыре вида последствий могут также наступить, если исполнитель своевременно не приступил к оказанию услуги или во время ее оказания стало очевидным, что услуга не будет осуществлена в срок, а также, если оказание услуги просрочено. Потребитель имеет право также на полное возмещение убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания услуги. Более того, за нарушение сроков начала и (или) окончания оказания услуг исполнитель обязан уплатить потребителю за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах) неустойку в размере 3% цены оказания услуги.

Особо урегулирована ситуация, когда исполнитель предоставил для оказания услуги недоброкачественный материал. В этом случае он отвечает, по правилам об ответственности продавца за товар ненадлежащего качества, в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно детальная регламентация изложенных отношений, а также указание в п. 1 Правил, что они разработаны в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», ставят под сомнение необходимость упоминания в предпоследнем пункте, что порядок и сроки удовлетворения исполнителем требований потребителя, а также ответственность за нарушение этих сроков регулируются названным Законом.

В заключение первого вопроса хотелось бы отметить следующее, а именно: правовое регулирование договора возмездного оказания услуг не заканчивается гл. 39 ГК РФ, сюда же включается множество федеральных законов и подзаконных актов, понятие данного вида договора впервые выделено в настоящем Гражданском кодексе РФ, что говорит о его значимости для Российского законодательства, и наконец, по своей правовой природе он является консенсуальным, возмездным и двусторонне обязывающим.

2. Элементы договора возмездного оказания услуг.

К элементам договора возмездного оказания услуг относятся:

-- стороны. «Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В их качестве могут выступать как граждане, так и юридические лица, так как статья не содержит каких либо ограничений в отношении участников договора. Участников договора именую услугодателем и услугополучателем. Однако, специальный субъективный состав этого договора может быть предусмотрен законом или вытекать из характера услуги» Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 2-е изд., испр. и доп. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., проф. О.Н. Садиков. -- М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ: Издательская группа ИНФРА М -- НОРМА, 1997. С. 348.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.