Должностное лицо
Вступление В юридической литературе неоднократно делались попытки определить понятие «государственный служащий». В результате большинство авторов пришли к выводу, что этот термин следует трактовать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле государственный служащий -- это профессиональный работник любой государственной организации: органа, учреждения, предприятия, а в узком -- это профессиональный работник органов государственной власти. На законодательном уровне определение понятия «государственный служащий» закреплено в ст. 1 Закона Украины «О государственной службе» через определение самой государственной службы. То есть государственный служащий -- это лицо, которое осуществляет профессиональную деятельность, занимая должности в государственных органах и их аппарате, по практическому выполнению задач и функций государства и получает заработную плату за счет государственных средств. Таким образом, законодатель закрепил понятие «государственный служащий» в узком понимании. Институт государственной службы делает государственный механизм способным решать любые вопросы отрасли государственного управления. Организовывая и формируя свою государственную службу, государство в первую очередь использует правовой инструмент. С помощью юридических норм осуществляется как организация госслужбы, так и регламентация практической деятельности государственных служащих относительно реализации данных им полномочий. Это, в частности, установление должностей наименований, определение полномочий соответственно должности, выработка правил вступления на госслужбу, прохождение службы и продвижение по ней, составление документов и порядок работы с ними, прием граждан и рассмотрение их обращений, применение мер поощрения и ответственности, прекращение служебных отношений и т.д. Закон определяет понятия «должность» и «должностное лицо». Должность - определенная структурой и штатным расписанием структурная единица госоргана и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий. Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно- совещательных функций. Понятие государственной службы Государственная служба органично связана с государством, его ролью и местом в жизни общества. В деятельности госслужащих реализуются задачи и функции государства, поскольку каждая должность - это круг служебных полномочий, которые составляют часть компетенции соответствующего органа, она неразрывно связана с его структурой и в то же время имеет целью организацию личного состава госоргана или его аппарата госслужащих. Таким образом, если рассматривать госслужбу с точки зрения на место, которое она занимает в государственной организации, то она начинается там, где устанавливается должность. Установление должностей завершает организацию государственных органов и их аппарата. Следует отметить, что государственная служба в зависимости от формы деятельности делится на виды: - госслужба в аппарате законодательных органов; - госслужба в органах исполнительной власти (органах госуправления и их аппарате); - госслужба в судебных органах и органах прокуратуры. Государственная служба, будучи всегда неразрывно связанной с государством, в реальной действительности воплощается в исполнении определенных задач и функций государства - законодательных, исполнительных, судебных, прокурорско-надзорных. Её направления деятельности фактически отвечают основным формам государственной деятельности. Госслужба в определенной мере отражает факт разделения властных полномочий в обществе. Госаппарат организовывает выполнение государственных функций в политической, хозяйственной, социально-культурной и других сферах. Без него невозможно целенаправленное влияние на все стороны жизни общества, решение наиболее важных дел государственной и общественной жизни. Понятие госслужбы объединяет важнейшие элементы содержания служебной деятельности: а) государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в госорганах и их аппарате; б) она является частью или одной из сторон организационной деятельности государства; в) эта организационная деятельность направлена на комплектацию личного состава госорганов и других организаций и правовое регулирование работы госслужащих; г) содержание деятельности госслужащих заключается в практическом выполнении задач и функций государства; д) особенность госслужбы связана с оплатой из госбюджета. Закон Украины «О государственной службе», принятый в декабре1993 г., устанавливает основные принципы госслужбы, раскрывает конституционное положение о равном праве граждан на поступление на госслужбу. В ст.4 данного Закона установлено, что право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места проживания, которые имеют соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурсный отбор или согласно другой процедуре, предусмотренной Кабинетом Министров Украины. К государственным служащим не относятся лица, проходящие стажировку в государственных органах, поскольку они не занимают должностей в этих органах, а только претендуют на них. Важное практическое значение имеет вопрос момента возникновения статуса государственного служащего (с момента зачисления на должность или с момента принятия Присяги). Следует иметь в виду, что в действующем законодательстве о государственной службе он не решен. Пленум Верховного Суда Украины, обобщая практику рассмотрения судами дел о коррупции и других действиях, связанных с коррупцией, установил, что статус государственного служащего лицо приобретает с момента зачисления на должность, независимо от того, приняло оно присягу или нет, предупреждено оно об ограничениях, предусмотренных для государственных служащих, или нет, присвоен ему ранг, или нет. Впервые в законодательстве Украины о государственной службе сформулировано понятие этики поведения госслужащего, в соответствии с которым он должен старательно выполнять свои служебные обязанности, уважительно относиться к гражданам, руководителям, сотрудникам, иметь высокую культуру общения, не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государства или негативно повлиять на репутацию госслужащего. В настоящий момент разрабатывается проект Кодекса основных правил поведения государственных служащих. Основные принципы государственной службы: - служение народу Украины; - демократизм и законность; - гуманизм и социальная справедливость; - приоритет прав человека и гражданина; - профессионализм, компетентность, инициативность, честность; - персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей; -соблюдение прав и законных интересов органов местного самоуправления, прав предприятий, учреждений. Круг государственных служащих довольно разнообразен и разнопланов. Всех государственных служащих можно классифицировать на различные виды в зависимости от: -- распределения государственной власти -- государственные служащие органов законодательной, исполнительной и судебной власти; -- характера государственной службы -- гражданские и специализированные государственные служащие; -- объема должностных обязанностей -- должностные лица и лица, не являющиеся должностными. В зависимости от характера полномочий, определяющих роль и степень участия государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на руководителей, специалистов и исполнителей. Руководитель -- это государственный служащий, который занимает государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением задач и функций государственных органов. К этой категории государственных служащих можно отнести: руководителей государственных органов и их заместителей; руководителей структурных подразделений государственных органов и их заместителей; лиц, наделенных полномочиями принимать решения и давать указания подчиненным им служащим. Каждый руководитель несет персональную ответственность за: -- выполнение задач и функций государственного органа, подразделения и организацию деятельности подчиненных государственных служащих; -- соблюдение государственной и служебной дисциплины; -- соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности государственного органа; -- качество и эффективность государственной деятельности во вверенной ему сфере. В юридической литературе выделяют непосредственного руководителя, руководителя высшего уровня и руководителя высшего ранга. Например, в министерстве руководитель отдела является непосредственным руководителем своих подчиненных (специалистов), руководитель департамента -- непосредственным руководителем своих подчиненных (руководителей отделов) и руководителем высшего уровня их подчиненных (специалистов), заместитель министра -- руководителем высшего ранга. Непосредственным руководителем является лицо, которое принимает правовые решения относительно личных дел подчиненного ему государственного служащего. К его основным полномочиям и функциям относятся: предоставление очередного и внеочередного отпуска или отказ в предоставлении отпуска, а также разрешение на увольнение со службы; прием заявлений об увольнении, установлении факта несоответствия занимаемой должности; издание официальных документов; принятие решений относительно дисциплинарных дел; контроль за соблюдением ограничений, связанных с государственной службой; аттестация персонала; принятие решений по вопросам работы с персоналом (перевод на другую должность, в том числе в одном и том же государственном органе; перевод в другой государственный орган и др.). Специалист -- это государственный служащий, который имеет необходимое профессиональное образование и оказывает содействие выполнению задач и функций государственного органа в пределах занимаемой государственной должности. К этой категории относятся государственные служащие, наделенные полномочиями осуществлять государственные властные функции, но не имеющие права осуществлять служебные юридически-властные действия как средства управления людьми. Их полномочия связаны с подготовкой проектов решений, юридических актов, обработкой вопросов, требующих специальных знаний. Специалисты, кроме знаний теории государственного управления, владеют знаниями в сферах определенной профессиональной деятельности: экономики, финансов, медицины, торговли, экологии и т. д. Исполнители -- это служащие, служебная деятельность которых не связана с действиями, влекущими юридические последствия или влияющими на содержание решений государственного органа. Их правомочность определяется задачами обеспечения служебной деятельности руководителей и специалистов путем создания материальных, информационных, совещательных и других условий, необходимых для выполнения последними служебных функций. К ним можно отнести: секретаря-референта, инженера, деловода, бухгалтера, экономиста и др. Необходимо отметить, что некоторые ученые предлагают свою классификацию: а) публичные государственные служащие; б) служащие и представители технического персонала, находящиеся на государственной службе. Должность и должностное лицо В юридической науке особое внимание уделяется выяснению сущности термина «должностное лицо». Определение понятия «должностное лицо» приводится в Законе «О государственной службе». В соответствии со ст. 2 Закона, должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппаратов, другие государственные служащие, на которых законами или иными нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Такое определение представляется довольно неконкретным и нечетким. В административной науке должностным лицом в системе государственной службы считается служащий, который наделен государственно-властными полномочиями, имеет в подчинении других государственных служащих или распоряжается в административном порядке материальными и денежными ресурсами. Определяющими критериями сущности должностного лица являются организационно-распорядительные и консультативно-совещательные функции. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 7 октября 1994 г. «О судебной практике в делах о взяточничестве», организационно-распорядительной функции -- это «функции по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком роботы на предприятиях, в учреждениях или организациях...». Другими словами, это полномочия по непосредственному управлению людьми, участками работы, производственными или технологическими процессами. Эти полномочия проявляются в правах и обязанностях относительно подбора и расстановки кадров, приема и увольнения, в планировании деятельности предприятия, учреждения, организации и руководстве ими.
Страницы: 1, 2
|