на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Должностные преступления
p align="left">По конструкции объективной стороны указанный состав преступления, также как и состав преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями), является материальным и считается оконченным с момента наступления последствий - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Общественно опасные последствия могут выражаться в причинении вреда здоровью потерпевшего, имущественного ущерба гражданам или организациям; нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета государственных и муниципальных органов; создании помех, сбоев в работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п. Таким образом, вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба. Поскольку вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев.

Объективная сторона этого преступления включает также причинную связь между превышением должностных полномочий и наступившими общественно опасными последствиями. Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст.286 УК РФ, поскольку с объективной стороны деяние, превышающее должностные полномочия, выражается в совершении действий, которые могут быть совершены должностным лицом лишь при наличии установленных законом обстоятельств. Указанное положение следует из пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. N4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге".

Объем прав и полномочий должностных лиц определяется законом либо иным нормативным правовым актом, должностными инструкциями, функциональными обязанностями, приказами руководителей учреждений, организаций, предприятий. Поэтому при решении вопроса о наличии либо отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо устанавливать полномочия, закрепленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах (в уставах, положениях и т.д.), за пределы которых вышел виновный. Поведение виновного, действующего как частное лицо, объективно не связанное с его должностным положением, не может быть квалифицировано по ст.286 УК РФ.

В качестве обязательного признака данного состава преступления рассматривается совершение должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы его полномочий, что должно являться для него бесспорным и очевидным. Это свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого преступления только умышленно. Виновный должен сознавать, что он совершает действия, явно выходящие за пределы установленных законом или иным нормативным актом прав и полномочий, предвидит общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов, желает либо сознательно допускает их наступление. В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. N4 при отграничении злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия. Во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Решая вопрос о том, сопровождалось ли превышение должностных полномочий насилием, следует иметь в виду, что данное квалифицирующее обстоятельство имеется тогда, когда действия виновного совершены с нанесением потерпевшему побоев, причинением вреда здоровью, физической боли, а также ограничением свободы. Под угрозой применения насилия следует понимать угрозу совершения указанных действий. Угроза убийством, причинением тяжкого вреда здоровью охватывается ч.3 ст.286 УК РФ и дополнительной квалификации не требует.

При решении вопроса о наличии в действиях виновного квалифицирующего обстоятельства применения оружия следует исходить из того, что такой вывод может быть сделан в случаях, когда по делу установлено фактическое использование оружия для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или нанесения телесных повреждений. А также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность (п.12 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990г. N4).

Под фактическим использованием оружия следует понимать применение его поражающих свойств, в том числе для оказания психического воздействия (производство выстрела, взрыва, нанесение удара клинком). Демонстрация оружия, его макетов, оружия, непригодного для фактического применения, не может рассматриваться как его использование.

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (ст.1 Федерального закона "Об оружии").

К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, приспособления для разрушения преград, водометы, иные технические средства, состоящие на вооружении правоохранительных органов и спецслужб. Использование подручных средств либо средств, приспособленных для нанесения вреда здоровью, ограничения свободы (веревка, проволока, палка, металлический прут), не образуют признака состава преступления по пункту "б" ч.3 ст.286 УК РФ.

Использование конструктивно сходных с оружием изделий, т.е. изделий, сертифицированных в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивных снарядов, конструктивно сходных с оружием, также не образует квалифицирующего признака по п. "б" ч.3 ст.286 УК РФ, а служит лишь подтверждением угрозы применения насилия.

Использование либо демонстрация оружия, находящегося у виновного в незаконном владении, квалифицируется по совокупности составов преступлений, предусмотренных ст.ст.286 и 222 УК РФ.

Превышение должностных полномочий, сопряженное с умышленным убийством или с причинением потерпевшему умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, должно квалифицироваться по совокупности преступлений. Умышленное причинение вреда здоровью иной тяжести, истязание, а также неосторожное причинение вреда здоровью или смерти охватываются ч.3 ст.286 УК РФ (п.13 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N4).

Превышение должностных полномочий с применением оружия или специальных средств может рассматриваться в качестве признаков состава преступления, предусмотренного ст.286 УК РФ только в случаях, когда они применялись в нарушение установленного порядка и оснований их использования.

Убийство, причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, не может квалифицироваться по ст.286 УК РФ - в том числе по совокупности преступлений. Субъект превышения должностных полномочий специальный - должностное лицо.

В соответствии с примечанием к ст.285 УК РФ это лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. В соответствии с п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).

Представителями власти являются должностные лица государственных органов, которые наделены правом, в пределах своей компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. То есть лицами и организациями, не находящимися в служебной от них зависимости. В соответствии с примечанием к ст.318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости Раскрытие и расследование должностных преступлений: Методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1998.

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел, ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при реализации и которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями

II. Выявление признаков преступления, тактика следственных действий

Под должностными преступлениями в настоящей статье следует понимать преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

При расследовании преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, как и других, следователю необходимо знать предмет доказывания и обстоятельства, имеющие значение для дела. В результате их исследования устанавливаются событие, время, место, способ совершения преступления, виновность должностного лица в содеянном и мотивы преступления, данные, характеризующие преступника, смягчающие и отягчающие его ответственность, характер и размер вреда, причиненного преступлением, обстоятельства, способствующие совершению должностного преступления, и др.

Несмотря на разнообразие должностных преступлений, в числе обстоятельств, имеющих значение для дела, можно выделить такие, которые присущи всем видам преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

В целях всесторонности, полноты и объективности расследования рассматриваемых преступлений предстоит установить следующие обстоятельства.

Прежде всего доказать событие преступления, выяснить характер действия (бездействия) должностного лица, в чем оно конкретно выражалось по способу и форме совершения. При этом выясняется, не оставлены ли обвиняемым материальные следы преступления, и в случае наличия они приобщаются к делу Метод "сверки" в расследовании должностных преступлений в таможенных органах // Расследование преступлений: Вопросы теории и практики. Сб. - Вып. 7. - Воронеж, 1997.

Для признания события преступления доказанным следователю необходимо установить время и место его совершения. Определив время совершения преступления, следователь может решить многие вопросы, связанные с событием преступления, причастностью других должностных лиц к его совершению. Причем по некоторым делам важно установить время события преступления с точностью до минут, по другим - ограничиться более длительным сроком.

Кроме того, при расследовании должностного преступления необходимо выяснить: с какого времени руководству органа государственной власти или органа местного самоуправления, где было совершено преступление, стало известно о нем; сразу ли со стороны руководителя последовало сообщение в органы внутренних дел или в прокуратуру; какой период времени мог пройти от совершения преступления до его обнаружения; когда и кем выполнялись функции, полномочия, подобные тем, которые были нарушены и стали предметом расследования. Выяснение этих и других вопросов поможет разобраться, кто, когда и при каких обстоятельствах совершил должностное преступление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.