на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дознание и возбуждение уголовного дела

Дознание и возбуждение уголовного дела

Содержание

Введение

1. Принятие, регистрация и учет в ОВД сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях

2. Действия органов дознания по проверке сообщений о преступлениях

3. Гарантии прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела и их совершенствование

Задачи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Под дознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ - далее УПК). Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны. Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право . - М.; Интел-Синтез, 2002. - № 3. - с.77-79

Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Термин «возбуждение уголовного дела» применительно к различным процессуальным обстоятельствам может употребляться в нескольких содержательных аспектах: во-первых, возбуждение уголовного дела - это первоначальная стадия процесса; во-вторых, возбуждение уголовного дела- это одно из решений, законодательно допустимых к принятию по результатам процессуальной деятельности на первоначальном этапе уголовного судопроизводства; в-третьих, возбуждение уголовного дела - это самостоятельный правовой институт уголовного процессуального права, нормы которого определяют состав, порядок и содержание деятельности в начальной части процесса.

1. Принятие, регистрация и учет в ОВД сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях

Стадия возбуждения уголовного дела начинается с процессуальной деятельности по приему информации о преступлении, ее оформлению и регистрации. Данная информация может быть в форме заявления о преступлении; явки с повинной; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источниковКомментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. М., 2003.

Заявление, сделанное в письменном виде, должно быть подписано заявителем, то есть содержать данные о фамилии заявителя, месте его жительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, это соответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.

При личной явке заявителя лицо, принимающее устное заявление, составляет соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление.

Отсутствие документов у обратившегося с заявлением лица не является основанием для отказа в приеме информации. В случае личной явки факт обращения протоколируется (если не сделано письменное заявление), а сам не имеющий необходимых документов заявитель в соответствии с п.6 ст.141 УПК предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос (ст.306 УК РФ).

Однако поводом для возбуждения уголовного дела в данном случае будет рапорт принявшего и (или) проверившего информацию лица. В процессе проверки поступившей информации могут обнаруживаться документы, удостоверяющие личность заявителя, что автоматически превращает его заявление в законный повод для возбуждения дела.

Если по какой-то причине заявитель не может присутствовать при составлении протокола, его сообщение о преступлении относится к категории иных источников информации и в соответствии с п.6 ст. 141 УПК оформляется в порядке, предусмотренном ст.143 УПК, то есть рапортом.

В соответствии с ч.7 ст.141 УПК анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Употребляемый в данном случае термин "анонимное заявление", в УПК не расшифровывается. Тем не менее, таковыми признаются обращения, не содержащие сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо содержащие ложные данные о заявителе. Обычно такие заявления остаются без рассмотрения, но при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях, такие обращения направляются в соответствующие правоохранительные органы.

Приказом МВД России Приказ МВД РФ от 1 марта 1999 г. N 150 "Об организации делопроизводства и порядке работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России" (с изм. и доп. от 22 июля 2000 г.) (п.71.2 приказа) установлено в частности, что "обращения граждан, в которых не указана или неразборчиво написана фамилия и которые не содержат данных о месте жительства заявителя (либо о его работе или учебе), признаются анонимными. Как правило, они не регистрируются и подлежат уничтожению. В исключительных случаях анонимные обращения, содержащие конкретные сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, без регистрации направляются в соответствующие подразделения Министерства для использования в оперативных целях".

Процедура регистрации заявлений в ОВД определена Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях Приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985.

Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях включает:

1. Прием сообщений о преступлении - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о преступлении.

2. Регистрацию сообщений о преступлении - присвоение каждому поступившему сообщению о преступлении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

Полномочия по приему, проверке и учёту сообщения о преступлении должны быть возложены организационно-распорядительными документами начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, на конкретных должностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания.

Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел.

Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.

Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации. Вне органов внутренних дел, а также в ОВД, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ "О милиции" и Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе.

Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации Ч. ч. 1, 2, 3 ст. 141, 142, 143 УПК РФ.

Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности. Регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в КУСП круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел независимо от территории оперативного обслуживания.

В КУСП регистрируются: письменное заявление о преступлении; протокол принятия устного заявления о преступлении; протокол явки с повинной; заявление о безвестном исчезновении человека; рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации; сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения; иная информация о происшествии.

При регистрации в дежурной части органов внутренних дел сообщений о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью.

Сообщение о происшествии, поступившее в орган внутренних дел по подследственности, регистрируется и отправитель уведомляется письменно (в случае поступления материалов их другого органа внутренних дел - заполненным талоном-уведомлением о передаче сообщения по территориальности).

При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью.

Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в КУСП в дежурной части органов внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон-уведомление и выдает его заявителю.

Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел. Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание сообщения о происшествии, регистрационный номер по КУСП, подпись сотрудника, принявшего сообщение, дата приема.

В талоне-уведомлении указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по КУСП, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного.

2. Действия органов дознания по проверке сообщений о преступлениях

Проверка сообщений о преступлениях - это проверка фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проверка сообщения о происшествии, содержащего признаки преступления, осуществляется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ст.145 УПК).

Информация о признаках преступления может быть получена из любых источников, относительно которых нет специального законодательного запрета. Тем не менее, даже наличие такого запрета (например, относительно анонимных заявлений) не мешает проверить в установленном законом порядке такого рода информацию о преступлении и преобразовать ее в допустимый повод для возбуждения уголовного дела.

Заявление о преступлении как повод для возбуждения уголовного дела представляет собой не просто просьбу о начале уголовного процесса, а адресованное компетентным органам (должностным лицам) официальное (то есть с соблюдением всех правил и формальностей) обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.