на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экономические преступления
татья 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Статья 128. Ответственность свидетеля.

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, а также правительство РФ в лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, правоохранительные органы.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.

Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации;

определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Банковский контроль в качестве самостоятельного вида контроля обособился в результате создания двухуровневой банковский системы и появлением коммерческих банков.

Можно выделить следующие направления банковского контроля:

контроль за ведением кассовых операций на предприятиях;

контроль при проведении кредитных операций;

контроль при проведении гарантийных операций:

валютный контроль - осуществляется уполномоченными банками, являющимися агентами валютного контроля.

Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью - это особое направление деятельности государства, целью которого является борьба с экономической преступностью посредством формирования уголовной политики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об оперативно-розыскной деятельности, применения указанных норм, осуществление контроля за их применением и соблюдением конституционных прав и свобод граждан.

В зависимости от субъектов и непосредственных целей можно выделить следующие виды и направления уголовно-правового контроля над экономической преступностью:

уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства;

уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными, исполнительными и судебными органами государственной власти при создании и толковании правовых норм, непосредственно регламентирующих борьбу с экономической преступностью.

уголовно-правовой контроль, осуществляемый органами уголовной юстиции и другими органами, непосредственно связанными с борьбой с преступностью.

уголовно-правовой контроль на стадии исполнения уголовных наказаний.

Рассмотрим особенности отдельных видов уголовно-правового контроля над экономической преступностью.

Уголовно-правовой контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами государственной власти при формировании уголовной политики государства. Целью государственного контроля за уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью является сбалансированное решение двух задач. С одной стороны, повышение эффективности деятельности органов уголовной юстиции в выявлении, пресечении, раскрытии экономических преступлений, привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. С другой стороны - важнейшей задачей такого контроля является обеспечение гарантий защиты прав граждан и общества от произвольных действий этих органов и принятие мер в случае нарушений провозглашенных действующими законами прав и свобод физических и юридических лиц.

С 1 января 1997 года введен в действие новый уголовный кодекс. В УК РФ выделен специальный раздел "Преступления в сфере экономики", в который вошли три главы с 47 статьями о преступлениях против собственности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих организациях. Ряд других составов экономических преступлений - должностные, компьютерные преступления, преступления против интеллектуальной собственности, авторских прав - вошли в другие разделы.

9. Предупреждение экономической преступности

В предупреждении экономической преступности основная роль принадлежит системе мер общесоциального уровня: стабилизация экономики, рост производства, обеспечение занятости населения, достижение баланса экономической эффективности и социальной справедливости, возрождение и укрепление нравственных устоев народа. Без стабилизации экономики, повышения ее эффективности, снижения безработицы и сокращения числа безработных, усиления социальной защиты определенных слоев населения, возрождения и оздоровления нравственных устоев в обществе практически невозможно кардинально улучшить ситуацию.

Специальные меры предупреждения преступлений, совершаемых в сфере экономики, подразделяются на меры, направленные на предупреждение преступлений в сфере экономики.

Специальные меры - это профилактические мероприятия, непосредственно направленные на устранение причин и условий преступлений. Однако, следует отметить, что специальные меры тесно связаны с общесоциальными. Эффективное осуществление общесоциальных мер создает более благоприятные возможности применения специальных мер и, наоборот, применение специальных мер, направленных на предупреждение этих категорий преступлений, создает условия для осуществления общесоциальных мер.

Поэтому, не принижая роли общесоциальных мер, более подробно рассмотрим специальные меры, направленные на предупреждение краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств.

Специальные меры профилактики этих преступлений условно можно разделить на три группы:

а) организационно-технические;

б) административно-правовые и криминологические;

в) информационно-воспитательные и виктимологические.

К организационно-техническим мерам прежде всего относятся:

- внедрение охранной сигнализации в местах хранения денег, ценных бумаг и товароматериальных ценностей, в торговых точках, в квартирах;

- техническое укрепление дверных коробок и дверей, выпуск замков с усиленными индивидуально-потаенными охранными свойствами;

- оборудование подъездов кодовыми запорами;

- совершенствование организации патрульно-постовой службы полиции с обязательным учетом особенностей криминогенной обстановки в местах хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей, на рынках, в торговых центрах, жилых массивах и микрорайонах;

- организация дежурств жителей в районах со сложной криминогенной обстановкой;

- организация охраняемых стоянок для автотранспорта на рынках, торговых центрах, микрорайонах;

- надлежащее освещение улиц, дворов, парков, скверов, зданий, рынков, автостоянок;

- своевременное оборудование мест хранения денег, ценных бумаг, товароматериальных ценностей охранно-пожарной сигнализацией.

К административно-правовым и криминологическим мерам относятся:

- систематическое удаление с улиц, парков, скверов, рынков и мест массового скопления народа лиц, находящихся в нетрезвом состоянии;

- своевременное реагирование на мелкие правонарушения, совершаемые в общественных местах, на факты побоев, издевательств, угроз;

- выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и его изъятие;

- проведение на определенной территории рейдов по выявлению бродяг, алкоголиков, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

- выявление и постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению преступлений;

- выявление и пресечение формирования преступных групп;

- организация индивидуально-профилактической работы с ранее судимыми;

- трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

- установление и осуществление административного надзора в случаях, предусмотренных законом;

- выявление лиц, склонных к вовлечению несовершеннолетних к правонарушениям и пресечению их деятельности;

- пресечение фактов показа запрещенных фильмов, распространения порнографической и иной литературы, журналов, пропагандирующих культ жестокости, психологии корыстолюбия, проституции, наркомании и иных аморальных явлений;

- выявление притонов для проституции, организации азартных игр, употребления наркотических средств и пресечение их деятельности;

К мерам информационного-воспитательного и виктимологического характера относятся:

- своевременное проведение криминологического анализа состояния, структуры, динамики и географии краж, грабежей, разбоев, вымогательств и мошенничеств и использование его результатов в разработке и осуществлении мер по их предупреждению;

- информирование населения о появлении случаев краж, грабежей, разбойных нападений, вымогательств, мошенничеств в определенных местах, в определенное время и определенными категориями лиц;

- разъяснение населению способов защиты собственности от воров, грабителей, разбойников, вымогателей и мошенников;

- информирование граждан, предпринимателей и руководителей фирм, предприятий о вымогательствах и вымогателях с объяснением необходимости обращаться в правоохранительные органы при предъявлении ими противоправных требований;

- проведение бесед с населением, особенно с молодежью, о последствиях аморального, противоправного образа жизни;

- оздоровление среды в неблагополучных семьях, учебных классах, группах и неформальных молодежных группах;

- предупреждение становления на преступный путь лиц, склонных к совершению малозначительных нарушений, а также неработающих и неучащихся;

- активное воздействие на лиц, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических средств, демонстрировать культ насилия (беседы, обсуждение поведения по месту жительства, учебы, контроль за поведением, вовлечение в учебу, спорт и др.).

Предупреждение преступлений в сфере экономики составляет неотъемлемую часть социального управления и предполагает осуществление системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых и воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

К общесоциальным мерам, направленным на предупреждение хищений путем присвоения и растраты, преступлений в сфере экономики, относятся:

- совершенствование системы управления экономикой;

- техническое перевооружение промышленности, переход на преимущественно интенсивный путь развития с использованием самой совершенной техники и технологии;

- увеличение удельного веса комплексно-механизированных и автоматизированных предприятий, особенно в сельском хозяйстве и перерабатывающих отраслях;

- реконструкции предприятий, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования.

Практика показывает, что специальные меры, непосредственно направленные на устранение, нейтрализацию, блокирование причин и условий рассматриваемых преступлений, прямо или опосредованно сужают поле злоупотреблений, затрудняют, а иногда противодействуют перерастанию менее опасных финансовых и хозяйственных правонарушений в уголовно наказуемые деяния.

10. Уровень и динамика экономической преступности

Более половины опрошенных российских компаний (59%) указали, что стали жертвами как минимум одного экономического преступления за последние два года. Это на 10% выше показателя, обзора 2005 года.

У 63% опрошенных компаний убытки от мошеннических действий превысили 1 млн. долларов США, а 20% компаний потеряли по той же причине более 10 млн. долларов США, притом, что средний уровень прямого финансового ущерба, по данным опроса, составил 12,8 млн. долларов США. Это означает, что с 2005 года прямой ущерб от экономических преступлений в России вырос более чем в четыре раза (с 3,1 млн. долларов США) и более чем в пять раз по сравнению со средним показателем по всему миру (2,4 млн. долларов США).

Возместить финансовый ущерб в России по-прежнему трудно. Так, 54% респондентов указали, что не смогли вернуть даже часть утраченных средств. Тем не менее налицо существенный прогресс по сравнению с данными нашего предыдущего обзора, когда вернуть хотя бы часть утраченных средств не смогло 74% опрошенных компаний.

Бизнесу 67% российских компаний, пострадавших от мошеннических действий, был нанесён также и побочный ущерб. Наиболее серьёзным побочным ущербом, по данным опроса, явилась значительная потеря времени руководящего состава, существенные затраты времени и средств на судебные разбирательства, а также ущерб, нанесённый репутации и моральному духу компаний.

Наиболее часто встречающимся преступлением является незаконное присвоение активов (хищение). От него, по данным опроса, пострадало 43% компаний. Вслед за ним идёт коррупция и взяточничество - 34%. Налицо изменения по сравнению с отчётом 2005 года. По данным предыдущего исследования, от коррупции и взяточничества пострадали 54% из опрошенных компаний, а от незаконного присвоения активов - 35%.

Коррупция и взяточничество по-прежнему представляют собой наиболее серьезную угрозу для компаний. Это отметили 30% респондентов. В минувшие два года почти половина всех компаний (48%) отметили, что попадали в ситуации, когда им казалось, что от них ждут взятку.

Более того, свыше половины компаний (51%) считают, что упустили возможности в сфере бизнеса из-за того, что конкурент, по их мнению, дал взятку нужному лицу. Это отличается от ситуации в остальном мире. В других странах только 18% компаний отметили, что у них просили взятку, а 24% считают, что упустили деловые возможности из-за взятки со стороны конкурента.

Большинство совершивших экономические преступления - мужчины в возрасте от 31 года до 40 лет, имеющие высшее образование. Хотя большая часть серьёзнейших экономических преступлений, по сообщениям российских компаний, за последние два года были совершены третьими сторонами (такими, как заказчики или деловые партнёры), тем не менее всё большее число экономических преступлений совершается сотрудниками самой компании (38% в 2007 году против 13% в 2005 году). Настораживает тот факт, что почти половина (41%) преступников внутри российских компаний занимают руководящие посты. Этот показатель, по данным опроса, значительно выше, чем в странах Центральной и Восточной Европы (38%) и в остальных странах мира (20%).

Что касается мотивов экономических преступлений, то большинство мошеннических действий в российских компаниях совершается в целях личной финансовой и материальной выгоды (на корыстные мотивы указали 73% опрошенных), по причине неспособности преступника устоять перед соблазном (38%) и в силу непонимания неправомерности совершаемого действия (33%).

Большинство экономических преступлений было выявлено корпоративной службой безопасности и службой внутреннего аудита. Это значительное изменение в лучшую сторону по сравнению с отчётом 2005 года, в котором указывалось, что подавляющее большинство случаев было выявлено случайно, а в результате действий службы внутреннего аудита - лишь в 7% опрошенных компаний.

В большинстве случаев компании обратились в суд с исками о возбуждении уголовных (35%) и гражданских (35%) дел в отношении преступников. Вместе с тем только 10% преступников были осуждены. В Центральной и Восточной Европе и в остальных странах мира приговоры в суде получило большее число преступников - 16% и 20% соответственно.

В России 71% опрошенных считает, что борьбу с экономическими преступлениями в стране должно вести, главным образом, государство. Но они признают и то, что компаниям тоже необходимо принимать действенные меры (57%).

Хотя 59% опрошенных в ходе обзора компаний признались, что явились жертвой экономических преступлений, лишь 10% из них допустили, что в ближайшие два года могут пострадать от мошеннических действий. Двадцать процентов опрошенных компаний не планируют принимать каких-либо конкретных мер по борьбе с экономическими преступлениями.

Заключение

Рассмотрев вышеизложенный материал, можно сделать некоторые выводы по данной теме:

1. Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

2. В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

3. Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список литературы

1. Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Культура", 1993. - С.132.

2. Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях // Вестник Московского университета. Сер.11: Право. 1993. № 4. С.12.

3. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

5. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

6. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

7. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

8. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008. - 429 с.

9. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

10. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

11. Уголовной кодекс Российской Федерации. - М.: Издательская группа ИНФРА. М-Норма, 2004. - 196 с.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. - М.: Издательство "Ось-89", 1999 г. - 112 с.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 114 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.