на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Эволюции прав человека
p align="left">Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения. Это связано с позицией по отношению к ним государства. Права первого поколения в буржуазной политической и правовой мысли квалифицировались как гражданские, предполагающие право на защиту от кого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление этих прав (прав члена гражданского общества), и политические права (права участника осуществления политической власти). Речь идет, прежде всего, о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу общественной жизни и культуры.

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления государству недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю созидательную работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права. Ряд современных государств не присоединился к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода соображения не лишены оснований, тем не менее, присоединение к пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность. В конце XX века государство не может не стремиться к тому, чтобы стать социальным. Это -- закономерность развития современных государств, нашедшая закрепление в ряде конституций зарубежных государств - ФРГ, Франции, Испании, Италии, Португалии, Турции.

В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Природа прав третьего поколения составляет предмет дискуссий. Особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, ассоциацией. Так, право народов на развитие или их право на самоопределение является коллективным правом, осуществление которого зависит не от отдельного человека, а от общности. Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности. Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимосвязь, в основе которой должен лежать принцип, согласно которому осуществление коллективных прав не должно ущемлять прав и свобод индивида. Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные), общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные, однако, в значительной степени и такое деление символично. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные - являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

· Право на жизнь

· Право на свободу и личную неприкосновенность

· Право на достоинство личности

· Право на неприкосновенность частной жизни

· Право на неприкосновенность жилища

· Право на национальную и культурную самоидентификацию

· Свобода совести и свобода мысли

· Свобода передвижения и выбора местожительства;

· Свобода выбора национальности и языка общения

· Право на судебную защиту

· Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)

· Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции).

Политические - политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам, как правило, причисляются:

· Свобода слова (свобода информации)

· Право на гражданство

· Право на объединение (свобода союзов)

· Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)

· Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе

· Право на участие в отправлении правосудия

· Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)

· Свобода средств массовой информации

· Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

К социально-экономическим правам относятся:

· Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)

· Право на частную собственность

· Трудовые права (право на труд и свободу труда)

· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

· Право на социальное обеспечение

· Право на жилище

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

К культурным правам относятся:

· Право на образование

· Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)

· Право на участие в культурной жизни

· Академические свободы

· Право на благоприятную окружающую среду

Общие принципы:

· Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

· Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства;

· Набор закреплённых прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

· В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

· Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

· Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

· Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

· Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

· Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрев теоретический аспект данной темы, мы видим, что права человека имеют сложную структуру. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Термин "права человека" относится к очень широкому спектру прав: от права на жизнь до права свободно участвовать в культурной жизни общества.

§ 3. Развитие и обеспечение прав человека в России

Из того что мы уже рассмотрели выше, мы знаем, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, в современном их понимании, возможно только в демократическом гражданском обществе и правовом государстве. Весьма значим, тот факт, что формирование демократического гражданского общества с его правовым государством, принципами приоритета прав человека, верховенства права, разделения властей, народного представительства (парламентаризма) и другое - является основополагающим путем создания прочной системы гарантий основных прав и свобод.

Статья 1 (ч.1) Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ 6 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Высоко оценивая значимость этих конституционных записей, следует, однако, отметить, что Россия сегодня не является правовым государством, равно как и права и свободы человека в реальности не стали высшей ценностью. Этот факт закономерный, определяемый как предшествующей историей, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Рассмотрим основные причины трудностей формирования правового государства и обеспечения прав человека в России.

Первая и основная трудность - это сами исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Россия - страна, в которой господствовал системоцентристский подход во взаимоотношениях личности и власти. Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получили широкое распространение в государствах Европы и в США в XVII-XVIII веках и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII века. К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, с безграничной верой в «доброго царя».

Предыстория конституции в России берёт свое начало в первой половине ХIХ века. Существенное значение имеют идеи французских и английских мыслителей, повлиявших на конституционные проекты декабристов. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая мысль исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

Интересно заметить, что в этот период государственного строительства Российской империи, принятие конституции многими государственными деятелями рассматривалась как международно-статусная необходимость. Во многих европейских странах конституции действовали (даже на территории Российской империи - в Польше), тем самым Россия как бы отставала от всей Европы, что играло существенное значение в ее международном статусе.

Сторонниками конституционного правления были представители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагали посредством конституционных реформ осуществить переход к конституционной монархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народным представительством, ратовали за установление демократической формы правления и режим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» графа М.М. Сперанского (1809) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон «определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой».

Интерес представляют воззрения декабристов, выраженные в «Русской правде» П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а также «Манифесте к русскому народу» Северного общества (ХIХ). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная монархия. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, закреплялось равенство всех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий. В основу декабристских проектов политического и социального переустройства России были положены принципы естественного права, выработанные мыслителями века Просвещения: Локком, Руссо, Монтескье, Дидро, Гольбахом, с произведениями которых, авторы были хорошо знакомы. Под «естественными правами» понимались личная свобода человека, равенство всех перед законом, непризнание сословных различий, а также создание представительного образа правления при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной. Эти положения своим острием были направлены против феодально-абсолютистских порядков и содержали большой для того времени революционный заряд. Они декларировали и основы буржуазно-правового государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.