Федеральная инспекция по труду
23 Оглавление Введение Глава 1. Федеральная инспекция труда - орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Глава 2. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда 2.1 Принципы деятельности органов федеральной инспекции труда 2.2 Основные задачи органов федеральной инспекции труда Глава 3. Основные права и полномочия органов федеральной инспекции труда 3.1 Права федеральных инспекторов по труду 3.2 Основные полномочия органов федеральной инспекции труда Глава 4. Ответственность федеральной инспекции труда Заключение Список использованной литературы Введение Надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда впервые был придан государственный характер в связи с реализацией одного из основных положений, закрепленных в Основах законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. Именно Основы впервые установили, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке. Для этих целей были созданы специальные органы - Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем - государственные инспекции труда, и после - федеральные инспекции труда). Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Курсовая работа посвящена рассмотрению вопросов федеральной инспекции труда, ее полномочий в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации. Глава 1. Федеральная инспекция труда - орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства Федеральная инспекция труда как единая федеральная централизованная система государственных надзорно-контрольных органов была образована в системе Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Положение о ней утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78 Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. №78 "О федеральной инспекции труда" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2000 г., №6, ст. 760.. В связи с упразднением Министерства труда и социального развития Российской Федерации по Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. №11 ст.945. органы федеральной инспекции труда переподчинены Федеральной службе по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В систему этих органов входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о федеральной инспекцией труда. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руководит главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Им назначаются на должность и освобождаются от должности руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда. Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации утверждено приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. №65 Приказ Минтруда РФ от 29 февраля 2000 г. №65 "Об утверждении Положения о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации" // Российская газета от 4 мая 2000 г., №86.. Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда). Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции: 1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории; 2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; 3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях; 4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав; 8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции Постановление Правительства РФ от 28 января 2000 г. №78 "О федеральной инспекции труда" // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2000 г., №6, ст. 760.. В отличие от ранее существовавшей Рострудинспекции органы федеральной инспекции труда имеют вертикальное (в системе Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), а не горизонтальное подчинение и не зависят в своей деятельности от органов государственной власти, органов местного самоуправления Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). М.: "За права военнослужащих", 2004. С.209.. Глава 2. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда 2.1 Принципы деятельности органов федеральной инспекции труда Деятельность органов федеральной инспекции труда и всех должностных лиц осуществляется на основе следующих гуманных принципов: уважение прав и свобод человека и гражданина, а также принципов законности, объективности, независимости и гласности, их соблюдение и защита. Законность - универсальный, всеохватывающий принцип, который находит свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права, характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может рассматриваться как равновеликое начало с собственно процессуальными принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых принципов. Под законностью понимается неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. Основные положения этого принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. Независимость государственных инспекторов труда заключается также в том, что они, исходя из задач федеральной инспекции труда, самостоятельно в пределах имеющихся полномочий определяют формы и способы реализации предоставленных им законом прав по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований трудового законодательства (ст.359 Трудового кодекса РФ). Действуя в соответствии с законом, они не подвластны какому бы то ни было влиянию со стороны. 2.2 Основные задачи органов федеральной инспекции труда Часть 2 ст. 355 ТК РФ предусматривает основные задачи федеральной инспекции труда. Ими являются: а) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая их право на безопасные условия труда; б) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; в) обеспечение сторон трудовых отношений информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства; г) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. В последнем пункте речь идет о негативных последствиях имеющихся пробелов в трудовом законодательстве Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2003. С.290.. В своей работе органы федеральной инспекции труда взаимодействуют с другими федеральными надзорами и контрольными органами. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в ст.22 предусматривает, что общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и (или) иные представители, избираемые работниками, например совет трудового коллектива (ст. 29 ТК РФ). Иными словами, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде могут осуществлять как профессиональные союзы, так и иные представители работников. Профсоюзный контроль (ст. 2 ТК РФ) за соблюдением трудового законодательства есть составная часть общественного контроля. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда Коршунов Ю.Н. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2002 г. С.328.. О полномочиях федеральной инспекции труда - в третье главе курсовой работы. Глава 3. Основные права и полномочия органов федеральной инспекции труда 3.1 Права федеральных инспекторов по труду Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в соответствии со ст. 357 ТК РФ имеют право: а) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности; б) запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
Страницы: 1, 2
|