на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Федеративные отношения в России
p align="left">В Конституции Российской Федерации применительно к органам исполнительной власти содержатся нормы двух видов: применяемые как общие начала и используемые в качестве специализированных. Среди норм первой группы необходимо выделить те положения Конституции, которые составляют основы конституционного строя. Среди норм второй группы положения: об устройстве государственной власти и разделении властей (ст. 3-5, 10-12); об участии граждан в управлении государством (ст. 31, п. 4 ст. 29, ст. 46); о сферах деятельности органов Федерации и ее субъектов (ст. 71-78); о компетенции Президента РФ (ст. 83, 85-87); о полномочиях и актах Правительства РФ (ст. 110-117).

Конституция РФ заложила правовую основу разграничения предметов ведения и полномочий, обозначила рамки осуществления государственной власти Федерацией и ее субъектами. Конституция установила, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется также Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п. 3 ст. 11).

Исходя из содержания Конституции РФ, можно вести речь о двух способах разграничения полномочий. Первый способ - издание федеральных законов, нормативных актов по реализации каждого из предметов ведения, указанных в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Второй способ разграничения предметов ведения и полномочий осуществляется соответствующими договорами, которые в силу этого становятся источниками права.

Разделение властей «по вертикали» предполагает, что на каждом уровне власти имеются свои ключевые органы и определенные финансовые средства, достаточные для осуществления стоящих перед ними задач. Полномочия Центра и субъектов Федерации, независимо от их природы, устанавливаются двумя способами: с одной стороны, с помощью механизма наделения ими, с другой - признанием остаточных полномочий.

Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постоянно обновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти в исчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновления государственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либо ведению.

Важными направлениями деятельности по совершенствованию разграничения и последующего оптимального осуществления полномочий являются:

- более четкое закрепление в Федеральном законе модели взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения;

- следование этой модели в отраслевом законодательстве;

- сокращение совмещения регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных функций в одном органе.

Необходимо также рассмотреть возможность распространения действия наиболее удачных законов субъектов Федерации в федеральном масштабе.

В частности, возможны следующие пути решения этой проблемы:

- наиболее удачные законы субъектов Российской Федерации, принятые в опережающем порядке, могут быть рекомендованы соответствующим федеральным актом (в том числе указом Президента) в качестве «модельных» для других субъектов федерации;

- Федеральное Собрание Российской Федерации, приняв специальный закон, может распространить действие закона субъекта Российской Федерации на всю территорию страны впредь до принятия подробного федерального закона по соответствующему вопросу;

- закон субъекта Российской Федерации может быть принят в качестве концепции соответствующего федерального закона.

Разграничение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации является ключевой и самой сложной проблемой федерализма. Разграничение компетенций между центральной властью и членами федерации - основа и условие нормального функционирования институциональных механизмов федерации. Задача эта является весьма сложной в условиях транзитного периода, когда законодательная база как Федерации, так и субъектов остается несовершенной. Требуются годы терпеливой работы всех уровней публичной власти, чтобы определенный конституцией механизм стал работать безупречно.

Пятая, актуальная сегодня проблема федеративных отношений - перспективы института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Должности полномочных представителей президента России в семи федеральных округах, возможно, будут сокращены. Правда, это произойдет не завтра, а году в 2009-м, когда закончится срок полномочий последнего всенародно избранного губернатора. С таким заявлением выступал глава ЦИК Александр Вешняков. Эксперты с Вешняковым согласны: «Институт полпредов изжил себя». Сами же полпреды ссылаются на Владимира Путина - президент якобы обещал полную сохранность их должности и даже расширение полномочий.

Институт полномочных представителей президента появился в России по указу Владимира Путина 13 мая 2000 года. Институт полпредства должен был усилить контроль над регионами, не случайно на посты полпредов были назначены в общей массе генералы. Полпредам вменялось в обязанность «повышать эффективность деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствовать систему контроля за исполнением их решений». Некоторые политологи указывали тогда, что институт полпредства нелегитимен, поскольку не прописан в Конституции. Пик деятельности полпредов пришелся на 2001-2002 годы, когда уставы многих регионов были приведены в соответствие с российской Конституцией. После этого политический вес полпредов пошел на убыль. Не имея реальных рычагов управления экономикой подведомственных регионов, они оставались лишь «всевидящим оком президента».

Первый звонок прозвенел, когда Валентина Матвиенко была избрана на пост губернатора Санкт-Петербурга, а ее место полпреда в Северо-Западном федеральном округе досталось одному из не самых влиятельных министров - Илье Клебанову. В этом году должность полпреда девальвировалась настолько, что на нее стали назначать, как в почетную ссылку, бывших губернаторов и отставных военных - бывший начальник Генштаба Анатолий Квашнин назначен в Сибирский федеральный округ, а бывший губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев стал полпредом в Южном федеральном округе и был заменен на этом посту руководителем аппарата правительства Дмитрием Козаком только в связи с чрезвычайными обстоятельствами - терактом в Беслане.

На фоне падения авторитета института полпредства заявление главы ЦИК Александра Вешнякова о возможном упразднении должности полпреда президента кажется вполне логичным. «Не исключаю, что со временем в этом виде институт полпредов президента уже не будет требоваться», - заявил Вешняков в Вологде на семинаре по реформированию выборной системы. Глава ЦИК уточнил и срок, в который предположительно отомрет институт полпредов: это, по словам Вешнякова, случится тогда, когда закончатся полномочия избранных губернаторов-то есть к 2009 году. По мнению экспертов, институт полпредов в самом деле изжил себя. «В условиях фактического назначения губернаторов нет смысла оставлять еще и полпредов, - сказал замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Полпреды - уходящая натура, они сделали свое дело - «построили» губернаторов, подогнали региональные законы под федеральные, теперь они могут уйти». Между тем в самом стане полпредов комментарии главы ЦИК вызвали явное неудовольствие: «На этот раз Вешняков не угадал. На выездном заседании президиума Госсовета в Саратове президент пообещал не только сохранить своих полпредов до 2008 года, но и придать им больше полномочий. Президент привел такую аналогию: глава государства - это как начальник цеха, полпред - прораб, а губернатор - мастер, в том смысле, что без прорабов нельзя. А вот государственных федеральных инспекторов действительно сократят».

В подтверждение своей правоты в полпредстве - например, Приволжского федерального округа - ссылаются на мнение еще более авторитетное, чем мнение главы ЦИК, - замглавы администрации президента Владислава Суркова, который, представляя в Думе президентскую инициативу по замене всенародных выборов губернаторов на их фактическое назначение из центра, сказал, что полпреды «останутся координаторами деятельности губернаторов».

Как будут развиваться события - покажет время, но можно предположить, что скоро институт полпредов может быть и вовсе ликвидирован - содержать его исключительно для отставных федеральных политиков, наверное, нерационально. А чтобы восстановить дееспособность данного института, пришлось бы полностью обновлять его руководящий состав.

Заключение

Федерализм является одной из фундаментальных основ формирования современной российской государственности. В современной российской модели федерализма взаимодействуют друг с другом централизованное и децентрализованное, дуалистическое и кооперативное начала, что позволяет представить ее как развивающуюся.

В России исторически складывались предпосылки для формирования федерации: полиэтнический характер государства; существование в прошлом многообразных форм взаимодействия центра и регионов, имевших преимущественно интеграционный характер; протяженность территории и разнообразие территориальных условий, жизненных укладов. При строительстве федеративного государства, исходя из политических целей и исторической обусловленности, необходимо сочетание территориального и национально-территориального подходов.

Федерализм представляет собой концепцию территориального распределения политической власти, на основе которой институализируется федеративное государство. Важнейшим признаком федеративного государства является определенная степень автономии и независимости его субъектов, не выходящая за рамки, определенные конституционным устройством.

Федеративное устройство закреплено Конституцией РФ и, кроме того, на практике показало свою стратегическую значимость именно для российской государственности.

Совершенствование федерализма - это достаточно длительный процесс, и Россия находится в его начальной фазе, обусловленной необходимостью развития и углубления экономических аспектов федеративных отношений, основанных на особенностях субъектов Федерации и развитии межрегиональных хозяйственных связей.

Главные задачи развития федерализма видятся в укреплении конституционных принципов российского государства, таких как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Однако подобные конституционные основы российского федерализма оказывались нереализованными, в силу наличия социально-экономической и правовой асимметрии в федеративных отношениях, а так же множества противоречий в конституционной модели современного российского федерализма. В частности, противоречивые принципы структурирования федерации, нерешенная проблема размежевания полномочий и собственности между центральными и региональными властями, несоответствия между федеральной Конституцией и основными законами субъектов федерации, наличие стереотипов «социалистического» советского федерализма с тенденциями этнизации государства и огосударствлении этничности. Кроме упомянутых, среди наиболее актуальных проблем федеративных отношений сегодня выделяются: конституционные противоречия в федеральной и региональной законодательской базе, неравенство в экономическом потенциале регионов, несовершенство действующей модели бюджетного федерализма, незавершенность и противоречивость процессов разграничения полномочий по предметам совместного ведения, неясные перспективы института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Совершенствование федеративных отношений входит в число приоритетных задач внутренней политики государства и призвано реализовать на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти. Оптимизация федеративных отношений не преследует цели «губернизации.» республик или «республиканизации» краев и областей. «Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании национального и территориального фактора и их консенсусное развитие».

Сегодня совершенно очевидно, что от хода и результатов совершенствования федеративных отношений сегодня в значительной мере зависит будущее России как демократической и процветающей державы.

Список использованной литературы

1.
Конституция РФ. - М.: Юридическая литература, 1994.

2. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма. - М.: СОЛДИС, 1994. - 203 с.

3. Актуальные проблемы развития федеративных отношений в Российской Федерации: Сборник материалов проекта. /Проект «Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации». /Под ред. П. Корсби. - М.: Издат. дом Эдуарда Боброва, 2006. - 247 с.

4. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы: Учебное особие. - М.: ОАО НПО «Экономика», 2000. - 302 с. - (Энциклопедия управленческих знаний)

5. Дементьев А.Н., Першин Е.В., Глигич-Золотарева М.В. Актуальные проблемы федеративных отношений в России. // Аналитический вестник Совета Федерации. №21 (241), 2004 г.

6. Зубов А.Б. Унитаризм или федерализм (К вопросу о будущей организации государственного пространства России). // Полис. - 2000. №5.

7. Иванов В.Н. Российский федерализм: что дальше? // Социс. 1998. №1.

8. Каспэ Святослав Игоревич. Конструировать федерацию - renovatio imperii как метод социальной инженерии. // Полис. 2000. №5. С. 55-69.

9. Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма. - М.: СОЛДИС, 2005. -122 с.

10. Левинтов А.Е. Постсоветская сатрапизация и возможности будущей регионализации России. Новые факторы регионального развития. - М.: ПРИОР, 1999. - 218 с.

11. Лысенко В.Н. Россия и Испания, опыт решения региональных и национальных проблем. - М.: Этносфера, 1999.

12. Медведев Н.П. Институт консенсуса и проблемы федерализма в современной России. /Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма. - М.: ТДК «Москва», 2000. - 172 с.

13. Попов А.И. Региональная политика в России: проблемы государственного управления. - М.: Просвещение, 2006. - 130 с.

14. Родоман Б.Б. Россия - административно-территориальный монстр.

15. Рыжков В.А. Странная федерация: проблемы и перспективы развития федерализма в России. // Полития. - 2000. №4 (14).

16. Столяров В.М. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. - М.: Юристъ, 2005. - 166 с.

17. Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. - М.: ПРИОР, 2001. - 128 с.

18. Тангалычев Камиль. Основная цель - эффективная Федерация. // Парламентский вестник, №13 (2081) от 25 января 2007 г.

19. Федерализм: теория и история развития. /Под ред. М.Н. Марченко. - М.: ПРИОР, 2005. - 204 с.

20. Федоров А.Ф. Российский федерализм: исторический опыт и современность. - М.: ТДК «Москва», 2006. - 146 с.

21. Юханов Н.С. Актуальные проблемы реформирования федеративных отношений в России. // Актуальные проблемы политологии: Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. /Отв. ред.: д.ф.н., проф. В.Д. Зотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 99-112.

22. www. Совет Федерации - Аналитические материалы - Аналитические вестники - Актуальные проблемы совершенствования федеративного устройства России.htm. /По итогам работы «круглого стола» «Российский федерализм: проблемы модернизации»/17 (148) Июль 2001

23. www.council.gov.ru // Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

24. www.federalism.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.