на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Финансовое право
p align="left">Финансовое правоотношения является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правовоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, а значит, есть результат действия правовой нормы" или "форма ее реализации". Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства.

Чтобы рассмотреть содержание финансовых правоотношений, рассмотрим понятие "финансовой" нормы, ее содержание и структуру.

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.

Содержание - это правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

Содержание обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений (вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет).

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Обязывающие нормы - обязывают совершить определенные действия, например - уплатить платежи.

Устанавливающие нормы - устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных действий в предусмотренных рамках.

В зависимости от своего содержания могут быть материальными или процессуальными.

Материальные - закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банков.

Процессуальные - устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Права и обязанности сторон, составляющие содержание правоотношений, определяются не договором или иной формой соглашения сторон, а законодательным актом, предусматривающим основания возникновения, изменения и прекращения финансовых отношений.

Финансовые правоотношения классифицируются по нескольким основаниям. По материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, кредитные, валютные и т.д. По субъектному составу они идентичны приведенным в данном пособии финансовым отношениям. В зависимости от структуры финансовой системы Республики Беларусь они подразделяются соответственно по звеньям финансовой системы.

Так же как и финансовые отношения, финансовые правоотношения можно подразделить на материальные и процессуальные. Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности участников финансовых отношений. Например, право местного Совета депутатов на свой бюджет, право всех звеньев бюджетной системы на получение доходов. Это право реализуется в результате конкретной деятельности предприятий, создающих чистый доход, и органов, взимающих причитающиеся бюджетной системе налоги.

Содержание процессуальных финансовых правоотношений заключается в следовании государственными органами определенному порядку при реализации своих финансовых полномочий. Президент, например, обязан подписать представленный Национальным собранием закон о бюджете Республики Беларусь на такой-то год. Установлен срок, в течение которого он должен либо подписать закон, либо вернуть его Парламенту на доработку. В процессуальных финансовых правоотношениях, таким образом, выражаются определенная последовательность и сроки, в течение которых должны быть совершены те или иные действия. Процессуальные правоотношения позволяют в полной мере реализоваться материальным правоотношениям, поэтому государство заинтересовано в постоянном их совершенствовании.

2.2 ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ И ЕГО ЗАЩИТА

Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями.

Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. При этом понятия "субъект финансового права" и "субъект (или участник) финансового правоотношения" отличаются.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права независимо от участия в конкретных правоотношениях. Однако субъект финансового права -- понятие более широкое, чем субъект финансового правоотношения. Когда субъект финансового права вступает в конкретные правоотношения, он становится субъектом финансового правоотношения. При этом он сохраняет все свои качества, которыми обладал до вступления в них, т.е. остается субъектом финансового права. До определенного момента носители финансовых прав и обязанностей могут не вступать в конкретные правоотношения, и часть их прав и обязанностей может быть нереализованной.

Субъекты финансовых правоотношений делятся на следующие группы):

1. Государство и его территориальные подразделения.

2. Коллективные субъекты.

3. Индивидуальные субъекты. Классификация субъектов финансовых правоотношений

В первую группу субъектов финансовых правоотношений (государство и его территориальные подразделения) входят:

1. Российская Федерация;

2. субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения - Москва и Санкт - Петербург , автономная область, автономные округа;

3. муниципальные образования - городские, сельские поселения и иные территории;

4. административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования;

5. административно-территориальные образования особого режима.

Аналогичный круг субъектов в бюджетных правоотношениях. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами или органами местного самоуправления, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях: например, в отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов, при использовании банковского кредита для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, края, области и т.д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений составляют коллективные субъекты, к которым относятся:

1. Государственные и общественные организации, в том числе органы государственной власти и управления.

2. Органы местного самоуправления.

3. Предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансовых правоотношений, участие которых в данных правоотношениях является обязательным. К ним относятся все органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В составе органов исполнительной власти присутствует как система финансово-кредитных органов, постоянно участвующих в финансовых правоотношениях, так и органы общей компетенции, для которых финансовая деятельность не является основной. Органы местного самоуправления осуществляют самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.[1] Представительная (законодательная) ветвь власти участвует в финансовых правоотношениях в полном составе, поскольку в ее компетенцию входит принятие различных финансовых законодательных актов, а в бюджетных правоотношениях законодательной власти отведена особая роль - рассмотрение и принятие бюджетов. Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления определяют их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности, которая подлежит обязательной реализации. Каждый орган исполнительной власти может распределить свою компетенцию между подчиненными организациями, структурными подразделениями и должностными лицами.

Предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности действуют на праве хозяйственного ведения и преследуют извлечение прибыли. Они вступают в финансовые правоотношения или в связи с внесением в бюджеты разных уровней налогов и сборов, или с получением бюджетных ассигнований и т.д.[4] Отдельно необходимо обратить внимание на казенные предприятия, как особую форму государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления.[5] Финансовые правоотношения таких предприятий, помимо свойственных другим коммерческим предприятиям, содержат дополнительные правоотношения, связанные с полномочиями государственных органов по управлению их финансовой деятельностью. Их самостоятельность ограничена различными финансово-правовыми актами, и распоряжаться своим имуществом и прибылью так же, как коммерческие организации они не вправе.

Другую группу коллективных субъектов финансовых правоотношений составляют учреждения, которые являются некоммерческими организациями и не имеют цели получения прибыли. Они создаются для осуществления социально-культурной, научной, образовательной и управленческой деятельности и являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета.[7] .Актами финансового права также регулируются права и обязанности данных учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, которые учитываются в их сметах.[4] Подавляющее большинство предприятий, организаций и учреждений являются юридическими лицами, но в отдельных случаях участниками финансовых правоотношений могут быть их филиалы и представительства.

Третью группу субъектов финансовых правоотношений составляют индивидуальные субъекты - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Права и обязанности физических лиц связаны в основном с налоговыми и бюджетными правоотношениями. Они возникают по поводу уплаты установленных налогов и сборов в бюджеты и получения средств из бюджетов разных уровней. Кроме того, граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования. Законодательство определяет права и обязанности не только граждан России, но и иностранцев и лиц без гражданства. Отдельно необходимо выделить граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе без образования юридического лица, глав крестьянского (фермерского) хозяйства.[4] Права и обязанности этих субъектов финансового права во многом схожи с правами и обязанностями коммерческих организаций, но имеют свои характерные отличия. Кроме того, граждане РФ имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов.[1]

Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется в первую очередь посредством разъяснительной работы. В качестве примера можно привести рекламные акции налоговых органов, призывающие платить налоги. Вторым методом является метод государственного принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, пресекательных и восстановительных мер). Он применяется в случае нарушения установленных финансовых правил. Первоочередность принадлежит методу убеждения. Меры государственного принуждения являются одним из основных элементов механизма правового регулирования финансовых отношений. Их использование необходимо и в случаях возникновения потребностей в защите прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Данные меры применяются ко всем видам субъектов финансовых правоотношений - государству, его территориальным подразделениям, органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях - восстановление нарушенных прав.

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.

В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компетенции или арбитражный суд.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.